kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка открытого урока по теме "Архивация данных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является обучающим уроком по теме «Архивация данных». Целями данного урока  являются:

образовательная:

научить создавать архив данных и извлекать данные из архива;

познакомить учащихся с принципами архивации, программами-архиваторами.

развивающая:

развивать умения и навыки работать с программами архиваторами;

умения и навыки работы в группе;

логику мышления;

познавательный интерес, творческую инициативу и активность;

исследовательские навыки у учащихся.

воспитательные:

способствовать воспитанию творческой, инициативной личности через специфику заданий.

После изучения урока студенты должны:

знать способы сжатия информации и назначение программ архиваторов;

            уметь упаковывать и распаковывать данные.

            В уроке используется мультимедийная презентация, что повышает интерес к изучаемому материалу. Материал выглядит более наглядно и у студентов активируются все органы восприятия – слух, зрение, моторика, лучше запоминают материал.

            Так же на уроке используется сочетание нескольких методов обучения: индивидуальная практическая работа; разделение группы на 3 команды при исследовательской работе.

            Так же на уроке используется электронный тест для контроля знаний по пройденному материалу, что позволяет индивидуализировать работу со студентами и повышает интерес к изучаемому предмету. Студенты видят не субъективную оценку преподавателя, с которой они не всегда согласны, а объективную оценку компьютера, с которой сложно не согласиться.

            Благодаря исследовательской работе на уроке, студенты приобретают исследовательские навыки.

            Во время урока формируется комфортная психологическая обстановка в группе.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по теме "Архивация данных" »

Тема «Архивация данных»


Цель:

Образовательная:

научить создавать архив данных и извлекать данные из архива;

познакомить учащихся с принципами архивации, программами-архиваторами.

Развивающая:

развивать умения и навыки работать с программами архиваторами;

умения и навыки работы в группе;

логику мышления;

познавательный интерес, творческую инициативу и активность;

исследовательские навыки у учащихся.

Воспитательные:

способствовать воспитанию творческой, инициативной личности через специфику заданий.


Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

Способы сжатия информации;

назначение программ-архиваторов.

Учащиеся должны уметь: упаковывать и распаковывать данные.

Программно-дидактическое обеспечение урока: ПК, программа-архиватор WinRar, проектор, экран, папка с приложениями (Презентация, тест, файлы различных форматов), калькулятор.


План занятия:

Организационный момент;

Сообщение темы занятия и постановка целей;

Изложение нового материала;

Исследование эффективности сжатия файлов различных форматов;

Закрепление изученного материала методом тестирования учащихся;

Подведение итогов занятия.

Вид занятий (тип урока): изучение нового материала.

Ход занятия

I. Организационный момент. (4 мин.)

Проверка готовности учащихся к занятию, отметка отсутствующих.

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста. Я рада приветствовать всех вас сегодня на уроке информатики. Вы сегодня очень хорошо выглядите, все такие жизнерадостные и бодрые!

Я тоже хочу поделиться с вами своим хорошим настроением, надеюсь, что мы будем дружно работать, и у нас всё получится.


II. Сообщение темы занятия и постановка целей (2 мин)

Сегодня у нас открытый урок и вам особенно понадобится быстрота мысли, находчивость, смекалка, сообразительность. Тема нашего сегодняшнего занятия «Архивация данных», и наша цель: познакомиться с приемами и методами сжатия данных.

Сегодня на уроке вы узнаете что такое «архивации данных», познакомитесь с принципами архивации, программами-архиваторами, проведете самостоятельное исследование эффективности сжатия файлов различных форматов и с целью закрепления материала пройдете тестирование.


III. Изложение нового материала: (50 мин.)

При работе с информацией очень часто встречаются случаи, когда файлы, предназначенные для хранения или перемещения, не вмещаются на носитель информации или не соответствуют требуемому объему.

Можно ли уменьшить размер файла, не теряя содержащуюся в нем информацию? Можно!!! Например, мы складываем в несколько раз газету и кладём в карман, а потом на досуге без проблем разворачиваем и читаем. Компьютерным носителям информации в этом помогают особые программы для сжатия данных.



Как же происходит сжатие информации?

Приведём грубую, но понятную аналогию по вашей профессии. (что перед нами представлено? И для чего это используется?) Сжатие данных похоже на работу компрессора Э500 который сжимает воздух для того чтобы можно было пользоваться автотормозами. Т.е на ж/д транспорте, весь поездной состав работает на автоматических тормозах, и для этого нужен сжатый воздух. На всех видах локомотивов установлены компрессоры, которые в процессе работы сжимают воздух и в дальнейшем подается в приборы управления тормозами. В данном случае сжатие – это процесс удаление воздуха, который закачивается компрессором, что бы на ж/д транспорте можно было пользоваться автотормозами. Чем больше сжимается воздух, тем больше он закачивается в резервы, а это значит, что в данном случае можно больше пользоваться автотормозами. Резерв это жесткий диск, чем больше мы сжимаем данные тем больше у нас свободного места для другой информации. (т.е для воздуха). (Приложение 1. 1 слайд)

(вопрос учащимся) Может кто-нибудь догадывается, в каких случаях необходимо провести архивацию?

Когда необходимо создать резервные копии наиболее ценных файлов

Когда необходимо освободить место на диске

Когда необходимо передать файлы по E-mail

Архивация – это упаковка файлов с целью уменьшения объема данных, предназначенных для хранения. (Приложение 1. 2 слайд)(запись в тетрадь)

Для архивации данных существуют специальные служебные программы-архиваторы, которые вместо нескольких файлов создают один – архивный. (Приложение 1. 3 слайд)

Архиваторы - это программы, позволяющие создавать и обрабатывать архивные копии файлов.(запись в тетрадь) При этом архивные копии имеют меньший размер, чем оригиналы. С помощью специальных алгоритмов сжатия из файлов удаляется вся избыточная информация, а при применении обратных алгоритмов распаковки архивная копия восстанавливается в первоначальном виде.
Программы-архиваторы позволяют создавать и такие архивы, для извлечения из которых содержащихся в них файлов не требуются какие-либо программы, так как сами архивные файлы могут содержать программу распаковки. Такие архивные файлы называются самораспаковывающимися. (Приложение 1. 4 слайд)

Самораспаковывающийся архивный файл — это загрузочный, исполняемый модуль, который способен к самостоятельной разархивации находящихся в нем файлов без использования программы-архиватора.. (запись в тетрадь.). Самораспаковывающийся архив получил название SFX-архив (SelF-eXtracting). Архивы такого типа в MS DOS обычно создаются в форме .ЕХЕ-файла.. (Приложение 1. 5 слайд)

Наиболее популярными программами-архиваторами являются ZIP, RAR, ARJ, WinZIP и WinRAR. (запись в тетрадь)(Приложение 1. 6 слайд)

В результате сжатия информация представляется в новом виде. (Приложение 1. 7 слайд)

Сжатие текстовых файлов происходит приблизительно так. Составляется таблица встречающихся в тексте слов и выражений. Затем всем словам и выражениям в этой таблице даются номера. И весь текст в файле заменяется номерами из таблицы слов и выражений. Такой способ позволяет уменьшить размер текстового файла в 2-3 раза. Иногда текст, сжимается и в 10 раз, если в нём много повторов (Приложение 1. 8 слайд)

Графические файлы сжимаются за счет уменьшения областей, состоящих из точек одного цвета, до размера одной точки того же цвета. (Приложение 1. 9 слайд)

Фотографии сжимаются очень незначительно, так как областей, состоящих из пикселей одного и того же цвета очень мало. (Приложение 1. 10 слайд)

Увеличив изображение в сотни раз, можно увидеть, что располагающиеся рядом пиксели хоть незначительно, но отличаются друг от друга. (Приложение 1. 11 слайд)

Архивный файл удобен при хранении, копировании и перемещении файлов. Однако в сжатом виде информация представлена так, что текст не прочитать, рисунок не просмотреть, поэтому для работы с информацией требуется ее обратное преобразование – разархивация. (Приложение 1. 12 слайд)

Разархивация или распаковка – это восстановление файлов из архивного файла в том виде, какой они имели до помещения в архив.(запись в тетрадь) (Приложение 1. 13 слайд)



К настоящему времени наибольшую популярность и «жизненное пространство» завоевали архиваторы WinZip и WinRar. И сейчас я предоставляю возможность рассказать ребятам свои доклады на темы «Программа-архиватор WinZip» и «Программа архиватор WinRar».

Мы с вами остановимся на изучении архиватора WinRAR . Программа WinRAR умеет создавать как RAR, так и ZIP архивы. А разархивировать WinRAR умеет архивы полутора десятков форматов. В этом смысле WinRAR является для нас универсальным и удобным архиватором.

WinRAR применяется для упаковки текстов и программ. Причём, архив WinRAR может содержать как файлы, так и папки. WinRAR позволяет добавлять файлы и папки в архив и извлекать их оттуда.

И сейчас давайте перейдем к практической работе, в которой вы будете создавать новый архив, открывать его без архивации и распаковывать. Я попрошу всех занять свои рабочие места, напоминаю, что по правилам нашего кабинета вы должны записаться в журнале регистрации по пользованию ПК.

Практическая работа «Архивация данных»:

  1. Создание нового архива:

В рабочей области окна архиватора найдите и выделите файл или файлы, которые необходимо поместить в архив.

Выберите кнопку Добавить на Панели инструментов.

В появившемся диалоговом окне с помощью кнопки Обзор укажите папку, в которой вы хотите создать архив, и дайте имя архиву (не используйте в качестве имени имена файлов, которые вы хотите заархивировать).

Укажите метод сжатия.

Нажмите ОК.

  1. Открытие архива без распаковки:

Найдите архив в рабочей области окна архиватора.

Откройте его двойным щелчком или нажмите клавишу Enter.

Укажите имена файлов, входящих в архив, откройте их двойным щелчком мыши или нажмите Enter.

3. Распаковка архива:

Найдите архив в рабочей области окна архиватора.

Выделите его, откройте.

Щелкните по кнопке «Извлечь» на Панели инструментов.

Укажите папку для размещения распакованных файлов с помощью кнопки Показать.

Нажмите ОК.



Пожалуй, это – всё, что нужно знать, чтобы начать работать с архивными данными.



IV. Исследование эффективности сжатия файлов различных форматов (10 мин.)

Следующим этапом нашего урока является исследование эффективности сжатия файлов различных форматов.

Сейчас я предлагаю вам провести самостоятельное исследование эффективности сжатия файлов различных форматов. Разделитесь, пожалуйста, на 3 группы: 1 группа проведет архивацию и вычисление степени сжатия текстового файла (Приложение 2), 2 группа выполнит аналогичную работу с рисунком, выполненном в графическом редакторе Paint(Приложение 3) и 3 группа заархивирует и узнает степень сжатия фото (Приложение 4).

С помощью знакомой нам уже программы Калькулятор мы можем оценить степень сжатия файлов. Для этого мы выполним следующие действия: заархивируем файл и узнаем его объем. Обозначим его как Vа. Узнаем, сколько байт занимал наш файл до архивации. Этот объем обозначим как V. Степень сжатия файла обозначим за Rсж. Произведем расчеты по формуле:

100-Vа*100%/V= Rсж (Приложение 5, 1 слайд)

Попросить огласить результаты ребят, и затем провести сравнительный анализ степени сжатия файлов.

Вывод нашего проведенного исследования показало, что лучше всего (в сотни раз) сжимаются рисунки, в которых много областей, состоящих из точек одного цвета. Хуже всего подвергаются компрессии фото, так как областей, состоящих из пикселей одного и того же цвета очень мало. Размер таких файлов остается почти неизменным. (Приложение 5, 2 слайд).



V. Закрепление изученного материала методом тестирования учащихся (10 мин.)

Для закрепления знаний, полученных сегодня на занятии я предлагаю вам пройти электронный тест.



VI. Подведение итогов (4 мин.)

(раздать смайлки)

Всем спасибо за урок. Мне было очень приятно с вами работать. Надеюсь, что сегодняшний урок вам понравился, и полученные знания вам пригодятся в дальнейшем. До свидания.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка открытого урока по теме "Архивация данных"

Автор: Грановская Мария Викторовна

Дата: 18.06.2014

Номер свидетельства: 106652

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Разработка урока "Компьютерные вирусы, антивирусы, архиваторы" "
    ["seo_title"] => string(62) "razrabotka-uroka-komp-iutiernyie-virusy-antivirusy-arkhivatory"
    ["file_id"] => string(6) "159153"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421854438"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства