I этап. Организационный этап – 2 мин. | -Здравствуйте, ребята! - Давайте познакомимся. Меня зовут Светлана Андреевна. Я – учитель физики и информатики Бетюнской школы нашего улуса. - Я надеюсь, что вы сегодня на уроке узнаете много интересного, полезного и даже научитесь изобретать. - Посмотрите перед вами лежат карточки. Здесь написаны слова: знаю – хочу узнать – узнал. В ходе урока здесь будете записывать свои действия. | - Здравствуйте! Учащиеся знакомятся с карточкой самооценки: | Коммуникативная: Культура приветствия. | Стратегия критического мышления «Знаю – хочу узнать – узнал» разработана в 1984 г. профессором из Чикаго Донной Огл. Цель – развитие рефлексивности в процессе познания. |
II этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся – 5 мин. | - Прошу минуточку внимания! Все смотрим на экран (показываю фрагмент видеофильма о роботе). Это что или кто? - Так, что же такое робот? - Ещё каких роботов вы знаете? - Каких роботов используют в жизни, в быту? - Молодцы! Давайте вспомним их - Для чего нужны роботы? Зачем человек их изобретает? (можно дополнить нижеследующей информацией) Существует несколько разновидностей роботов и для каждого из них имеется своё определение: В аптеках Шанхая работают роботы-фармацевты. Надо просто нажать на сенсорный экран с описанием симптомов, и робот поставит диагноз и даст необходимые рекомендации. Дальше остается только предложить автомату купюру, и лекарство можно забирать. Роботы-санитары. Работают в некоторых британских больницах. Роботы производит сухую и влажную уборку, сами выбрасывают мусор, заправляются чистящими средствами и подзаряжаются. В отличие от живых уборщиц, роботы никогда не бубнят под нос и отличаются доброжелательным отношением к окружающим. Встретив кого-то на своем пути, они извиняются и докладывают, чем они сейчас заняты. В Южной Корее сконструировали сторожевого робопса для охраны частных усадеб. Пес весит 40 кг, в его нос встроена фотокамера, а в корпусе имеется сотовый телефон, который немедленно посылает сигнал хозяину в случае обнаружения опасности. В критических случаях робот способен сам вызвать полицию. Робот-фотограф. Его называют «стоп-кадр» и используют для фотографирования людей на вечеринках и других мероприятиях. Робот сам выбирает оптимальный ракурс и наводит объектив на лица. Как правило, 90 процентов снимков, сделанных роботом, оказываются удачными. Японский семейный робот. Он запоминает до 7 членов семьи и распознает их по лицам или голосу. Словарный запас – 65 тыс. фраз и 1000 отдельных слов. Он держит в памяти привычки каждого члена семьи и пытается находить к каждому подход. Он краснеет в ответ на шутку и бледнеет в замешательстве. И еще одно изобретения японцев - Рободансер. Робот-танцор способен попеременно выдавать диско, панк, фанк, рок, хипхоп, брэйк и т.д. - Да, роботы очень актуальны в наше время. С каждым годом жизнь становится автоматизированной. А на вопросы, способны ли роботы заменить людей, со временем ответит каждый человек сам для себя. - Как вы думаете какие роботы еще существуют? - Что же такое робототехника? Как вы думаете какие роботы еще существуют? - Как называются специалисты, создающие роботов? - А теперь давайте познакомимся с профессией «Инженер-робототехник» (показываю слайд «О профессии инженера-робототехника»). - А раньше из вас кто-нибудь занимался конструированием и программированием роботов? - А вы сами хотите управлять роботами? - С помощью чего мы их заставляем их двигаться? - Сегодня мы с вами своими руками спроектируем роботы. Для этого нам нужно усвоить некоторые теоретические понятия, ознакомиться с констуктором LEGO Mindstorms NXT и научиться составлять простейший алгоритм. - Берем карточки самооценки и заполняем столбец «Знаю». Пишем то, что знаем, это – робот, робототехника. | - Это робот ……………………… - Робот – это универсальный автомат, позволяющий выполнять механические действия. (перечисляют известные им роботы) Варианты ответов: - Сегодня роботы используются для запуска спутников и поездки на другой планете в целом. Робот в настоящее время запущен на Марс для изучения планеты. - Использование роботов позволяет облегчить или вовсе заменить человеческий труд на производстве, в строительстве, при рутинной работе, при работе с тяжёлыми грузами, вредными материалами, а также в других тяжёлых или небезопасных для человека условиях. -Робототехника (сам робот) фактически управляет компьютером именно созданной программой, в которой следует конкретный набор инструкций, и робот выполняет их так, как они определены в программе. - инженеры-робототехники - здесь ребята соревнуются. -да, нет. -да! С помощью программы, алгоритмов Записывают: знаю | хочу узнать | узнал (научился) | Робот Робототехника | | | | Познавательная: Знакомство с профессией инженера-робототехника. Коммуникативная: Привитие культуры общения посредством участия в учебном диалоге. Регулятивная: Принимать учебную задачу, ее конечную цель. Личностная: Формирование мировоззренческого взгляда на науку и жизнь. Расширение технического кругозора. Воспитание спортивного духа. | Приём «Мозговой штурм» - фаза вызова: используется с целью актуализации опорных знаний и жизненного опыта обучающихся, а также для пробуждения интереса к изучению новой темы. |
III этап. Актуализация системы знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для восприятия и осмысления нового материала, в т.ч. первичная проверка понимания – 10 мин. | - Скажите мне, ребята, а кем являются эти роботы? - Правильно. А что они исполняют? - А теперь давайте посмотрим, что такое алгоритм и исполнитель. (Слайд 1) - Прошу (имя, например Ваня) выходи перед классом и выбери одну карточку действий. (В карточке записаны действия «Утренняя процедура», «Утренняя зарядка», «Обед» и.т.д.) Ваня будет показывать действия с помощью движения тела, мимикой, а вы все будете угадывать, что он показывает. - Что делает Ваня? (Утренняя процедура)
- Как называется пошаговое выполнение этого действия? - Какой вид алгоритма? - Теперь беру конфету и вызываю одного ученика перед классом. Только это учебное задание, все смотрим на (имя)
- Далее познакомимся с нашим роботом смотрим на экран (Слайд 2) - Теперь давайте начнем самый интересный часть урока. Открываем книжку инструкций и начинаем конструировать роботов. Затем запрограммируем роботов при помощи специальной программы на компьютере, чтобы он мог выполнять команды. - Попробуем в специальной программе составить алгоритм, который они будут исполнять с помощью вот таких команд: | Датчики касания, звука, освещенности, расстояния, кнопки NXT, оборотов, таймер, сообщение, температуры | | Движение, писать/играть, звук, экран, ожидание, цикл, переключатель | | Блок NXT | | Датчик звука NXT | | Датчик расстояния NXT | | Датчик освещенностиNXT | | Датчик касания NXT | | Двигатель-тахометр NXT | | - Исполнителями. - А исполняют они алгоритмы, записанные на языках программирования. Просыпается, одевается, чистит зубы, завтракает, идет в школу… Алгоритм Циклический Берет конфету на руки, раскрывает фантик, пробует конфету… Начинают конструирование роботов по инструкции, обучающиеся могут творчески придумать новых роботов. Заполняют карточку: знаю | хочу узнать | узнал (научился) | Робот Робототехника | Алгоритм Исполнитель Свойства алгоритма Конструктор LEGO Mindstorms NXT Графический язык программирования | | | Познавательная: Усвоение информации со слов учителя, с презентации, с учебника: 1)Усвоение понятий «алгоритм», «исполнитель», «свойства алгоритма». 2)Ознакомление: - с основными деталями конструктора LEGO(шестеренки, оси, штифты, балки и втулки и др.); - с видами подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; - с компьютерной средой, включающей в себя графический язык программирования; - составление простейших алгоритмов в среде LEGO Mindstorms NXT. Коммуникативная: Устное высказывание в виде ответа на задание. Регулятивная: Систематизировать и обобщить знания по теме «Алгоритмы» для успешной реализации алгоритма работы собранного робота. Личностная: Находить нужную информацию в учебнике. Выделять главное в тексте. | |
IV этап. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации в ее творческом применении по образцу и решения проблемных задач Практическая работа: разработка алгоритма для робота – 23 мин. | Проведем практическую работу «Разработка алгоритма для робота» | Составляют произвольно алгоритм движения собственных роботов в программе Programming Mindstorms NXT 2.0. | Познавательная: Создание собственного робота, умение программировать с помощью LEGO Mindstorms NXT. Коммуникативная: Развить коммуникативные умения при работе в группе или команде. Включаться в коллективное обсуждение проблем. Регулятивная: Соблюдать правила безопасной работы. Планировать ход выполнения задания. Научиться программировать роботов с помощью программы NXT 2.0 Programming Корректировать программу при необходимости. Личностная: Развитие памяти и мышления, информационной культуры,мотивация к изучению робототехники на старших классах. Самостоятельное решение технических задач в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль). | |
V этап. Подведение итогов урока (контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция). Рефлексия – 5 мин. | - Итак, ребята, давайте подведем итоги нашей работы. Какие виды алгоритмов мы с вами сегодня рассмотрели на практике? - Что показалось вам сегодня трудным? Домашнее задание: | Линейные, циклические… | Познавательная: Экспериментальное исследование. Коммуникативная: Излагать логически правильно действие своей модели. Демонстрировать технические возможности робота. Регулятивная: Самооценка своей деятельности по методике критического мышления. Личностная: Умение работать со справочной и дополнительной литературой, находить и изучать нужную информацию в интернете. | Стратегия критического мышления «Знаю – хочу узнать – узнал». |