Просмотр содержимого документа
«План-конспект учебного занятия "Кодирование информации. Единицы измерения объёма информации"»
Кодирование информации.
Единицы измерения объёма информации
Цели урока:
формирование представления о кодировании информации;
формирование знаний о единицах измерения объёма информации;
развитие познавательного интереса, логического и алгоритмического мышления, самооценки, навыков самоконтроля.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Учащиеся должны знать: единицы измерения объёма информации.
Учащиеся должны уметь: приводить примеры кодирования и декодирования информации в различных сферах деятельности человека; переводить объёмы информации из одних единиц измерения в другие; сравнивать величины, характеризующие объёмы информации; определять объёмы дисков, папок и файлов на компьютере.
Ход урока:
Организационный момент;
Актуализация знаний;
Объяснение нового материала;
Кодирование – это процесс преобразования информации из одной формы представления в другую, более удобную для хранения, передачи или обработки. Обратный процесс называется декодированием.
Компьютер может обрабатывать информацию, представленную только в цифровой форме. С точки зрения электроники, такая цифровая форма сводится к наличию или отсутствию напряжения, потенциала или тока.
Математически это можно обозначить так. Есть напряжение – пишем 1, нет напряжения – пишем 0. Любое состояние (0 или 1) даёт нам 1 бит информации.
Бит – это самая маленькая единица информации, которая может иметь два состояния. Объем информации измеряется количеством бит. Минимальный объем равен 1 биту.
Устройства компьютера работают не с отдельными битами, а с группой битов сразу. Последовательность из восьми бит образует 1 байт.
Один байт используется для предоставления одного символа. Например, байт для символа «W» будет выглядеть так:
Бит 1
Бит 2
Бит 3
Бит 4
Бит 5
Бит 6
Бит 7
Бит 8
0
1
0
1
0
1
1
1
Для цифрового представления информации в компьютере используется только две цифры: 0 и 1. Такое представление называют двоичным. Набор из нулей и единиц называют двоичным кодом или двоичным числом.
Система счисления – способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков (цифр).
В позиционной системе счисления значение каждой цифры в числе зависит от ее позиции в числе. Примером позиционной системы счисления является десятичная система счисления.
В непозиционной системе счисления значение цифры в числе не зависит от ее позиции в числе. Примером непозиционной системы счисления является римская система счисления.
Основанием системы счисления является количество цифр, которые используются при записи чисел. Например, основанием десятичной системы счисления является число 10, так как в этой системе используется 10 различных цифр, 0, 1, 2 , 3 ,4 ,5, 6, 7, 8, 9.
Позицию цифры в числе называют разрядом. В десятичной системе счисления есть разряды единиц, десятков, сотен, тысяч и т.д.
Десятичная система счисления - это позиционная система счисления с основанием 10.
Двоичная система счисления - это позиционная система счисления с основанием 2.
Чтобы различать, в какой системе счисления записано число, будем записывать около него индекс- основание системы счисления. Например, 10110 задает число в десятичной системе счисления, а 1012 – число в двоичной системе счисления.
Рефлексия;
Домашнее задание: §1,2.
Использованная литература:
Овчинникова, Л.Г. Информатика. Рабочая тетрадь для 9 класса: пособие для учащихся учреждений общ.сред.образования с белорус.и рус.яз.обучения / Л.Г.Овчинникова. Минск: Аверсэв,2016.
Заборовский, Г.А. Информатика в 9 классе: учеб.метод.пособие для учителей общ.сред.образования с белорус.и рус.яз. обучения / Г.А. Заборовский, А.Е. Пупцев. Минск, 2011.
Заборовский, Г.А. Информатика: учеб.пособие для 9 кл.учреждений общ.сред.образования с белорус.и рус.яз.обучения / Г.А.Заборовский, А.И.Лапо, А.Е. Пупцев. Минск: Нар.асвета, 2009