kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Понятие файла, каталога, папки. Имя и расширение имени файла. Путь к файлу. Операции с файлами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока расчитан на проблему над, которой работает учитель - это самообразовательная деятельность учащихся на уроках информатики. Тип урока: комбинированный. Изучение нового материала осуществляется путем сообщения учеников о понятиях файла, каталога и файловой системы. Предусмотрена практическая работа на закрепление узученого материала.Итог урока позволяет выяснить усвоили ли учащиеся материал и в чем возникли проблемы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Понятие файла, каталога, папки. Имя и расширение имени файла. Путь к файлу. Операции с файлами.»



Урок построен по проблеме, над которой работает учитель – самообразовательная деятельность учащихся на уроках информатики.


Тема: Понятие файла, каталога, папки. Имя и расширение имени файла. Путь к файлу. Операции с файлами.


Цели:

1. Образовательная.

  • изучить понятие файла, каталога, папки. Выучить, что является именем и расширение файла.

  • продемонстрировать умения учащихся пользоваться современными компьютерными технологиями.

2. Воспитательная.

  • способствовать воспитанию коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива;

  • аккуратности и точности при выполнении работы;

  • воспитание мотивов здорового образа жизни

  • воспитывать информационную, социальную, поликультурную компетентность.

3. Развивающая.

  • способствовать формированию умения строить эффективные технологические цепочки для решения информационных задач;

  • развивать творческий потенциал, инициативу, умение использовать дополнительную литературу

  • формировать самообразовательную компетентность

  • прививать интерес к предмету


Тип урока: изучение нового материала.


Методы работы: обучаясь – учу, проблемно-поисковый метод, беседа, наглядность, микрофон, практическая работа, опрос-итог.


Форма роботы: коллективная, в парах.


Структура урока:

  1. Организационный момент;

  2. Мотивация учебной деятельности;

  3. Изучение нового материала, просмотр презентации;

  4. Закрепление – практическая работа в парах;

  5. Итог урока;

  6. Домашнее задание.


Ход урока:


ЭПИГРАФ


То, что я слышу, я забываю

То, что я вижу, я помню

То, что я делаю, я понимаю

КОНФУЦИЙ


ІІ. Микрофон. Вопрос к учащимся – что вы ждете от урока?


ІІІ. УЧЕНИЦА 1

Понятие файла

Диск имеет, как правило, очень большую емкость, и размещаемая на нем информация не может сразу занять весь его объем. Поэтому при записи на диск информация объединяется в компактные блоки, называемые файлами. Чтобы к блоку-файлу можно было обратиться, ему присваивается имя, например, Doklad.txt или Figl .bmp.

Файл - это совокупность данных, записанных на внешний носитель, которая имеет определенное имя.

Английское слово file переводится буквально как «шпилька для накалы­вания бумаг». Действительно, данные собираются («подкалываются») в один информационный блок и оформляются в виде именованного файла. В существующий файл может быть записана дополнительная информация либо из него могут быть удалены ненужные данные. С файлами можно выпол­нять и другие операции, связанные с различными информационными процес­сами: поиск конкретных данных в файлах, копирование данных и т.д.

Файл является универсальным информационным объектом. Любая работа, выполненная на компьютере (текст и рисунки, аудио- и видеозапись, база дан­ных и программа), оформляется в виде файлов.

Имя и расширение файла

Имя файла включает в себя две части: собственно имя и расширение. Эти две части разделены точкой. Собственно имя (в дальнейшем - имя) состоит из букв, цифр, а также допустимых специальных символов (знака подчеркивания «_», дефиса «-», знака доллара «$» и т.д.). Например, возможны следующие имена:

class 7-a.xls

Expens$.dat

12su-res.arj

rl$$-33.txt

Имя должно содержать не менее одного символа, то есть не может быть именем файла запись «.dat», однако записи «l.dat», «g.dat» или «_.dat» уже пред­ставляют собой имена.

Если имя файла задает пользователь, то расширение файла определяется ти­пом файла. Тип файла связан с назначением файла и с программой, в которой файл был создан или должен открываться. Принято использовать стандартные расширения файлов. Например, имя файла Respect.txt отвечает текстовому файлу с собственным именем Respect. Имя Exp2.pas - идентифицирует файл Ехр2, который содержит текст программы на языке Паскаль. Исполняемые фай­лы в системе MS-DOS имеют расширения .com, ехе и .bat. Файлы графических изображений могут иметь расширения .bmp, .jpg, tif, .cdr и др. А файлы документов текстового процессора Word имеют расширение .doc, файлы электрон­ных таблиц Excel - расширение .xls

Ученица раздает учащимся таблицы.

Тип файла

Расширение

Исполняемые программы

exe, com

Текстовые файлы

txt, rtf, doc

Графические файлы

bmp, gif, jpg, png, pds

Web-страницы

htm, html

Звуковые файлы

wav, mp3, midi, kar, ogg

Видеофайлы

avi, mpeg

Код (текст) программы на языках программирования

bas, pas, cpp

Отметим, что при обращении к файлу расширение можно не указывать (если нет других файлов с таким же именем).


УЧЕНИЦА 2

Соглашение 8.3

До появления операционной системы Windows 95 на большинстве компьютеров IBM PC работала операционная система MS-DOS, в которой действовали весьма строгие правила присвоения имен файлам. Эти правила называют соглашением 8.3

По соглашению 8.3 имя файла может состоять из двух частей, разделенных точкой. Первая часть может иметь длину до 8 символов, а вторая часть (после точки) — до 3 символов. Вторая часть, стоящая после точки, называется расширением имени.

При записи имени файла разрешается использовать только буквы английского алфавита и цифры. Начинаться имя должно с буквы. Пробелы и знаки препинания не допускаются, за исключением восклицательного знака (!), тильды (~) и символа подчеркивания (_).


Длинные имена файлов

После введения в действие операционной системы Windows 95 требования к именам файлов стали существенно мягче. Они действуют и во всех последующих версия операционных систем Windows.

1. Разрешается использовать до 255 символов.

2. Разрешается использовать символы национальных алфавитов, в частности русского.

3. Разрешается использовать пробелы и другие ранее запрещенные символы, за исключением следующих девяти: /\:*?"|.

4. В имени файла можно использовать несколько точек. Расширением имени считаются все символы, стоящие за последней точкой.


УЧЕНИЦА 3

Каталоги

Отдельные файлы, записанные на диск, могут объединяться в каталоги (их также называют директориями), а те, в свою очередь, - в другие каталоги. Часто каталоги, содержащиеся в данном каталоге, называются подкаталогами. В любом из каталогов или подкаталогов могут содержаться файлы.

Каталог - это специальный файл, в котором регистрируются другие файлы, а также каталоги, вложенные в данный каталог.

Для удобства хранения информации и доступа к ней каталоги упорядо­чиваются в некоторую структуру. Эта структура образуется по принципу под­чинения или иерархии. Подчиненность в данном случае означает не принцип приоритета команд («команда начальника обязательна для подчиненного»), а взаимное расположение каталогов.

Если, к примеру, каталог X вложен в каталог Y, то справедливо любое из следующих утверждений:.

  • каталог X подчинен каталогу Y;

  • каталог Y находится на более высоком уровне, чем каталог X;

  • каталог X является подкаталогом для каталога Y.

Поясним значение слов «высокий» и «низкий» уровень примером на рис. 1. Иерархическая структура каталогов, как видно из рисунка, имеет вид, дерева, растущего ветвями от уровня диска. Поэтому иерархическую структуру называют еще «древовидной».

Содержимое диска образует корневой каталог. Из корневого каталога можно пе­рейти в каталоги первого уровня, из них - в каталоги второго уровня и т.д. Файлы могут храниться в каталогах всех уровней (файлы на иерархической структуре обычно не изображаются).


Иерархии папок Windows

















УЧЕНИЦА 4

Понятие файловой системы

Все операции с файлами выполняются под управлением операционной си­стемы, а, точнее, ее составляющей, называемой файловой системой.

Файловая система - это часть ОС, обеспечивающая хранение файлов и выполнение операций над ними (открытие, копирование, перемещение, удаление, закрытие, чтение, запись и др.).

В результате электронной разметки магнитный диск ока­зывается поделенным на секторы - минимальные единицы для хранения инфор­мации. Каков размер сектора и сколько их может уместиться на диске? Рас­смотрим гибкий диск размером 3,5 то есть обычную трехдюймовую дискету. При форматировании она размечается на секторы по 512 байт (или 0,5 Кбайта) каждый. При емкости диска 1440 Кбайт на нем будет расположено 1440 : 0,5 = 2880 секторов.

На современном жестком диске (винчестере) число секторов может дости­гать десятков тысяч. Чтобы обмен информацией с диском происходил более эф­фективно, секторы объединяются в более крупные единицы - кластеры. Размер одного кластера для наиболее распространенных винчестеров составляет от 2 до 64 Кбайт.

Таким образом, адресуемой единицей дискового пространства в случае жестких дисков являются кластеры, а в случае гибких дисков - секторы. Каж­дый файл записывается в конкретные кластеры (или секторы). Если какой-либо из кластеров уже содержит данные одного файла, то в него не могут быть запи­саны данные другого файла. За каждым файлом на диске закреплены определен­ные кластеры.

Чтобы лучше понять описанную выше ситуацию, представьте, что ученики 7А класса собрались в поездку в другой город и ехать им предстоит на поезде.

Им были куплены билеты в один вагон. Этим же поездом и в том же вагоне решили поехать ученики 8Б класса. И тот, и другой классы рассядутся по своим местам согласно купленным билетам. Класс - это аналог файла в нашем при­мере, место в вагоне - аналог кластера, сам же вагон (вы уже догадались) - это диск. Если при продаже билетов не произошло ошибки, то на каждом месте окажется только по одному ученику: из 7 А или из 8Б. Возможно также, что место будет закреплено за другим пассажиром (не учеником) либо оно окажется свободным. Когда рано утром учителю 7 А придется разбудить своих учеников, он просто обойдет места, которые занимают его ученики. Аналогично при обращении к файлу происходит считывание данных из кластеров, представ­ляющих данный файл.

Принадлежность кластеров тому или иному файлу задается с помощью двух важнейших информационных структур: каталога файлов и таблицы раз­мещения файлов, или сокращенно FAT (File Allocation Table - таблица раз­мещения файлов). В каталоге файлов указывается первый кластер, в который записан тот или иной файл, а с помощью FAT указывается вся цепочка кластеров, хранящих каждый файл. Получается очень простая схема поиска файла на диске: система сначала обращается к каталогу и находит начальный кластер файла, а затем с помощью FAT находит все остальные кластеры.


Одноуровневая файловая система

Для дисков с небольшим количеством файлов (до нескольких десятков) удобно применять одноуровневую файловую систему, когда каталог (оглавление диска) представляет собой линейную последовательность имен файлов. Для отыскания файла на диске достаточно указать лишь имя файла.



Многоуровневая иерархическая файловая система

Если на диске хранятся сотни и тысячи файлов, то для удобства поиска файлы организуются в многоуровневую иерархическую файловую систему, которая имеет «древовидную» структуру (имеет вид перевернутого дерева).









  1. Просмотр презентации, выполнение практического задания

1 Задание

    1. Создать текстовый документ (БЛОКНОТ) назвать «Ответ». В документе ответить на вопрос, что такое файл?

    2. Проанализировать расширение с каким создается документ.

    3. Найти документ через ПОИСК

2 Задание

1. Запустить презентацию

2. Проанализировать слайд – ПУТЬ К ФАЙЛУ

Путь к файлу

Для того чтобы найти файл в иерархической файловой структуре необходимо указать путь к файлу. В путь к файлу входят записываемые через разделитель "\" логическое имя диска и последовательность имен вложенных друг в друга каталогов, в последнем из которых находится данный нужный файл.

C:\Рефераты\

C:\Рефераты\Физика\

C:\Рефераты\Информатика\

C:\Рисунки\

    1. Проанализировать слайд – ПОЛНОЕ ИМЯ ФАЙЛА

    1. Записать в тетради пример полного имени файла

Полное имя файла

Путь к файлу вместе с именем файла называют полным именем файла.


C:\Рефераты\Физика\Оптические явления.doc

C:\Рефераты\Информатика\Интернет.doc

C:\Рефераты\Информатика\Компьютерные вирусы.doc

C:\Рисунки\Закат.jpg

C:\Рисунки\ Зима.jpg



3 Задание

1. Запишите полные имена всех файлов



ОТВЕТ

C:\Мои документы\Иванов\QBasic.doc

C:\Мои документы\Петров\Письмо.txt

C:\Мои документы\Петров\Рисунки\Море.bmp

C:\Фильмы\Интересный фильм.avi







2. Постройте дерево каталогов


C:\Рисунки\Природа\Небо.bmp

C:\Рисунки\Природа\Снег.bmp

C:\Рисунки\Компьютер\Монитор.bmp

C:\Мои документы\Доклад.doc

ОТВЕТ












  1. Опрос-итог

      1. Что на уроке было нового?

      2. Что было интересного?

      3. Что запомнилось?

      4. что не понравилось?


  1. Домашнее задание

Выучить конспект. Учащимся имеющих возможность работы на ПК самостоятельно проработать материал практически.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Маруда Юлия Викторовна

Дата: 14.01.2016

Номер свидетельства: 276649


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства