Предметные– умение записывать на языке программирования алгоритмы, содержащие алгоритмическую конструкцию «ветвление»;
Метапредметные
коммуникативные:
умение задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать и аргументировать свое мнение;
регулятивные:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
познавательные УУД – определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения; сравнивать, анализировать, делать выводы; выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.
Личностные – развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Оборудование:
компьютерный класс с рабочим местом учителя, локальной сетью и доступом к Интернету;
интерактивная доска;
рабочий лист урока (Приложение 1), дидактический материал (карточки с заданиями для выполнения индивидуальной и групповой работы) (Приложение 2), опорный конспект урока с домашним заданием 3-х уровней сложности (Приложение 3), утверждения для проведения физминутки (Приложение 4).
Организационная структура урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
1) Этап мотивации (самоопределения) учебной деятельности
Создание условий для возникновения внутренних потребностей включения в учебно-познавательную деятельность
Размышляют о выборе профессии
Коммуникативные: формулировать и аргументировать свое мнение;
Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы.
Представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности
2)Этап актуализации знаний
Создание условий для активизации мыслительных операций, познавательных процессов (внимание, речь, память, мышление). Организация групповой и индивидуальной деятельности обучающихся с целью выявления и устранения возможных ошибок в ранее изученном материале «Программирование линейных алгоритмов»
Выполняют групповую и индивидуальную работу, требующую активного применения ранее приобретенных знаний
(Приложение 1, задание№1)
Знание основных видов алгоритма; структуры программы; операторов ввода, вывода, присваивания; умение программировать простые линейные алгоритмы
Коммуникативные: задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать и аргументировать свое мнение;
Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности
3)Этап изучения нового материала
Создание условий для осознанного выбора изучения темы урока через русские пословицы и поговорки, начинающиеся со слова «Если» и картины В. Васнецова «Витязь на распутье».
Создание проблемной ситуации на примере решения задачи о нахождении большего из двух чисел. Организация работы с учебным материалом.
Формулируют тему урока, активно принимают новую информацию. Принимают активное участие в решении проблемной задачи.
Работа в парах:
1) Приложение 1, задания №№2-5
2) интерактивное практическое задание по теме:
https://learningapps.org/view4595513
Формирование понятий: условный оператор и его формы записи, формирование умения составлять логические выражения в условном операторе; программировать короткие разветвляющиеся алгоритмы
Коммуникативные: задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; формулировать и аргументировать свое мнение;
Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей; осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
Применение разветвляющего алгоритма «Если …, то …» в действии.
Учитель зачитывает утверждения, а обучающиеся определяют их истинность или ложность.
Если утверждение истинно, то обучающиеся встают.
Если утверждение ложно, то обучающиеся остаются на своих местах.
Создание условий для снятия зрительного утомления, эмоциональная и физическая разрядка
5) Этап закрепления нового материала
Организация практической работы обучающихся; индивидуальная консультация обучающихся; корректировка выполнения практических заданий обучающимися. Создание условий для выбора заданий разного уровня сложности
Выбирают уровень сложности практических заданий и программируют разветвляющиеся алгоритмы на языке Паскаль
(Приложение 1, задание №6)
Умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие алгоритмическую конструкцию «ветвление»
Коммуникативные: задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
Познавательные: строить логические рассуждения, анализировать, делать выводы.
Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности
6) Этап рефлексии
Организация рефлексии с помощью приема «Лестница успеха» деятельности на уроке
Оценивают собственную учебно-познавательную деятельность, осознают качество и уровень усвоения нового материала
(Приложение 1, задание №7)
Регулятивные: умение осуществлять контроль своей деятельности.
7) Этап подведения итогов
Организация групповой творческой работы обучающихся.
Комментирование и выдача опорного конспекта, рекомендации по выполнению домашнего задания (Приложение 3)
Выполняют групповое творческое задание «Секрет успеха от С. Джобса» по QR-коду, используя смартфоны
Ученики берут домашнее задание в зависимости от уровня усвоения темы урока и собственного желания.
Коммуникативные: задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; организовывать совместную деятельность со сверстниками; формулировать и аргументировать свое мнение;
Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Познавательные: строить логические рассуждения, анализировать, делать выводы.
Развитие алгоритмического мышления
Приложение 1
Рабочий лист урока «Программирование разветвляющихся алгоритмов»
Фамилия, имя студента____________________________________________________
Выберите действия, которые могут быть условиями оператора ветвления (напишите номера)
x mod 2 0
5
№________________
x=y
(d5)
a:=abs(x)
a=b
min:=c
readln(x)
«5»
«4»
«3»
«2»
4
Напишите условие принадлежности точки (x,y) заданной четверти системы координат
I четверть (x0) and (y0)
II четверть ____________________
III четверть ___________________
IV четверть ___________________
«5»
«4»
«3»
«2»
5
Напишите другой способ решения задачи, используя полную форму условного оператора
program example2_maximum;
var a,b,max:integer;
begin
write ('Введите значения a, b: ');
readln(a,b);
writeln('max=',max);
end.
«5»
«4»
«3»
«2»
6
Практическая работа
(подчеркните уровень сложности, который вы выбрали, напишите количество задач, которые вы решили)
1 уровень 2 уровень
_________(количество решенных задач)
«5»
«4»
«3»
«2»
7
Выберите вашу ступень в «Лестнице успеха» после данного урока и оцените свою работу на уроке в целом.
«5»
«4»
«3»
«2»
Критерии самооценки:
«5» - самостоятельно и верно выполнил задание
«4» - есть некоторые недочёты в выполнении задания, прибегал к помощи учителя
«3» - есть существенные недочеты в выполнении задания
«2» - задание не выполнено
Приложение 2
1 уровень сложности
Задание 1. Написать программу, которая проверяет, является ли введенное число четным или нечетным и выводит соответствующее сообщение.
Пример входных данных
Пример выходных данных
256
Число четное
153
Число нечетное
Задание 2. Написать программу, вычисляющую значение функции
Пример входных данных
Пример выходных данных
x -5
y=-1
x0
y=0
x12
y=1
Задание 3. Написать программу, которая определяет принадлежность точки А(х,у) отрезку [a,b].
Пример входных данных
Пример выходных данных
Координата точки x 5
Отрезок 1, 8
Принадлежит отрезку
Координата точки x 15
Отрезок 1, 8
Не принадлежит отрезку
2 уровень сложности
Задание 1. Написать программу, которая проверяет, является ли сумма цифр трехзначного числа четной или нечетной и выводит соответствующее сообщение.
Пример входных данных
Пример выходных данных
156
Сумма цифр числа 156 четная
256
Сумма цифр числа 256 нечетная
Задание 2. Даны три натуральных числа. Напишите программу, определяющую, существует ли треугольник с такими длинами сторон. Если такой треугольник существует, то определите его тип (прямоугольный, равносторонний).
Пример входных данных
Пример выходных данных
a, b, c 1 2 1
Не существует
a, b, c 2 2 2
Равносторонний
a, b, c 3 4 5
Равнобедренный
Задание 3. Даны две точки в плоской прямоугольной системе координат. Напишите программу, определяющую, которая из точек находится ближе к началу координат.
Пример входных данных
Пример выходных данных
Координаты 1й точки 1, 2
Координаты 2й точки 3, 4
1-я точка ближе
Приложение 3
Опорный конспект урока
«Программирование разветвляющихся алгоритмов»
В качестве условий используют логические выражения:
Если после слов then или else требуется
выполнить последовательность операторов, то их объединяют в составной оператор
beginend
ifthenbegin
;
…
N
end
else begin
оператор1;
…
операторN
end;
ifthen
ifthen
else оператор2else оператор2;
Конструкция вида
называется вложенными ветвлениями.
!Операторelse всегда относится к ближайшему оператору if
Разноуровневое домашнее задание:
Уровень А.
* Дана программа на языке Паскаль:
Что будет результатом работы программы при следующих исходных данных?
a
b
c
min
10
5
1
10
5
7
2
10
5
Уровень B.
**Дана программа на языке Паскаль:
Постройте блок-схему, соответствующую программе.
Уровень С.
* **Напишите программу вычисления значений графика функцииy(x) , график которой представлен ниже:
Приложение 4
Примеры утверждений для физминутки:
Алгоритм – это последовательность действий, всегда приводящая к верному решению
задачи. (Ложь)
Бит – минимальная единица измерения информации. (Истина)
Пиксель – минимальный элемент растровой графики. (Истина)
211=1024 (Ложь)
Процессор – «мозг» компьютера. (Истина)
Следование и ветвление – основные алгоритмические конструкции. (Истина)
Лимон сладкий. (Ложь)
Расписание уроков – это информационная модель процесса обучения. (Истина)
1 Килобайт больше 1 гигабайта. (Ложь)
Электронная почта самый «старый» сервис сети Интернет. (Истина)