kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока с использованием ЭОР по теме "Носители информации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Носители информации

Цель урока: ознакомление обучающихся с носителями информации разных времен и народов.

Задачи

  • обучающие: формирование представления о древних и современных носителях информации (предметный результат).
  • развивающие: развитие памяти, внимания, словесно-логического мышления (метапредметный результат);
  • воспитательные: формирование умений управлять своей учебной деятельностью (личностный результат).

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Формы работы учащихся: беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, работа в группах.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение новых знаний и способов деятельности.
  4. Первичная проверка понимания изученного.
  5. Домашнее задание.
  6. Закрепление изученного.
  7. Подведение итогов.
  8. Рефлексия.

Необходимое техническое оборудование: ПК, интерактивная доска, лазерная указка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План_конспект_урока»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Носители информации

ФИО

Саитов Владимир Андреевич

Место работы

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Полом Фалёнского района Кировской области

Должность

Учитель

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Носители информации.

Урок №10.

Базовый учебник

Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса/ Л.Л.Босова. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 199 с.: ил.

  1. Цель урока: ознакомление обучающихся с носителями информации разных времен и народов.

9. Задачи:

  • обучающие: формирование представления о древних и современных носителях информации (предметный результат).

  • развивающие: развитие памяти, внимания, словесно-логического мышления (метапредметный результат);

  • воспитательные: формирование умений управлять своей учебной деятельностью (личностный результат).

  1. Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

  2. Формы работы учащихся: беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, работа в группах.

  3. Необходимое техническое оборудование: ПК, интерактивная доска, лазерная указка.

  4. Структура и ход урока.


Таблица 1

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

4

5

6

1.

Организа-ционный момент

Носители информации. №9.

Ребята, начинаем урок. На вашем рабочем столе должны быть расположены карандаш, ручка, рабочая тетрадь.

Будьте старательными, активными, внимательными и у вас все получится.

Формулирование темы (слайд 1) и цели урока.

- ответ на приветствие учителя;

- слушание учителя;

- выделение существенной информации из слов учителя;

- взаимодействие с учителем;

- целеполагание;

- настройка на занятие.

2

2.

Актуали-зация знаний


  1. Диалог-опрос о памяти:

Как человек хранит информацию?



Какими свойствами обладает память человека?




Почему информацию, которую мы помним наизусть можно назвать оперативной?

Перечислите достоинства и недостатки хранения информации во внутренней памяти.




Перечислите достоинства и недостатки хранения информации во внешней памяти.






- ответы:

В собственной памяти или во внешних хранилищах информации

Память человека не может долго хранить большие объемы информации, со временем часть информации забывается.

Потому, что мы можем быстро ей воспользоваться.

Достоинство внутренней памяти - быстрота воспроизведения информации, а недостаток - со временем часть информации забывается.

Достоинство внешней памяти - большие объемы информации хранится долго, а недостаток - для доступа к определенной информации требуется время.

- взаимодействие с учителем;

- слушание учителя;

- записи в тетради;

- регуляция учебной деятельности.

5

3.

Изучение новых знаний и способов деятель-ности

Информация и её носитель, №1.

Носители информации. №9.

- демонтрация flash-анимации.





- вопрос: Как вы понимаете понятие «Носитель информации»?

Вывод определения носителя информации.

Определение: Носитель информации - это любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем информации.

- самостоятельно прочитайте § 1.4 учебника и ответьте на вопрос: «На какие виды разделяют носители информации?».

Итак, вы познакомились с древними носителями информации и выяснили (слайд 2, 3, 4):

1) Песок, земля, камень – это первые носители информации, они являются естественными.

2) Папирус, пергамент и бумага – основные древние носители информации, они являются искусственными, так как их создал человек (слайд 5, 6, 7).

Современные искусственные носители информации. Четыре основных вида носителей информации:

  • бумажный;

  • магнитный;

  • оптический;

  • на микросхемах.

1) Бумажные носители информации (слайд 8, 9).

Одним из самых распространенных носителей информации является бумага. В школе мы записываем информацию в тетради, теоретический материал изучаем по учебникам, при разработке доклада, реферата или другого сообщения необходимые сведения мы находим в других источниках (книгах, энциклопедиях, словарях и т.д.), которые в свою очередь являются бумажными носителями информации.

Первые вычислительные машины работали на перфокартах. Перфокарты делали из плотной бумаги - картона, на которые по определенному правилу с помощью специального «станка» - перфоратора наносили отверстия в виде небольших дырочек. Перфолента впервые появилась в 1846 году и использовалась для того, чтобы посылать телеграммы.

2) Магнитные носители информации (слайд 10, 11).

В 1928 году была изготовлена первая магнитная лента. Магнитная лента оказалась достаточно надежным, долговечным и доступным каждому носителем информации. Далее магнитная лента получила огромное признание и распространённость в форме компакт-кассет (стриммеров).

Стриммеры (стрим - картриджи) - устройства, обеспечивающие запись или считывание звуковой информации. Внутри данного носителя находится магнитная лента.

В первых ЭВМ информация хранилась на магнитных лентах и магнитных дисках.

В современных компьютерах в качестве носителя информации используются следующие магнитные носители:

1) дискета (на которую можно поместить данные 3000 перфокарт).

Внутри пластмассового корпуса расположен гибким магнитный диск, поверхность которого покрыта специальным магнитным веществом. Информация записывается на обе его поверхности. Чтобы при работе с дискетой ее не надо было переворачивать, внутри флоппи-дисковода (устройства, которые записывает или считывает информацию с дискеты) имеется две магнитные головки, каждая для своей стороны дискеты. Такой диск требует особого обращения, магниты, повышенная температура и влажность разрушают хранящуюся на нем информацию.

На сегодняшний день этот носитель информации почти вытеснен более удобными и надежными.

2) жесткий магнитный диск (винчестер) хранит 100 000 и более дискет). Интересна история названия «винчестер». Один из первых жестких дисков имел маркировку 0/30. Так когда-то маркировался калибр охотничьего ружья марки» винчестер». Вот отсюда получил свое название жесткий диск, которое закрепилось за ним до сегодняшнего времени. Винчестер находится в системном блоке компьютера. Он состоит из несколько десятков магнитных дисков, размещенных на одной оси, которые помещены внутрь жесткого металлического корпуса. Запись или считывание информации обеспечивается несколькими магнитными головками. В целях сохранения информации и работоспособности жесткие магнитные диски необходимо оберегать от ударов и резких изменений положений системного блока (нельзя наклонять и переворачивать в процессе работы).

3) Оптические носители информации (слайд 12).

Самым распространенными носителями информации являются оптические или лазерные диски. Лазерные диски изготавливают из пластмассы, сверху покрывают тонким слоем из металла и прозрачным лаком, защищающим от незначительных царапин или загрязнений. Запись или считывание информации в CD-дисководе осуществляется с помощью света лазера. При записи лазерный луч выжигает на поверхности диска микроскопические углубления, кодируя тем самым информацию (при считывании - лазерный луч отражается от поверхности вращающегося диска). Такие диски следует оберегать от пыли и царапин.

Различают CD и DVD диски.

Вопрос: Какую информацию можно записать на CD и DVD- диски?









По способу записи, лазерные диски делятся на следующие виды:

  • CD-ROM, DVD-ROM- предназначены только для чтения. Записать или удалить информацию с такого диска нельзя. К таким дискам относятся обучающие, игровые программы, электронные учебники и т.д.

  • CD-R, DVD-R-записать информацию на диск можно только один раз. После записи удалить данные нельзя.

  • CD-RW, DVD-RW- записать информацию на такой диск можно несколько раз.

4) Флэш-диски Flash-память это энергозависимый тип памяти, позволяющий записывать и хранить данные в микросхемах. Обеспечивают высокую сохранность данных, а также очень удобны и просты в использовании. Flash-память представляет собой микросхему, помещенную в миниатюрный плоский корпус. Для считывания или записи информации карта памяти вставляется в специальные накопители через USB-порт.

- просмотр анимации;

- наблюдение за материалом ЭОР и выделение главной информации;

- ответы: носители информации предназначены для ее хранения и передачи.

- запись в тетрадь определения носителя информации.


- чтение параграфа учебника;

- анализ содержания параграфа учебника;

Ответы: древние и современные носители информации.

- контроль правильности ответов сверстников;


























































































- ответы: DVD называют цифровым видеодиском, следовательно на него можно записать видео- и звуковую информацию, на CD-диск можно записать текстовую, графическую, звуковую информацию.

- обсуждение ответов и формулирование выводов.


17

4.

Первич-ная про-верка по-нимания изучен-ного












Типы информацион-ных носителей. №2.

Что общего между папирусом, берестяной грамотой, книгой и дискетой? №3.

Виды носителей информации. №4.



Носители сообщений древних людей. №5

Виды долговремен-ных носителей информации. №6.

Носитель информации в системе «Человек – телевизор». №7

Образы, хранимые на внешних носителях. №8.


  1. Фронтальный опрос:

Вопросы:

Что такое носитель информации?

Какой носитель информации чаще всего использует человек?

Приведите примеры искусственных носителей информации.

Приведите примеры естественных носителей информации.


  1. Задания на интерактивной доске.

К какому типу информационных носителей относится каждый из приведенных примеров?



Что общего между папирусом, берестяной грамотой, книгой и дискетой?






Классифицируйте носители информации по предложенным основаниям…





Представления древних предков, отраженные в наскальных рисунках, дошли до нас благодаря носителям информации в виде…


К долговременным носителям информации относятся…





В системе «Человек – телевизор» носителем информации является…




Какие виды информации человек может хранить на внешних носителях?



- контроль правильности ответов обучающихся;

- контроль правильности ответов обучающихся.


- ответы:

Носитель информации – любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем информации.

- поиск и выделение информации;

- обсуждение ответов в фронтальном режиме;

- ответы:

журнал, диск с игрой, аудиодиск, кинофильм – долговременный; свет и звуковые волны – кратковременный;


назначение;






по способу производства: рукописные и машинописные; по специфике назначения: книги для слепых, чертежи и микрофотокопии;


стены пещер;




бумага, кинопленка, камень, деревянная поверхность, фотопленка, магнитный и оптический диск;



звуковые и световые волны;





звуковую и визуальную;



- взаимоконтроль ответов;


10

5.

Домашнее задание


- формулировка домашнего задания;

- инструктаж по выполнению задания.

- слушание учителя, выделение главной информации;

- записи в тетради и дневнике:

§ 1.4, с.17-19, § 3.2, 3.3, с.113-116, РТ: №5 с. 6 (начать заполнять).

2

6.

Закрепле-ние изучен-ного


- разбиение обучающихся на группы и раздача задания «Подчеркнуть из приведенного списка носители информации».

- раздача таблиц для заполнения «В следующих примерах укажите информационный носитель и форму представления информации».

- контроль выполнения заданий обучающимися.

- выполнение теста;

- заполнение таблицы;

- взаимодействие с учителем;

- взаимодействие и сотрудничество со сверстниками;

- самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов.

6

8.

Подведе-ние итогов


Молодцы ребята, мы сегодня хорошо поработали. Давайте подведем итог урока.

Вопрос: «Что нового вы узнали сегодня на уроке?»

Сегодня мы с вами совершили путешествие во времени: узнали, как хранили информацию ранее, получили много сведений о развитии письменности у разных народов, познакомились с современными носителями информации и их основными характеристиками.

Мы закрепили умение набирать текст на компьютере.

- осознанное и произвольное построение речевых высказываний;

- обсуждение содержания урока;

- формулировка выводов.

2

9.

Рефлексия


- организация рефлексии;

Задание: «Выберете ту «мордашку», которая соответствует вашему настроению

- анализ рефлексии.

Теперь я оценю вашу работу на уроке. Мне было очень интересно и приятно с вами работать. Спасибо за продуктивную работу.

- взаимодействие с учителем;

- формулировка собственного мнения;

- саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.

1


Приложение к плану-конспекту урока

Носители информации

Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Информация и её носитель.


Flash-анимация.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5d9a3e71-9364-4549-9547-6c2606387971/view/

2.

Типы информационных носителей.

Модуль контроля

Тест

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/51931049-8cc0-4d28-959a-9971d22cb7ab/view/

3.

Что общего между папирусом, берестяной грамотой, книгой и дискетой?

Модуль контроля

Тест

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0e629602-9b06-48fa-b024-b6c7c1f60d7d/view/

4.

Виды носителей информации.

Модуль контроля

Тест

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/21a46d2f-0ff0-4f36-b295-1247bf4eefee/view/

5.

Носители сообщений древних людей.

Модуль контроля

Тест

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7226fef4-047c-441d-be6d-85ea74b3a464/view/

6.

Виды долговременных носителей информации.

Модуль контроля

Тест

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4f09314c-e440-4114-9084-d130be3606c4/view/

7.

Носитель информации в системе «Человек – телевизор».

Модуль контроля

Тест

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0a5d757b-2876-4515-a8a2-a90bfea531e2/view/

8.

Образы, хранимые на внешних носителях.

Модуль контроля

Тест

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c3c4ab4b-bbaf-4b8e-bdd5-cace184d5fde/view/

9.

Носители информации.

Модуль получения информации

Презентация




Просмотр содержимого документа
«Раздат_материал»

Задание 1.

Подчеркните из предложенного перечня только носители информации:

КЛАВИАТУРА, МОНИТОР, КНИГА, ПОГРЕБ, ДИСКЕТА, ТЕЛЕФОН, ТЕЛЕВИЗОР, ВИДЕОКАССЕТА, ПАПИРУС, ЗАПАХ ФРУКТА, ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ, ХОЛОДИЛЬНИК, МАГНИТОФОН, ВИНЧЕСТЕР, КЛАССНЫЙ ЖУРНАЛ, АУДИОКАССЕТА, БУМАГА, ФОТОГРАФИЯ, ЗЕРКАЛО, КАМЕНЬ, ОЧКИ, ФОТОАППАРАТ, ВИДЕОКАМЕРА.



Задание 2.

Заполните таблицу. В следующих примерах укажите информационный носитель и форму представления информации.

Носитель

Пример

Форма представления

Бумага

Письмо от друга

Текстовая информация


Табличка с номером дома



Билет на самолет



Газета



Кинофильм







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока с использованием ЭОР по теме "Носители информации"

Автор: Саитов Владимир Андреевич

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 101768


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства