kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект учебного занятия "Понятие информационной модели. Назначение информационных моделей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект содержит цели занятия, а также краткую теорию и практические задания по теме

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект учебного занятия "Понятие информационной модели. Назначение информационных моделей"»

Понятие информационной модели. Назначение информационных моделей

Цели учебного занятия [2]:

  • формирование представления об информационных моделях и их назначении;

  • развитие логического мышления, умений анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать.

Тип учебного занятия [2]: учебное занятие усвоения новых знаний.

Учащиеся должны знать [2]: понятие информационной модели.

Ход учебного занятия:

  1. Организационный момент;

  2. Объяснение нового материала;

Модель – это объект, используемый вместо другого объекта.

Исследуемый объект, по отношению к которому изготавливается модель, называется оригиналом [3].

Модель несет информацию о свойствах объекта-оригинала. Каждый объект имеет большое количество различных свойств. В процессе построения модели выделяются главные, наиболее существенные для проводимого исследования свойства [3].

Информационная модель – совокупность информации, характеризующая существенные свойства и состояния объекта или процесса [3].

Классификация моделей [3]

Материальные (предметные) модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме и являются предметами (глобус, анатомические муляжи, модели кристаллических решеток, макеты зданий и сооружения и др.).

Информационные модели представляют собой описание объектов и процессов в виде образов и знаков, а также в форме таблиц, блок-схем, графов и т.д.

Образные модели представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации (бумаге, фото- и кинопленке и др.). Примером образных информационных моделей являются рисунки, фотографии, учебные плакаты по различным предметам.

Знаковые информационные модели строятся с использованием знаковых систем. Знаковая информационная модель может быть представлена в формате текста (например, текст литературного произведения, программа на языке программирования), формулы (например, периодическая таблица элементов F=ma), таблицы (например, периодическая таблица элементов Д. И. Менделеева), нот и т.д.

Иногда при построении знаковых информационных моделей используются одновременно несколько различных знаковых систем. Примерами таких моделей могут служить географические карты, графики, диаграммы и т.д.

Вербальные модели – информационные модели в мысленной и словесной форме. Это модели, полученные в результате раздумий, умозаключений. Они могут так и остаться мысленными или могут быть описание поведения при переходе улицы. Человек анализирует ситуацию на дороге (что показывает светофор, как далеко находятся машины, с какой скоростью они движутся и т.п.) и вырабатывает свою модель поведения.

Компьютерная модель – модель, реализованная компьютерными средствами [3].

  1. Выполнение практических заданий;

Задание 1. Определите, какие из представленных моделей являются информационными, а какие материальными [3].

  1. Описание битвы на Немиге в учебнике истории;

  2. Карта Минска;

  3. Картина И.К. Айвазовского «Бурное море»;

  4. Рельефный макет горной цепи;

  5. Чучело медведя;

  1. Текст программы на языке Паскаль;

  2. Памятник Якубу Коласу;

  3. Химическая формула воды;

  4. Расписание уроков;

  5. Объёмная модель атома.

Ответы :

Информационные модели: а, б, в, е, з, и

Материальные модели: г, д, ж, к

Задание 2. Определите, какие из информационных моделей представлены в форме словесного описания, а какие являются графическими информационными моделями [3].

  1. График функции;

  2. Инструкция по технике безопасности;

  3. Фотография здания;

  4. Табель успеваемости за четверть;

  5. Схема размещения учащихся за партами;

  1. Схема строения компьютера

  2. Физическая карта мира;

  3. Описание туристического маршрута;

  4. Чертеж автомобиля;

  5. Рецепт торта.

Ответы :

Словесное описание: б, г, з, к

Графические информационные модели: а, в, д, е, ж, и

Задание 3. Составьте информационные модели углекислого газа и серной кислоты как химических веществ, используя описание на формальном языке химии [3].

Модель углекислого газа: СО2

Модель серной кислоты: H2SO4

  1. Домашнее задание: §7.

Использованная литература:

  1. Заборовский, Г. А. Информатика : учеб. пособие для 10 кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Г. А. Заборовский, А. Е. Пупцев. Минск : Изд.центр БГУ, 2011.

  2. Заборовский, Г. А. Информатика в 10 классе : учеб.-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Г. А. Заборовский, О. Н. Лапко. Минск, 2013.

  3. Овчинникова, Л. Г. Информатика. Рабочая тетрадь для 10 класса : пособие для учащихся учреждений общ. сред. образования с рус. (белорус.) яз. обучения / Л. Г. Овчинникова. Минск : Аверсэв, 2016.

  4. Заборовский, Г.А. Информатика: учеб.пособие для 9кл.учреждений общ.сред.образования / Г.А. Заборовский, А.И. Лаппо, А.Е. Пупцев. Минск: Нар.асвета, 2009.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Артёмова Катерина Владимировна

Дата: 21.04.2017

Номер свидетельства: 410725


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства