kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программное обеспечение компьютера

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок в интерактивной форме позволит познакомится с программным обеспечением компьютера.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программное обеспечение компьютера»

Урок информатики в 7 классе

Тема урока:  «Программное обеспечение компьютера»

Оборудование: 

  • технические средства: компьютер с операционной системой MS Windows, мультимедийный проектор, экран, школьная доска, раздаточный материал.

  • программные средства: Microsoft Power Point.

  • раздаточные материалы: карточки с заданиями – приложение 1

Цель урока: 

  • В контексте связей причина – следствие сформировать у учащихся представления о составе и назначении системного программного обеспечения. 

Задачи урока: 

  • Образовательные: 

    • формирование представления о понятиях «Программное обеспечение», «Системное (базовое) программное обеспечение», «Операционная система»; 

    • способствовать усвоению таких основных понятий, как «Программное обеспечение», «Операционная система»; 

    • совершенствование знаний учащихся об информационной деятельности человека. 

  • Воспитательные: 

    • формирование представления об информационной деятельности человека и информационной этике; 

    • воспитание аккуратности и последовательности в выполнении заданий, формирование чувства ответственности за результаты своего труда.

  • Развивающие: 

    • развивать стремление учащихся к активной познавательной деятельности; 

    • продолжить формирование пользовательских  навыков работы с текстовым процессором Word;

  • в том числе метапредметные: 

    • развивать умение высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других;

    • развивать способность работать с понятиями;

    • умение работать в паре;

    • развивать логическое мышление учащихся (обобщение, определение понятий); 

    • и навыки переработки информации (анализ, интерпретация, аргументация) при формулировании надпредметного понятия «система», «взаимосвязь». 

Основные понятия и термины урока: системное программное обеспечение, операционная система, служебные программы.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Формы и методы обучения: беседа, презентация, фронтальная, практическая работа.

Структура урока: 

  1. Организационный момент (1 минута)

  2. Актуализация знаний: фронтальная работа (3 минуты)

  3. Разъяснение нового материала: беседа с использованием проектора, фронтальная работа (16 минут)

  4. Физкультурная пауза (1 минута)

  5. Обобщение новых знаний (12 минут)

  6. Заключительный контроль: визуальная проверка работ (3 минуты)

  7. Подведение итогов  (2 минуты)

  8. Рефлексия (2 минуты)

 Ход урока.
1. Организационный момент (1 минута)
Учитель: 

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих. 

  1. Актуализация знаний (3 минуты)

Учитель: 

Чтобы приступить к изучению новой темы, давайте актуализируем знания, полученные на предыдущих уроках. У вас на столах лежат карточки с заданиями. Соотнесите оборудование компьютера (аппаратное обеспечение) с его назначением.

 

Устройство компьютера

Назначение устройства

1. Процессор

а) Устройство ввода числовой и текстовой информации

2. Клавиатура

б) Универсальное устройство вывода информации

3. Сканер, планшет

в) Центральное устройство компьютера, обрабатывающее информацию

4. Монитор

г) Устройство вывода звуковой информации

5. Акустические колонки, наушники

д) Устройство ввода графической информации

6. Микрофон

е) Устройство для вывода на бумагу (создания «твёрдой копии») информации

7. Принтер

ж) Устройство ввода звуковой информации 

А теперь давайте сверимся со слайдом. Те, кто не допустил ошибок – -молодцы, у кого одна-две ошибки – нужно быть внимательнее, у кого больше двух ошибок – нужно повторить материал.

А теперь давайте посмотрим на экран. Сегодня я получила на свою электронную почту письмо от девочки Даши. (Предлагается ученику прочитать письмо – Здравствуйте, меня зовут Даша. Недавно у меня был день рождения и мне подарили компьютер. Мне очень хотелось пообщаться с моей подругой, которая живет в Калининграде. Но, к сожалению, компьютер не работает. Неужели он сломан?) 

 Как вы думаете, почему не работает компьютер?

Учащиеся выдвигают свои версии. И формулируют тему и цель урока.

Согласны ли вы с утверждением, что компьютер не сможет работать без программного обеспечения? А вам известно, что это такое?

Значит, какую цель поставим перед собой на уроке? Правильно. Узнать, что же такое программное обеспечение, его назначение и функции. 

  1. Изложение нового материала (16 минут)
    В процессе изложения материала учитель записывает на доске опорную схему в виде графа, ученики записывают схему в тетрадях.

Программное обеспечение (ПО) — совокупность программ, хранящихся на всех  устройствах долговременной памяти компьютера. (слайд №4). Без ПО работа на компьютере невозможна. 

-Программы бывают разные и они делятся на группы. Давайте посмотрим какие же это группы.

 (слайд № 4) Программное обеспечение можно разделить на три группы:  системное ПО, прикладное ПО и системы программирования.

    (слайд 5) Итак, первое – системное программное обеспечение. Давайте запишем определение в тетрадь.

Системное ПО – это программы, обеспечивающие работу всех устройств компьютера.

Это программы, необходимые, без этих программ компьютер работать не может. Одну программу мы уже назвали, это какая? (Операционная система). Вот без нее компьютер работать не может. 

-Какие операционные системы вы знаете? (Windows, Linux, Mas OC).  У нас в кабинете какая? (Windows XP)

      -В состав системного ПО входят также и такие нужные компьютеру программы, как: файловые менеджеры, антивирусные программы, средства тестирования и диагностики, программы, управляющие локальной сетью.

      (cлайд №  5) Второе – прикладное программное обеспечение. Запишем определение.

      Прикладное ПО — это программы, которые предназначены для  решения задач и создания компьютерных объектов (текстов, рисунков и т.д.). 

(слайд 6) Прикладное ПО делится на: приложения общего назначения и приложения специального назначения.

       — Как вы думаете, какие прикладные программы входят в состав приложений общего назначения?

      -Да. Если пользователь создает документы, то ему потребуется программа текстовый редактор, если увлечен рисованием, то подходящий ему графический редактор, если работает со звуком – звуковой редактор, если создает базу данных – системы управления базами данных, строит диаграммы, таблицы – электронные таблицы, смотрит видео – мультимедиа проигрыватель.  В последнее время за списком перечисленных видов программ закрепилось название «офисные программы». Этот список постепенно расширяется: появляются программы-органайзеры, несложные программы верстки макетов печатных изданий и пр.

В эту группу входят и ваши любимые игровые программы

      (слайд № 7) Следующий вид прикладного ПО – приложения специального назначения.  К ним относятся системы компьютерного черчения, бухгалтерские программы, словари, энциклопедии, переводчики, системы распознавания текста, обучающие программы.

Математики, инженеры нуждаются в программах выполняющих математические расчеты; профессиональные издатели книг в специальных

 программах — издательских системах; бухгалтерам и экономистам требуются свои программы. Фактически для любой профессии, связанной с обработкой информации, уже создано свое специализированное ПО. Так, например, с помощью такого ПО  проектировался и строился Крымский мост, красотами и функциональностью которого мы можем с Вами наслаждаться уже с мая 2018 года. А какое событие, так же связанное с Крымским мостом,  должно состояться в декабре 2019 года.

Верно, в декабре 2019 года ожидается открытие железнодорожной ветки Крымского моста.

 Прикладное ПО — это программы для пользователя (т.е. для нас с вами). Одни из них могут быть установлены на ваш компьютер, другие нет. Все зависит от желаний пользователя. 

      -Какие же программы на наших с вами компьютерах относятся к прикладному программному обеспечению?

И третий вид ПО (иногда эти программы не выделяют, а относят к системному ПО) – это системы программирования – средства, позволяющие человеку (программисту) самому создавать программы для компьютера. 

      Системы программирования – это программы, которые предназначены для создания системного и прикладного ПО.

      —Всякая СП ориентирована на определенный язык программирования. Существует много разных языков.  (слайд 8)

  • Паскаль, 

  • Бейсик, 

  • Пролог, 

  • С («Си»), 

  • Ассемблер,

  • ЛИСП и др.

         На этих языках программист пишет программы, а с помощью систем программирования заносит их в компьютер, отлаживает, тестирует, исполняет.

-В начале урока мы с вами говорили, без чего не может работать компьютер? (Без операционной системы).

-Давайте подробнее о ней поговорим.

       Итак, давайте попытаемся с вами сформулировать определение операционной системы.

(слайд №9) Операционная система — это набор программ, управляющих оперативной памятью, процессором, внешними устройствами и файлами, ведущих диалог с пользователем. 

-Про виды операционных систем мы уже сказали, это Windows, Linux, Mas OC.  Также сейчас появились операционные системы для мобильных устройств. Может вы знаете их название? (Андроид). Эта операционная система как раз позволяет вам  владеть телефоном практически как компьютером.

Давайте рассмотрим подробнее структуру операционной системы. Из чего она состоит?. Она состоит из трех частей.

Структура операционной системы: (слайд 10)

      Ядро – переводит команды с языка программ на язык «машинных кодов», понятный компьютеру.

-А сейчас давайте разберемся, что же означает каждое это понятие.

Итак, что такое ядро. Ядро это такая программа, которая переводит команды с языка программ на язык «машинный», который будет понятен компьютеру. А что же такое машинный код? Машинный код — это 0 и 1, когда мы переведем в 0 и 1,  тогда компьютер сразу поймет, что ему необходимо выполнить.

      Драйверы – программы, управляющие устройствами.

Следующее слово драйверы. Я думаю, что это слово вам знакомо. Что такое драйверы?  Для чего они нужны? Например, принтер, когда мы его покупаем и пытаемся установить, то наш компьютер не видит его и требует у нас установочный диск на котором и находятся драйвера. А есть программы, который не требуют установки драйверов, они уже автоматически были установлены  на операционной системе компьютера – это клавиатура, мышь, колонки.

      Интерфейс – оболочка, с помощью которой пользователь общается с компьютером

И последняя часть — это интерфейс — оболочка, с помощью которой пользователь общается с компьютером. Что это значит. Когда мы включаем компьютер перед нами  появляется рабочий стол и на нем много, много разных значков и все практически действия мы совершаем нажимая непосредственно на эти значки, открываем папки, что-то копируем. Например, мы отправили что-то в печать,  при этом мы не задумываемся, что там внутри системы происходит, за нас это делает операционная система. Вот как раз оболочка это и есть значки, контекстное меню — это все оболочка с помощью которой мы общаемся с компьютером. Мы нажимаем на значок, а все остальное за нас делает операционная система.

-Вот три важные составляющие операционной системы. Операционная система у нас хранится на жестком диске. При включении компьютера она у нас загружается в оперативную память. И находится там до того момента пока мы этот компьютер не выключим.

Вывод: операционные системы есть разных видов, как мы уже сказали. Но функции у них у всех одни, предоставляют пользователю доступ к ресурсам компьютера, в частности к его памяти  и обеспечивает функционирование всех этих устройств, чтоб все они могли работать. 

Компьютер не мог бы работать без операционной системы в принципе, а мы пользователи, не смогли бы получить доступ к файлам, находящимся на компьютере.  Поэтому главной частью системного программного обеспечения является операционная система. 

У операционной системы очень много работы, и она все время находится в рабочем состоянии. А теперь подумайте, какие две основные задачи выполняет операционная система.

Ученики – озвучивают свои версии

Учитель:

(Демонстрируется слайд презентации с задачами операционной системы).

  • Обеспечивает совместную работу всех устройств компьютера. 

  • Предоставляет пользователям доступ к информации на компьютере. 

Учитель:

На сегодняшний день наиболее популярными являются операционные системы семейства Windows, которые являются коммерческим продуктом корпорации Microsoft.

Кроме того, следует отметить, что существует и альтернативная Windows свободно распространяемая операционная система Linux, эмблемой которой стал такой замечательный Пингвин. 

Кроме операционной системы, к системному программному обеспечению следует отнести программы сжатия файлов – архиваторы.

Программы для борьбы с компьютерными вирусами – антивирусные средства. А также множество программ обслуживающего и сервисного характера.

Теперь, зная какие программы входят в состав системного программного обеспечения, давайте вернемся к нашему вопросу и попробуем сформулировать, зачем же нужно системное программное обеспечение? Почему оно названо Системным? (ответы учеников)

Вывод. Системное программное обеспечение необходимо для функционирования компьютера, работы с файлами, а также защиты программ и данных. Его компоненты взаимосвязаны и выступают в единстве. 

Можете ли вы привести примеры известных вам систем? В чём проявляется сходство в определении понятия «система»?

(банковская система, информационная система, кровеносная система, политическая система, система уравнений и др.)

  1. Физкультурная пауза (1 минута)

Приложение 2

 

  1. Обобщение новых знаний

 Для этого учащимся предлагается выполнить следующие задания. Задания проверяются после их выполнения. Задания можно выполнять по группам.

Задание 1: (работа в паре).

Найдите лишнее, объяснить выбор.

А) Текстовый редактор, Microsoft Access, графический редактор, переводчик, проверка диска на фрагментацию. 
Ответ: проверка диска на фрагментацию

Б) операционная система, архиваторы, табличный процессор, антивирусная программа.
Ответ: табличный процессор

В) отладчик, транслятор, языки-программирования, программа-оболочка
Ответ: программа-оболочка

 

Задание 2: (работа в паре)

Сравните, чего больше и почему:

А) Графических редакторов или прикладных программ?
Ответ: прикладных программ

Б) Антивирусных программ или системных программ?
Ответ: системных программ

 

Задание 3: Определите, разновидностью системного или прикладного ПО является вид программного обеспечения. Приложение 3.

 

Задание 4: (самостоятельная работа по вариантам):

Укажите, какое ПО необходимо людям в следующих ситуациях (поставьте плюс в соответствующих ячейках таблицы). Приложение 4.

 

  1. Заключительный контроль (3 минуты) с самопроверкой
    Учитель читает утверждения. Учащиеся фиксируют ответы на листочках – если утверждение верное – ставят плюс, если неверное – минус. Учитель читает правильные ответы и озвучивает критерии оценивания.

Утверждения

  • Программное обеспечение – совокупность программ, хранящихся на всех устройствах долговременной памяти компьютера — да

  • Программы, обеспечивающие работу всех устройств компьютера – это прикладное ПО – нет, это системное ПО

  • Для того, чтобы написать доклад, нам потребуются системы программирования – нет, необходимо прикладное ПО

  • Набор программ, управляющих оперативной памятью, процессором, внешними устройствами и файлами, ведущих диалог с пользователем называется операционной системой – да

  • Программы, управляющие устройствами – это архиваторы – нет, это драйверы

  • Оболочка, с помощью которой пользователь общается с компьютером – это интерфейс – да

+—+-+

 

  1. Подведение итогов (2 минуты)
    – Что нового мы сегодня узнали на уроке? Чему научились?

  2. Рефлексия (2 минуты)
    У вас на столах лежат смайлики. Выберите, пожалуйста тот смайлик, который соответствует вашему настроению после нашего урока, и прикрепите его на доску.

 

Приложение 1

Соотнесите оборудование компьютера с его назначением

 

Устройство компьютера

Назначение устройства

1. Процессор

а) Устройство ввода числовой и текстовой информации

2. Клавиатура

б) Универсальное устройство вывода информации

3. Сканер, планшет

в) Центральное устройство компьютера, обрабатывающее информацию

4. Монитор

г) Устройство вывода звуковой информации

5. Акустические колонки, наушники

д) Устройство ввода графической информации

6. Микрофон

е) Устройство для вывода на бумагу (создания «твёрдой копии») информации

7. Принтер

ж) Устройство ввода звуковой информации 

 

Приложение 2

Учитель показывает картинку учащимся и формулирует утверждения. Если утверждение верно то учащиеся хлопают , если неверно – топают.

Это компьютерное приложение.

Это внутренне устройство компьютера.

Устройство, предназначенное для вывода информации на экран.

Это  компьютерное приложение.

Устройство для управления курсором.

Это главная и наиболее важная часть компьютера.

Устройство для вывода звуковой информации.

Внутренне устройство компьютера.

Одно из основных устройств ввода информации от пользователя в компьютер.

В русском языке относится в мужскому роду.

Устройство вывода информации на бумагу.

Устройство для управления курсором.

 

Приложение 3

Приложение 4

Укажите, какое ПО необходимо людям в следующих ситуациях (заполните таблицу):

1 группа

Ситуация

Системное ПО

Прикладное ПО

Системы программирования

Ландшафтные дизайнеры создают проект нового городского ландшафта




Профессиональный программист пишет компьютерную программу по заказу крупной фирмы




Ученые научно-исследовательского института расшифровывают записи, переданные марсоходом




 

2 группа

Ситуация

Системное ПО

Прикладное ПО

Системы программирования

Выпускной, 11 класс, готовит фотоальбом и собирает воспоминания о школьной жизни




Web – дизайнер создает сайт известной фирмы




Школьник играет в компьютерную игру




 

3 группа

Ситуация

Системное ПО

Прикладное ПО

Системы программирования

Создатели нового мобильного телефона пробуют различные варианты дизайна




Учитель пишет компьютерный тест по своему предмету




Конструкторы исследуют модель новой подводной лодки







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программное обеспечение компьютера

Автор: Якимчук Татьяна Васильевна

Дата: 25.12.2025

Номер свидетельства: 679804

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Проверочная работа по теме "Программное обеспечение компьютера" "
    ["seo_title"] => string(75) "provierochnaia-rabota-po-tiemie-proghrammnoie-obiespiechieniie-komp-iutiera"
    ["file_id"] => string(6) "116018"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1412223870"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "лекционное занятие «Виды программного обеспечения компьютеров» "
    ["seo_title"] => string(74) "liektsionnoie-zaniatiie-vidy-proghrammnogho-obiespiechieniia-komp-iutierov"
    ["file_id"] => string(6) "234378"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443437366"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Конспект урока по информатике по теме  "Архитектура и программное обеспечение компьютера" "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-po-informatikie-po-tiemie-arkhitiektura-i-proghrammnoie-obiespiechieniie-komp-iutiera"
    ["file_id"] => string(6) "234726"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443516936"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Операционная система и программное обеспечение компьютера "
    ["seo_title"] => string(70) "opieratsionnaia-sistiema-i-proghrammnoie-obiespiechieniie-komp-iutiera"
    ["file_id"] => string(6) "114562"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1411568510"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Диагностическая работа для определения "точечных" проблем по освоению понятий, по теме: "Программное обеспечение компьютера""
    ["seo_title"] => string(132) "diaghnostichieskaiarabotadliaopriedielieniiatochiechnykhprobliempoosvoieniiuponiatiipotiemieproghrammnoieobiespiechieniiekompiutiera"
    ["file_id"] => string(6) "304598"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1457766621"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства