Разработка урока по информатике
Класс: 9
Автор: учитель информатики МБОУ Малозиновьевской ООШ
Едукова М. В.
Тема урока: Окружающий мир как иерархическая система.
Цели урока:
Образовательная – усвоить понятия «система», «иерархия», осознать то, что окружающий мир – это иерархическая система, в которой все элементы связаны между собой.
Воспитательная – сформировать коммуникативные навыки, умения работать в группе, сотрудничество.
Развивающая – сформировать умения выстраивать причинно-следственные связи, аргументировать свою точку зрения.
Оборудование на уроке:
ПК, проектор
Интерактивная доска.
Карты с текстами для анализа.
Слайды с изображениями.
Видео «От большого взрыва до наших дней за 90 секунд».
Приемы, используемые на уроке:
1. «Толстые» и «тонкие» вопросы.
2. Критическое мышление – метод «инсерт».
3. Проблемно-поисковый метод.
4. Синквейн.
Межпредметные связи: астрономия, химия, обществознание.
Структура урока:
Организационный момент.
Постановка цели. На экране воспроизводится фильм «История создания мира за 90 секунд» (Приложение № 1). Вопрос: О чем мы будем сегодня говорить? Какова тема урока? (об эволюции, о мире, о развитии Вселенной). Что бы вы хотели узнать на уроке? Что интересное, новое вы хотите унести с собой сегодня?
Актуализация знаний, УУД в начале урока.
На интерактивной доске понятия (Приложение 2):
Атом | Галактика | Животные | Система |
Общество | Молекула | Знания | Человек |
техника | Растения | Вселенная | планета |
Парная работа : каждому учащемуся нужно составить 3 предложения, используя любые из этих слов, прочитать соседу по парте.
Фронтальная работа: перетаскиванием по интерактивной доске выстроить все эти слова в схему.
Вопросы: Почему именно так вы построили схему? Что, по вашему мнению, должно быть в верхней части, в нижней части схемы?
Обсуждение, перестановка элементов.
"Тонкие” вопросы | "Толстые” вопросы |
Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана. Кто находится вверху иерархии? А внизу? Что связывает все эти элементы? Где в жизни встречается иерархическая структура? Какое слово из представленных объединяет все остальные? | Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Объясните, почему человек не на верхушке этой структуры? В чём различие планеты и звезды? Предположите, что будет, если убрать из структуры знания? Согласны ли вы, что человек – «венец природы»? Что это значит? Могут ли все эти элементы быть равноправными и почему? |
Первичное восприятие теоретического учебного материала.
Записать определение:
Иерархия - порядок подчинённости низших звеньев высшим, организация их в структуру типа «дерево».
Разделить учащихся на группы. Родившиеся весной – 1-я группа, летом – 2-я, осенью – 3-я, зимой – 4-я.
Задания для групп:
Приведите примеры подчинения:
в семье
в школе
в государстве
в живой природе
5. Актуализация знаний:
На слайде изображения (приложение 2): двигателя автомобиля, солнечной системы, кровеносной системы человека, системы уравнений.
Ответить на вопросы: Что общего между рисунками? (состоят из элементов), Как называются объекты, состоящие из других объектов? (системы) Что произойдет, если из системы убрать хотя бы 1 элемент? (не будет функционировать).
Вывод: в системе все элементы взаимосвязаны.
Прием «инсерт».
Детям раздается текст (Приложение 3). Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы.
Обсуждение текста. Графит, графен и алмаз – это системы? (Да, так как кристаллические решетки состоят из множества элементов). Составляющие элементы – одни и те же (атомы углерода), почему вещества различные? (в решетке расположены по разному, графит – слоистый, графен – из одного слоя).
Вывод: системы из одних и тех же элементов могут быть разными.
На слайде фамилии всех учеников класса.
Между вами есть формальные(деловые) и неформальные (дружеские) связи.
Формальные коммуникации, связанные с учением, соединяют вас всех в единый коллектив класса, а неформальные группы формируются спонтанно, объединяя людей по интересам и общим качествам личности.
Нарисуйте стрелками на интерактивной доске (Приложение 2) неформальные связи между вами. (дети выходят, находят свое имя, показывают односторонними или двухсторонними стрелками связи с друзьями на графе)
Вывод: элементы в системах могут быть связаны по-разному.
Сформулируем свойства систем.
Оглянитесь, что вы видите вокруг? (людей, мебель, деревья за окном). Что вы не видите, но это есть вокруг вас? (микроорганизмы, атомы, молекулы, планета Земля, другие планеты, галактики). Значит, мы в разных мирах?
Мир, состоящий из объектов, сравнимых по размеру с человеком, это – макромир. Мегамир – состоит из громадных, по сравнению с человеком, объектов – планеты, звезды, галактики. Мельчайшие, не видимые глазу организмы, вирусы, молекулы веществ – это микромир.
Проблемные вопросы:
Принимаются самые неожиданные и нестандартные решения.
Поделитесь с соседом по парте. Оцените идею товарища по 10-бальной шкале. Озвучьте самые интересные решения.
6. Рефлексия.
Составьте синквейн к слову «система»
(например:
система
целостная, организованная
функционирует, разрушается, взаимодействует
Наш мир – это иерархическая система.
связь)
4