Разработка урока "Кнопочные компоненты, переключатели"
Разработка урока "Кнопочные компоненты, переключатели"
Применение основ знаний, полученных в курсе ОАиП, при решении практических задач по специальности, использование полученных навыков работы при курсовом и дипломном проектировании;практическое освоение инструментария для разработки документации ПО с помощью языков программирования (оформлении дипломных и курсовых работ и т. д.);освоение новых универсальных интегрированных схем и документации в соответствие со стандартами всех стадиях разработки программ для оформления отчётов, курсовых и дипломных работ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3.Тәрбиелік/ Воспитательная:Воспитывать в учащихся умение участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию, стремление к взаимопониманиюПобуждать учащихся к взаимоконтролю, вызвать потребность в обосновании своих высказываний.
ҚР Білім беру стандарты/ Государственный стандарт образования РК:
1.Білім/Знания:основы алгоритмизации, способы записи алгоритмов, алгоритмические языки высокого уровня, словарь языка программирования TurboPascal и ObjectPascal, Delphi, структура программы, описание типов данных, динамические структуры данных;современные технологии программирования.
2.Біліктілік/ Умения:Применение основ знаний, полученных в курсе ОАиП, при решении практических задач по специальности, использование полученных навыков работы при курсовом и дипломном проектировании;практическое освоение инструментария для разработки документации ПО с помощью языков программирования (оформлении дипломных и курсовых работ и т. д.);освоение новых универсальных интегрированных схем и документации в соответствие со стандартами всех стадиях разработки программ для оформления отчётов, курсовых и дипломных работ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.
3.Дағдылар/ Навыки: критерии оценки качества программ, проблемы обеспечения «дружественности» к пользователю и программисту, вопросы использования в программах подпрограмм (процедур и функций)
Глоссарий:Зависимые переключатели, предназначенные для выбора одного из нескольких взаимоисключающих решений
Негізгі және қосымша әдебиеттер/ Основная и дополнительная литература: Аубакиров Г.Д., Хмыров А.Г. «Языки программирования Pascal, Delphi» , Фолиант, 2007;Митчелл К. Керман «Программирование и отладка в Delphi» 2003г.
Пәнаралық байланыс/ Межпредметные связи: основы алгоритмизации и программирования
Көрнекті құралдар, жабдықтар, үлестірме қағаздар/Наглядные пособия, оборудование, раздаточный материял: конспект, ПК, программа Delphi7, презентация с тестовыми заданиями, интерактивная доска, карточки с заданием
Сабақ барысы/ Ход урока
1.Ұйымдастыру бөлімі/ Организационная часть:Приветствие, проверка наличия учащихся. Постановка целей и задач занятия. Подготовка к занятию.
2. Өткен тақырыпты қайталау/ Опрос и проверка пройденного материала: активизация знаний учащихся путем тестового задания по темам «Структура объектов» и «Библиотека компонентов»
3. Жаңа тақырыпты зерделеу/ Изучение нового материала: план лекции:
Зависимые переключатели
Панель
Компонент рисования геометрических фигур
4. Нығайту/ Закрепление:закрепить пройденным материал путем выполнения лабораторно практического задания
5. Өздік жұмыс/ Самостоятельная работа учащихся: написать программу с использованием компонентов переключатель и стандартная фигура
6. Сабақ қорытындысы/ Подведение итогов урока:проверка выполненния самостоятельной работы учащихся, исправления ошибок,пояснение к ошибкам. Выставление оценок. Пояснение к оценкам.
7. Үй тапсырмасы/ Домашнее задание:конспект
Оқытушы/ Преподаватель: Мустафина Ардак Карымсаковна
Активизация знаний учащихся
Тестовые задания предоставляются учащимся в виде презентации с демонстрацией на интерактивной доске
Тестовые задания
Палитру компонентов можно настраивать с помощью:
A) Проводника
B) С помощью редактора компонентов
C) Preview
D) XML Tree
E) Palette Properties
5
Переключение между окнами Формы и Редактора кода можно с помощью клавиши:
A) F9
B) F5
C) F6
D) F12
E) F11
4
Окно Инспектора объектов можно открыть с помощью клавиши:
A) F12
B) F11
C) F7
D)F4
E) F10
2
Сколько страниц входит первоначально в Палитру компонентов:
A) 13
B) 43
C) 33
D) 23
E) 32
5
Строковые выражения. Функция преобразования значения вещественного выражения … в строку?
A) StrToFloat(const S: Extended): String
B) StrToFloat(const S: String): String
C) StrToFloat(Value: Extended): String
D) FloatToStr(const S: String): Extended
E) FloatToStr(Value: Extended): String
5
Использование визуальных компонентов. На странице Additionalинтерфейсный компонент Shapeэто:
A) графическое изображение
B) всплывающее меню
C) геометрическая фигура
D) область прокрутки
E) список флажков
3
Использование визуальных компонентов. На странице Win32 интерфейсный компонент TreeViewэто:
A) дерево объектов
B) декларация ХР
C) список действий
D) дерево объектов
E) дерево инструментов
4
Пояснительная часть урока Мы изучили некоторые компоненты которые часто используются при написания какого либо приложения. Это компоненты со страницы Standard компоненты TLabel - метка для отображения текста и TButton – кнопка. Мы знаем что Компоненты класса TLabel (метка) предназначены для размещения на форме различного рода текстовых надписей. Для этого служит центральное свойство компонента - Caption. А кнопкиTButton широко используются для управления программами. Связанный с кнопкой алгоритм управления реализуется в обработчике события OnClick. Сегодня му познакомимся еще с некоторыми компонентами со страницы Standard,которые являются зависимыми переключателями. То есть зависимые переключатели, предназначенны для выбора одного из нескольких взаимоисключающих решений. На форму (точнее, в компонент-контейнер) помещается по меньшей мере два таких компонента. Они могут иметь только два состояния, определяемых свойством Сhecked. Если в одном компоненте это свойство принимает значение True, во всех других компонентах, расположенных в том же контейнере, свойства Сhecked принимают значения False. TRadioButton - зависимые переключатели
Рис. 1. Пример объекта зависимых переключателей
RadioButton - зависимый переключатель. Обычно объединяется как минимум еще с одним таким же компонентом в группу. Щелчок по переключателю приводит к автоматическому освобождению ранее выбранного переключателя в той же группе.
TRadioGroup - группа зависимых переключателей
Рис. 2. Пример группы зависимых переключателей
Компонент класса TRadioGroup представляет собой специальный контейнер, предназначенный для размещения зависимых переключателей класса TRadioButton. Каждый размещаемый в нем переключатель помещается в специальный список items и доступен по индексу, что упрощает обслуживание группы.
Свойствакомпонента:
property Columns: Integers;
Определяет количество столбцов переключателей
property Itemlndex: Integer;
Содержит индекс выбранного переключателя
property Items: TStrings;
Содержит список строк с заголовками элементов. Добавление/удаление элементов достигается добавлением/удалением строк списка items
После размещения компонента на форме он пуст. Чтобы создать в нем хотя бы один переключатель, следует раскрыть редактор списка Items и ввести хотя бы одну строку: строки Items используются как поясняющие надписи справа от переключателей, а их количество определяет количество переключателей в группе. Замечу также, что после создания компонента его свойство Itemlndex по умолчанию имеет значение -1, это означает, что ни один переключатель в группе не выбран. Если в момент появления компонента на экране в каком-то переключателе выбор уже должен быть установлен, необходимо на этапе конструирования с помощью окна Инспектора объектов или программно (например, в обработчике OnActivate формы) установить в свойство ItemIndex номер соответствующего переключателя (нумерация начинается с 0). Это же свойство позволяет программе проанализировать выбор пользователя, например:
caseRadioGroupl.Itemlndex of
0: ...; //Выбран 1-й переключатель1: ...; //Выбран 2-й переключатель
Else..... //Не выбран ни один переключатель end;
TPanel - панель
Рис. 3. Пример объекта панель
Компонент TPanel (панель) представляет собой контейнер общего назначения. Он не имеет заголовка и поэтому менее удобен для функционального группирования элементов. С другой стороны, его свойство Caption отображается в виде текстовой строки и может использоваться для вывода сообщений. Компоненты этого класса часто помещаются на форму для того, чтобы располагать вставленные в них дочерние компоненты вдоль одной из сторон окна независимо от изменения размеров этого окна.
Компонент имеет развитые средства создания различных эффектов трехмерности за счет использующихся в нем двух кромок -внешней и внутренней.
Свойствакомпонента:
type TAlignment = (taLeftJustify, taRightJustify, taCenter) ; property Alignment: TAlignment;
Определяет выравнивание текста относительно границ компонента
type TBevelCut = (bvNone, bvLow-ered, bvRaised, bvSpace) ;
Определяет вид внутренней кромки: bvNone - кромки нет; bvLowered - вдавленная кромка; bvRaised - приподнятая кромка; bvSpace - то же, что и bvRaised
property BevelInner: TPanelBevel;
Определяет вид внешней кромки
propertyBevelOuter: TPanelBevel; type TBevelWidth = l..MaxInt;
Определяет стиль рамки: bsNone - нет рамки; bsSingle - компонент по периметру обводится линией толщиной в 1 пиксель
property FullRepaint: Boolean;
Разрешает/запрещает перерисовку панели и всех ее дочерних элементов при изменении ее размеров
Для компонента объявлено событие onResize, в обработчике которого программист может предусмотреть необходимую реакцию на изменение размеров компонента. Panel - панель. Этот компонент, служит для объединения нескольких компонентов. Содержит внутреннюю и внешнюю кромки, что позволяет создать эффекты “вдавленности” и “выпуклости”.
Additional.
Эта страница содержит более развитые компоненты. Например, компонент Outline удобен для отображения информации с иерархической структурой, а удивительный MediaPlayer позволит вашим программам воспроизводить звук, музыку и видео. Данная страница также содержит компоненты, главное назначение которых — отображение графической информации. Компонент Image загружает и отображает растровые изображения, а компонент Shape, украсит ваши формы окружностями, квадратами и т.д.
Shape - фигура. С помощью этого компонента вы можете вставить в окно правильную геометрическую фигуру - прямоугольник, эллипс, окружность и т. п.
TShape - стандартная фигура
Рис4.
Компонент рисует одну из простейших геометрических фигур, определяемых следующим множеством:typeTShapeType = (stRectangle, stSquare, stRoundRect, stRoundSquare, stEllipse, stCircle);(прямоугольник, квадрат, скругленный прямоугольник, скругленный квадрат, эллипс, окружность). Фигура полностью занимает все пространство компонента. Если задан квадрат или круг, а размеры элемента по горизонтали и вертикали отличаются, фигура чертится с размером меньшего измерения.Помимо стандартных чертежных инструментов Brush и pen (шрифт для компонента не нужен) в компоненте определено свойство shape.' TShapeType, которое и задает вид геометрической фигуры. Изменение этого свойства приводит к немедленной перерисовке изображен.
Практическая часть урока
На рисунке 1 представлен возможный вариант графического интерфейса программы «Светофор». На форму устанавливаем Panel, задаем для свойства TBevelCut = bvLowered (вдавленная кромка), на него устанавливаем 3 Shape,и задаем свойства Shape = stCircle. В свойстве указываем цвет заливки Brush: Color = clSilver; а также в свойстве задаем цвет контура фигур Pen.Color = Black . на форму устанавливаем Label(надпись), Button(выход с программы), RadoiGroup и на нем 3 компонента RadioButton . код программы прописываем на RadioButton самостоятельно.