kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Расчетные операции в Excel. Работа с формулами и функциями. Математические модели. Решение задач моделирование и оптимизация с использованием Excel.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дата: ________

Класс: 10

Тема: Расчетные операции в Excel. Работа с формулами и функциями. Математические модели. Решение задач моделирование и оптимизация с использованием Excel.

Цели урока:1) уметь  работать с формулами, функциями.

               2) воспитательная: научить учащихся подходить к изучаемым проблемам с позиции исследователя; воспитывать чувство уверенности у учащихся, желание самому получить результат поиска; воспитание чувства коллективизма, гордости за свой народ.          

               3) развивающая: способствовать расширению кругозора учащихся, повышению их интеллекта.

 

 

 

 

План:

  1. Орг. Момент.
  2. Актуализация.
  3. Ход урока
  4. Запись Д/З.

5)Рефлексия.

 

Актуализация

Фронтально

Ход урока

 

 Использование функций в формулах.

Цель: познакомить учащихся с некоторыми математическими              и статистическими функциями Excel;

    научить детей использовать функции в формулах.

В общем случае функция – это переменная величина, значение которой зависит от значений других величин (их называют аргументами). Функция имеет имя (например, КОРЕНЬ) и, как правило, аргументы, которые записываются в круглых скобках следом за именем функции. Скобки – обязательный атрибут функции, даже если у неё нет аргументов (например, функция ПИ()). Если аргументов несколько, один аргумент отделяется от другого запятой. В некоторых версиях электронных таблиц разделителем целой и дробной части числа служит запятая, а разделителем аргументов в функциях – точка с запятой. Об этом обязательно нужно сообщить учащимся. В качестве аргументов функции могут использоваться числа, адреса ячеек, диапазоны ячеек, арифметические выражения и функции. Ниже приведены несколько примеров использования функций с разными значениями аргументов.

=КОРЕНЬ(4) (аргумент функции – число);

=КОРЕНЬ(C2) (аргумент функции – адрес ячейки);

=СУММ(A1:A10) (аргумент функции – диапазон ячеек);

=КОРЕНЬ(A2*A3+A4) (аргумент функции - арифметическое выражение);

=КОРЕНЬ(СУММ(A1:A10)) (аргумент функции – другая функция);

=КОРЕНЬ(СУММ(A1:A10)+B1+C1-3) (аргумент функции – арифметическое выражение, включающее в себя функцию, адреса ячеек и число).

В программе MS Excel можно использовать несколько сотен функций, которые разделены на категории (тематические группы). Не нужно запоминать имена всех функций и форматы их записи, так как для упрощения ввода функций предусмотрен Мастер функций, который можно вызвать либо нажатием кнопки  fx  на панели инструментов «Стандартная», либо командой [Вставка], [Функция…]. Ячейка, в которую вводится данная функция, должна быть обязательно предварительно выделена. После запуска Мастера функций необходимо выполнить два шага.

В левом списке окна мастера функций можно выбрать категорию функций (например, математические). В правом списке высвечиваются имена всех функций, входящих в данную категорию. Выбрав в этом списке функцию (например, КОРЕНЬ), нужно нажать кнопку Ok (или Готово). На экране появится второе окно.

В этом окне можно ввести аргумент (или аргументы, если их несколько) этой функции. В поле Число: вводится нужное значение, а ниже отображается значение этой функции при набранных аргументах. Поскольку аргументом может быть другая функция, предоставляется возможность вызвать вложенный мастер функций. Ввод адресов ячеек выполняется ранее изученным способом.

Ниже в таблице приведены некоторые математические и статистические функции Excel, с которыми семиклассники будут работать на уроках. Выбор функций определяется уровнем математической подготовки учащихся. В таблицу включены пять математических и четыре статистических функции.

Функция и аргументы

Возвращаемое значение

ABS (число)

Модуль (абсолютная величина) числа

КОРЕНЬ (число)

Значение квадратного корня

ОКРУГЛ (число; количество цифр)

Округляет число до указанного количества десятичных разрядов

СТЕПЕНЬ (число; степень)

Результат возведения в степень

СУММ (число1; число2; …)

Суммирует аргументы

МАКС (число1; число2; …)

Максимальное значение из списка аргументов

МИН (число1; число2; …)

Минимальное значение из списка аргументов

СРЗНАЧ (число1; число2; …)

Среднее (арифметическое) своих аргументов

СЧЁТ( значение1; значени2; …)

Подсчитывает количество чисел в списке аргументов

Задание для лабораторной работы включает в себя работу с готовой таблицей, для которой необходимо выполнить некоторые статистические расчёты: максимальное и минимальное значения, сумму, среднее значение.

Д/З: в тетради составить смету своих школьных расходов за прошедшую  неделю. Образец сметы следующий:

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Расчетные операции в Excel. Работа с формулами и функциями. Математические модели. Решение задач моделирование и оптимизация с использованием Excel. »

Дата: ________

Класс: 10

Тема: Расчетные операции в Excel. Работа с формулами и функциями. Математические модели. Решение задач моделирование и оптимизация с использованием Excel.

Цели урока:1) уметь работать с формулами, функциями.

2) воспитательная: научить учащихся подходить к изучаемым проблемам с позиции исследователя; воспитывать чувство уверенности у учащихся, желание самому получить результат поиска; воспитание чувства коллективизма, гордости за свой народ.

3) развивающая: способствовать расширению кругозора учащихся, повышению их интеллекта.





План:

  1. Орг. Момент.

  2. Актуализация.

  3. Ход урока

  4. Запись Д/З.

  5. Рефлексия.


Актуализация

Фронтально

Ход урока



Использование функций в формулах.

Цель: познакомить учащихся с некоторыми математическими              и статистическими функциями Excel;

    научить детей использовать функции в формулах.

В общем случае функция – это переменная величина, значение которой зависит от значений других величин (их называют аргументами). Функция имеет имя (например, КОРЕНЬ) и, как правило, аргументы, которые записываются в круглых скобках следом за именем функции. Скобки – обязательный атрибут функции, даже если у неё нет аргументов (например, функция ПИ()). Если аргументов несколько, один аргумент отделяется от другого запятой. В некоторых версиях электронных таблиц разделителем целой и дробной части числа служит запятая, а разделителем аргументов в функциях – точка с запятой. Об этом обязательно нужно сообщить учащимся. В качестве аргументов функции могут использоваться числа, адреса ячеек, диапазоны ячеек, арифметические выражения и функции. Ниже приведены несколько примеров использования функций с разными значениями аргументов.

=КОРЕНЬ(4) (аргумент функции – число);

=КОРЕНЬ(C2) (аргумент функции – адрес ячейки);

=СУММ(A1:A10) (аргумент функции – диапазон ячеек);

=КОРЕНЬ(A2*A3+A4) (аргумент функции - арифметическое выражение);

=КОРЕНЬ(СУММ(A1:A10)) (аргумент функции – другая функция);

=КОРЕНЬ(СУММ(A1:A10)+B1+C1-3) (аргумент функции – арифметическое выражение, включающее в себя функцию, адреса ячеек и число).

В программе MS Excel можно использовать несколько сотен функций, которые разделены на категории (тематические группы). Не нужно запоминать имена всех функций и форматы их записи, так как для упрощения ввода функций предусмотрен Мастер функций, который можно вызвать либо нажатием кнопки  fx  на панели инструментов «Стандартная», либо командой [Вставка], [Функция…]. Ячейка, в которую вводится данная функция, должна быть обязательно предварительно выделена. После запуска Мастера функций необходимо выполнить два шага.

В левом списке окна мастера функций можно выбрать категорию функций (например, математические). В правом списке высвечиваются имена всех функций, входящих в данную категорию. Выбрав в этом списке функцию (например, КОРЕНЬ), нужно нажать кнопку Ok (или Готово). На экране появится второе окно.

В этом окне можно ввести аргумент (или аргументы, если их несколько) этой функции. В поле Число: вводится нужное значение, а ниже отображается значение этой функции при набранных аргументах. Поскольку аргументом может быть другая функция, предоставляется возможность вызвать вложенный мастер функций. Ввод адресов ячеек выполняется ранее изученным способом.

Ниже в таблице приведены некоторые математические и статистические функции Excel, с которыми семиклассники будут работать на уроках. Выбор функций определяется уровнем математической подготовки учащихся. В таблицу включены пять математических и четыре статистических функции.

Функция и аргументы

Возвращаемое значение

ABS (число)

Модуль (абсолютная величина) числа

КОРЕНЬ (число)

Значение квадратного корня

ОКРУГЛ (число; количество цифр)

Округляет число до указанного количества десятичных разрядов

СТЕПЕНЬ (число; степень)

Результат возведения в степень

СУММ (число1; число2; …)

Суммирует аргументы

МАКС (число1; число2; …)

Максимальное значение из списка аргументов

МИН (число1; число2; …)

Минимальное значение из списка аргументов

СРЗНАЧ (число1; число2; …)

Среднее (арифметическое) своих аргументов

СЧЁТ( значение1; значени2; …)

Подсчитывает количество чисел в списке аргументов

Задание для лабораторной работы включает в себя работу с готовой таблицей, для которой необходимо выполнить некоторые статистические расчёты: максимальное и минимальное значения, сумму, среднее значение.

Д/З: в тетради составить смету своих школьных расходов за прошедшую неделю. Образец сметы следующий:

День недели

Расходы

Питание

Транспорт

Литература

Развлечения

Понедельник





Вторник





Среда





Четверг





Пятница





Суббота





Воскресенье





. Математические модели. Решение математических задач.

Цель: научить учащихся составлять простейшие математические модели

для решения школьных задач;

продемонстрировать возможность использования MS Excel           на уроках физики и математики.

В начале урока дети вводят составленные дома таблицы и выполняют несколько заданий:

  • Составьте смету своих карманных расходов за прошедшую неделю. Заполните таблицу данными, применив денежный формат числа.

  • Дополните таблицу и подсчитайте общую сумму по каждой категории расходов.

  • В следующей строке введите формулу для подсчета примерных расходов по каждой категории в месяц.

  • Ниже введите строку примерных расходов в год.

  • Вычислите общую сумму ваших расходов на год.

После выполнения задания начинается обсуждение полученных результатов. Чаще всего дети приходят к выводу: сэкономить можно только на статье «Развлечения».

Затем в качестве примера рассматривается простейшая математическая модель, описывающая встречное движение двух тел (например, велосипедиста и пешехода).

Задача. Из пункта A в пункт B вышел пешеход со скоростью v1. Навстречу ему из пункта B в пункт A выехал велосипедист со скоростью v2. Расстояние между пунктами равно S. Определите, через какое время они встретятся. Какое расстояние пройдёт пешеход, и какое расстояние проедет велосипедист при этом?

Решение.

Исходные данные: v1, v2, S.

Найти: t, S1, S2.

Связи: v = v1 + v2, (скорость сближения.)

t = S / v, (время встречи.)

S1 = v1 * t, (расстояние, пройденное пешеходом.)

S2 = v2 * t. (расстояние, которое проехал велосипедист.)

Теперь разрабатываем структуру будущей таблицы.

A1 – A2

Задача на встречное движение

A3

Скорость пешехода

A6

Скорость велосипедиста

A7

Расстояние между пунктами

E3 – E5

V1=, V2=, S=

F3 – F5

Данные

G3 – G5, G7 – G10

Единицы величин

A7

Скорость сближения

A8

Время встречи

A9

Прошёл пешеход

A10

Проехал велосипедист

E7 – E10

V=, t=, S1=, S2=

F7

=F3+F4

F8

=F5/F7

F9

=F3*F8

F10

=F4*F8

На экране учащиеся должны получить следующую таблицу:

Задача на встречное движение








Скорость пешехода


v1=

5

км/ч

Скорость велосипедиста

v2=

12

км/ч

Расстояние между пунктами

S=

34

Км








Скорость сближения


v=

17

км/ч

Время встречи



t=

2

Ч

Прошёл пешеход


S1=

10

Км

Проехал велосипедист


S2=

24

Км

Изменяя значения ячеек F3 – F5, можно наблюдать, как меняются результаты расчётов. Особый интерес представляют случаи, когда одна или несколько величин равны нулю или принимают отрицательные значения. При выполнении работы также обращается внимание и на оформление таблицы: виды выравнивания, размер шрифта и начертание и так далее.

Д/З: подобрать задачу из учебника физики или геометрии для составления модели. Составить математическую модель (набор исходных величин, результат, связи между величинами (формулы)). Записать математическое решение задачи. Образец для решения есть в тетради.

. Решение задач. Самостоятельная работа.

Цель: контроль знаний, умений, навыков учащихся по составлению модели, созданию макета будущей таблицы, вводу, редактированию и форматированию данных.

После обсуждения хода выполнения работы учащиеся сначала составляют таблицу для решения домашней задачи, а затем решают задачу, предложенную учителем. Для этого необходимо иметь набор примерно одинаковых по сложности задач из физики и математики. Можно использовать для этих целей дидактические материалы по физике, математике (5 и 6 классы), алгебре и геометрии.

Построение диаграмм.

Цель: научить строить простые диаграммы по данным таблицы.

С диаграммами учащиеся знакомы с уроков математики. В 5-м классе они учились строить круговые диаграммы, а в 6-м – столбчатые. В начале урока необходимо повторить материал, изученный на уроках математики. Для этих целей можно воспользоваться решением задачи о частном предпринимателе. Сначала на доске выполняется построение круговой и столбчатой диаграмм по данным о месячной выручке для каждого из четырёх магазинов. Затем учитель демонстрирует, как можно выполнить те же построения с помощью Мастера диаграмм. Для запуска нужно щёлкнуть на кнопке Мастера диаграмм. Мастер предлагает выполнить 4 шага построения диаграммы.

  • Тип диаграммы. Выбрать необходимый тип диаграммы (в данном случае круговая) и нажать кнопку Далее.

  • Источник данных диаграммы. Указать диапазон данных, по которым будет строиться диаграмма. Это можно сделать, выделив в таблице необходимую группу ячеек, например, G6:G9. Затем нужно нажать кнопку Далее.

  • Параметры диаграммы. На вкладке Заголовки ввести название диаграммы (декабрь 2002 года). Выбрав вкладку Легенда, указать место её размещения по отношению к диаграмме (справа). На вкладке Подписи данных указать нужную подпись (значение). По окончании щёлкнуть кнопку. Далее.

  • Размещение диаграммы. Указать, где необходимо поместить диаграмму: на отдельном листе или на текущем (имеющемся).

В
результате на листе будет расположена следующая диаграмма:

Если диаграмму активизировать, то в строке меню вместо раздела [Данные] появился раздел [Диаграмма]. Кроме того, слева от строки формул размещается раскрывающийся список, в котором указано, какая область диаграммы в данный момент активизирована. Выделив любую область диаграммы, её можно редактировать. Для редактирование любой области достаточно выполнить двойной щелчок мышью. При этом раскрывается соответствующее диалоговое окно, в котором и вводятся необходимые изменения. Эти возможности дети могут изучить самостоятельно. Саму же диаграмму можно переместить в любое место листа.

При изменении данных в таблице вид диаграммы изменяется. Диаграмма, как и сама таблица, является «живой». Таким образом, составив один раз таблицу и построив по ней диаграмму, можно их использовать неоднократно.

Один из недостатков построенной диаграммы – надписи «1, 2, 3 и 4» в легенде. Для того чтобы надписи соответствовали названиям магазинов, необходимо выделить блок ячеек, включающих столбец названий и столбец с данными. Эта возможность изучается при выполнении лабораторной работы.

Затем ученики выполняют задание, в котором им предлагается построить:

  • круговую диаграмму выручки за 1-ю декаду декабря по всем магазинам;

  • столбчатую диаграмму «Выручка магазина «Северный» по декадам»;

  • столбчатую диаграмму по всем магазинам (1, 2 и 3 декады).

Если у учеников в конце урока останется немного времени, можно поэкспериментировать и с другими видами диаграмм, включая и нестандартные диаграммы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Чернобаев Александр Юрьевич

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 100112


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства