Состав учебной группы: 8 В класс, 14 лет, 27 человек.
Цели урока:
Образовательные:
познакомить с основными понятиями алгебры логики;
ввести понятие составного высказывания;
познакомить учащихся с основными логическими операциями.
Развивающие:
продолжить развитие познавательной деятельности;
продолжить развитие умения анализировать, делать обобщающие выводы.
Воспитательные:
воспитание активности, самостоятельности и настойчивости при достижении цели, овладении новым материалом
Задачи:
Выявление всех положительных и отрицательных сторон при разборе материала про логические операции;
Формирование у обучающихся умения организовывать работу в группе;
Умение работать с информацией, выделять главное, слушать другого.
План урока:
Орг. Момент (2 мин).
Изучение нового материала (20 мин)
Физкультминутка (5 мин)
Закрепление изученного материала (8 мин).
Домашнее задание (2 мин)
Подведение итогов (8 мин)
ХОД УРОКА
Орг. момент
Сегодня на уроке мы приступаем к изучению новой довольно большой и сложной темы. На первый взгляд мало связанной с информатикой и компьютером, однако, на самом деле, во многом определяющей логику работы компьютера. Сегодня вводный урок и пройдет он в форме лекции. Мы познакомимся с основными понятиями темы. На доске вы можете видеть план урока. Ваша задача внимательно слушать и по необходимости записывать, в ходе объяснения я буду задавать вопросы, чтобы видеть степень усвоения, в конце урока вам будет предложено выполнить небольшое упражнение, на закрепление изученного.
Изучение нового материала
1. Алгебра логики (3 минуты)
2. Логическое высказывание (6 минуты)
3. Обозначение высказываний и их значений (3 минуты)
Алгебра логики – математический аппарат, с помощью которого записывают, упрощают и преобразовывают логические высказывания.
Создателем алгебры логики является английский математик Джорж Буль, в честь которого алгебра логики называется Булевой алгеброй высказываний.
Логическое высказывание – это любое повествовательное предложение, в отношении которого можно однозначно сказать, истинно оно или ложно.
Например: предложение Москва – Столица России – истинное, Рим – столица Франции – ложное.
Конечно, не всякое предложение является логическим высказыванием.
Например: ученик десятого класса – не высказывание потому, что ничего не утверждает об ученике. Информатика – интересный предмет – тоже не высказывание, потому что нельзя однозначно сказать истинное оно или ложное - для одних интересный для других нет.
Попросить привести примеры Логических высказываний и предложений, не являющихся логическими высказываниями.
Чтобы обращаться к логическим высказываниям, будем назначать им имена (большие буквы), а, чтобы обозначать значение высказываний (истина или ложь) воспользуемся алфавитом двоичной системы счисления 1- истина, 0 - ложь.
В обычной жизни мы часто используем такие слова и сочетания слов как не, и, или, если … то, тогда и только тогда они служат нам для связи слов. Эти же слова позволят нам получать из заданных высказываний новые высказывания, и мы будем называть их логические связки.
Высказывания, составленные из других высказываний с помощью логических связок, будем называть составными высказываниями.
Физ.минутка.
В алгебре логики каждая логическая связка рассматривается как операция над логическими высказываниями.
Используя определения логических операций, заполняем таблицу (можно предложить учащимся часть таблицы заполнить самостоятельно по образцу):
Название
Обозначение
Схема работы
Операция, выражаемая словом "НЕ", называется отрицанием и обозначается чертой над высказыванием (или знаком ).
Высказывание истинно, когда A ложно, и ложно, когда A истинно.
НЕ (отрицание)
Не А - или
Операция, выражаемая связкой "и", называется конъюнкцией (лат. conjunctio — соединение) или логическим умножением и обозначается точкой " . " (может также обозначаться знаками или &). Высказывание А. В истинно тогда и только тогда, когда оба высказывания А и В истинны.
И
конъюнкция (логическое умножение)
Точкой или знаками, &.
Операция, выражаемая связкой "или" (в не исключающем смысле этого слова), называется дизъюнкцией (лат. disjunctio — разделение) или логическим сложением и обозначается знаком v (или плюсом). Высказывание А v В ложно тогда и только тогда, когда оба высказывания А и В ложны.
ИЛИ
дизъюнкция (логическое сложение)
Знаком v или +
Операция, выражаемая связками "если ..., то", "из ... следует", "... влечет ...", называется импликацией (лат. implico — тесно связаны) и обозначается знаком . Высказывание ложно тогда и только тогда, когда А истинно, а В ложно.
ЕСЛИ ТО
импликация
знаком
Операция, выражаемая связками "тогда и только тогда", "необходимо и достаточно", "... равносильно ...", называется эквиваленцией или двойной импликацией и обозначается знаком или ~. Высказывание истинно тогда и только тогда, когда значения А и В совпадают.
ТОГДА И ТОЛЬКО ТОГДА
эквиваленция
знаком или ~.
Определения в таблицу не вписываем.
Закрепление
Упражнение на компьютере по определению истинности составных высказываний (программа Мир информатики 3-й год обучения).
ДЗ
§ 1.3.1 – 1.3.2
Подведение итогов
Сегодня на уроке мы начали знакомство с алгеброй логики. Познакомились с логическими операциями, и пусть они вас не пугают, ведь когда то, в первом классе, вы познакомились с математическими операциями, и они уже давно не вызывают у вас вопросов, а сейчас вы взрослее и умнее, чем были когда-то, и надеюсь, через несколько уроков, логические операции так же не будут вызывать у вас проблем. Структура и содержание урока способствовали взаимосвязанному решению основных задач урока. Атмосферу урока можно было назвать психологически комфортной для учеников 8 В класса. С классом установлены диалоговые формы общения, при которых ученики свободно высказывали свою точку зрения.
Состав учебной группы: 8 В класс, 14 лет, 27 человек.
Цели урока:
Образовательные:
познакомить с основными понятиями алгебры логики;
ввести понятие составного высказывания;
познакомить учащихся с основными логическими операциями.
Развивающие:
продолжить развитие познавательной деятельности;
продолжить развитие умения анализировать, делать обобщающие выводы.
Воспитательные:
воспитание активности, самостоятельности и настойчивости при достижении цели, овладении новым материалом
Задачи:
Выявление всех положительных и отрицательных сторон при разборе материала про логические операции;
Формирование у обучающихся умения организовывать работу в группе;
Умение работать с информацией, выделять главное, слушать другого.
План урока:
Орг. Момент (2 мин).
Изучение нового материала (20 мин)
Физкультминутка (5 мин)
Закрепление изученного материала (8 мин).
Домашнее задание (2 мин)
Подведение итогов (8 мин)
Организация урока:
Ученики организационно были готовы к уроку.
Подготовлен план-конспект урока, отражающий взаимодействие преподавателя и деятельности учеников в соответствии с поставленными задачами.
Для поддержания внимания и мыслительной активности учащихся при изложении нового материала использовались яркие примеры, факты, презентации.
Отбор учебного материала:
Содержание урока соответствовало его основной цели, а также принципам научности, доступности и последовательности изложения. Структура и объем учебного материала были адаптированы в соответствии с программными требованиями и возможностями учеников.
Методы и приемы работы преподавателя на уроке:
Отбор методов обучения был произведен в соответствии с целями, задачами, содержанием урока и с учетом проведения декады информатики. Были выбраны активные методы обучения: вынужденная активность обучения; самостоятельная выработка решений студентами; высокая степень вовлеченности в учебный процесс; преимущественная направленностью на развитие информационных умений и навыков; постоянная обработка связи ученика и учителя, контроль за работой в классе.
Общая оценка урока:
Структура и содержание урока способствовали взаимосвязанному решению основных задач урока. Атмосферу урока можно назвать психологически комфортной для учеников. С классом установлены диалоговые формы общения, при которых ученики свободно высказывали свою точку зрения. Была проведена рефлексия, где ученики немного затруднялись сделать общий вывод.
Предложения по повышению эффективности урока:
Более четко планировать организационную структуру урока;
Включить в содержание урока новейшие разработки по изучаемой теме.