kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект учебного занятия "Структурирование информации с использованием информационных моделей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит все разработанные этапы учебного занятия

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект учебного занятия "Структурирование информации с использованием информационных моделей"»

Структурирование информации с использованием информационных моделей

Цели учебного занятия [2]:

  • дать представление о структурировании информации с использованием табличной модели и графа;

  • развитие логического мышления, умений анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать.

Тип учебного занятия [2]: учебного занятия усвоения новых знаний.

Учащиеся должны знать [2]: понятия “информационная модель”, “табличная модель”, “граф”.

Ход учебного занятия:

  1. Организационный момент;

  2. Актуализация знаний и мотивация учащихся на получение новых знаний;

    Понятие информационной модели. Назначение информационных моделей

    Вариант 1

    Дайте определения понятиям:

    1. Модель – это …

    2. Информационная модель – …

    3. Знаковые информационные модели строятся с …

    4. Вербальные модели – это …

    5. Компьютерная модель – это …

    Вариант 2

    Дайте определения понятиям:

    1. Оригинал – это …

    2. Материальные (предметные) модели воспроизводят …

    3. Образные модели представляют собой …

    4. Вербальные модели – это …

    5. Компьютерная модель – это …

    Ответы:

    1. Модель – это объект, используемый вместо другого объекта.

    2. Информационная модель – совокупность информации, характеризующая существенные свойства и состояния объекта и процесса.

    3. Знаковые информационные модели строятся с использованием знаковых систем.

    4. Вербальные модели – это информационные модели в мысленной или словесной форме.

    5. Компьютерная модель – модель, реализованная компьютерными свойствами.

    1. Оригинал – исследуемый объект, по отношению к которому изготавливается модель.

    2. Материальные (предметные) модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме и являются предметами.

    3. Образные модели представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации.

    4. Вербальные модели – это информационные модели в мысленной или словесной форме.

    5. Компьютерная модель – модель, реализованная компьютерными свойствами.

  3. Объяснение нового материала;

Структурирование информации – описание объекта или процесса с помощью специальных конструкций, где показаны связи и зависимости между отдельными элементами систем, объектами и т.д.

Табличные информационные модели [3]

Одним из наиболее часто используемых видов информационных моделей является прямоугольная таблица, которая состоит из столбцов и строк. Такой вид моделей применяется для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств. В табличной модели перечень однотипных объектов размещается в первом столбце (или строке) таблицы, а значения свойств размещаются в следующих столбцах (или строках) таблицы.

В таблице типа «объект-объект» одна строка содержит информацию об одной объекте или одной событии.

Пример:

Таблица типа «объект-свойство» [3]

Дата

Осадки

Температура, оC

Давление, мм рт.ст.

Влажность, %

10.05

Нет

15

760

67

11.05

Дождь

13

740

95

12.05

Туман

12

750

100

Каждая строка такой таблицы относится к конкретному объекту. В нашем примере это определенный день, заданный датой. Первая графа обычно идентифицирует этот объект, последующие графы отражают свойства (характеристики) объекта.

Таблица типа «объект-объект» отражает взаимосвязи между разными объектами.

Пример:

Таблица типа «объект-объект»

Ученик

Русский язык

Математика

Лаптеева

8

7

Смирнов

9

10

Эта таблица отражает связи между двумя типами объектов: учениками и изучаемыми дисциплинами. Оценка является характеристикой такой связи.

Таблица типа «двоичная матрица» отображает качественную связь между объектами – есть связь или нет связи.




Пример:

Таблица типа «объект-объект»

Ученик

Математика

Информатика

Физика

Алексеев Петр

1

1

0

Волков Илья

0

0

1

Галкина Анна

0

1

1

В данной таблице единица указывает на то, что данный ученик посещает факультатив, а нуль – что не посещает.

  1. Выполнение практических заданий;

Задание 1. По данному описанию создайте табличную модель типа «объект-свойство» [3].

Первым известным источником алмазов, согласно утверждениям исторических трактатов, была Индия с ее знаменитыми месторождениями. В XVII в. там был найден алмаз, который получил название «Великий Могол». Масса его составляла 157,40 г.

В 70-х гг. XIX в. богатые алмазные месторождения были обнаружены в Южной Африке. В 1893 г. Был обнаружен алмаз массой 194,30 г. Этот алмаз назвали «Эксцельсиор». Там же в 1905 г. Был найден самый крупный алмаз «Куллинан», масса которого составляла 621,20 г. В 1934 г. В Южной Африке находят еще один крупный алмаз – «Джонкер», массой 145, 32 г.

Вскоре новые россыпные месторождения алмазов были открыты в Бразилии. В 1938 г. Там был найден алмаз массой 145,32 г. Этот алмаз получил название «Президент Варгас».

В начале XX в. в Западной Африке нашли богатые россыпные месторождения алмазов. Добыча алмазов в Африке стала ведущей отраслью горной промышленности. В 1945 г. Нашли алмаз массой 154 г. И дали ему название «Реке Уойе», а в 1972 г. Там был найден алмаз, получивший название «Звезда Сьерра-Льоне», массой 193,78 г.

Название алмаза

Страна происхождения

Год обнаружения

Масса, г

«Великий Могол»

Индия

XVII в.

157,40

«Эксцельсиор»

Южная Африка

1893 г.

194,30

«Куллинан»

Южная Африка

1905 г.

621,20

«Джонкер»

Южная Африка

1934 г.

145,20

«Президент Варгас»

Бразилия

1938 г.

145,32

«Реке Уойе»

Африка

1945 г.

154

«Звезда Сьерра-Льоне»

Африка

1972 г.

193,78

Задание 2. Создайте табличную модель «Расписание класса» типа «объект-объект» [3].

Расписание 10 «А» класса


Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1-й урок

физика

иностр. язык

русск. лит.

русск. язык

биология

2-й урок

математика

бел. лит.

русск. язык

история

физ. культура и здоровье

3-й урок

иностр. язык

бел. язык

физ. культура и здоровье

информатика

русск. язык

4-й урок

химия

физика

биология

химия

русск. лит.

5-й урок

история

математика

математика

биология

математика

6-й урок

 ЧЗиС

биология

иностр. язык

обществовед.

география

7-й урок

доп.подготов.

мед. подготов


география



Расписание 10 «Б» класса


Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1-й урок

химия

физика

бел. язык

информатика

математика

2-й урок

иностр. язык

математика

бел. лит.

химия

иностр. язык

3-й урок

математика

иностр. язык

иностр. язык

история

биология

4-й урок

история

русск. лит.

математика

русск. язык

физ. культура и здоровье

5-й урок

география

русск. язык

биология

русск. лит.

русск. язык

6-й урок

доп.подготов.

мед. подготов.

география

физика

иностр. язык

обществовед.

7-й урок

 ЧЗиС


физ. культура и здоровье



Расписание 10 «В» класса


Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1-й урок

обществовед.

русск. язык

иностр. язык

история

математика

2-й урок

физ. культура и здоровье

русск. лит.

математика

информатика

биология

3-й урок

история

математика

биология

химия

физ. культура и здоровье

4-й урок

иностр. язык

физика

бел. язык

математика

физика

5-й урок

доп.подготов.

мед. подготов.

 ЧЗиС

бел. лит.

иностр. язык

география

6-й урок

география

химия


русск. лит.


Задание 3. На рисунке приведена схема дорог, соединяющая деревни Горки, Дубровка, Березовка, Островки, Сосны. На основании графической модели постройте табличную модель типа «двоичная матрица», где единицы стоят на пересечении строки и столбца с названием смежных (т.е. соединенных дорогой) деревень [3].


Горки

Дубровка

Березовка

Островки

Сосны

Горки

0

1

1

0

1

Дубровка

1

0

0

1

0

Березовка

1

0

0

1

0

Островки

0

1

1

0

0

Сосны

1

0

0

0

0

Задание 4. Постройте табличную модель типа «двоичная матрица» для решения следующей логической задачи [3].

В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко – не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке – не лимонад и не вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. Как распределены эти жидкости по сосудам.


Бутылка

Стакан

Кувшин

Банка

Молоко

0

0

1

0

Лимонад

1

0

0

0

Квас

0

0

0

1

Вода

0

1

0

0

Молоко в кувшине, лимонад в бутылке, квас в банке, вода в стакане.

Задание 5. Постройте табличную модель типа «двоичная матрица» для решения следующей логической задачи [3].

В авиационном подразделении служат Потапов, Щедрин, Семенов, Коновалов и Самойлов. Их специальности: пилот, штурман, бортмеханик, радист и синоптик. Известно, что:

  1. Щедрин и Коновалов не умеют управлять самолетом;

  2. Потапов и Коновалов готовятся стать штурманами;

  3. Щедрин и Самойлов живут в одном доме с радистом;

  4. Семенов был в доме отдыха вместе со Щедриным и сыном синоптика;

  5. Потапов и Щедрин в свободное время любят играть в шахматы с бортмехаником;

  6. Коновалов, Семенов и синоптик увлекаются боксом;

  7. Радист боксом не увлекается.


Пилот

Штурман

Бортмеханик

Радист

Синоптик

Потапов

0

0

0

1

0

Щедрин

0

1

0

0

0

Семенов

1

0

0

0

0

Коновалов

0

0

1

0

0

Самойлов

0

0

0

0

1

Потапов – радист, Щедрин – штурман, Семенов – пилот, Коновалов – бортмеханик, Самойлов – синоптик.

  1. Домашнее задание: §8 [4].

Использованная литература:

  1. Заборовский, Г. А. Информатика : учеб. пособие для 10 кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Г. А. Заборовский, А. Е. Пупцев. Минск : Изд.центр БГУ, 2011.

  2. Заборовский, Г. А. Информатика в 10 классе : учеб.-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Г. А. Заборовский, О. Н. Лапко. Минск, 2013.

  3. Овчинникова, Л. Г. Информатика. Рабочая тетрадь для 10 класса : пособие для учащихся учреждений общ. сред. образования с рус. (белорус.) яз. обучения / Л. Г. Овчинникова. Минск : Аверсэв, 2016.

  4. Заборовский, Г.А. Информатика: учеб.пособие для 9кл.учреждений общ.сред.образования / Г.А. Заборовский, А.И. Лаппо, А.Е. Пупцев. Минск: Нар.асвета, 2009.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Артёмова Катерина Владимировна

Дата: 21.04.2017

Номер свидетельства: 410711


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства