«Построение разветвленных и циклических алгоритмов и их реализация на ПК»
«Построение разветвленных и циклических алгоритмов и их реализация на ПК»
Методическая разработка практического занятия по теме: « Построение разветвленных и циклических алгоритмов и их реализация на ПК» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта СПО.
В методической разработке практического занятия даны обоснования развивающего обучения, способствующие формирующие у студента знаний и умений по дисциплине.
На практическом занятии используются приемы, средства и методы обучения, активизирующие мыслительную деятельность, воспитывающие у студентов устойчивый познавательный интерес, а также умение осмысливать и применять имеющиеся знания в различной практической деятельности.
При изучении темы используются элементы беседы, самостоятельной работы, самостоятельное выполнение практических работ.
Методическая разработка практического занятия включает себя:
методическую разработку для преподавателя;
методическую разработку для самоподготовки студентов к практическому занятию;
методическую разработку практического занятия для студентов;
дидактический материал по данной теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
ТЕМА: «Построение разветвленных и циклических алгоритмов и их реализация на ПК»
Пояснительная записка
Методическая разработка практического занятия по теме: « Построение разветвленных и циклических алгоритмов и их реализация на ПК» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта СПО.
В методической разработке практического занятия даны обоснования развивающего обучения, способствующие формирующие у студента знаний и умений по дисциплине.
На практическом занятии используются приемы, средства и методы обучения, активизирующие мыслительную деятельность, воспитывающие у студентов устойчивый познавательный интерес, а также умение осмысливать и применять имеющиеся знания в различной практической деятельности.
При изучении темы используются элементы беседы, самостоятельной работы, самостоятельное выполнение практических работ.
Методическая разработка практического занятия включает себя:
методическую разработку для преподавателя;
методическую разработку для самоподготовки студентов к практическому занятию;
методическую разработку практического занятия для студентов;
дидактический материал по данной теме.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ТЕМА: «Построение разветвленных и циклических алгоритмов и их реализация на ПК»
Цели занятия:
1. Дидактические:
формирование умений в соответствии с требованиями ФГОС: познакомиться с разветвленной и циклической структурой задач, отработать навыки работы по разработке и программированию задач на языке Visual Basic на разветвленную и циклическую структуру;
контроль и коррекция знаний по теме «Построение линейных алгоритмов и их реализация на ПК»;
2. Развивающие:
развивать способность осуществлять поиск информации, использовать информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности;
развивать способность организовывать свою деятельность, выбирать методы и способы решения поставленных задач;
развивать способность работать в команде;
развивать способность принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях.
3. Воспитательные:
воспитывать устойчивый интерес к своей будущей профессии;
воспитывать чувство ответственности за результаты своей работы, работы членов команды.
В соответствии с требованиями ФГОС:
Студенты должны знать:
разветвленную и циклическую структуру задач;
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности.
Студенты должны уметь:
распознавать информационные процессы в различных системах;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Тип занятия: формирование умений
Вид занятия: практическое занятие
Методы обучения: инструктаж и самостоятельная работа, репродуктивный.
Метод контроля знаний: индивидуальный письменный опрос;
индивидуальный устный опрос.
Продолжительность занятия: 90 минут.
ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ТЕМЫ
1. Межпредметные связи
Обеспечивающие дисциплины
Обеспечиваемые дисциплины и МДК
Английский язык,
Основы латинского языка с медицинской терминологией
«Информатика»
«Информационные технологии»
МДК.03.01. Организация деятельности аптеки и её структурных подразделений
2. Внутрипредметные связи
Обеспечивающие темы
Обеспечиваемые темы
Построение линейных алгоритмов и их реализация на ПК.
Моделирование на языке программирования.
Используемая литература:
Для студентов: конспект лекций №5, учебник
Для преподавателей:
Основная литература:
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 -классов/Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 511 с.: ил.
Ляхович В.Ф., Крамаров С.О. Основы информатики. Учебник/Ляхович В.Ф., Крамаров С.О.- Изд. 5-е. ростов н/Д: Феникс, 2012. – 704 с. (СПО)
Интернет ресурсы:
http://www.alleng.ru
http://informatika.na.by
http://metod-kopilka.ru
http://informatika.in.ua
http://www.metodika1.ucoz.ru
http://info.h16.ru/
Хронокарта занятия.
1
Организационный момент
2 минуты
2
Мотивация
3 минуты
3
Контроль исходного уровня знаний
20 минут
4
Методические инструкции
20 минут
5
Самостоятельная работа студентов по заданиям
Лабораторной работы № 2
40 минут
6
Подведение итогов занятия
3 минуты
7
Сообщение домашнего задания
2 минута
Характеристика отдельных элементов занятия
Содержание этапов занятия
Методическое обоснование
1. Организационный момент
Приветствие. Контроль внешнего вида студентов, отсутствующих студентов, готовности аудитории к занятию.
2. Постановка целей и задач. Создание мотивационного пространства
Преподаватель четко называет тему занятия, цель занятия, этапы занятия.
Совместно со студентами формируется значение и место данной темы в будущей профессии. Обращается внимание на то, что в будущей профессии любое действие нужно будет выполнять по четкому алгоритму, для достоверности результата. При создании мотивационного пространства используются межпредметные связи, показывается значение данной темы при изучении профессиональных модулей.
3. Контроль исходного уровня знаний
Используется письменный опрос знаний по теоретическому курсу по теме «Построение линейных алгоритмов и их реализация на ПК» (Приложение 1)
4. Инструктаж к выполнению практической работы
Преподаватель совместно со студентами разбирают предстоящую практическую работу в соответствии с методическими указаниями. Преподаватель обращает внимание на наиболее сложные моменты, на соблюдение правил техники безопасности и санитарного режима при работе в компьютерном классе. (Приложение 2)
5. Выполнение практической работы
Студенты выполняют практическую работу в соответствии с методическими указаниями и рекомендациями, данными преподавателем. Преподаватель в процессе выполнения работы консультирует студентов, направляет их при возникновении затруднений. В процессе работы обращается особое внимание на соблюдение студентами правил техники безопасности и требований санитарного режима в компьютерном классе.
6. Подведение итогов занятия
Преподаватель обобщает результаты работы, достижение целей занятия, комментирует работу на занятии отдельных студентов и всей группы в целом. Выставление итоговых оценок интегративно с учётом вводного контроля, проделанной самостоятельной работы.
7. Сообщение домашнего задания
Преподаватель сообщает тему следующего занятия: «Моделирование на языке программирования», дает рекомендации по подготовке к занятию.
Подготовка студентов к работе на занятии, быстрое включение в деловой режим, организация внимания всех студентов
Определение целей и задач занятия, создание мотивации учебно-познавательной деятельности. Психологическая подготовка студентов к учебной деятельности. Понимание студентами практической значимости темы, а так же осознанное выполнение практической работы
Выявление степени усвоения теоретических знаний, необходимых для выполнения практических заданий
Осознание предстоящей работы, формирование установки на ее качественное выполнение.
Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные задачи, происходит формирование общих компетенций.
Анализ и оценка успешности достижения цели и задач отдельными студентами и всей группой в целом, определение перспектив последующей работы.
Осознание студентами целей содержания и способов выполнения домашнего задания.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
ТЕМА: «Построение разветвленных и циклических алгоритмов и их реализация на ПК»
В соответствии с требованиями ФГОС:
Студенты должны знать:
разветвленную и циклическую структуру задач;
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности.
Студенты должны уметь:
распознавать информационные процессы в различных системах;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Цели занятия:
формирование умений в соответствии с требованиями ФГОС: познакомиться с линейной структурой задач, отработать навыки работы по разработке и программированию задач на языке Visual Basic на линейную структуру;
контроль и коррекция знаний по теме «Построение разветвленных и циклических алгоритмов и их реализация на ПК»;
формирование общих компетенций, необходимых будущему специалисту.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
Что такое циклический алгоритм. Приведите примеры.
Как происходит окончание циклического алгоритма?
Что такое разветвляющийся алгоритм. Приведите примеры.
Как в алгоритме записывается условие?
Как записывается полная форма разветвляющегося алгоритма?
Как записывается неполная форма разветвляющегося алгоритма?
Что такое вспомогательный алгоритм? Приведите примеры.
Зачем нужна блок-схема алгоритма?
Какие стадии разработки алгоритма вы знаете и в чем их суть?
Самостоятельная работа студента при подготовке к занятию
изучение информационного материала
работа с банком тестов
Литература: конспект лекций №5
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 -классов/Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 511 с.: ил.
Ляхович В.Ф., Крамаров С.О. Основы информатики. Учебник/Ляхович В.Ф., Крамаров С.О.- Изд. 5-е. ростов н/Д: Феникс, 2012. – 704 с. (СПО)
Интернет ресурсы:
http://www.alleng.ru
http://informatika.na.by
http://metod-kopilka.ru
http://informatika.in.ua
http://www.metodika1.ucoz.ru
http://info.h16.ru/
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ТЕМА: «Построение разветвленных и циклических алгоритмов и их реализация на ПК»
Время: 90 минут.
В соответствии с требованиями ФГОС:
Студенты должны знать:
разветвленную и циклическую структуру задач;
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности.
Студенты должны уметь:
распознавать информационные процессы в различных системах;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Цели занятия:
формирование умений в соответствии с требованиями ФГОС: познакомиться с линейной структурой задач, отработать навыки работы по разработке и программированию задач на языке Visual Basic на линейную структуру;
контроль и коррекция знаний по теме «Построение разветвленных и циклических алгоритмов и их реализация на ПК»;
формирование общих компетенций, необходимых будущему специалисту.
Этапы занятия
Организационный момент.
Входной контроль.
Инструктаж и самостоятельное выполнение практической работы.
Подведение итогов занятия.
Методические указания к выполнению практической работы
Ознакомиться с содержанием работы.
Изучить теоретические сведения.
Выполнить задания.
Ответить на контрольные вопросы.
Сформулировать и записать вывод о проделанной работе.
Содержание работы:
Составить программные коды к следующим задачам.
Составить программные коды к следующим задачам.
Создать программу нахождения большего из двух чисел
Окно объектов
Окно кодов
Создать программу, определяющую четность числа, введенного с клавиатуры.
Окно объектов
Окно кодов
Составить программу определения минимального из четырех чисел
Окно объектов Окно кодов
Составить программу решения линейного уравнения
Окно объектов Окно кодов
Составить программу, определяющую существование треугольника с заданными сторонами.
Проверка условия : любая сторона треугольника меньше суммы двух других сторон
( If a
Составить программные коды к следующим задачам:
Вывести на экран сумму чисел от 1 до 100
Окно объектов Окно кодов
2 . Вывести на экран все четные числа в промежутке от a до b и их количество.
Окно объектов Окно кодов
3. Вычислить значение функции y=1-sin(2x) при х изменяющемся от –π до 2π с шагом π/3.
Окно объектов Окно кодов
4.
Сделайте вывод о проделанной работе.
Задание на дом.
Конспект.
Найти сумму всех положительных чисел в промежутке от a до b .
2. Заполнить таблицу «Стандартные графические объекты блок-схемы»:
Вид стандартного графического объекта
Назначение
Приложение 2
Теоретический дополнительный материал
Как вы уже знаете, команды выполняются в той последовательности, в которой они записаны в программе. Однако часто требуется изменять порядок выполнения команд в зависимости от выполнения (или не выполнения) определенного условия. В Visual Basic существуют оператор условного перехода. Этот оператор предназначен для изменения порядка выполнения операторов после проверки некоторого условия.
В условных выражениях используются операторы сравнения, приведенные в таблице:
Оператор
Назначение
=
Равно
Больше
Меньше
Меньше или равно
=
Больше или равно
Не равно
Синтаксис
Существует две разновидности данного оператора: однострочный и многострочный.
многострочный оператор имеет следующий вид:
IfусловиеThen
действие 1
Else
действие 2
EndIf
Здесь If(если) – имя оператора, Then (то) и Else(иначе) – служебные слова.
Пример1:
If x2 Then
y = 2*x
else
y = x + 1
EndIf
однострочный оператор имеет следующий вид:
IfусловиеThenдействие 1
Пример 2:
If x2 Then y = 2*x
Пример 3:
If x = 0 Then
Label1.Caption = «Значение больше или равно 0»
Else
Label1.Caption = «Значение меньше 0»
End If
Команда If может проверить только одно условие. Если требуется осуществить переход управления в зависимости от результатов проверки нескольких условий, то можно задать дополнительное условие с помощью оператора ElseIf. Оно будет проверяться только в том случае, если предыдущее условие будет ложно.
Пример:
If x 0 Then
Label1.Caption = «Значение положительное»
ElseIf x = 0 Then
Label1.Caption = «Значение равно 0»
Else
Label1.Caption = «Значение отрицательное»
End If
Над условными выражениями можно выполнять логические операции AND (И) и OR (ИЛИ)
Циклическая структура задач
При решении многих задач возникает необходимость многократного повторения одних и тех же действий, но над различными значениями переменных, определяющих эти действия. Такие вычислительные процессы называются циклическими, а многократно повторяемые участки - циклами. Для подсчета числа циклов используется счетчик (параметр или переменная цикла). Каждый цикл имеет четко выделенное начало (заголовок цикла, тело цикла и конец цикла).
Цикл с использованием конструкции FOR ... NEXT
Синтаксис
FORсчетчик = начальное значениеToконечное значение [STEPшаг]
операторы
NEXT [счетчик]
Для вывода информации на форму используется функция Print (?).