2. | Актуали-зация знаний | | Диалог-опрос о памяти: Как человек хранит информацию? Какими свойствами обладает память человека? Почему информацию, которую мы помним наизусть можно назвать оперативной? Перечислите достоинства и недостатки хранения информации во внутренней памяти. Перечислите достоинства и недостатки хранения информации во внешней памяти. | - ответы: В собственной памяти или во внешних хранилищах информации Память человека не может долго хранить большие объемы информации, со временем часть информации забывается. Потому, что мы можем быстро ей воспользоваться. Достоинство внутренней памяти - быстрота воспроизведения информации, а недостаток - со временем часть информации забывается. Достоинство внешней памяти - большие объемы информации хранится долго, а недостаток - для доступа к определенной информации требуется время. - взаимодействие с учителем; - слушание учителя; - записи в тетради; - регуляция учебной деятельности. | 5 |
3. | Изучение новых знаний и способов деятель-ности | Информация и её носитель, №1. Носители информации. №9. | - демонтрация flash-анимации. - вопрос: Как вы понимаете понятие «Носитель информации»? Вывод определения носителя информации. Определение: Носитель информации - это любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем информации. - самостоятельно прочитайте § 1.4 учебника и ответьте на вопрос: «На какие виды разделяют носители информации?». Итак, вы познакомились с древними носителями информации и выяснили (слайд 2, 3, 4): 1) Песок, земля, камень – это первые носители информации, они являются естественными. 2) Папирус, пергамент и бумага – основные древние носители информации, они являются искусственными, так как их создал человек (слайд 5, 6, 7). Современные искусственные носители информации. Четыре основных вида носителей информации: бумажный; магнитный; оптический; на микросхемах. 1) Бумажные носители информации (слайд 8, 9). Одним из самых распространенных носителей информации является бумага. В школе мы записываем информацию в тетради, теоретический материал изучаем по учебникам, при разработке доклада, реферата или другого сообщения необходимые сведения мы находим в других источниках (книгах, энциклопедиях, словарях и т.д.), которые в свою очередь являются бумажными носителями информации. Первые вычислительные машины работали на перфокартах. Перфокарты делали из плотной бумаги - картона, на которые по определенному правилу с помощью специального «станка» - перфоратора наносили отверстия в виде небольших дырочек. Перфолента впервые появилась в 1846 году и использовалась для того, чтобы посылать телеграммы. 2) Магнитные носители информации (слайд 10, 11). В 1928 году была изготовлена первая магнитная лента. Магнитная лента оказалась достаточно надежным, долговечным и доступным каждому носителем информации. Далее магнитная лента получила огромное признание и распространённость в форме компакт-кассет (стриммеров). Стриммеры (стрим - картриджи) - устройства, обеспечивающие запись или считывание звуковой информации. Внутри данного носителя находится магнитная лента. В первых ЭВМ информация хранилась на магнитных лентах и магнитных дисках. В современных компьютерах в качестве носителя информации используются следующие магнитные носители: 1) дискета (на которую можно поместить данные 3000 перфокарт). Внутри пластмассового корпуса расположен гибким магнитный диск, поверхность которого покрыта специальным магнитным веществом. Информация записывается на обе его поверхности. Чтобы при работе с дискетой ее не надо было переворачивать, внутри флоппи-дисковода (устройства, которые записывает или считывает информацию с дискеты) имеется две магнитные головки, каждая для своей стороны дискеты. Такой диск требует особого обращения, магниты, повышенная температура и влажность разрушают хранящуюся на нем информацию. На сегодняшний день этот носитель информации почти вытеснен более удобными и надежными. 2) жесткий магнитный диск (винчестер) хранит 100 000 и более дискет). Интересна история названия «винчестер». Один из первых жестких дисков имел маркировку 0/30. Так когда-то маркировался калибр охотничьего ружья марки» винчестер». Вот отсюда получил свое название жесткий диск, которое закрепилось за ним до сегодняшнего времени. Винчестер находится в системном блоке компьютера. Он состоит из несколько десятков магнитных дисков, размещенных на одной оси, которые помещены внутрь жесткого металлического корпуса. Запись или считывание информации обеспечивается несколькими магнитными головками. В целях сохранения информации и работоспособности жесткие магнитные диски необходимо оберегать от ударов и резких изменений положений системного блока (нельзя наклонять и переворачивать в процессе работы). 3) Оптические носители информации (слайд 12). Самым распространенными носителями информации являются оптические или лазерные диски. Лазерные диски изготавливают из пластмассы, сверху покрывают тонким слоем из металла и прозрачным лаком, защищающим от незначительных царапин или загрязнений. Запись или считывание информации в CD-дисководе осуществляется с помощью света лазера. При записи лазерный луч выжигает на поверхности диска микроскопические углубления, кодируя тем самым информацию (при считывании - лазерный луч отражается от поверхности вращающегося диска). Такие диски следует оберегать от пыли и царапин. Различают CD и DVD диски. Вопрос: Какую информацию можно записать на CD и DVD- диски? По способу записи, лазерные диски делятся на следующие виды: CD-ROM, DVD-ROM- предназначены только для чтения. Записать или удалить информацию с такого диска нельзя. К таким дискам относятся обучающие, игровые программы, электронные учебники и т.д. CD-R, DVD-R-записать информацию на диск можно только один раз. После записи удалить данные нельзя. CD-RW, DVD-RW- записать информацию на такой диск можно несколько раз. 4) Флэш-диски Flash-память это энергозависимый тип памяти, позволяющий записывать и хранить данные в микросхемах. Обеспечивают высокую сохранность данных, а также очень удобны и просты в использовании. Flash-память представляет собой микросхему, помещенную в миниатюрный плоский корпус. Для считывания или записи информации карта памяти вставляется в специальные накопители через USB-порт. | - просмотр анимации; - наблюдение за материалом ЭОР и выделение главной информации; - ответы: носители информации предназначены для ее хранения и передачи. - запись в тетрадь определения носителя информации. - чтение параграфа учебника; - анализ содержания параграфа учебника; Ответы: древние и современные носители информации. - контроль правильности ответов сверстников; - ответы: DVD называют цифровым видеодиском, следовательно на него можно записать видео- и звуковую информацию, на CD-диск можно записать текстовую, графическую, звуковую информацию. - обсуждение ответов и формулирование выводов. | 17 |
4. | Первич-ная про-верка по-нимания изучен-ного | Типы информацион-ных носителей. №2. Что общего между папирусом, берестяной грамотой, книгой и дискетой? №3. Виды носителей информации. №4. Носители сообщений древних людей. №5 Виды долговремен-ных носителей информации. №6. Носитель информации в системе «Человек – телевизор». №7 Образы, хранимые на внешних носителях. №8. | Фронтальный опрос: Вопросы: Что такое носитель информации? Какой носитель информации чаще всего использует человек? Приведите примеры искусственных носителей информации. Приведите примеры естественных носителей информации. Задания на интерактивной доске. К какому типу информационных носителей относится каждый из приведенных примеров? Что общего между папирусом, берестяной грамотой, книгой и дискетой? Классифицируйте носители информации по предложенным основаниям… Представления древних предков, отраженные в наскальных рисунках, дошли до нас благодаря носителям информации в виде… К долговременным носителям информации относятся… В системе «Человек – телевизор» носителем информации является… Какие виды информации человек может хранить на внешних носителях? - контроль правильности ответов обучающихся; - контроль правильности ответов обучающихся. | - ответы: Носитель информации – любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем информации. - поиск и выделение информации; - обсуждение ответов в фронтальном режиме; - ответы: журнал, диск с игрой, аудиодиск, кинофильм – долговременный; свет и звуковые волны – кратковременный; назначение; по способу производства: рукописные и машинописные; по специфике назначения: книги для слепых, чертежи и микрофотокопии; стены пещер; бумага, кинопленка, камень, деревянная поверхность, фотопленка, магнитный и оптический диск; звуковые и световые волны; звуковую и визуальную; - взаимоконтроль ответов; | 10 |