Закрепление знаний по построению графиков в табличном процессоре.
Фронтальный опрос.
-Как вставить график в Еxcel?
- Какие виды графиков существуют в Еxcel?
Закрепление знаний по теме график с модулями.
- В чем смысл функции с модулем?
Разбор примера: y = | x | – 2.
Нужно рассмотреть два случая, когда х=0. Если х=0, то функция будет выглядеть y = x – 2. Построить в тетрадях график данной функции.
А теперь построим график функции с помощью табличного процессора MS Excel. График данной функции можно построить двумя способами:
1 способ: Использование функции ЕСЛИ
Для того чтобы построить график для начала нам нужно заполнить таблицу значений Х и У.
Называем ячейку А2-Х, ячейку В2-У. Следовательно в столбце А будет значение переменной, в столбце В значение функции.
В столбец А вводим переменной в интервале от -5 до 5 с шагом 0,5. Для этого в ячейку А3 вводим -5, а в ячейку А4 формулу =A4+0,5, копируем формулу в последующие ячейки, так как здесь относительная адресация то формула будет меняться при копировании.
После заполнения значений Х, переходим ко второму столбцу, для заполнения которого нужно ввести формулу. В ячейку В4 вводим формулу, в которой используем функцию ЕСЛИ.
Функция «Если» в электронных таблицах MS Excel (Категория - Логические) анализирует результат выражения или содержимое указанной ячейки и помещает в заданную ячейку одно из двух возможных значений или выражений.
Синтаксис функции «ЕСЛИ».
=ЕСЛИ (Логическое выражение; Значение_если_истина; Значение_если_ложь). Логическое выражение или условие, которое может принимать значение ИСТИНА или ЛОЖЬ. Значение_если_истина – значение, которое принимает логическое выражение в случае его выполнения. Значение_если_ложь – значение, которое принимает логическое выражение в случае его невыполнения».
Логические выражения или условия строятся с помощью операторов сравнения (, =, , =) и логических операций (И, ИЛИ, НЕ).
Рис.22 Функция ЕСЛИ
Функция ЕСЛИ относится к логическим.
Вспоминаем смысл функции с модулем: если х=0, то функция будет выглядеть y = x – 2.
Данную формулировку нужно ввести в ячейку В4 в понятном таблице виде. Значение Х находится в столбце А, следовательно если А4
=-А4-2, иначе =А4-2.
Рис.23 Аргументы функции ЕСЛИ
Формула имеет вид: =ЕСЛИ(A5A5-2;A5-2)
После заполнения таблицы значений. Строим график функции
Пункт меню Вставка-Диаграммы-Точечная. Выбираем один из макетов. На листе появляется пустое поле диаграммы. В контекстном меню данного поля выбираем пункт Выбрать данные. Появляется диалоговое окно Выбрать данные .
В данном диалоговом окне выбираем имя ряда в ячейке А1 или же также можно ввести название с клавиатуры.
В поле значение Х выбираем столбец, в который мы вводили значение переменной.
В поле значение У выбираем столбец, в котором мы с помощью условного оператора ЕСЛИ находили значение функции.
Рис. 24. График функции y = | x | – 2.
2 способ: Использование функции ABS
- Также для построения графика с модулем, можно использовать функцию ABS.
Построим график функции y = | x | – 2 с помощью функции ABS.
В примере 2 даны значения переменной Х.
В ячейку В4 вводим формулу с использованием функции АВS
Рис.25. Ввод функции ABS с помощью мастера функций
Формула будет иметь вид: =ABS(A4)-2.
Далее строим точечную диаграмму.
IV. Выполнение практической работы
После разбора двух примеров ученикам раздается практическое задание.
-В этих заданиях вам приведены несколько функций с модулями. Вы должны выбрать какую из функции целесообразнее применять в каждом из примеров.
Практическая работа
Ученики рассматривают линейную функцию y = x – 2 и строят её график.
Задача 1. Построить график функции y = | x – 2 |
Задача 2. Построить график функции y = | x | – 2
Задача 3. Построить график уравнения | y | = x – 2
Ученики рассматривают квадратичную функцию y = x2– 2х – 3 и строят график.
Задача 1. Построить график функции y = | x2 – 2х – 3 |
Задача 2. Построить график функции y = | x2 | – 2 | х | - 3
Задача 3. Построить график уравнения | y | = x2 – 2х - 3
V. Информация о домашнем задании.
VI.Подведение итогов урока, рефлексия. Ученики и учитель подводят итоги урока, анализируют выполнение поставленных задач.