Автор УМК | Угринович Н. Д. |
Тема урока | Работа с таблицами в текстовом документе. |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания |
Форма проведения урока | Урок-консультация |
Цель урока | Создание условий для усвоения обучающимися работе с таблицами в текстовом документе со вставкой изображений и формул. |
Задачи урока | Предметные: содействовать усвоению представления о таблице, сформировать навыки обучающихся по созданию и редактированию таблицы, способствовать развитию основных навыков и умений использования компьютерных устройств. |
Метапредметные: формировать навыки самопроверки, сотрудничества, учить планировать свою деятельность на уроке, умение выражать свои мысли, развивать логическое мышление, память, умение сравнивать, анализировать, делать выводы |
Личностные: содействовать выработке интереса у обучающихся к изучаемому на уроке материалу, воспитывать навыки культуры на уроке, умение слушать и слышать собеседника, формировать положительное отношение к рациональной организации двигательной активности |
Оборудование и программное обеспечение | Компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебник, тетрадь, раздаточный материал, презентация к уроку, текстовый редактор, файлы для практической работы на компьютере |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности Цель этапа: включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | - Здравствуйте. Я рада вас видеть! Предлагаю начать нашу совместную работу. Пожелаем друг другу успехов на уроке с помощью рукопожатия. - Проверьте, готовы ли вы к уроку? У вас должны быть на парте: учебник, тетрадь для записей, ручка, дневник. Поднимите руку вверх кто полностью готов к уроку? - Как вы понимаете смысл эпиграфа сегодняшнего урока? Человек может стать умным тремя путями: путём подражания – это самый лёгкий путь, путём опыта – это самый трудный путь и путём размышления – это самый благородный путь. Китайская пословица | Проверяют готовность к уроку, настраиваются на рабочий лад. С помощью руки выражают свою готовность к уроку. Высказывают свое мнение | Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя. Регулятивные: самоконтроль. Коммуникативные: слушание учителя. |
II. Проверка домашнего задания Цель этапа: проверка прочности усвоения изученного материала с дальнейшей самопроверкой и самооценкой | - Какой учебный материал был изучен на прошлом уроке? (форматирование символов и абзацев) - Какие параграфы учебника были заданы на дом? (п. 2.4.1 и п. 2.4.2) - У кого есть вопросы по домашнему заданию? - Проверку домашнего задания осуществим в форме теста. Перед каждым из вас на столе лежит тест с вопросами и бланк для ответов. В бланке ответов в строке Фамилия, имя впишите свои инициалы. Вам необходимо внести свои ответы на вопросы теста в бланк. - Проверим правильность выполнения данного задания. - Подсчитайте количество правильных ответов. За каждое задание вы получаете по 1 баллу. - Перед каждым из вас лежит оценочный лист урока. В течение урока мы будем заполнять данный лист результатами вашей работы. В конце урока я соберу листы и на их основании выставлю вам отметки за работу на уроке. Подпишите оценочные листы. - Выставим оценку за выполнение домашнего задания по следующим критериям. - Полученную оценку занесите в оценочный лист в ячейку напротив графы «Домашнее задание (тестирование)». | Отвечают на вопросы Самопроверка домашнего задания по образцу Заносят в оценочный лист оценку за выполнение домашнего задания | Познавательные: знаково-символические действия, контроль и оценка результатов действия. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: коррекция, оценка. |
III. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. | - Существует три этапа создания текстового документа. Это ввод, редактирование и форматирование текста - С какими этапами создания текстового документа уже знакомы? (ввод текста, редактирование текста и форматирование текста) - Можно ли в документ внедрять другие объекты кроме текста? (да) - Какие объекты вы уже умеете внедрять? (математические формулы) - Посмотрите на доску. Что вы можете сказать о данном тексте? (плохо воспринимать) - Как вы думаете. Почему его плохо воспринимать? (информация повторяющаяся по смыслу разбросана по всему тексту, её можно было бы структурировать) - Как это сделать? (организовать таблицу) - Как вы думаете, чему мы с вами сегодня на уроке будем учиться? (работать с таблицами) - Попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. (Работа с таблицами в текстовом документе.) - Открыли тетради, записали число и тему урока в тетрадь Тема урока: «Работа с таблицами в текстовом документе» - Как вы думаете, для чего используются в текстовых документах таблицы? (чтобы отобразить однотипные данные) - Приведите примеры таблиц, с которыми вы сталкивались в своей деятельности? (расписание уроков, таблица умножения и.т.д.) - Из чего состоят таблицы? (строк, столбцов, которые образуют ячейки) - Запишите в тетради: Основные элементы таблицы: строки, столбцы и ячейки. - Какие данные могут быть размещены в таблицах? (текст, числа, изображения и т.д.) - Каким образом можно создать таблицу в текстовом документе? (указать количество строк и столбцов) - Как вы думаете, можно ли в дальнейшем изменять количество строк и столбцов? (да) - Можно ли изменять ширину столбцов и высоту ячеек? (да) -Каким образом? (с помощью мыши или заданием их точного значения) - Можно ли изменять размеры отдельных ячеек – разделять их на несколько или объединять с соседними? (да) Выполним задание 1 на карточке. Задание 1. Установите соответствие между названием объекта и его характеристикой. (Ответ: 1– б; 2 – г; 3 – д; 4 – а; 5 – в). Для проверки правильности выполнения задания обменяйтесь с коллегой по парте карточками и проверьте с помощью ключа. (Взаимопроверка). Подсчитайте количество правильных установленных соответствий и согласно критериям выставите отметку на листе. Свою полученную отметку занесите в оценочный лист в ячейку напротив графы «Задание 1. «Установление соответствия». - Откройте свои учебники на странице 72. Найдите таблицу 2.4. Что вы можете сказать об этой таблице. Какого типа информацию она содержит? (текст, число, изображение и формула) - Запишите в тетради: Таблица содержит текст, числа, изображения и формулы. - Что вы можете сказать о формуле? (можно производить в таблице вычисления) - А какие вычисления можно производить? (сложение) - Как вы это определили? ( последняя строка ИТОГО) | Отвечают на вопросы Выдвигают предположения о теме урока. Формулируют тему урока Записывают тему урока в тетради Отвечают на вопросы Работа с карточками. Взаимопроверка. Проверяют работу соседа, ставят оценки Заносят в оценочный лист оценку за выполнение задания Работа с учебниками. Отвечают на вопросы Записывают в тетради Отвечают на вопросы | Познавательные: компетенция обучающихся в области информатики. Коммуникативные: умение выражать мысли. Регулятивные: планирование, построение логической цепи |
IV. Постановка учебной задачи. Цель этапа: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?») | Вы дети 21 века. Много времени проводите за работой на компьютере. Но что вы еще не знаете как произвести вычисление в таблице в текстовом редакторе. Чем же мы, будем заниматься сегодня на уроке? Цель урока: учиться создавать таблицы в текстовом редакторе с различными типами данных и производить вычисления в таблицах. | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель урока | Коммуникативные: умение выражать мысли. Регулятивные: целеполагание |
V. Изучение новых знаний и способов действий Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания способов действия | - Как создать таблицу в текстовом редакторе? (меню ВСТАВКА-ТАБЛИЦА) - Покажите на доске, как создать таблицу. - Как вставить текст? Число? Изображение? - А как произвести вычисление? - Где можно узнать о том, как выполнять вычисления в текстовом редакторе? (в учебнике) - На какой странице учебника описаны вычисления в таблице? (страница 73) - Скажите же, как производить вычисления над числами? (использовать формулу) - Каким образом это сделать? (ввести формулу =SUM(ABOVE) - Как ввести формулу? (Макет – Данные – Формула) - Что означает перевод ABOVE с английского? (выше, сверху) - Таким образом, что означает значение SUM(ABOVE)? (сумма чисел, расположенных сверху) - Запишите в тетради: Вычисления в таблице: =SUM(ABOVE) | Отвечают на вопросы 1 ученик у доски создаёт таблицу и поясняет Отвечают на вопросы Записывают в тетрадь | Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя, умение строить речевые высказывания, умение структурировать знания. Коммуникативные: самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах. Регулятивные: умение слушать в соответствии с целевой установкой, планировать свои действия, уточнение и дополнение высказываний |
VI. Физкультминутка Цель этапа: установка на здоровый образ жизни | Играет спокойная музыка. Сядьте удобно, расслабьтесь. Закройте глаза и представьте… Светит ярко солнце. Вы стоите на полянке. Кругом зеленая – зеленая трава. Вы идете по ней босиком. Рядом вы увидели лес. Он темный – темный. Внутри видно светлое пятно. Вы идете к нему по узенькой тропинке. И выходите к ручью. Около ручья куст розовых роз. Может быть, вы срываете розу. Только смотрите не уколитесь. Вы переходите ручей. И увидели высокую гору. Поднимаетесь по горе, по ступенькам. Увидели дом. Заходите в дом. Увидели печку. Представьте, какая она? Белая или черная. И вдруг из-за печки выходит монах. Он одет в белую одежду, седой. Вы задаете ему вопрос… Он Вам отвечает… Вы веселые, бодрые, счастливые выходите из дома, спускаетесь к ручью. Переходите ручей. Вы опять видите куст розовых роз. По узенькой тропинке вы проходите лес. Вы опять на полянке, на которой трава зеленая – зеленая. И вы попадаете в кабинет. Откройте глаза. Отдохнули? Получили ответ на вопрос? Поднимите руку. | Выполняют последовательно определенные действия | Регулятивные: саморегуляция |
VII. Первичная проверка понимания изученного Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет | - У вас на столах карточки с заданием 2. Подпишите каждый свою карточку. Вам необходимо вставить пропущенное слово или сочетания слов. Для этого необходимо вспомнить всё то, о чём мы с вами сегодня говорили. Приступайте к заданию. - Сдайте свои карточки на проверку. Пока вы будете выполнять следующее задание, я проверю ваши карточки. | Самостоятельно выполняют задания в карточках. | Познавательные: логические умозаключения, моделирование, контроль и оценка результатов. Коммуникативные: взаимодействие и сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: самоконтроль |
VIII. Повторение правил техники безопасности при работе на компьютере. Цель: повторение изученных ранее правил для дальнейшей работе на компьютере | - Вспомните, какие требования необходимо выполнять, работая за компьютером. | Рассказывают правила техники безопасности. | Регулятивные: умение слушать в соответствии с целевой установкой, планировать свои действия, уточнение и дополнение высказываний |
IX. Применение изученного материала. Цель этапа: самопроверка умений применять новое знание в типовых условия | Разобьемся на группы по цветовому признаку. Каждой группе нужно произвести расчёты в таблице по указанному заданию 3. Задания у каждой группы разные. Вам необходимо будет создать таблицу, ввести в неё все данные по заданию и произвести вычисления. У нас будет 2 консультанта, к которым вам можно будет обращаться по любым возникающим вопросам. - В листе оценивания оцените свой вклад в работу группы по прайс-листа. Занесите оценку в ячейку напротив графы «Практическая работа» по пятибалльной шкале. | Выполняют задания практической работы на компьютере с помощью текстового редактора | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов действий. Коммуникативные: построение продуктивного сотрудничества со сверстниками. Регулятивные: принятие и сохранение учебной цели, коррекция |
X. Домашние задание Цель этапа: организовать обсуждение и запись домашнего задания | Обязательное: Учебник, п. 2.5. таблицы, ответить на контрольные вопросы Творческое: создать в текстовом редакторе настольный календарь на 2015 год с изображением своей школы | Записывают домашнее задание | Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя. Коммуникативные: слушание учителя. Регулятивные: регуляция учебной деятельности |
XI. Рефлексия деятельности (итог урока) Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности | Вопросы: • Удалось ли достичь поставленной цели? • Каким способом? • Какие получили результаты? • Что нужно сделать ещё? • Где можно применить новые знания? Оцените свою работу на уроке. Поставьте в оценочный лист себе оценку в графу самооценка по пятибалльной шкале. Рефлексия: метод «Настроение» Цель: выяснить, был ли процесс обучения эффективным. Каждый ученик передвигает подходящее под его настроение погодное явление. Спасибо за урок. Мне с вами было приятно работать. | Отвечают на вопросы Оценивают свою работу на уроке, выставляют в оценочный лист самооценку Передвигают на доске погодные явления | Познавательные: осознанное построение речевых высказываний, умение делать выводы, рефлексия способов и условий действий. Коммуникационные: формулирование собственного мнения. Регулятивные: дополнение высказываний, саморегуляция, рефлексия |