kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока по теме "Кодирование информации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данной разработки является: сформировать представление о способах кодирования информации, закрепить умения кодировать информацию, осуществить контроль знаний, усилить междисциплинарные связи в школьном образовании.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по теме "Кодирование информации"»

Шевченко О.А., гр. 02041305


Тема: «Кодирование информации»
(
УМК Босова ЛЛ. «Информатика и ИКТ»)


Цель: сформировать представление о способах кодирования информации, закрепить умения кодировать информацию, осуществить контроль знаний, усилить междисциплинарные связи школьном образовании.

Задачи:

Образовательные: познакомить с понятиями кода, кодирования, декодирования; научить учащихся кодировать и декодировать информацию разными способами; повторить действия по упрощению выражений.

Развивающие: познакомить учащихся с многообразием окружающих человека кодов, ролью кодирования информации в жизни человека; развитие речи , внимания.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, воспитание чувства само- и взаимоуважения, привитие аккуратности, навыков самостоятельной работы.

Здоровьесберегающие: соблюдение правил ТБ, смена деятельности обучающихся во избежание переутомления.

Средства обучения: учебник (Босова ЛЛ. «Информатика и ИКТ»), тетрадь, раздаточный материал с практическими заданиями, таблицами, схемами, доска.

Методы обучения: словесные (беседа), практические (решение задач), наглядные (таблицы,схемы).

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: проектный урок.

Ход урока.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

2. Повторение

Мы приступаем к изучению новой главы «Кодирование информации». Откройте тетради, напишите дату и тему сегодняшнего урока «Кодирование информации»

Открывают тетради, записывают.

Давайте повторим с вами знания, полученные на прошлом уроке.

Что такое информация?

Информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии.

Что такое информационный процесс?

Информационный процесс - совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.) для получения какого-либо результата (достижения цели).

Какие действия с информацией выполняет человек?

Есть три типа информационных процессов: хранение, передача и обработка информации.

Хранение информации - это распространение ее во времени. Человек хранит информацию либо в собственной памяти, либо на каких-то внешних носителях. Чаще всего - на бумаге.

Обработка информации составляет основу процесса преобразования информации.

Информация может быть передана для ее последующего использования, обработки ил

Давайте вспомним единицы измерения. Какая наименьшая единица измерения информации?

Бит

Следующая за ней?

Байт

1 байт это сколько бит?

8

А следующая единица после байта?

Кбайт

Сколько в 1Кбайте байт?

1024

Информация всегда хранится и передается в закодированном виде. При разговоре информация кодируется с помощью звуков, а также жестов и мимики.

А в компьютере, какие бывают виды информации?

звуковая, графическая, текстовая

3. Изучение нового материала

Сегодня речь пойдет о информации в компьютере. Кто может сформулировать что же такое текстовая информация? давайте теперь запишем определение текстовой информации.

Текстовая информация - это информация, выраженная с помощью естественных и формальных языков в письменной форме.

В жизни мы часто сталкиваемся с закодированной информацией, т.е. с та-кой информацией, которая передается специальными знаками (кодами). Это и нотная запись в музыке, это и звуки речи – фонетические знаки, это и календарь погоды. Сигнал светофора – это тоже закодированная информация. Мы умеем ее обрабатывать, а затем принимать решение - переходить ли нам улицу или подождать зеленого светофора.

Для того, чтобы произошла передача информации от источника к приемнику, необходимо, чтобы приемник мог не только получить информацию, но и понять, расшифровать ее.

Передача информации происходит с помощью знаков самой разной природы. Сигнал может быть световым, звуковым, в виде жеста, движения, условного знака. Одинаковые, на первый знак, сигналы могут носить разную информационную нагрузку. Например, звонок будильника – пора вставать, звонок в дверь – кто-то пришел, школьный звонок - начало или конец урока.

Для того, чтобы не путаться, необходимо договариваться, как понимать те или иные знаки или сигналы, т.е. разработать код. Любая информация всегда храниться в виде кодов. Когда мы пишем в тетради, мы кодируем информацию с помощью специальных знаков, символов. Эти символы всем знакомы, они называются буквами. И система кодирования всем известна, она называется азбукой. Жители других стран имеют свою систему кодирования, у них своя азбука. Существует еще более сложный способ кодирования информации, когда каждый символ заменяет слово – иероглиф.

Можно кодировать и звуки. С одной из таких систем кодирования вы тоже хорошо знакомы: мелодию можно записать с помощью нот. Это не единственная система кодирования музыки. В древние времена на Руси музыку записывали с помощью так называемых крюков – это особая форма записи.

Хранить можно на только текстовую и звуковую информацию. Если посмотреть на рисунок с помощью увеличительного стекала, то видно, что он состоит из точек. Это так называемый - растр.

С целью засекречивания информации применяется ее кодирование, с незапамятных времен появились коды в виде криптограмм (по гречески – тайнопись).

Самый известный код связан с именем изобретателя телеграфного аппарата Самюеля Морзе и известен как азбука Морзе. Каждой букве или цифре ставится в соответствие последовательность кратковременных(точка) и длительных(тире) звуковых сигналов.


А теперь запишем определения. Как вы думаете, что же такое кодирование информации? Код? Декодирование?

Кодирование информации – переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения.

Записывают определение в тетрадь

Код-система знаков для представления информации.

Записывают определение в тетрадь

Декодирование – процесс обратный кодированию.

Записывают определение в тетрадь

Способ кодирования зависит от цели, ради которой оно осуществляется: сокращение записи, шифровка(засекречивание) информации, удобство обработки и т.п.


Существуют три основных вида кодирования текста:

Записывают определение в тетрадь

  • Графический –с помощью специальных рисунков.

  • Числовой –с помощью чисел

  • Символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.

Записывают определение в тетрадь

Полный набор символов, используемых для кодирования текста называют алфавитом или азбукой.


Записывают определение в тетрадь

4. Закрепление

Теперь практическое задание. Я вам выдаю карточку с таблицей кодировки. И вам нужно провести кодирование написанных словосочетаний, и декодирование.


Учащиеся получают раздаточный материал с заданиями. Каждое задание выполняется на доске. СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ.

Выполнение практических заданий

А теперь, рассмотрим другой способ кодирования.

Вы, конечно, видели на упаковке многих товаров ряд вертикальных полос различной толщины, разделенных пустыми интервалами, под которым написано число. Например,

Знаете вы, наверное, и о том, что такое изображение называется штрих-кодом.

В свое время производители товаров и торговые фирмы столкнулись с серьезной проблемой: товаров много (например, средний универмаг оперирует с десятью тысячами наименований), и к каждому документ, в котором расписано, где сделан товар, на какой фирме, сколько весит, какие габариты и т.д. поэтому придумали систему кодирования этой информации в виде последовательности цифр (и штрих-кода).

Мировая система штрих-кодирования сложилась в конце 80-х и обеспечивается ассоциацией EAN (European Article Numbering Association). Создано два стандарта: американский UPC с 12 цифрами и европейский с 13. В России штрих-коды присваивает ассоциация ЮНИСКАН, которая является полноправным членом EAN. Такие ассоциации есть и во всех других странах.

Перед вами штрих-код, приведенный ранее. Он состоит из 13 цифр (система EAN-13).

Первый две цифры (или три) – код страны;

следующие пять (или четыре) – код изготовителя (предприятия);

другие пять – код товара, т.е. потребительские свойства товара (первая цифра скрывает имя товара, вторая – особенности потребительских свойств, третья – массу, четвертая – состав, пятая – цвет);

последняя цифра – контрольная.


Учащиеся смотрят на примеры штрих-кодов, нарисованных на доске.

А теперь мы с вами научимся проверять товар на подлинность.

По штрих-коду можно узнать поддельны ли товар. Для этого нужно произвести следующие арифметические действия:

  1. Сложить цифры, стоящие на четных позициях:

6 + 0 + 5 + 0 + 0 + 1 = 12

  1. Сумму умножить на 3:

12 · 3 = 36

  1. Сложить цифры, стоящие на нечетных позициях, не считая контрольной цифры:

4 + 0 + 9 + 2 + 0 + 0 = 15

  1. Сложить то, что получилось в результате второго и третьего действий:

36 + 15 = 51

  1. От результата отбросить первую цифру:

получим 1

  1. И отнять от 10 то, что получилось в пятом пункте:

10 – 1 = 9.

Этот результат должен совпадать с контрольной цифрой. Если нет – то товар поддельный.

В данном примере контрольная цифра совпадает с полученной в итоге цифрой, значит товар подлинный.


Ученик решает вместе с учителем на доске.

5. Разминка для глаз

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.


6. Проектная деятельность

Ребята, сейчас мы сделаем общий проект по теме урока. Задача: создание практических заданий для работы по теме «Кодирование текстовой информации». Разделить участников на группы и дать каждой группе задание:

создать кроссворд по теме на 7-10 слов,

придумать задания на декодирование/кодирование

придумать свой способ кодирования.

А на следующем занятии мы оформим ваши наработки в виде буклета.

Учащиеся разделяются на группы и выполняют задание. После чего выступают со своими наработками у доски.

7. Подведение итогов

Ребята, давайте с вами еще раз повторим изученную информацию.


Что же такое кодирование информации?

Кодирование информации – переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения.

Что такое код?

Код-система знаков для представления информации.

Что такое декодирование?

Декодирование – процесс обратный кодированию.

Отлично, молодцы, я вижу, что вы усвоили сегодняшнюю информацию.


8. Постановка домашнего задания


Откройте дневники, запишите домашнее задание параграф 3.1 на стр.74, определения в тетради


Выставление оценок за урок.

9.Рефлексия

Я вам предлагаю оценить сегодняшний урок. Я вам покажу 3 карточки, выберите для себя ту, которая соответствует вашему настроению в конце урока.

(«Три лица». Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащиеся выбирают рисунок, который соответствует их настроению.


Приложение.

  1. Дана простейшая кодовая таблица

А-1

Б-2

В-3

Г-4

Д-5

Е-6

Ж-7

З-8

И-9

Й-10

К-11

Л-12

М-13

Н-14

О-15

П-16

Р-17

С-18

Т-19

У-20

Ф-21

Х-22

Ц-23

Ч-24

Ш-25

Щ-26

Ъ-27

Ы-28

Ь-29

Э-30

Ю-31

Я-32

ПРОБЕЛ-33

ТОЧКА-34

ЗАПЯТАЯ-35

Расшифруй фразу

13 28 33 9 8 20 24 1 6 13 33 9 14 21 15 17 13 1 19 9 11 20 34

Впиши полученную фразу:


  1. Известно, что кто-то расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после нее, декодируй сообщение

ФТМЬЩБМ ИБВЬМ

ФГЙЕЖМ ИБРПНОЙМ

ТЕЖМБМ РПОАМ


  1. Продолжи предложения

Чтобы рубить дрова, нужен 14,2,3,2,7

А чтобы полить огород 10,4,5,1,6

Рыбаки сделали во льду 3,7,2,7,8,9,11 и стали ловить рыбу

Самое колючее животное в лесу 12,13

Разгадай код и прочитай пословицу

1,2,3,4,5,1,6 7,8,9,10,11 9,4,7,13,12,4

Учащиеся вставляют расшифрованные фразы, поднимают руку.

Выполним несколько заданий на кодирование и декодирование информации.

  1. Дана кодовая таблица флажковой азбуки

Старший помощник Лом сдает экзамен капитану Врунгелю. Помогите ему прочитать следующий текст (Бороться и искать, найти и не сдаваться):

  1. С помощью флажковой азбуки запишите свое имя и фамилию.

А теперь, рассмотрим другой способ кодирования.

Дана кодовая таблица азбуки Морзе


Расшифруйте (декодируйте), что здесь написано (буквы отделены друг от друга пробелами)?


Закодируйте с помощью азбуки Морзе слова: ИНФОРМАТИКА, ДАННЫЕ, АЛГОРИТМ.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
План-конспект урока по теме "Кодирование информации"

Автор: Шевченко Олеся Александровна

Дата: 17.03.2017

Номер свидетельства: 401190


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства