Формирование представления о конструктивно-эстетических приемах строительства русского деревянного дома, ландшафтов деревни.
Закрепление практических навыков работы с набором инструментов и изучение приемов записи звука в среде ПервоЛого 3.0,
повышение ИКТ - компетентности учащихся путем освоения и практического использования навыков работы в среде ПервоЛого
Задачи:
Образовательные:
способствовать формированию представлений о русской деревне, деревянном доме, показать самобытность и неповторимое своеобразие русской национальной культуры;
освоение и практическое использование новых команд и функций в среде программирования ПервоЛого 3.0;
применение полученных результатов для выполнения работ по другим образовательным предметам (труд, ИЗО).
Развивающие:
совершенствование навыков самостоятельной работы;
развитие логического мышления, внимания, наблюдательности, памяти;
развитие творческих способностей учеников, повышение творческой активности.
Воспитательные:
воспитание чувства красоты и добра, заключенных в образах традиционного русского дома, семьи, воспитание познавательной потребности и информационной культуры;
повышение мотивации к изучению предмета и освоению компьютерных программ;
воспитание дисциплинированности, контроль за соблюдением мер ТБ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Формирование представления о конструктивно-эстетических приемах строительства русского деревянного дома, ландшафтов деревни.
Закрепление практических навыков работы с набором инструментов и изучение приемов записи звука в среде ПервоЛого 3.0,
повышение ИКТ - компетентности учащихся путем освоения и практического использования навыков работы в среде ПервоЛого.
Задачи:
Образовательные:
способствовать формированию представлений о русской деревне, деревянном доме, показать самобытность и неповторимое своеобразие русской национальной культуры;
освоение и практическое использование новых команд и функций в среде программирования ПервоЛого 3.0;
применение полученных результатов для выполнения работ по другим образовательным предметам (труд, ИЗО).
Развивающие:
совершенствование навыков самостоятельной работы;
развитие логического мышления, внимания, наблюдательности, памяти;
развитие творческих способностей учеников, повышение творческой активности.
Воспитательные:
воспитание чувства красоты и добра, заключенных в образах традиционного русского дома, семьи, воспитание познавательной потребности и информационной культуры;
повышение мотивации к изучению предмета и освоению компьютерных программ;
воспитание дисциплинированности, контроль за соблюдением мер ТБ.
Тип урока: комбинированный обобщающий.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
на доске репродукции картин русских художников с изображением деревни, стенд «Святая Русь» с рисунками детей, в классе очень много деревянной посуды, деревянные макеты деревни, деревянной мебели и др., песня «Деревенька моя».
компьютерные презентации 1.Русский деревянный дом, 2.Инструменты ПервоЛого 3.0, 3. «Гимнастика для глаз»
мультимедиа проектор;
персональные компьютеры IBM PC;
программа “ПервоЛого 3.0”;
раздаточный материал с заданиями для учащихся по теме урока (Конверты с заданиями);
смайлики.
План урока:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Постановка целей и задач (1 мин.)
II. Основная часть.
Знакомство с новой темой. Вводная беседа (5 мин.)
Опрос. Закрепление изученного материала. Выполнение заданий (7 мин.)
Гимнастика для глаз (2 мин.)
Объяснение целей и хода выполнения практической работы (5 мин.)
Практическая работа на компьютерах (15 мин.)
III. Домашнее задание (2 мин.)
IV. Подведение итогов урока.
Оценки за урок. Самооценка.(3 мин.)
Ход урока
I. Организационный момент.
Звучит народная музыка «Деревенька моя». Дети входят в класс, становятся около своих мест.
Учитель: Ребята, вы зашли под очень красивую необычную музыку и это не случайно. Сегодня мы отправимся на много лет назад, а куда, вам должна была подсказать наша песенка.
Дети отгадывают о чем поется в песне – это деревня!
Учитель: А как вы думаете, от чего произошло это слово? Не знаете?
Тогда давайте вместе с вами отправимся в русскую деревню и превратимся в мастеров. Для этого, оденьте волшебные повязки и произнесите заклинание: «Вокруг себя обернись, в мастера превратись».
Итак, все готовы. Займите свои рабочие места и в путь.
II. Основная часть.
Знакомство с новой темой.
Вводная беседа.
Давным-давно, когда Россию называли Русью, не было ни больших городов, ни современных каменных зданий. Были только поля, да густые темные леса. Испокон веков Россия была лесной страной.
Богата лесами наша земля,
И лес в ней и строен, и ровен.
Когда-то и стены, и башни Кремля,
И те собирали из бревен.
Дерево являлось наиболее доступным материалом для создания предметов быта и обихода. И, конечно, из дерева русские мастера строили себе жилища.
А как же называлось такое жилище? ( Изба ) (Презентация «Русский деревянный дом») (Слайд 1)
Какой смысл в древности вкладывали в это слово? ( Это слово звучало в древности как «истьба», «истопка», т. е. жилище, которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода.)
Отгадайте загадку и вы узнаете, какое дерево использовали для ее строительства.
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень ровно я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
Что за дерево догадались? (Сосна)
Сосна была основным материалом для строительства.
А какая часть дерева использовалась в строительстве? (Ствол)
Из стволов изготавливались различные строительные материалы: брусья, доски, бревна.
Из бревен рубили избу мужики,
Один лишь помощник-топор.
Но древние избы и ныне крепки,
И тонок на ставнях узор.
Какой инструмент был необходим при строительстве из дерева? (Топор)
А как называется профессия человека, который строит что-либо из дерева? ( Плотник)
А гвозди у плотников в старину были? (Нет)
А как же тогда бревна и брусья между собой соединялись? (При помощи вырубок)
Каждый ряд скрепленных друг с другом бревен составлял венец. Венец на венец – и вырастает клеть или сруб. (Слайд 2)
Срубы – это основа любого строительства на Руси. Если этот сруб предназначался для жилья, то он назывался рубленой избой. (Слайд 3, 4)
Вспомните, а что называли хоромами? (Большие избы, богато украшенные) А теремами? (Высокие сооружения с жилыми помещениями на верху) (Слайд 5)
Ребята, а кто может перечислить составные части русской избы? (Сруб, выпуски, крыша, конек, причелина, полотенце, гребень, чело, лобовая доска, наличник) (Слайд 6)
Древние мастера вкладывали глубочайший смысл не только в постройку дома, но и в его украшение. Как украшались русские избы? ( Резьбой) (Слайд 7)
Какие составные части избы обязательно украшали? (Причелины, полотенце, лобовую доску)
Какие мотивы использовались в резьбе? (Резная круглая розетка – символическое изображение солнца, изображения птиц и коней, головы коня над избой)
Какой смысл вкладывали мастера в украшение избы? ( Знаки – обереги на самых ответственных местах как бы защищали от злых духов)
Избы в деревнях раньше никогда не красили, ни чем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева.
Какие еще постройки можно встретить в деревне? (Амбары – для хранения зерна, сараи, колодцы, баньки, мельницы, богато украшенные ворота – въезд во двор, церковь) (Слайд 8)
Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. А как вы думаете, откуда древние мастера черпали свой опыт, вдохновение? ( От природы, передавали из поколения в поколение)
Опрос. Закрепление изученного материала. Выполнение заданий
Демонстрация Презентации ПервоЛого 3.0. (на экране слайды 1-14)
Дети повторяют изученный материал по Перволого, отвечают на вопросы:
Как загрузить программу ПервоЛого?
Сколько экранных окон имеет интерфейс ПервоЛого?
Назовите основные возможности программы ПервоЛого?
Продолжите предложение: Основным объектом среды ПервоЛого является….
Как сделать активным Поле команд?
Как открыть Поле форм?
Как придать черепашке новую форму?
Как изменить размер черепашки?
Какая команда возвращает черепашку в исходное положение?
Как можно изменить направление движения черепашки?
Как удалить лишних черепашек?
Какие действия может выполнять черепашка?
Как найти главную черепашку?
Как закрыть программу ПервоЛого?
Гимнастика для глаз. Презентация «Гимнастика для глаз»
Упражнение № 1.
Сядьте ровно. Делаем круговые вращательные движения глазами по часовой стрелке и против нее. Поводим глазами справа налево и сверху вниз, а также по диагонали.
Упражнение № 2.
Крепко зажмурим глаза, а потом широко распахнем их. Проделывать это лучше в ускоренном режиме и не менее 1-2 минут. Столь же полезным будет сведение обеих зрачков в одну точку, находящуюся в районе кончика носа, или частое подмигивание то правым, то левым глазом.
Упражнение № 3.
Отличным дополнением к гимнастике явится одновременный массаж закрытых век мягкой частью ладоней рук или подушечками пальцев. Не следует слишком сильно нажимать на глазное яблоко. Требуется всего лишь легкое прикосновение и вращательные движения по часовой стрелке и против нее.
Объяснение целей и хода выполнения практической работы.
Итак, ребята, мы подошли к практической части нашего урока- работе на компьютерах.
Я предлагаю вам создать ваш собственный проект русской деревни в программе ПервоЛого.
Учитель демонстрирует работу в ПервоЛого с помощью проектора на доске. Ученики слушают объяснение.
Учитель. Как создать картину русской деревни вы знаете. Сейчас послушайте и посмотрите как записать звук в ПервоЛого и поставить кнопку с микрофоном на лист.
И так:
В Рисовалке открыть вкладку Медиа.
Инструментом Ключ щелкнуть в новом месте. В появившемся окне выбрать Микрофон. Нажать на кнопку Запись записать звук.
Остановить запись кнопкой «Стоп».
Прослушать запись, нажав на кнопку Играй.
Перезаписать аудиофайл, если запись не понравилась.
Понравившуюся запись сохранить, нажав на синюю кнопку.
Создать кнопку на листе и вставить туда записанный звук.
Текст записи: (в конверте для детей)
Хороша деревенька родная, Позади нее сказочный, лес. Красота в нем почти неземная, Сосны, ели стоят до небес.
За околицей поле пшеницы, А за лесом колышется рожь. На лугах, от цветов медуницы, Ты навряд ли свой взгляд отведешь.
В небе пение птиц раздается, И цикады стрекочут в траве. И тропинка поросшая вьется, Где грибы притаились в листве.
На окраине в старой колоде, Многозвучье журчащих ключей. Повезло деревеньке, в природе, Не встречалось мне мест красивей.
За оврагами заросли сливы, Фиолетовым цветом горят. И малины кусты так красивы, Как рубины на солнце блестят.
За рекой песня нежная льется, Где июльский идет сенокос. Она в сердце моем остается, Под нее в деревеньке я рос.
Я шагаю знакомой дорогой, По земле, нет которой милей. Каждый раз, возвращаясь к убогой, Но родной деревеньке моей.
Практическая работа на компьютерах.
Дети работают в программе ПервоЛого. Учитель оказывает помощь при необходимости.
Вот несколько работ учеников:
Дедов Михаил «Моя деревенька»
Здравомыслов Артем: «Деревня»
Ларюшкин Мстислав «В деревне»
Самсонов Артем: «Моя деревня»
Гайнанова Юлия: «Хорошо в деревне!»
Дворников Иван: «Отдых в деревне»
III. Домашнее задание.
Объявляется конкурс на самое оригинальное название деревни.
IV. Подведение итогов урока.
Итак, сегодня на уроке мы с вами построили удивительные русские деревни, А сейчас мы возвращаемся с вами обратно. Чем вам сегодня запомнилось наше путешествие в русскую деревню Справились ли мы с намеченным планом? Все ли удалось? Что узнали нового интересного?
Оценки за урок. Конечно, я, как учитель, оценю вашу работу на уроке и поставлю оценки. Но сегодня я предлагаю и каждому из вас самостоятельно оценить свою работу, т.е. дать самооценку. Для этого мы будем использовать смайлики, лежащие у каждого в конверте:
Самооценка. Смайлик – это картинка, составленная из букв и специальных знаков, которая выражает какое-то чувство или настроение человека. Большинство из смайликов – это изображение глаз или маленьких рожиц. Сегодня каждый из нас закончил урок с определенным настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться. Поэтому, каждый из вас сейчас поднимет тот смайлик, который соответствует его оценке и настроению (на доске – слайд с расшифровкой смайликов). (Если есть ученики неудовлетворенные результатами своей работы – постараться разобраться и выяснить причины).