kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программирование на Паскале. Создание диалоговых программ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок является  одним из первых уроков изучения темы «Программирование на Паскале», на котором повторяются знания и умения, полученные учащимися на предыдущих занятиях и которые являются опорными для дальнейшего изучения данной темы. 

При планировании урока было учтено то, что ученики этого класса продуктивно и слаженно работают в группах, умеют это делать, достаточно хорошо у них выстроена взаимопомощь, многие ученики класса творческие личности.

Цель урока:

  • показать ученикам основные правила создания простейших диалоговых программ;
  • показать возможность использования полученных знаний по теме в дальнейшем;
  • прививать эстетические навыки в оформлении программ; формирование навыков работы в группе. 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Путевой лист команды»

П

Члены команды:

1.____________________ ____

2.____________________ ___

3.____________________ ____

4.____________________ ____

5.____________________ ____

утевой лист команды
1

Задание 1. Какие данные относятся к типу
INTEGER?

_________________________________________________________

Задание 2. При каких значениях Х
следующее равенство будет правильным?

Х div 5 =8



Задание 3. Определите, что будет выведено на экран после выполнения следующих операторов:

Задание 4. Дана серия операторов:

n:=3*n;
n:=3-n;
n:=n*n;

После выполнения этой серии переменная n
получила значение 0.
Найдите начальное значение этой переменной.

Задание 5. Дана программа.
Исправьте ошибки и запишите, что будет выведено на экран.


Program 2 pr;
Var b,S: integer;
Begin
a:=10;

b:=12;

Writeln(Стороны прямоугольника’,а,’и’,b)
S=a*b;
Write ( ‘Площадь =’,S);
End

Путевой лист команды 2

Члены команды:

1.________________ ________

2._________________ _______

3.__________________ ______

4.__________________ ______

5.___________________ _____


Задание 1. Какие данные относятся к типу
REAL?

_________________________________________________________

Задание 2. При каких значениях Х
следующее равенство будет правильным?

50 div X =7


Задание 3. Определите, что будет выведено на экран после выполнения следующих операторов:

Задание 4. Дана серия операторов:

n:=3*n;
n:=3-n;
n:=n*n;

После выполнения этой серии переменная n
получила значение 0.
Найдите начальное значение этой переменной.

Задание 5. Дана программа.
Исправьте ошибки и запишите, что будет выведено на экран.


Program 2 pr;
Var b,S: integer;
Begin
a:=10;

b:=12;

Writeln(Стороны прямоугольника’,а,’и’,b)
S=a*b;
Write ( ‘Площадь =’,S);
End


П

Члены команды:

1.___________________ _____

2.___________________ _____

3.____________________ ____

4.____________________ ____

5.____________________ ____

утевой лист команды
3

Задание 1. Какие данные относятся к типу
STRING?

_________________________________________________________

Задание 2. При каких значениях Х следующее
равенство будет правильным?

50 mod X = 7


Задание 3. Определите, что будет выведено на экран
после выполнения следующих операторов:



Задание 4. Дана серия операторов:

n:=3*n;
n:=3-n;
n:=n*n;

После выполнения этой серии переменная n
получила значение 0.
Найдите начальное значение этой переменной.

Задание 5. Дана программа.
Исправьте ошибки и запишите, что будет выведено на экран.

Program 2 pr;
Var b,S: integer;
Begin
a:=10;

b:=12;

Writeln(Стороны прямоугольника’,а,’и’,b)
S=a*b;
Write ( ‘Площадь =’,S);
End


Оценка работы команды_________________________


Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №425 имени академика П.Л.Капицы Кронштадтского района Санкт-Петербурга





Основы программирования
на языке Паскаль



Тема: Данные. Типы данных. Диалоговые программы

Урок №3

10 класс







Учитель высшей квалификационной категории
Тарасова Елена Евгеньевна









2010

Урок №3

Тема: Данные. Типы данных. Диалоговые программы.

Тип урока: комбинированный урок

Цели урока:

  1. Познавательная:

  • познакомить учеников с принципами создания простейших диалоговых программ в языке программирования Паскаль;

  • научить применять команды ввода-вывода и присваивания при составлении программ.

  1. Развивающая:

  • учить анализировать и сравнивать.

  1. Воспитательная:

  • способствовать формированию партнерских отношений в классе.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;

  • интерактивная доска;

  • презентация;

  • карточки - задания.

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний и умений: повторение сформированных умений и навыков, проведение проверочных упражнений.

  3. Мотивация. Сообщение цели и темы урока.

  4. Введение нового материала, выполнение заданий на их освоение.

  5. Первичное восприятие нового материала: тренировочные упражнения по алгоритму.

  6. Выполнение заданий на применение полученных знаний.

  7. Рефлексия. Задание на дом.

  8. Подведение итогов урока.

Ход урока

Основное содержание учебного материла

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент

 

Проверяет готовность к уроку учащихся, оборудования, выявление отсутствующих

Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя.

  1. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Проверка домашнего задания

    1. Проверяет выборочно упражнения из домашнего задания

Ученик работает с интерактивной доской, выполняя задания из домашней работы

Повторение пройденного материала

    1. На доске даны ключевые слова языка программирования Паскаль: begin, end, program …, const…, var…, {основная программа}.
      Описать структуру программы на Паскале.

Ученик работает у доски, из ключевых слов описывает структуру программы на Паскале.

Презентация (слайд 2-6)

Проверка пройденного материала

Читает задание:

  1. Какие данные относятся к типу Integer, Real, String

  2. При каких значениях X следующие равенства будут правильными?

  • Х div 5 = 8

  • 50 div X = 7

  • 50 mod X = 7

  1. Определите, что будет выведено на экран после выполнения следующих операторов:

X:=2.75;

Y:=3;

Z:=-(x-y)/0.5;

Writeln(‘Z=’,Z);

X:=2;

Y:=3;

Z:=(x+y)/0.5;

Writeln(Z);

X:=75;

Y:=3;

Z:=(x-y)/2;

Writeln(‘Ответ:’,Z);


  1. Дана серия операторов:
    n:=3*n;
    n:=3-n;
    n:=n*n;
    После выполнения этой серии переменная n получила
    значение 0.
    Найдите начальное значение этой переменной.

  2. Дана программа. Исправьте ошибки и запишите, что будет выведено на экран.

Program 2 pr;
Var b,S: integer;
Begin
a:=10;

b:=12;

Writeln (Стороны прямоугольника’, а,’ и ’, b)

S=a*b;
Write ( ‘
Площадь =’,S);
End

  1. Подчеркните в данной программе:
    оператор присваивания;
    оператор вывода данных;
    оператор описания переменных

Ученики выполняют задания, ответ записывают в путевой лист.

2.Ответ:


Х= 40; 41; 42; 43; 44
Х=7
Х=43



    1. Ответ:


Z=0.5




10


Ответ:36




    1. N=1









5.
Program pr;
Var a, b,S: integer;
Begin
a:=10;

b:=12;

Writeln (‘Стороны прямоугольника’, а,’ и’, b);

S:=a*b;
Write ( ‘
Площадь =’,S);
End.

Работа с интерактивной доской.

Проверка заданий.



Критерии оценки работы группы:

5 правильных ответов – «5» бонусов

4 правильных ответа – «4» бонуса

3 правильных ответа – «3» бонуса


Работа в группах. Меняются путевыми листами.

Оценивают работу команд.

Учащиеся оценивают работу каждого члена своей команды, распределяя полученные бонусы между членами команды

  1. Мотивация целеполагание. Сообщение темы урока.

Показ презентации.  (Слайд 7), ученики дают подробные пояснения к ответам.

  1. Задает вопросы:

  • Для решения какой задачи составлена данная программа?

  • Для какого количества прямоугольников можно вычислить площадь с помощью данной программы?

  • Какое свойство алгоритма нарушено в данной программе?

  • Как изменить текст программы, чтобы исходные данные вводились пользователем и был организован диалог человека с компьютером?

  • Какую операцию (оператор) требуется изучить в Паскале?

  1. Предлагает определить тему урока и сформулировать цель.

  1. Отвечают на вопросы.

  • Данная программа составлена для вычисления площади прямоугольника.

  • Данная программа вычислит площадь только одного прямоугольника со сторонами 10см и 12 см.

  • Свойство массовость.

  1. Предлагают свои варианты темы урока:

  • Организация диалога пользователя и компьютера. Операция ввода данных.

  • Формулируют цель: узнать, как выглядит оператор ввода данных, научиться составлять диалоговые программы.

Записывают тему урока в тетрадь.

  1. Первичное восприятие нового материала.

Презентация. Слайд 7-8

Знакомит учащихся с оператором ввода Read, его форматами, правилами ввода данных.

Ученики слушают, делают записи в тетрадях.











  1. Первичное осознание и осмысление нового материала

Показ слайда с решением задачи (№9)

Запишите полное решение программы вычисления площади прямоугольника, длины сторон которого вводятся с клавиатуры.

  • Записывают этапы решения задачи с помощью компьютера.

  • Составляют программу.

  1. Применение полученных знаний.

Слайд 10.

Работа с интерактивной доской или за компьютером.

Учитель предлагает задания.

1. Ввести три числа, найти их сумму и произведение.

Пример:

Введите три числа:

4 5 7

4+5+7=16

4*5*7=140

  1. Ввести три числа, найти их сумму, произведение и среднее арифметическое.

Пример:

Введите три числа:

4 5 7

4+5+7=16

4*5*7=140

(4+5+7)/3=5.33

Учащиеся могут выполнять предложенные задания самостоятельно за компьютером и записать в тетрадь решения или решать задания вместе с учителем у доски.

  1. Рефлексия


За компьютером расположены карточки с тремя видами знаков (восклицательный, вопросительный, точка).

На доске закрепить знак, который соответствует:

  • «!» - было легко и все понятно;

  • «.» - возникли трудности, которые я преодолеваю;

  • «?»- работать было трудно, много непонятного.


  1. Подведение итогов урока.
    Формирование домашнего задания.



2



Просмотр содержимого документа
«проверка дом_задания»

Проверка домашнего задания



Задание 1. Пусть x,y:integer; a:real; Определите тип выражения (целый или вещественный):

Задание 2. Определите значение целочисленных переменных А и В после выполнения фрагмента программы:



X+y


A:=42;

B:=14;

A:=A div B

B:=A*B;

A:=B div A;

A:=5;

B:=7;

X:=A;

A:=B mod A;

B:=X;



X div y




X*Y*a




Y/a




2*x*y


A=_____ B=______

A=_____ B=______





Задание 3. Определите, что будет выведено на экран после выполнения следующих операторов,
если b=12.4; c=-1

Задание 4. Какое число будет выведено на экран?




Write (c);


Var a,b:integer;

A:=7;

B:=5;

A:=A-b+b*a;

Write(‘a=’,b);




Write (b-c,’=’);




Write(‘b:4:1’);




Write((c+6):6);











Просмотр содержимого документа
«рефлексия»











Просмотр содержимого документа
«паскалька»

Просмотр содержимого презентации
«ПаскальОсновы_ввод данных»

«Аналитическая машина  не претендует на изобретение чего-либо.  Она может делать все то,  что мы сумеем ей приказать» Ада Лавлейс, 1844 г. первая женщина-программист

«Аналитическая машина не претендует на изобретение чего-либо. Она может делать все то, что мы сумеем ей приказать»

Ада Лавлейс, 1844 г.

первая женщина-программист

Здравствуйте!

Здравствуйте!

Задание 1 Какие данные относятся к типу : INTEGER  REAL   STRING 456   -405   Паскаль   78.3 Y   456.0   10 класс   34 -0.1   Школа   0    -78.67

Задание 1

Какие данные относятся к типу :

INTEGER REAL STRING

456 -405 Паскаль 78.3

Y 456.0 10 класс 34

-0.1 Школа 0 -78.67

Задание 2 При каких значениях Х следующие равенства будут правильными? Х div 5 = 8   50 div X = 7    50 mod X = 7

Задание 2

При каких значениях Х следующие равенства будут правильными?

Х div 5 = 8

50 div X = 7

50 mod X = 7

Задание 3 Определите, что будет выведено на экран после выполнения следующих операторов : X:=2.75; Y:=3; Z:=-(x-y)/0.5; Writeln(‘Z=’,Z); X:=2; Y:=3; Z:=(x+y)/0.5; Writeln(Z); X:=75; Y:=3; Z:=(x-y)/2; Writeln(‘ Ответ :’,Z);

Задание 3

Определите, что будет выведено на экран после выполнения следующих операторов :

X:=2.75;

Y:=3;

Z:=-(x-y)/0.5;

Writeln(‘Z=’,Z);

X:=2;

Y:=3;

Z:=(x+y)/0.5;

Writeln(Z);

X:=75;

Y:=3;

Z:=(x-y)/2;

Writeln(‘ Ответ :’,Z);

Задание 4 Дана серия операторов : n:=3*n; n:=3-n; n:=n*n; После выполнения этой серии переменная n получила значение 0. Найдите начальное значение  этой переменной.

Задание 4

Дана серия операторов :

n:=3*n;

n:=3-n;

n:=n*n;

После выполнения этой серии переменная n получила значение 0.

Найдите начальное значение этой переменной.

Задание 5 Дана программа. Исправьте ошибки и запишите, что будет выведено на экран. Program 2 pr;   Var b,S: integer;  Begin  a:=10; b:=12; Writeln (Стороны  прямоугольника ’, а ,’ и ’,b) S=a*b;  Write ( ‘ Площадь =’,S);  End

Задание 5

Дана программа.

Исправьте ошибки и запишите, что будет выведено на экран.

Program 2 pr; Var b,S: integer; Begin a:=10;

b:=12;

Writeln (Стороны прямоугольника ’, а ,’ и ’,b)

S=a*b; Write ( ‘ Площадь =’,S); End

Задание 1 Какие данные относятся к типу : INTEGER  REAL   STRING 456   -405   Паскаль   78.3 Y   456.0   10 класс   34 -0.1   Школа  0    -78.67

Задание 1

Какие данные относятся к типу :

INTEGER REAL STRING

456 -405 Паскаль 78.3

Y 456.0 10 класс 34

-0.1 Школа 0 -78.67

Задание 2 При каких значениях Х следующие равенства будут правильными? Х div 5 = 8 50 div X = 7 50 mod X = 7 Х=40,41,42,43,44 Х=7 Х=43

Задание 2

При каких значениях Х следующие равенства будут правильными?

Х div 5 = 8

50 div X = 7

50 mod X = 7

Х=40,41,42,43,44

Х=7

Х=43

Задание 3 Определите, что будет выведено на экран после выполнения следующих операторов : Z=0.5 10 X:=2.75; Y:=3; Z:=-(x-y)/0.5; Writeln(‘Z=’,Z); X:=2; Y:=3; Z:=(x+y)/0.5; Writeln(Z); Ответ:36 X:=75; Y:=3; Z:=(x-y)/2; Writeln(‘ Ответ :’,Z);

Задание 3

Определите, что будет выведено на экран после выполнения следующих операторов :

Z=0.5

10

X:=2.75;

Y:=3;

Z:=-(x-y)/0.5;

Writeln(‘Z=’,Z);

X:=2;

Y:=3;

Z:=(x+y)/0.5;

Writeln(Z);

Ответ:36

X:=75;

Y:=3;

Z:=(x-y)/2;

Writeln(‘ Ответ :’,Z);

Задание 4 Дана серия операторов : n:=3*n; n:=3-n; n:=n*n; N=1 После выполнения этой серии переменная n получила значение 0. Найдите начальное значение этой переменной.

Задание 4

Дана серия операторов :

n:=3*n;

n:=3-n;

n:=n*n;

N=1

После выполнения этой серии переменная n получила значение 0.

Найдите начальное значение этой переменной.

Задание 5 Дана программа. Program 2 pr;   Var b,S: integer;  Begin  a:=10; b:=12; Writeln (Стороны  прямоугольника ’, а ,’ и ’,b) S=a*b;  Write ( ‘ Площадь =’,S);  End Стороны прямоугольника 10 и 12 Площадь=120

Задание 5

Дана программа.

Program 2 pr; Var b,S: integer; Begin a:=10;

b:=12;

Writeln (Стороны прямоугольника ’, а ,’ и ’,b)

S=a*b; Write ( ‘ Площадь =’,S); End

Стороны прямоугольника 10 и 12

Площадь=120

Программирование  на языке Паскаль Организация диалога пользователя и компьютера.  Оператор ввода данных.

Программирование на языке Паскаль

Организация диалога пользователя и компьютера. Оператор ввода данных.

Оператор ввода read ( список переменных); readln ( список переменных); read ( a );  { ввод значения переменной a} read ( a, b );  { ввод значений  переменных a и b} Как вводить два числа?  через пробел:  25 30  через Enter :  25  30 a 25 b 30 a 25 b 30 15

Оператор ввода

read ( список переменных);

readln ( список переменных);

read ( a ); { ввод значения переменной a}

read ( a, b ); { ввод значений переменных a и b}

Как вводить два числа?

через пробел:

25 30

через Enter :

25

30

a

25

b

30

a

25

b

30

15

15 Этапы выполнения задания Переменные a, b Определение исходных данных II. Определение результатов Переменная S III. Алгоритм решения задачи.  Ввод исходных данных  Вычисление площади прямоугольника  Вывод результата. S=a*b IV. Описание всех переменных Все переменные имеют тип Integer V. Программа VI. Тестирование программы Проверка работы программы для  различных  исходных данных 15

15

Этапы выполнения задания

Переменные a, b

  • Определение исходных данных

II. Определение результатов

Переменная S

III. Алгоритм решения задачи.

  • Ввод исходных данных
  • Вычисление площади прямоугольника
  • Вывод результата.

S=a*b

IV. Описание всех переменных

Все переменные имеют тип Integer

V. Программа

VI. Тестирование программы

Проверка работы программы для различных исходных данных

15

15 Полное решение  program pr;  var a, b, s: integer;  begin  writeln(' Введите длины сторон прямоугольника ');  readln ( a, b );  s:= a * b;  writeln(‘ Площадь прямоугольника= ‘,s);  end. компьютер Протокол :  Введите длины сторон прямоугольника  25 30  Площадь прямоугольника=750 пользователь 15

15

Полное решение

program pr;

var a, b, s: integer;

begin

writeln(' Введите длины сторон прямоугольника ');

readln ( a, b );

s:= a * b;

writeln(‘ Площадь прямоугольника= ‘,s);

end.

компьютер

Протокол :

Введите длины сторон прямоугольника

25 30

Площадь прямоугольника=750

пользователь

15

15 Задания «1 бонус»: Ввести три числа, найти их сумму и произведение.  Пример:   Введите три числа:   4 5 7   4+5+7=16   4*5*7=140 «2 бонуса»: Ввести три числа, найти их сумму, произведение и среднее арифметическое.  Пример:   Введите три числа:   4 5 7   4+5+7=16   4*5*7=140   (4+5+7) / 3 =5.33 15

15

Задания

«1 бонус»: Ввести три числа, найти их сумму и произведение.

Пример:

Введите три числа:

4 5 7

4+5+7=16

4*5*7=140

«2 бонуса»: Ввести три числа, найти их сумму, произведение и среднее арифметическое.

Пример:

Введите три числа:

4 5 7

4+5+7=16

4*5*7=140

(4+5+7) / 3 =5.33

15

15 было легко и  все понятно возникли трудности, которые я преодолеваю работать было трудно,  много непонятного 15

15

было легко и все понятно

возникли трудности, которые я преодолеваю

работать было трудно, много непонятного

15

15 Задания «1 бонус»: Ввести три числа, найти их сумму и произведение.  Пример:   Введите три числа:   4 5 7   4+5+7=16   4*5*7=140 «2 бонуса»: Ввести три числа, найти их сумму, произведение и среднее арифметическое.  Пример:   Введите три числа:   4 5 7   4+5+7=16   4*5*7=140   (4+5+7) / 3 =5.33 15

15

Задания

«1 бонус»: Ввести три числа, найти их сумму и произведение.

Пример:

Введите три числа:

4 5 7

4+5+7=16

4*5*7=140

«2 бонуса»: Ввести три числа, найти их сумму, произведение и среднее арифметическое.

Пример:

Введите три числа:

4 5 7

4+5+7=16

4*5*7=140

(4+5+7) / 3 =5.33

15

15 По кремнистым ступеням  Взбираясь к опасным вершинам,  Никогда, никогда, никогда  Не отдаст человек  Своего превосходства  Умнейшим на свете машинам. П. Г. Антокольский

15

По кремнистым ступеням Взбираясь к опасным вершинам, Никогда, никогда, никогда Не отдаст человек Своего превосходства Умнейшим на свете машинам.

П. Г. Антокольский

  • П. Г. Антокольский
  • П. Г. Антокольский
  • П. Г. Антокольский
  • П. Г. Антокольский


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Программирование на Паскале. Создание диалоговых программ.

Автор: Тарасова Елена Евгеньевна

Дата: 07.10.2014

Номер свидетельства: 117189


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства