| «Проектирование дистанционного урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС» Современное образование в Донецкой Народной Республике переходит на Федеральный государственный образовательный стандарт Российской Федерации. В основу ФГОС положена ориентация не на содержание образования, а на его результаты. Основная особенность ФГОС - деятельностный подход в организации учебного процесса, реализация которого позволяет учителю пересмотреть свой взгляд на урок, как основную форму реализации принципов установленных стандартов. Главная роль на уроке отводится обучающимся, как основным действующим лицам, в то время, как задача учителя - организовать деятельность ученика так, чтобы он смог осмысленно решать значимые для себя вопросы. Таким образом, роль учителя, не «преобладать» на уроке, а направлять. В последнее время с учетом различных жизненных ситуаций или необходимости достижения конкретных целей образовательного процесса, набирает «популярности» дистанционное обучение, то есть такая форма удаленной учебы, при которой ученик не присутствует физически на уроке. И в действительности дистанционная учеба имеет ряд определенных преимуществ даже перед традиционными формами обучения. С одной стороны, дистанционное обучение следует рассматривать в общей системе образования (в системе непрерывного образования), предполагая при этом преемственность отдельных ее звеньев. С другой, дистанционное обучение необходимо различать как систему и как процесс. Как и в других формах обучения, дистанционное обучение предполагает теоретическое осмысление этапа педагогического проектирования, ее содержательной и педагогической (в плане педагогических технологии, методов, форм обучения) составляющих. Следовательно задачами этапа педагогического проектирования являются: создание электронных уроков, электронных учебников, комплексов средств обучения, разработка педагогических технологий организации процесса обучения в сетях. Как итог, - принципиально изменяются и подходы к проектированию урока в отношении деятельности обучающегося и роли учителя в образовательном процессе. Возникает необходимость более глубоко изучить психолого–педагогическую литературу о современном уроке, технических аспектах проведения занятий в дистанционном формате и найти ответы на вопросы: «Как проектировать дистанционный урок, соответствующий принципам ФГОС?». Таким образом, проблема исследования определена отсутствием методики преподавания информатики в общеобразовательной школы с использованием технологий дистанционного обучения. Из чего следует, что данное исследование актуально. Решение данной проблемы требует рассмотрения всех компонентов процесса обучения: средств обучения, видов деятельности учителя и учащегося, методов и приемов обучения, задач. Дистанционное обучение и технологии его реализации. Под дистанционным обучением принято понимать совокупность технологий, обеспечивающих передачу обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и учителей в процессе обучения, а также предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы в процессе освоения материала. Можно выделить три основных вида дистанционных технологий: Кейс-технология, которая основывается на применении подборки различного учебно-методического материала и его передачи (рассылки) для самостоятельного изучения. Технология предусматривает наличие консультаций у преподавателя (тьютера). ТВ-технология, которая опирается на использование систем телевидения для передачи обучающимся учебно-методического материала. Для лучшего усвоения материала организовываются консультации. Сетевые технологии (асинхронные и синхронные), использующие телекоммуникационные сети для обеспечения обучающихся учебно-методическим материалом и организации между учителем и обучающимся обратной связи. Методы дистанционного школьного образования Выбрав в качестве критерия способ коммуникации преподавателей и обучаемых, методы дистанционного обучения можно классифицировать следующим образом: Методы обучения посредством взаимодействия обучаемого с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых. Этому подходу характерен мультимедиа подход, когда при помощи разнообразных средств создаются образовательные ресурсы: печатные, аудиоматериалы, видеоматериалы, и что особенно важно - учебные материалы, доставляемые по компьютерным сетям, например, интерактивные базы данных, электронные журналы, электронные учебники (обучающие программы). Методы индивидуализированного преподавания и обучения, для которых характерны взаимоотношения одного ученика с одним преподавателем или одного ученика с другим учеником (обучение «один к одному»). Эти методы реализуются в дистанционном образовании в основном посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, электронная почта. Развитие системы «тьюторов», опосредованного компьютерными сетями, является важным компонентом учебного процесса. Методы, в основе которых лежит представление ученика учебного материала преподавателем или экспертом, при котором обучающиеся не играют активную роль в коммуникации (обучение «один ко многим»). Эти методы, свойственные традиционной образовательной системе, получают новое развитие на базе современных информационных технологий. Методы, для которых характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса (обучение «многие ко многим»). Значение этих методов и интенсивность их использования существенно возрастает с развитием обучающих телекоммуникационных технологий, т.е. интерактивные взаимодействия между самими обучающимися, а не только между преподавателем и обучающимися, становятся важным источником получения знаний. Развитие этих методов связано с проведением учебных коллективных дискуссий и конференций. Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной почте, социальным сетям. Дистанционный урок, его структура и планирование Современный урок – это основополагающий элемент системы обучения, который должен быть эффективным, социально направленным, поддерживающим интерес обучающихся и ориентированным на их практическую деятельность, формировать и развивать мышление и практические навыки. Основной особенностью дистанционного урока является то, что обучающиеся находятся вне классного кабинета, но поддерживают связь с учителем с помощью телекоммуникационных технологий. Условия проведения дистанционного урока, по способу взаимодействия учителя и ученика, разделяют на два вида: в режиме он-лайн (обучающийся и учитель одновременно находятся у компьютера, урок проходит в реальном времени); в режиме офф-лайн (все взаимодействия находятся в отложенном режиме). Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной почте, социальным сетям. При подготовке к дистанционному уроку, учитель проводит большую подготовительную работу по созданию учебного ресурса, который является основой всего занятия. По своим дидактическим свойствам сетевые образовательные средства влияют на все элементы системы обучения: цели; содержание; методы и организационные формы преподавания. Это дает возможность решать сложные задачи педагогики в ходе обучения детей, находящихся на обучении на дому. При разработке дистанционного урока необходимо принимать во внимание, что учащиеся находятся в изоляции. По этой причине учебные материалы должны сопровождаться достаточными объяснениями и практическими руководствами. Должна быть учтена консультационная зона, что даст возможность учащемуся задавать вопросы. Применение файлов с качественным наглядным материалом (видеоролики, компьютерные презентации и др.), содержащих звуковое сопровождение и анимацию, увеличивают усвоение использованного материала в разы. Для проведения результативного дистанционного урока необходимо хорошо подготовиться, а именно: подобрать обучающую цифровую платформу и осуществить доступ на выбранную платформу своим ученикам; предоставить необходимые источники с теоретическим материалом (лекция, конспект, литература); создать презентации и обеспечить возможность их просмотра; подобрать, создать и разместить видеоматериал, организовать онлайн и/или офлайн проверочных, контрольных работ, тестов. Нельзя выпускать из виду, что дистанционное образование – самостоятельное образование. Мы учим обучающихся учиться, практика в отсутствии теоретических знаний никак не даст результата, кроме, возможно, негативного. Основная модель структуры дистанционного урока подразделяется на три основных этапа состоящих из ряда блоков: 1 этап: Мотивационный блок. Мотивация – один из важных элементов урока, который должен прослеживаться на протяжении всего процесса обучения. Для поддержания мотивации, должна четко определяться цель урока, а уровень поставленных задач перед обучающимися должен соответствовать уровню их подготовки; может содержать фоторяд, видеоряд, и т.д. с помощью которого учитель привлечет внимание к изучаемому материалу, а также совместно с учеником сформирует информацию об уровне владения им данным вопросом. Информационный блок. Данный блок содержит основную теоретическую информацию, демонстрационный материал или опыт, видеофрагмент или презентацию и т.д. 2 этап: Инструктивный блок. Содержит различные, заранее разработанные, инструкции которые помогут справиться с изучением данной темы. Практический блок. Может содержать различные практические задания, тренажеры. 3 этап: Коммуникативный блок. В основном содержит задания для обсуждения с учителем или участниками учебного процесса. Контрольный блок. Может содержать задания, с помощью которых можно определить степень усвоения изученного материала. Рефлексивный блок. Может содержать материалы, дающие возможность проводить самоанализ деятельности ученика. Релаксационный блок. Может содержать задания, позволяющие сбросить усталость и напряжение, например физкультминутки. Критерии оценки и требования к проведению дистанционного урока Одним из основных требований к современному дистанционному уроку – проблемный подход к обучению, который предусматривает выполнение обучающимися мыслительных операций, которые характерны и для процесса научного познания, а именно: понимание проблемной ситуации и осмысления проблемы; постановка конкретных вопросов или проблем, поиск предпосылок для решения, выдвижение гипотез, предположений, возможных путей решения или самих решений; решение проблемы, оценка решения. Немаловажным требованием к уроку является соответствие урока дидактическим принципам, таким, как наглядность, опора на изученный материал, соответствие упражнений и контрольных заданий данному уроку, точность при отработке преставлений и понятий, и т.д. Основополагающими требованиями к непосредственны участникам дистанционного урока (обучаемым), - это владеть навыками работать с компьютером; набирать и редактировать текст, создавать и сохранять рисунки, работать с архивами, пользоваться электронной почтой, просматривать веб-страницы, технологиями гостевой книги и беседы (чат). Недостаточный уровень владениями перечисленными требования участниками образовательного процесса приводит к тому, что большая часть работы ложится на локального координатора. Важным критерием при организации дистанционного урока является активность учащихся, которая может быть достигнута при создании таких условий, при которых непроизвольно будут вовлечены в процесс обучения на протяжении всего урока. Целесообразно разделить урок на этапы, давая возможность обучающимся продвигаться от одной промежуточной цели к другой, в соответствии с целями всего урока, таким образом постоянно мотивируя их. Основной характер урока должен носить частично-поисковые, эвристические и исследовательские методы с проблемным изложением материала. Такой подход к обучению позволит обучающимся самостоятельно решать, как новые для ним познавательные задачи, так и находить решения уже известных задач, что развивает мышление. Следует отметить и важность домашнего задания, которое может выполнять функции закрепления полученных знаний и навыков, обобщения и систематизации, возможности практического применения, обеспечения исходного уровня последующего урока и для самостоятельной отработки нового материала, устранения пробелов в знаниях и т.д. Домашнее задание необходимо подготавливать с учетом индивидуального и дифференцированного подходов. Контроль и оценка знаний должна производиться на каждом уроке. Как подсказывает многолетний опыт отечественных и зарубежных учителей, применение дистанционного обучение наиболее эффективно при достаточно строгой системе отчетности за каждый учебный элемент. Дистанционный урок должен строиться на развивающих технологиях личностно-ориентированного обучения, целью которого является не простое заучивание и запоминании информации, а формирование новых форм деятельности, которые в результате приведут к запланированному результату. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Мой урок также построен на основе доступности максимального количества обучающихся к учебным материалам. С этой целью, использую несколько ресурсов (предварительно проведя опрос среди обучающихся и их родителей): социальная сеть (ВК) – для размещения учебного материала с заданиями (в заданиях предусмотрены ссылки на видеоматериал) и дополнительными файлами (презентациями, раздаточным материалами, шаблонами и т.д.); электронную почту – для организации обратной связи, проверки и хранения работ, выкладки материала в облако с предоставлением ссылки к нему; телефон (смартфон) – для обучающихся, у которых отсутствует компьютерная техника или возникают проблемы с Интернетом. ZOOM или Яндекс Телемост – для организации отдельных уроков, групповых консультаций (в настоящее время ZOOM – недоступен). Дистанционный урок учитывает составление плана (конспекта). Можно сформировать технологическую карту урока, что даст возможность структурировать урок. Параметрами для планирования урока могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, способы и приемы организации учебной работы обучающихся, работа учителя и деятельность обучающихся. Примерный алгоритм разработки дистанционного урока. Определение темы дистанционного занятия. Обозначение типа дистанционного занятия (изучение новой темы, повторение, контроль, самопроверка и т.п.). Цели обучения (сравнительно обучающегося и учителя). Подбор наиболее подходящей модели и формы дистанционного занятия. Подбор методов объяснения учебного материала и обучающих материалов. Структуризация всех компонентов урока, подбор формы их подачи обучающимся (текстовые, графические, медиа, изображения, таблицы, слайды и т.п.). Составление краткого плана занятия с указанием временных промежутков реализации каждого этапа. Подборка перечня использованных материалов или самих материалов, необходимых для урока: гиперссылки на сайты с видеоматериалом или тренировочными тестами по данной теме, сайты электронных библиотек, тексты с основным учебным материалом (развернутый материал, следом краткий опорный конспект занятия при прохождении объемной темы). Подготовка, при необходимости, инструкций по выполнению практической части урока (практическая работа за компьютером). Разработка контроля заданий и умений для каждого учебного элемента урока. Выбор системы оценивания и формирование шкалы и критериев оценивания ответов обучающихся. Определение времени и длительности дистанционного урока, исходя из возрастной категории обучающихся. При планировании дистанционного урока необходимо учитывать необходимость соблюдения правил и норм работы за компьютерной техникой (рис.1). Рис. 1 Продолжительность использования технических средств. Сценарий урока информатики в 5 классе в дистанционном формате, например, Яндекс Телемост: Т ема. Форматирование текста. Цель: ознакомить учащихся с понятием «Форматирование текста, сформировать основные навыки форматирования текста. Задачи: Образовательные: создать условия для формирования понятия «форматирование текста» и освоения приёмов форматирования текста в текстовом редакторе WordPad. Развивающие: развитие познавательных интересов, интереса к предмету, навыков работы на компьютере, памяти, внимания. Воспитательные: воспитание информационной культуры учащихся, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости, самостоятельности. Тип урока: урок творчества. Демонстрации: Оборудование: компьютер с видеокамерой, микрофоном и колонками (ноутбук) с необходимым программным обеспечением; презентация подготовленная учителем к уроку; графический файл с шаблоном из отдельно выделенных инструментов текстового редактора для заполнения в программе Paint. Учебники: Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 184 с. Организационный этап (1 мин.). Здравствуйте, ребята! (Слайды 1-2) Я желаю нам успешной работы! Начнём урок. Актуализация опорных знаний (3 мин.). Обратите внимание на следующий слайд (Слайд 3). На нём вы видите действия с фрагментом текста: выделить, форматировать, переместить, удалить, вырезать, копировать, вставить. Действительно, мы с вами не учились ещё форматировать текст, но на одном из предыдущих уроков мы с вами упоминали о форматировании текста. Изучение нового материала (18 минут). Похожи эти тексты между собой? Что у них общего? … А чем они отличаются? … К какому тексту, по вашему мнению, применены параметры форматирования? … Так что такое форматирование? … (Слайд 7) Теперь мы с вами знаем, что такое форматирование текста. Значит, сейчас вы можете приступить непосредственно к форматированию текста. Прежде чем научиться форматировать текст нужно знать правила форматирования. Давайте познакомимся с операциями и правилами форматирования текста в текстовом редакторе WordPad. (Слайды 8-10) Обратите внимание на следующий слайд. (Слайд 11). Перед вами окно текстового редактора WordPad. В какой вкладке меню находятся панель для форматирования текста? … Какие операции форматирования можно выполнить над фрагментом текста? … Для форматирования текста существует панель инструментов форматирования. С помощью инструментов этой панели можно выбирать различные параметры форматирования текста. Что для этого нам нужно знать? ... Самостоятельная работа шаблоном. Для того чтобы узнать назначение инструментов форматирования текста я предлагаю вам выполнить следующее задание. Откройте в программе Paint высланный вам шаблон с изображением выделенных инструментов и заполните его, вырезав и вставив на в обозначенные места инструменты. Проверяем правильность выполнения задания. Для этого продемонстрируйте и прокомментируйте ваши работы. Сверяем ответы: Сейчас вы знаете, что такое форматирование текста, выучили основные инструменты для форматирования текста и приёмы форматирования, но у меня к вам есть несколько вопросов: Можно форматировать текст при вводе текста? Каким образом? … Можно форматировать текст после ввода текста? Каким образом? … Закрепление изученного материала. Практическая часть (15 мин). Практическая работа №5 (Слайд 13-14) «Форматируем текст. Работаем с фрагментами текста». Для того чтобы научиться форматировать текст нужно выполнить следующую практическую работу. Внимание! При роботе за компьютером соблюдайте правила техники безопасности. Будьте внимательны и аккуратными. Не оставляйте рабочие места без присмотра. Если что-то случилось или плохо себя чувствуете - прекратите выполнение работы, сообщите учителю и родителям, Не волнуйтесь, в этом случае работу можно будет выполнить позже. Срок отправки работы – следующий урок. Для снятия напряжения и усталости, перед началом практической работы, можно провести физкультминутку (Слайд 12). Повторив с учениками правила техники безопасности при работе за компьютером учитель знакомит их с практической работой и особенностями ее выполнение. Ученики приступают к выполнению работы. После выполнения практической работы подвести итоги. Физкультминутка! (2 мин.). Перед выполнение практической работы для снятия напряжения и для повторения правил работы за компьютером предлагаю выполнить следующую физкультминутку в стихах. А теперь прошу всех встать и за мною повторять. Можно с грязными руками за компьютером сидеть? (Нет – вращением головы вправо-влево) Управляться ловко с мышкой Нужно каждому уметь? (Да – вперёд-назад) Расстоянье до экрана будем как определять? (Так – вытянуть руки) А красивую осанку как мы станем выправлять? (Так!) Д омашнее задание (3 мин.). Для закрепления полученных на уроке знаний и умений выполните следующее домашнее задание (Слайд 15). Обязательно для всех: §8 (стр. 61-62) читать. Дополнительно на выбор:
Вопросы: Этап подготовки документа на компьютере, при котором вы просматриваете его, исправляете обнаруженные ошибки и вносите необходимые изменения. Некоторое количество рядом стоящих символов, которые можно рассматривать как единое целое. Полный набор букв алфавита с общим стилем начертания. Всевозможные операции по приданию документу вида, который он будет иметь на бумаге. Более мощная, чем текстовый редактор, программа обработки текстов. Любой текст, созданный с помощью текстового процессора, вместе с включёнными в него нетекстовыми материалами. Изменение вида левого и правого краёв документа. Операция над фрагментом с целью его последующего повторения. Одна из возможных форм курсора. Практическое задание на ПК. Оформить грамоту победителю олимпиады по информатике в произвольной форме. Подведение итога урока. Рефлексия (3 мин.). ( Учитель демонстрирует лучшие работы класса и наталкивает учеников на подведение итога урока, выставляет оценки) Рефлексия. (Ребята отвечают на вопросы предложенные учителем) ВЫВОДЫ Так что же можно понимать под успешным уроком? Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность. Для каждого учителя имеет свое, совершенно мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Применение новых информационных технологий позволяет каждому учителю творчески подойти к подготовке своего «идеального» урока, а обилие источников информации и доступность их – делает каждый урок творческим. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо учить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. Создание технологической карты позволит учителю: осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков); определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения); определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт. Преимущества технологической карты: использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы; освобождается время для творчества учителя; обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса; снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.); обеспечивается повышение качества образования. Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества дистанционного обучения, так как: учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; используются эффективные методы работы с информацией; организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников; обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности. Приложение 1 Список используемой литературы Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств. М. НИИ школьных технологий. 2005. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2011. 159 с. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2011. 159 с. Фундаментальное ядро содержания общего образования /под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова.- 3-е изд. – М.:Просвещение, 2011 – 59с. – (Стандарты второго поколения). Подготовила: учитель информатики Бурлаева Л.Ф., 2023 г. |