Разработка открытого урока по теме "Архивация данных"
Разработка открытого урока по теме "Архивация данных"
Данный урок является обучающим уроком по теме «Архивация данных». Целями данного урока являются:
образовательная:
научить создавать архив данных и извлекать данные из архива;
познакомить учащихся с принципами архивации, программами-архиваторами.
развивающая:
развивать умения и навыки работать с программами архиваторами;
умения и навыки работы в группе;
логику мышления;
познавательный интерес, творческую инициативу и активность;
исследовательские навыки у учащихся.
воспитательные:
способствовать воспитанию творческой, инициативной личности через специфику заданий.
После изучения урока студенты должны:
знать способы сжатия информации и назначение программ архиваторов;
уметь упаковывать и распаковывать данные.
В уроке используется мультимедийная презентация, что повышает интерес к изучаемому материалу. Материал выглядит более наглядно и у студентов активируются все органы восприятия – слух, зрение, моторика, лучше запоминают материал.
Так же на уроке используется сочетание нескольких методов обучения: индивидуальная практическая работа; разделение группы на 3 команды при исследовательской работе.
Так же на уроке используется электронный тест для контроля знаний по пройденному материалу, что позволяет индивидуализировать работу со студентами и повышает интерес к изучаемому предмету. Студенты видят не субъективную оценку преподавателя, с которой они не всегда согласны, а объективную оценку компьютера, с которой сложно не согласиться.
Благодаря исследовательской работе на уроке, студенты приобретают исследовательские навыки.
Во время урока формируется комфортная психологическая обстановка в группе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по теме "Архивация данных" »
Тема «Архивация данных»
Цель:
Образовательная:
научить создавать архив данных и извлекать данные из архива;
познакомить учащихся с принципами архивации, программами-архиваторами.
Развивающая:
развивать умения и навыки работать с программами архиваторами;
умения и навыки работы в группе;
логику мышления;
познавательный интерес, творческую инициативу и активность;
исследовательские навыки у учащихся.
Воспитательные:
способствовать воспитанию творческой, инициативной личности через специфику заданий.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
Способы сжатия информации;
назначение программ-архиваторов.
Учащиеся должны уметь: упаковывать и распаковывать данные.
Программно-дидактическое обеспечение урока: ПК, программа-архиватор WinRar, проектор, экран, папка с приложениями (Презентация, тест, файлы различных форматов), калькулятор.
План занятия:
Организационный момент;
Сообщение темы занятия и постановка целей;
Изложение нового материала;
Исследование эффективности сжатия файлов различных форматов;
Закрепление изученного материала методом тестирования учащихся;
Подведение итогов занятия.
Вид занятий (тип урока): изучение нового материала.
Ход занятия
I. Организационный момент. (4 мин.)
Проверка готовности учащихся к занятию, отметка отсутствующих.
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста. Я рада приветствовать всех вас сегодня на уроке информатики. Вы сегодня очень хорошо выглядите, все такие жизнерадостные и бодрые!
Я тоже хочу поделиться с вами своим хорошим настроением, надеюсь, что мы будем дружно работать, и у нас всё получится.
II. Сообщение темы занятия и постановка целей (2 мин)
Сегодня у нас открытый урок и вам особенно понадобится быстрота мысли, находчивость, смекалка, сообразительность. Тема нашего сегодняшнего занятия «Архивация данных», и наша цель: познакомиться с приемами и методами сжатия данных.
Сегодня на уроке вы узнаете что такое «архивации данных», познакомитесь с принципами архивации, программами-архиваторами, проведете самостоятельное исследование эффективности сжатия файлов различных форматов и с целью закрепления материала пройдете тестирование.
III. Изложение нового материала: (50 мин.)
При работе с информацией очень часто встречаются случаи, когда файлы, предназначенные для хранения или перемещения, не вмещаются на носитель информации или не соответствуют требуемому объему.
Можно ли уменьшить размер файла, не теряя содержащуюся в нем информацию? Можно!!! Например, мы складываем в несколько раз газету и кладём в карман, а потом на досуге без проблем разворачиваем и читаем. Компьютерным носителям информации в этом помогают особые программы для сжатия данных.
Как же происходит сжатие информации?
Приведём грубую, но понятную аналогию по вашей профессии. (что перед нами представлено? И для чего это используется?) Сжатие данных похоже на работу компрессора Э500 который сжимает воздух для того чтобы можно было пользоваться автотормозами. Т.е на ж/д транспорте, весь поездной состав работает на автоматических тормозах, и для этого нужен сжатый воздух. На всех видах локомотивов установлены компрессоры, которые в процессе работы сжимают воздух и в дальнейшем подается в приборы управления тормозами. В данном случае сжатие – это процесс удаление воздуха, который закачивается компрессором, что бы на ж/д транспорте можно было пользоваться автотормозами. Чем больше сжимается воздух, тем больше он закачивается в резервы, а это значит, что в данном случае можно больше пользоваться автотормозами. Резерв это жесткий диск, чем больше мы сжимаем данные тем больше у нас свободного места для другой информации. (т.е для воздуха). (Приложение 1. 1 слайд)
(вопрос учащимся) Может кто-нибудь догадывается, в каких случаях необходимо провести архивацию?
Когда необходимо создать резервные копии наиболее ценных файлов
Когда необходимо освободить место на диске
Когда необходимо передать файлы по E-mail
Архивация – это упаковка файлов с целью уменьшения объема данных, предназначенных для хранения. (Приложение 1. 2 слайд)(запись в тетрадь)
Для архивации данных существуют специальные служебные программы-архиваторы, которые вместо нескольких файлов создают один – архивный. (Приложение 1. 3 слайд)
Архиваторы - это программы, позволяющие создавать и обрабатывать архивные копии файлов.(запись в тетрадь) При этом архивные копии имеют меньший размер, чем оригиналы. С помощью специальных алгоритмов сжатия из файлов удаляется вся избыточная информация, а при применении обратных алгоритмов распаковки архивная копия восстанавливается в первоначальном виде. Программы-архиваторы позволяют создавать и такие архивы, для извлечения из которых содержащихся в них файлов не требуются какие-либо программы, так как сами архивные файлы могут содержать программу распаковки. Такие архивные файлы называются самораспаковывающимися. (Приложение 1. 4 слайд)
Самораспаковывающийся архивный файл — это загрузочный, исполняемый модуль, который способен к самостоятельной разархивации находящихся в нем файлов без использования программы-архиватора.. (запись в тетрадь.). Самораспаковывающийся архив получил название SFX-архив (SelF-eXtracting). Архивы такого типа в MS DOS обычно создаются в форме .ЕХЕ-файла.. (Приложение 1. 5 слайд)
Наиболее популярными программами-архиваторами являются ZIP, RAR, ARJ, WinZIP и WinRAR. (запись в тетрадь)(Приложение 1. 6 слайд)
В результате сжатия информация представляется в новом виде. (Приложение 1. 7 слайд)
Сжатие текстовых файлов происходит приблизительно так. Составляется таблица встречающихся в тексте слов и выражений. Затем всем словам и выражениям в этой таблице даются номера. И весь текст в файле заменяется номерами из таблицы слов и выражений. Такой способ позволяет уменьшить размер текстового файла в 2-3 раза. Иногда текст, сжимается и в 10 раз, если в нём много повторов (Приложение 1. 8 слайд)
Графические файлы сжимаются за счет уменьшения областей, состоящих из точек одного цвета, до размера одной точки того же цвета. (Приложение 1. 9 слайд)
Фотографии сжимаются очень незначительно, так как областей, состоящих из пикселей одного и того же цвета очень мало. (Приложение 1. 10 слайд)
Увеличив изображение в сотни раз, можно увидеть, что располагающиеся рядом пиксели хоть незначительно, но отличаются друг от друга. (Приложение 1. 11 слайд)
Архивный файл удобен при хранении, копировании и перемещении файлов. Однако в сжатом виде информация представлена так, что текст не прочитать, рисунок не просмотреть, поэтому для работы с информацией требуется ее обратное преобразование – разархивация. (Приложение 1. 12 слайд)
Разархивация или распаковка – это восстановление файлов из архивного файла в том виде, какой они имели до помещения в архив.(запись в тетрадь)(Приложение 1. 13 слайд)
К настоящему времени наибольшую популярность и «жизненное пространство» завоевали архиваторы WinZip и WinRar. И сейчас я предоставляю возможность рассказать ребятам свои доклады на темы «Программа-архиватор WinZip» и «Программа архиватор WinRar».
Мы с вами остановимся на изучении архиватора WinRAR . Программа WinRAR умеет создавать как RAR, так и ZIP архивы. А разархивировать WinRAR умеет архивы полутора десятков форматов. В этом смысле WinRAR является для нас универсальным и удобным архиватором.
WinRAR применяется для упаковки текстов и программ. Причём, архив WinRAR может содержать как файлы, так и папки. WinRAR позволяет добавлять файлы и папки в архив и извлекать их оттуда.
И сейчас давайте перейдем к практической работе, в которой вы будете создавать новый архив, открывать его без архивации и распаковывать. Я попрошу всех занять свои рабочие места, напоминаю, что по правилам нашего кабинета вы должны записаться в журнале регистрации по пользованию ПК.
Практическая работа «Архивация данных»:
Создание нового архива:
В рабочей области окна архиватора найдите и выделите файл или файлы, которые необходимо поместить в архив.
Выберите кнопку Добавить на Панели инструментов.
В появившемся диалоговом окне с помощью кнопки Обзор укажите папку, в которой вы хотите создать архив, и дайте имя архиву (не используйте в качестве имени имена файлов, которые вы хотите заархивировать).
Укажите метод сжатия.
Нажмите ОК.
Открытие архива без распаковки:
Найдите архив в рабочей области окна архиватора.
Откройте его двойным щелчком или нажмите клавишу Enter.
Укажите имена файлов, входящих в архив, откройте их двойным щелчком мыши или нажмите Enter.
3. Распаковка архива:
Найдите архив в рабочей области окна архиватора.
Выделите его, откройте.
Щелкните по кнопке «Извлечь» на Панели инструментов.
Укажите папку для размещения распакованных файлов с помощью кнопки Показать.
Нажмите ОК.
Пожалуй, это – всё, что нужно знать, чтобы начать работать с архивными данными.
IV. Исследование эффективности сжатия файлов различных форматов (10 мин.)
Следующим этапом нашего урока является исследование эффективности сжатия файлов различных форматов.
Сейчас я предлагаю вам провести самостоятельное исследование эффективности сжатия файлов различных форматов. Разделитесь, пожалуйста, на 3 группы: 1 группа проведет архивацию и вычисление степени сжатия текстового файла (Приложение 2), 2 группа выполнит аналогичную работу с рисунком, выполненном в графическом редакторе Paint(Приложение 3) и 3 группа заархивирует и узнает степень сжатия фото (Приложение 4).
С помощью знакомой нам уже программы Калькулятор мы можем оценить степень сжатия файлов. Для этого мы выполним следующие действия: заархивируем файл и узнаем его объем. Обозначим его как Vа. Узнаем, сколько байт занимал наш файл до архивации. Этот объем обозначим как V. Степень сжатия файла обозначим за Rсж. Произведем расчеты по формуле:
100-Vа*100%/V= Rсж (Приложение 5, 1 слайд)
Попросить огласить результаты ребят, и затем провести сравнительный анализ степени сжатия файлов.
Выводнашего проведенного исследования показало, что лучше всего (в сотни раз) сжимаются рисунки, в которых много областей, состоящих из точек одного цвета. Хуже всего подвергаются компрессии фото, так как областей, состоящих из пикселей одного и того же цвета очень мало. Размер таких файлов остается почти неизменным. (Приложение 5, 2 слайд).
V. Закрепление изученного материала методом тестирования учащихся (10 мин.)
Для закрепления знаний, полученных сегодня на занятии я предлагаю вам пройти электронный тест.
VI. Подведение итогов (4 мин.)
(раздать смайлки)
Всем спасибо за урок. Мне было очень приятно с вами работать. Надеюсь, что сегодняшний урок вам понравился, и полученные знания вам пригодятся в дальнейшем. До свидания.