Шевченко О.А., гр. 02041305
|
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент |
2. Повторение |
Мы приступаем к изучению новой главы «Кодирование информации». Откройте тетради, напишите дату и тему сегодняшнего урока «Кодирование информации» | Открывают тетради, записывают. |
Давайте повторим с вами знания, полученные на прошлом уроке. Что такое информация? | Информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии. |
Что такое информационный процесс? | Информационный процесс - совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.) для получения какого-либо результата (достижения цели). |
Какие действия с информацией выполняет человек? | Есть три типа информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Хранение информации - это распространение ее во времени. Человек хранит информацию либо в собственной памяти, либо на каких-то внешних носителях. Чаще всего - на бумаге. Обработка информации составляет основу процесса преобразования информации. Информация может быть передана для ее последующего использования, обработки ил |
Давайте вспомним единицы измерения. Какая наименьшая единица измерения информации? | Бит |
Следующая за ней? | Байт |
1 байт это сколько бит? | 8 |
А следующая единица после байта? | Кбайт |
Сколько в 1Кбайте байт? | 1024 |
Информация всегда хранится и передается в закодированном виде. При разговоре информация кодируется с помощью звуков, а также жестов и мимики. А в компьютере, какие бывают виды информации? | звуковая, графическая, текстовая |
3. Изучение нового материала |
Сегодня речь пойдет о информации в компьютере. Кто может сформулировать что же такое текстовая информация? давайте теперь запишем определение текстовой информации. | Текстовая информация - это информация, выраженная с помощью естественных и формальных языков в письменной форме. |
В жизни мы часто сталкиваемся с закодированной информацией, т.е. с та-кой информацией, которая передается специальными знаками (кодами). Это и нотная запись в музыке, это и звуки речи – фонетические знаки, это и календарь погоды. Сигнал светофора – это тоже закодированная информация. Мы умеем ее обрабатывать, а затем принимать решение - переходить ли нам улицу или подождать зеленого светофора. Для того, чтобы произошла передача информации от источника к приемнику, необходимо, чтобы приемник мог не только получить информацию, но и понять, расшифровать ее. Передача информации происходит с помощью знаков самой разной природы. Сигнал может быть световым, звуковым, в виде жеста, движения, условного знака. Одинаковые, на первый знак, сигналы могут носить разную информационную нагрузку. Например, звонок будильника – пора вставать, звонок в дверь – кто-то пришел, школьный звонок - начало или конец урока. Для того, чтобы не путаться, необходимо договариваться, как понимать те или иные знаки или сигналы, т.е. разработать код. Любая информация всегда храниться в виде кодов. Когда мы пишем в тетради, мы кодируем информацию с помощью специальных знаков, символов. Эти символы всем знакомы, они называются буквами. И система кодирования всем известна, она называется азбукой. Жители других стран имеют свою систему кодирования, у них своя азбука. Существует еще более сложный способ кодирования информации, когда каждый символ заменяет слово – иероглиф. Можно кодировать и звуки. С одной из таких систем кодирования вы тоже хорошо знакомы: мелодию можно записать с помощью нот. Это не единственная система кодирования музыки. В древние времена на Руси музыку записывали с помощью так называемых крюков – это особая форма записи. Хранить можно на только текстовую и звуковую информацию. Если посмотреть на рисунок с помощью увеличительного стекала, то видно, что он состоит из точек. Это так называемый - растр. С целью засекречивания информации применяется ее кодирование, с незапамятных времен появились коды в виде криптограмм (по гречески – тайнопись). Самый известный код связан с именем изобретателя телеграфного аппарата Самюеля Морзе и известен как азбука Морзе. Каждой букве или цифре ставится в соответствие последовательность кратковременных(точка) и длительных(тире) звуковых сигналов. | |
А теперь запишем определения. Как вы думаете, что же такое кодирование информации? Код? Декодирование? Кодирование информации – переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения. | Записывают определение в тетрадь |
Код-система знаков для представления информации. | Записывают определение в тетрадь |
Декодирование – процесс обратный кодированию. | Записывают определение в тетрадь |
Способ кодирования зависит от цели, ради которой оно осуществляется: сокращение записи, шифровка(засекречивание) информации, удобство обработки и т.п. | |
Существуют три основных вида кодирования текста: | Записывают определение в тетрадь |
Графический –с помощью специальных рисунков. Числовой –с помощью чисел Символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст. | Записывают определение в тетрадь |
Полный набор символов, используемых для кодирования текста называют алфавитом или азбукой. | Записывают определение в тетрадь |
4. Закрепление |
Теперь практическое задание. Я вам выдаю карточку с таблицей кодировки. И вам нужно провести кодирование написанных словосочетаний, и декодирование. Учащиеся получают раздаточный материал с заданиями. Каждое задание выполняется на доске. СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ. | Выполнение практических заданий |
А теперь, рассмотрим другой способ кодирования. Вы, конечно, видели на упаковке многих товаров ряд вертикальных полос различной толщины, разделенных пустыми интервалами, под которым написано число. Например, Знаете вы, наверное, и о том, что такое изображение называется штрих-кодом. В свое время производители товаров и торговые фирмы столкнулись с серьезной проблемой: товаров много (например, средний универмаг оперирует с десятью тысячами наименований), и к каждому документ, в котором расписано, где сделан товар, на какой фирме, сколько весит, какие габариты и т.д. поэтому придумали систему кодирования этой информации в виде последовательности цифр (и штрих-кода). Мировая система штрих-кодирования сложилась в конце 80-х и обеспечивается ассоциацией EAN (European Article Numbering Association). Создано два стандарта: американский UPC с 12 цифрами и европейский с 13. В России штрих-коды присваивает ассоциация ЮНИСКАН, которая является полноправным членом EAN. Такие ассоциации есть и во всех других странах. Перед вами штрих-код, приведенный ранее. Он состоит из 13 цифр (система EAN-13). Первый две цифры (или три) – код страны; следующие пять (или четыре) – код изготовителя (предприятия); другие пять – код товара, т.е. потребительские свойства товара (первая цифра скрывает имя товара, вторая – особенности потребительских свойств, третья – массу, четвертая – состав, пятая – цвет); последняя цифра – контрольная. | Учащиеся смотрят на примеры штрих-кодов, нарисованных на доске. |
А теперь мы с вами научимся проверять товар на подлинность. По штрих-коду можно узнать поддельны ли товар. Для этого нужно произвести следующие арифметические действия: Сложить цифры, стоящие на четных позициях: 6 + 0 + 5 + 0 + 0 + 1 = 12 Сумму умножить на 3: 12 · 3 = 36 Сложить цифры, стоящие на нечетных позициях, не считая контрольной цифры: 4 + 0 + 9 + 2 + 0 + 0 = 15 Сложить то, что получилось в результате второго и третьего действий: 36 + 15 = 51 От результата отбросить первую цифру: получим 1 И отнять от 10 то, что получилось в пятом пункте: 10 – 1 = 9. Этот результат должен совпадать с контрольной цифрой. Если нет – то товар поддельный. В данном примере контрольная цифра совпадает с полученной в итоге цифрой, значит товар подлинный. | Ученик решает вместе с учителем на доске. |
5. Разминка для глаз Мы гимнастику для глаз Выполняем каждый раз. Вправо, влево, кругом, вниз, Повторить ты не ленись. Укрепляем мышцы глаза. Видеть лучше будем сразу. |
6. Проектная деятельность |
Ребята, сейчас мы сделаем общий проект по теме урока. Задача: создание практических заданий для работы по теме «Кодирование текстовой информации». Разделить участников на группы и дать каждой группе задание: создать кроссворд по теме на 7-10 слов, придумать задания на декодирование/кодирование придумать свой способ кодирования. А на следующем занятии мы оформим ваши наработки в виде буклета. | Учащиеся разделяются на группы и выполняют задание. После чего выступают со своими наработками у доски. |
7. Подведение итогов |
Ребята, давайте с вами еще раз повторим изученную информацию. | |
Что же такое кодирование информации? | Кодирование информации – переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения. |
Что такое код? | Код-система знаков для представления информации. |
Что такое декодирование? | Декодирование – процесс обратный кодированию. |
Отлично, молодцы, я вижу, что вы усвоили сегодняшнюю информацию. | |
8. Постановка домашнего задания |
Откройте дневники, запишите домашнее задание параграф 3.1 на стр.74, определения в тетради | |
Выставление оценок за урок. |
9.Рефлексия |
Я вам предлагаю оценить сегодняшний урок. Я вам покажу 3 карточки, выберите для себя ту, которая соответствует вашему настроению в конце урока. («Три лица». Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. | Учащиеся выбирают рисунок, который соответствует их настроению. |
Учащиеся вставляют расшифрованные фразы, поднимают руку.
Выполним несколько заданий на кодирование и декодирование информации.
Старший помощник Лом сдает экзамен капитану Врунгелю. Помогите ему прочитать следующий текст (Бороться и искать, найти и не сдаваться):
А теперь, рассмотрим другой способ кодирования.
Расшифруйте (декодируйте), что здесь написано (буквы отделены друг от друга пробелами)?
Закодируйте с помощью азбуки Морзе слова: ИНФОРМАТИКА, ДАННЫЕ, АЛГОРИТМ.