kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок «Информационная безопасность в сети Интернет: Критическое мышление и распознавание недостоверной информации»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок посвящен актуальной проблеме – умению безопасно ориентироваться в информационном пространстве сети Интернет. Учащиеся познакомятся с критериями оценки достоверности информации, научатся отличать факты от мнений, распознавать признаки дезинформации и фейковых новостей. Формат урока предполагает интерактивное взаимодействие, разбор конкретных примеров и развитие навыков критического мышления. Урок направлен на формирование осознанного и ответственного отношения к потреблению информации в цифровой среде и практику безопасного поведения в интернете.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок «Информационная безопасность в сети Интернет: Критическое мышление и распознавание недостоверной информации»»

Наименование образовательного учреждения













Открытый урок

на тему

«Информационная безопасность в сети Интернет: Критическое мышление и распознавание недостоверной информации»








Выполнил:

Салмин Андрей



Руководитель:

_____________________






















2025г.



Содержание

Введение 1

Определение критериев достоверности 2

Распознавание дезинформации и фейков 3

Анализ интернет-источников 4

Правила безопасного поведения 5

Разработка рекомендаций 6

Презентация и обсуждение 7

Рефлексия 8

Список литературы 9



Введение

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начинаем очень важный разговор – о том, как безопасно и осознанно пользоваться интернетом. Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни, мы используем его для учебы, общения, развлечений, получения информации. Но вместе с огромными возможностями интернет несет и определенные риски. Поэтому нам необходимо научиться отличать правдивую информацию от ложной, критически оценивать то, что мы видим в сети, и защищать себя от негативного влияния.

Представьте ситуацию: вы наткнулись на новость, которая кажется невероятной, шокирующей, вызывающей сильные эмоции. Что вы сделаете? Поделитесь ею с друзьями, чтобы и они удивились? Или постараетесь проверить, так ли все на самом деле? Именно этот вопрос и лежит в основе нашей сегодняшней темы.

Цель нашего урока – не просто дать вам набор правил, а научить вас мыслить критически, быть внимательными и ответственными пользователями интернета. Мы будем обсуждать, почему важно проверять информацию, какие признаки указывают на то, что новость может быть фейковой, и как защитить себя от дезинформации. В ходе урока мы будем разбирать конкретные примеры, чтобы вы могли применять полученные знания на практике. А закончим мы тем, что вы сможете дать советы своим друзьям и близким, как безопасно и грамотно пользоваться интернетом.



Определение критериев достоверности

Итак, мы с вами обсудили, насколько важно уметь ориентироваться в огромном потоке информации, который нас окружает в интернете. Теперь давайте перейдем к конкретным инструментам, которые помогут нам отличать правду от вымысла. Сегодня мы с вами будем формировать понимание о критериях достоверности информации.

Представьте, что вы столкнулись с новостью, которая показалась вам необычной или даже шокирующей. Прежде чем делиться ею с друзьями или делать какие-либо выводы, важно задать себе несколько вопросов. Кто автор этой информации? Является ли он экспертом в данной области? Есть ли у него какая-либо предвзятость, которая может повлиять на объективность?

Далее, обратите внимание на дату публикации. Актуальна ли эта информация? В быстро меняющемся мире старые новости могут быть уже нерелевантны. Важно, чтобы информация соответствовала текущей ситуации. Чтобы быть уверенными, необходимо учитывать, насколько объективно представлен материал. Старайтесь читать разные источники, чтобы получить полную картину происходящего. И, конечно, не забывайте проверять, есть ли ссылки на первоисточники и насколько они надежны. Если автор не указывает, откуда он взял информацию, это должно вызывать подозрения.

Перепроверка информации из разных источников – это ключевой навык. Сравните то, что вы читаете, с данными из других, проверенных источников. Если вы видите противоречия, это повод задуматься и усомниться в достоверности первоначальной информации.



Критерий

Описание

Примеры вопросов

Авторство

Определение автора информации и его квалификации.

Кто автор статьи? Какова его экспертность в данной области? Можно ли найти информацию об авторе?

Актуальность

Проверка даты публикации и соответствия информации текущему времени.

Когда была опубликована статья? Есть ли более свежая информация по данной теме? Устарели ли представленные данные?

Объективность

Оценка предвзятости и отсутствия манипуляций в представленной информации.

Какова цель публикации? Представлена ли альтернативная точка зрения? Есть ли признаки эмоциональной окраски или пропаганды?

Источники и ссылки

Наличие ссылок на надежные источники и возможность их проверки.

На какие источники ссылается автор? Можно ли проверить достоверность этих источников? Приводятся ли первоисточники?

Репутация ресурса

Оценка надежности и известности веб-сайта или платформы, публикующей информацию.

Известен ли этот сайт? Что о нем говорят другие пользователи? Есть ли у сайта признак авторитетного издания?

Таблица 1: Критерии оценки достоверности информации в сети Интернет.



Распознавание дезинформации и фейков

Итак, мы с вами уже обсудили важность умения отличать правдивую информацию от ложной, а также познакомились с основными критериями, которые помогут нам в этом. Теперь давайте углубимся в тему и научимся распознавать дезинформацию и фейковые новости.

Представьте, что вам попадается новость, которая вызывает сильные эмоции – гнев, страх, удивление. Это уже должно насторожить. Дезинформация часто использует эмоциональный окрас, чтобы манипулировать нашим восприятием и заставить поверить в нечто, не имеющее под собой оснований. Яркие заголовки, сенсационные заявления, призванные мгновенно привлечь внимание – еще один признак.

Обратите внимание на источники информации. Есть ли ссылки на проверенные источники, экспертов в данной области? Если новость не подкреплена ссылками, или ссылки ведут на сомнительные сайты, это повод для серьезного сомнения. Проверьте, кто автор материала. Известен ли он как надежный журналист или эксперт? Не является ли он анонимным источником?

Часто в фейковых новостях можно встретить ошибки, неточности или противоречия. Внимательно прочитайте текст, обращая внимание на детали. Манипуляции с фактами, вырывание цитат из контекста, искажение информации – распространенные приемы дезинформации.

Помните, что достоверная информация обычно предоставляется в сбалансированной форме, учитывая разные точки зрения. Если новость однобока, и в ней нет попытки представить альтернативные версии, возможно, она не является объективной. Всегда перепроверяйте информацию из разных источников. Если несколько авторитетных СМИ сообщают об одном и том же событии, это повышает вероятность того, что информация достоверна.



Признак

Описание

Пример

Эмоциональный тон/Сенсационность

Чрезмерно эмоциональные заголовки, использование восклицательных знаков, акцент на страхе или гневе, стремление вызвать сильную реакцию.

ШОКИРУЮЩАЯ ПРАВДА! Этот продукт разрушает ваши зубы!

Отсутствие/Слабые источники

Информация представлена без ссылок на авторитетные источники, анонимные источники, ссылки на ненадежные сайты.

По словам источника, близкого к правительству...

Ошибки и неточности

Орфографические и грамматические ошибки, фактические неточности, противоречия в тексте.

В статье утверждается, что столица Франции - Берлин.

Манипуляции

Использование предвзятых формулировок, подмена понятий, искажение фактов, использование ложной статистики.

Политик заявил, что преступность снизилась на 90%, хотя на самом деле снижение составило всего 5%.

Несовпадение с другими источниками

Информация противоречит данным, опубликованным в нескольких надежных источниках.

Один сайт утверждает, что компания обанкротилась, в то время как другие источники сообщают о ее успешном развитии.

Таблица 2: Критерии оценки достоверности информации и признаки дезинформации.



Анализ интернет-источников

Итак, мы с вами рассмотрели важные критерии оценки достоверности информации и научились распознавать признаки дезинформации. Теперь пришло время применить эти знания на практике. Перед вами различные интернет-источники – новостные сайты, блоги, посты в социальных сетях. Ваша задача, используя полученные знания, провести их анализ.

Внимательно изучите каждый источник, обращая внимание на авторство, актуальность публикации, наличие ссылок на другие ресурсы и общую объективность изложения материала. Попробуйте выявить возможные манипуляции или эмоциональную окраску текста.

После самостоятельной работы мы обязательно обсудим ваши результаты. Какие источники показались вам наиболее надежными, а какие вызвали сомнения? На какие признаки вы обратили внимание, чтобы сделать свои выводы? Помните, что наша цель – не просто научиться отличать правду от лжи, а сформировать умение критически оценивать информацию и принимать осознанные решения в информационном пространстве.

Этот этап является важным переходом к следующему, где мы сформулируем конкретные правила безопасного поведения в сети. Анализируя источники, вы не только тренируете навыки критического мышления, но и понимаете, как применять их в реальных жизненных ситуациях.



Источник

Авторитетность автора/организации

Объективность информации

Актуальность

Прозрачность (контакты, о нас)

Официальный сайт государственной организации (например, Росстат)

Высокая

Высокая (предполагается)

Регулярно обновляется

Полная контактная информация, четко указанная структура организации

Популярный новостной сайт (например, РИА Новости)

Средняя - высокая (зависит от репутации)

Средняя (следует учитывать возможную редакционную политику)

Часто обновляется

Контактная информация на сайте, информация об издателе

Личный блог эксперта в определенной области

Средняя (зависит от квалификации и опыта автора)

Средняя - низкая (субъективная оценка)

Зависит от активности автора

Чаще всего контактная информация ограничена, но может присутствовать

Страница в социальной сети (Facebook, Twitter)

Низкая (не всегда идентифицируемый автор)

Низкая (большое количество субъективных мнений)

Очень высока (постоянный поток информации)

Обычно ограничена, часто отсутствует

Таблица 3: Критерии оценки достоверности интернет-источников.



Правила безопасного поведения

Итак, мы с вами уже разобрались, как оценивать информацию, выявлять признаки обмана и анализировать различные источники в сети Интернет. Теперь, когда мы умеем находить и отличать правду от вымысла, очень важно обсудить, как безопасно вести себя в онлайн-пространстве.

Представьте интернет как большой город. В нем есть много интересного и полезного, но также и опасности, о которых нужно знать. Защита личной информации – это как закрывать дверь своего дома на замок. Не стоит сообщать незнакомым людям свои данные: имя, фамилию, адрес, номер телефона или данные банковской карты. Это может привести к неприятным последствиям.

Осторожность при общении с незнакомцами в сети – это как не разговаривать с незнакомцами на улице. Никогда не встречайтесь с людьми, с которыми познакомились в интернете, без разрешения и сопровождения взрослых. Помните, что не все, кто представляется в сети, является тем, кем кажется.

Защита от вредоносного программного обеспечения (вирусов) – это как мыть руки перед едой. Установите антивирусную программу и регулярно обновляйте ее. Не открывайте подозрительные ссылки и файлы из непроверенных источников.

И, конечно, важно помнить про авторские права и этические нормы. Не стоит копировать чужие работы без разрешения автора. Уважайте труд других людей, не распространяйте ложную информацию и будьте вежливы в общении. Соблюдение этих простых правил поможет вам оставаться в безопасности и получать только положительные эмоции от использования интернета.

Помните, что наши сегодняшние обсуждения - это только первый шаг к осознанному и безопасному использованию сети. Важно постоянно учиться, делиться знаниями с друзьями и семьей и быть внимательными к тому, что происходит в онлайн-мире.



Правило

Описание

Пример нарушения

Последствия

Защита личной информации

Не сообщайте свои персональные данные (ФИО, адрес, телефон, пароли) незнакомым пользователям.

Размещение домашнего адреса в открытом доступе в социальных сетях.

Возможные угрозы безопасности, преследование, мошенничество.

Осторожность в общении

Будьте внимательны при общении с незнакомцами в сети, не доверяйте им и не соглашайтесь на личные встречи без сопровождения взрослых.

Открытие подозрительной ссылки в личном сообщении от неизвестного пользователя.

Фишинг, вирусы, кража личных данных.

Защита от вредоносного ПО

Используйте антивирусное программное обеспечение и регулярно обновляйте его, не скачивайте файлы из непроверенных источников.

Загрузка и запуск программы с пиратского сайта.

Заражение компьютера вирусами, потеря данных, кража паролей.

Соблюдение авторских прав

Не распространяйте и не используйте контент (тексты, изображения, видео) без разрешения правообладателя.

Незаконное скачивание и распространение музыки или фильмов.

Административная или уголовная ответственность за нарушение авторских прав.

Этические нормы

Проявляйте уважение к другим пользователям сети, не публикуйте оскорбительные или клеветнические материалы.

Публикация комментариев, содержащих личные оскорбления.

Блокировка аккаунта, репутационный ущерб, привлечение к ответственности.

Таблица 4: Сводная таблица правил безопасного поведения в сети Интернет.



Разработка рекомендаций

Итак, мы с вами уже хорошо разобрались, что такое достоверная информация, как отличить её от фейков и какие опасности могут подстерегать нас в сети Интернет. Теперь самое время применить полученные знания на практике и помочь нашим сверстникам стать более грамотными и внимательными пользователями.

Сейчас мы разделимся на группы, и каждой из вас предстоит разработать конкретные рекомендации для ребят нашего возраста о том, как проверять информацию в интернете. Подумайте, какие советы помогут избежать попадания на удочку обманщиков и не стать распространителями недостоверных данных.

Представьте, что вы обращаетесь к своим друзьям и одноклассникам. Какие простые и понятные правила стоит им озвучить? Может быть, стоит напомнить о важности перепроверки информации в нескольких источниках? Или обратить внимание на подозрительные признаки, такие как эмоциональные заголовки или отсутствие ссылок на источники? Подумайте, как вы можете оформить эти рекомендации в виде ярких и запоминающихся презентаций или плакатов, чтобы они действительно привлекали внимание.

В ходе работы не стесняйтесь делиться опытом друг с другом и обсуждать лучшие практики. Ваша задача – создать действительно полезный и действенный инструмент, который поможет нам всем безопасно и осознанно пользоваться интернетом. Помните, что именно от нас с вами зависит, каким будет информационное пространство вокруг нас – чистым и правдивым или полным обмана и дезинформации.



Критерий

Описание

Пример проверки

Оценка риска (высокий/средний/низкий)

Источник информации

Определите, кто является автором или издателем информации.

Проверьте раздел 'О нас' на сайте, поищите информацию об авторе в других источниках.

Средний

Актуальность информации

Установите, когда была опубликована информация.

Обратите внимание на дату публикации и сравните её с текущими событиями.

Средний

Объективность и предвзятость

Оцените, насколько нейтрально представлена информация.

Поищите информацию по этой теме в других источниках, чтобы сравнить различные точки зрения.

Высокий

Фактическая точность

Проверьте, основана ли информация на фактах и доказательствах.

Поищите подтверждение фактов в надежных источниках, таких как научные статьи, официальные отчеты, новостные агентства.

Высокий

Дизайн и грамматика

Обратите внимание на качество оформления и отсутствие ошибок.

Слишком много рекламы, странный дизайн, грамматические ошибки могут быть признаками недостоверности.

Низкий

Таблица 5: Критерии оценки достоверности информации в сети Интернет: практические рекомендации.



Презентация и обсуждение

Итак, мы подошли к важному этапу нашей работы – презентации и обсуждению тех рекомендаций по проверке информации в интернете, которые вы разработали в группах. Сейчас каждая группа поделится своими наработками, расскажет, какие советы они сочли наиболее важными для сверстников, чтобы помочь им не стать жертвами ложных новостей и дезинформации.

Пожалуйста, представляйте свои идеи четко и аргументированно, объясняйте, почему вы выбрали именно эти рекомендации. После каждой презентации мы будем проводить небольшое обсуждение: что можно улучшить, какие дополнительные советы стоит включить, а какие моменты недостаточно проработаны. Важно не просто выслушать друг друга, но и попытаться увидеть ситуацию глазами вашего одноклассника, которому нужна помощь в оценке информации.

В ходе обсуждения мы постараемся выявить общие принципы, которые будут лежать в основе успешной проверки информации в интернете. Это поможет нам сформировать «инструкцию по выживанию» в информационном пространстве, которую каждый из вас сможет использовать в повседневной жизни. Помните, что наша цель не просто запомнить правила, а научиться применять их на практике, чтобы стать более осознанными и ответственными пользователями сети Интернет.



Критерий

Описание

Примеры вопросов

Авторитетность источника

Оценка репутации и экспертизы автора/организации, публикующей информацию.

Кто автор? Является ли он экспертом в данной области? Известна ли организация? Есть ли у автора/организации предвзятость?

Актуальность информации

Проверка даты публикации и релевантности информации текущему моменту времени.

Когда была опубликована информация? Актуальна ли она сейчас? Есть ли более свежие данные по теме?

Объективность информации

Выявление предвзятости, эмоциональной окраски и попыток манипуляции.

Представлены ли разные точки зрения? Используется ли нейтральный язык? Есть ли признаки пропаганды или рекламы?

Подтверждаемость информации

Проверка фактов и данных, представленных в источнике, через другие авторитетные источники.

Подтверждаются ли факты другими источниками? Есть ли ссылки на источники? Проверяются ли цитаты?

Логичность и последовательность

Оценка внутренней согласованности текста и отсутствия противоречий.

Есть ли логические ошибки? Последовательно ли изложены аргументы? Соответствуют ли выводы представленным фактам?

Таблица 6: Критерии оценки достоверности информации в сети Интернет.



Рефлексия

Итак, мы подошли к завершающему этапу нашего урока, посвященного информационной безопасности в сети Интернет. Сейчас важно, чтобы каждый из вас осознал, что именно нового вы узнали сегодня, и как это поможет вам в дальнейшем. Давайте вместе подведем итоги.

Вспомните, с чего мы начали. Мы говорили о том, как легко в современном мире столкнуться с недостоверной информацией, фейками и дезинформацией. Мы учились отличать факты от мнений, анализировать источники и критически оценивать то, что мы видим в интернете. Особое внимание мы уделили тому, как важно проверять информацию, не доверять слепо заголовкам и обращать внимание на автора и дату публикации.

Возможно, кому-то из вас было сложно сразу же применять все критерии оценки, но помните, что это навык, который требует практики. Не бойтесь задавать вопросы, если что-то осталось непонятным. Со своими затруднениями вы можете обратиться ко мне или к своим одноклассникам.

Подумайте, как вы можете использовать полученные знания в реальной жизни. Например, как вы будете проверять новости, которые видите в социальных сетях? Как вы будете оценивать информацию, которую вам присылают друзья? Как вы будете защищать себя и своих близких от обмана и манипуляций?

Не забывайте, что информационная безопасность – это не только о знаниях, но и об ответственности. Будьте внимательны, осторожны и взвешены в своих действиях в интернете. И помните, что вы сами можете стать частью решения этой проблемы, распространяя только достоверную информацию и помогая другим отличать правду от лжи.



Критерий

Уровень владения (1-минимальный, 5-максимальный)

Комментарий/Пример

Оценка достоверности источника

3

Нужно больше практики в проверке репутации сайта и автора.

Различение фактов и мнений

4

В целом, получается отличать, но иногда бывают сложности с замаскированными мнениями.

Распознавание признаков дезинформации (эмоциональность, сенсационность)

3

Понимание есть, но требуется тренировка в применении на реальных примерах.

Критический анализ информации

2

Сложно выявлять предвзятость и скрытые мотивы автора.

Применение полученных знаний в реальных ситуациях

3

Понимаю, как это может пригодиться, но нужно больше уверенности в своих силах.

Таблица 7: Самооценка учащимися навыков распознавания недостоверной информации и критического мышления по итогам урока.



Список литературы
  1. Баранова Е. К., Бабаш А. В. Информационная безопасность и защита информации : учебное пособие / Е. К. Баранова, А. В. Бабаш. — Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2025. — 336 с.

  2. Щербак А. В. Информационная безопасность : учебник для среднего профессионального образования / А. В. Щербак. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 259 с.

  3. Кузнецов С. А. Основы информационной безопасности : учебник / С. А. Кузнецов, В. И. Иванов. — Санкт-Петербург : Питер, 2023. — 480 с.

  4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 31. — Ст. 3448.

  5. Голубев И. Н. Противодействие дезинформации и фейковым новостям : монография / И. Н. Голубев ; под ред. С. П. Кузнецова. — Екатеринбург : Уральское издательство, 2024. — 310 с.

  6. Фролова Н. А. Цифровая грамотность : Учебное пособие / Н. А. Фролова. — Москва : ЮРАЙТ, 2023. — 224 с.

  7. Михеева М. П. Безопасность в сети Интернет : учебное пособие / М. П. Михеева. — Казань : Казанский университет, 2024. — 210 с.

  8. Сидоров П. В. Анализ информационных угроз и методология противодействия / П. В. Сидоров. — Новосибирск : Наука-Сибирь, 2023. — 290 с.

  9. Смирнов А. И. Современные методы информационной защиты / А. И. Смирнов. — Волгоград : Принт, 2025. — 275 с.

  10. Иванова К. Л. Критическое мышление и манипуляция сознанием / К. Л. Иванова. — Москва : Высшая школа экономики, 2024. — 230 с.

12


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Салмин Андрей Игоревич

Дата: 05.08.2025

Номер свидетельства: 673041


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства