Поурочный план по предмету «Информатика»
Дата проведения: ___________
Урок №12
Тема: Основные объекты и приемы управления операционной системы.
Цель урока:
- образовательная: Познакомить учащихся с основными объектами управления ОС
- воспитательная: Воспитывает у учащихся умение и навыки.
- развивающая: развить правильное работу в с объектами управлениями
Форма организации учебной деятельности: беседа.
Оборудование: персональный компьютер, наглядности
План урока:
1. Организационный момент /3мин/
2. Объяснение новой темы /25мин/
3. Закрепление нового материала /10мин/
4.Домашние задание /2мин/
5. Подведение итогов /5мин/
Ход урока:
1.Организационный момент
Приветствие, отметка учащихся. Краткое описание практической работы, ее целей, ходом выполнения.
2. Объяснение новой темы
В ОС большую часть команд можно выполнять с помощью мыши. С мышью связан активный элемент управления - указатель мыши. При перемещении мыши по плоской поверхности указатель перемещается по Рабочему столу, и его можно позиционировать на значках объектов или на пассивных элементах управления приложений.
Основными приемами управления с помощью мыши являются:
- щелчок (быстрое нажатие и отпускание левой кнопки мыши);
- двойной щелчок — два щелчка, выполненные с малым интервалом времени между ними;
- щелчок правой кнопкой (то же, что и щелчок, но с использованием правой кнопки);
- перетаскивание (drag-and-drop) — выполняется путем перемещения мыши при нажатой левой кнопке (обычно сопровождается перемещением экранного объекта, на котором установлен указатель);
- протягивание мыши (drag) — выполняется, как и перетаскивание, но при этом происходит не перемещение экранного объекта, а изменение его формы;
- специальное перетаскивание — выполняется, как и перетаскивание, но при нажатой правой кнопке мыши, а не левой;
зависание — наведение указателя мыши на значок объекта или на элемент управления и задержка его на некоторое время (при этом обычно на экране появляется всплывающая подсказка, кратко характеризующая свойства объекта).
Рабочий стол — это графическая среда, на которой отображаются объекты Windows и элементы управления Windows. Все, с чем мы имеем дело, работая с компьютером в данной системе, можно отнести либо к объектам, либо к элементам управления. В исходном
Окна Windows. Элементы и структура окна.
Основной объект среды Windows - окно.
- Окно - это просто прямоугольный сегмент экрана, чаще всего ограниченный рамкой.
- ОКНО - это прямоугольная область экрана, ограниченная рамками, имеющая элементы управления и рабочую область, в которой могут располагаться объекты.
Корзина - специальный объект Windows, выполняющий функции контейнера. Она служит для временного хранения удаляемых объектов. Если какой-то документ или программа стали не нужны, их можно удалить, но при этом они не удаляются безвозвратно, а откладываются в Корзину, из которой их впоследствии можно восстановить.
Значок является графическим представлением объекта. То, что мы делаем со значком, мы на самом деле делаем с объектом. Например, удаление значка приводит к удалению объекта; копирование значка приводит к копированию объекта и т. д. Ярлык же является только указателем на объект. Удаление ярлыка приводит к удалению указателя, но не объекта; копирование ярлыка приводит к копированию указателя, но не объекта.
Задание 1.Какие бывают окна?
Задание рекомендуется выполнить во время объяснения данной темы.
Следует вписать в таблицу виды окон в системе Windows и их назначение
Каждой тип окон следует показать учащимся на компьютере.
Варианты представления окон
Окна имеют три варианта представления на экране:
- полноэкранный - окно развернуто и занимает весь экран (Рабочий стол);
- нормальный - окно занимает часть экрана;
- значок - окно «свернуто» в значок
Для изменения варианта представления окна применяются кнопки в правой части зоны заголовков окна со значками:
- свернуть окно в надпись на панели задач;
- развернуть окно до полного экрана;
- восстановить нормальный размер окна (свернуть в окно);
- закрыть окно (завершить работу приложения).
В левой части зоны заголовков находится кнопка системного меню, предназначенного для управления окном в целом. В этом меню имеются команды, дублирующие функции кнопок заголовка.
В нормальном варианте представления площадь окна можно изменять, передвигая мышью или с помощью клавиатуры вертикаль, горизонталь или угол окна.
Значки и окна в нормальном варианте можно перемещать по экрану.
Активное окно
В любой момент можно работать только с одним окном, которое называется активным. Активное окно всегда располагается поверх других окон, и его заголовок выделен цветом.
Если хотя бы часть неактивного окна видна на экране, то его можно активизировать, просто щелкнув по нему мышью.
Меню
Меню - это список некоторых объектов, из которого необходимо сделать выбор.
Свойства меню:
Меню может иметь несколько уровней: уровень 1 - Главное меню и некое подчиненное подменю.
Меню предполагает свободу выбора.
В конкретном меню могут быть объекты, которые в данный момент недоступны для выбора.
Существуют три типа пунктов меню, т.е. любой пункт меню может обозначать:
- конкретную операцию (действие);
- переключатель;
- поле выбора.
Работа с приложениями
Каждое приложение выполняется в отдельном окне, которое может занимать часть экрана или весь экран. Запустить прикладную программу означает открыть окно приложения. Закрыть окно приложения означает завершить программу. Одновременно может выполняться несколько приложений (каждое со своим окном), и пользователь с помощью мыши легко переключается от одного приложения к другому.
Программа, выполняемая под Windows, обычно снабжается цветным значком, который содержит название приложения и картинку, связанную с его функциями. Для запуска программы достаточно дважды щелкнуть левой кнопкой мыши или набрать ее имя в командной строке.
Каждое приложение Windows имеет горизонтальное (главное) меню, занимающее вторую строку окна. При выборе пункта этого меню раскрывается ниспадающее меню. Кроме того, часто используются контекстные (всплывающие) меню.
Контрольный вопрос:
Приложение - это программа, работающая только под управлением системы Windows.
3. Закрепление нового материала
Задание 2. Укажите, с помощью какой кнопки панели инструментов можно выполнить следующие действия.
Задание рекомендуется для контроля усвоения темы. Для наглядности рекомендуется использовать цветные карандаши.
Вид
Переход к другой папке
Удалить в буфер
Удалить
Свойства
Вставить в буфер
Переход на один уровень вверх
Отменить
Переход вперед
Копировать в буфер
Переход назад
Переключение между окнами
4.Ддомашние задание
Ответьте на вопросы.На эти вопросы можно ответить, конспектируя соответствующий параграф учебника.
Задание можно использовать для контроля усвоения данной темы.
Каковы признаки АКТИВНОГО ОКНА?
Активное окно располагается над остальными, заголовок выделен более темным, и соответствующая ему кнопка на панели задач выглядит нажатой.
Как сделать окно АКТИВНЫМ?
1-й способ: Щелкнуть по любому месту окна.
2-й способ: Щелкнуть по соответствующей ему кнопке на панели задач.
5.Итог урока
Подведение итогов. Выставление оценок. Спасибо за урок!
Литература:
1.7 класс. – Алматы: , 2008.