kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока информатики в 7 классе по теме "Работа с таблицами в текстовом документе" (ФГОС)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок способствует созданию условий для усвоения обучающимися работе с таблицами в текстовом документе со вставкой изображений и формул.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока информатики в 7 классе по теме "Работа с таблицами в текстовом документе" (ФГОС)»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» города Валуйки Белгородской области»


Урок информатики в 7 классе (ФГОС ООО)

Учитель: Баромыченко Валентина Фёдоровна

Автор УМК

Угринович Н. Д.

Тема урока

Работа с таблицами в текстовом документе.

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Форма проведения урока

Урок-консультация

Цель урока

Создание условий для усвоения обучающимися работе с таблицами в текстовом документе со вставкой изображений и формул.

Задачи урока

Предметные: содействовать усвоению представления о таблице, сформировать навыки обучающихся по созданию и редактированию таблицы, способствовать развитию основных навыков и умений использования компьютерных устройств.

Метапредметные: формировать навыки самопроверки, сотрудничества, учить планировать свою деятельность на уроке, умение выражать свои мысли, развивать логическое мышление, память, умение сравнивать, анализировать, делать выводы

Личностные: содействовать выработке интереса у обучающихся к изучаемому на уроке материалу, воспитывать навыки культуры на уроке, умение слушать и слышать собеседника, формировать положительное отношение к рациональной организации двигательной активности

Оборудование и программное обеспечение

Компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебник, тетрадь, раздаточный материал, презентация к уроку, текстовый редактор, файлы для практической работы на компьютере


Технологическая карта урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.


- Здравствуйте. Я рада вас видеть! Предлагаю начать нашу совместную работу. Пожелаем друг другу успехов на уроке с помощью рукопожатия.

- Проверьте, готовы ли вы к уроку? У вас должны быть на парте: учебник, тетрадь для записей, ручка, дневник. Поднимите руку вверх кто полностью готов к уроку?


- Как вы понимаете смысл эпиграфа сегодняшнего урока?

Человек может стать умным тремя путями:

путём подражания – это самый лёгкий путь,

путём опыта – это самый трудный путь и

путём размышления – это самый благородный путь. Китайская пословица

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на рабочий лад.

С помощью руки выражают свою готовность к уроку.





Высказывают свое мнение








Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя.

Регулятивные: самоконтроль.

Коммуникативные: слушание учителя.

II. Проверка домашнего задания

Цель этапа: проверка прочности усвоения изученного материала с дальнейшей самопроверкой и самооценкой

- Какой учебный материал был изучен на прошлом уроке? (форматирование символов и абзацев)

- Какие параграфы учебника были заданы на дом? (п. 2.4.1 и п. 2.4.2)

- У кого есть вопросы по домашнему заданию?

- Проверку домашнего задания осуществим в форме теста. Перед каждым из вас на столе лежит тест с вопросами и бланк для ответов. В бланке ответов в строке Фамилия, имя впишите свои инициалы. Вам необходимо внести свои ответы на вопросы теста в бланк.

- Проверим правильность выполнения данного задания.

- Подсчитайте количество правильных ответов. За каждое задание вы получаете по 1 баллу.

- Перед каждым из вас лежит оценочный лист урока. В течение урока мы будем заполнять данный лист результатами вашей работы. В конце урока я соберу листы и на их основании выставлю вам отметки за работу на уроке. Подпишите оценочные листы.

- Выставим оценку за выполнение домашнего задания по следующим критериям.

- Полученную оценку занесите в оценочный лист в ячейку напротив графы «Домашнее задание (тестирование)».

Отвечают на вопросы


Самопроверка домашнего задания по образцу


















Заносят в оценочный лист оценку за выполнение домашнего задания

Познавательные: знаково-символические действия, контроль и оценка результатов действия.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: коррекция, оценка.


III. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.


- Существует три этапа создания текстового документа. Это ввод, редактирование и форматирование текста

- С какими этапами создания текстового документа уже знакомы? (ввод текста, редактирование текста и форматирование текста)

- Можно ли в документ внедрять другие объекты кроме текста? (да)

- Какие объекты вы уже умеете внедрять? (математические формулы)

- Посмотрите на доску. Что вы можете сказать о данном тексте? (плохо воспринимать)

- Как вы думаете. Почему его плохо воспринимать? (информация повторяющаяся по смыслу разбросана по всему тексту, её можно было бы структурировать)

- Как это сделать? (организовать таблицу)

- Как вы думаете, чему мы с вами сегодня на уроке будем учиться? (работать с таблицами)

- Попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. (Работа с таблицами в текстовом документе.)


- Открыли тетради, записали число и тему урока в тетрадь

Тема урока: «Работа с таблицами в текстовом документе»

- Как вы думаете, для чего используются в текстовых документах таблицы? (чтобы отобразить однотипные данные)

- Приведите примеры таблиц, с которыми вы сталкивались в своей деятельности? (расписание уроков, таблица умножения и.т.д.)

- Из чего состоят таблицы? (строк, столбцов, которые образуют ячейки)

- Запишите в тетради: Основные элементы таблицы: строки, столбцы и ячейки.

- Какие данные могут быть размещены в таблицах? (текст, числа, изображения и т.д.)

- Каким образом можно создать таблицу в текстовом документе? (указать количество строк и столбцов)

- Как вы думаете, можно ли в дальнейшем изменять количество строк и столбцов? (да)

- Можно ли изменять ширину столбцов и высоту ячеек? (да)

-Каким образом? (с помощью мыши или заданием их точного значения)

- Можно ли изменять размеры отдельных ячеек – разделять их на несколько или объединять с соседними? (да)

Выполним задание 1 на карточке.


Задание 1. Установите соответствие между названием объекта и его характеристикой.

(Ответ: 1– б; 2 – г; 3 – д; 4 – а; 5 – в).

Для проверки правильности выполнения задания обменяйтесь с коллегой по парте карточками и проверьте с помощью ключа. (Взаимопроверка).

Подсчитайте количество правильных установленных соответствий и согласно критериям выставите отметку на листе.

Свою полученную отметку занесите в оценочный лист в ячейку напротив графы «Задание 1. «Установление соответствия».


- Откройте свои учебники на странице 72. Найдите таблицу 2.4. Что вы можете сказать об этой таблице. Какого типа информацию она содержит? (текст, число, изображение и формула)

- Запишите в тетради: Таблица содержит текст, числа, изображения и формулы.

- Что вы можете сказать о формуле? (можно производить в таблице вычисления)

- А какие вычисления можно производить? (сложение)

- Как вы это определили? ( последняя строка ИТОГО)



Отвечают на вопросы















Выдвигают предположения о теме урока.

Формулируют тему урока

Записывают тему урока в тетради




Отвечают на вопросы

























Работа с карточками. Взаимопроверка.

Проверяют работу соседа, ставят оценки






Заносят в оценочный лист оценку за выполнение задания



Работа с учебниками.

Отвечают на вопросы



Записывают в тетради


Отвечают на вопросы

Познавательные: компетенция обучающихся в области информатики.

Коммуникативные: умение выражать мысли.

Регулятивные: планирование, построение логической цепи


IV. Постановка учебной задачи.

Цель этапа: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»)

Вы дети 21 века. Много времени проводите за работой на компьютере. Но что вы еще не знаете как произвести вычисление в таблице в текстовом редакторе.

Чем же мы, будем заниматься сегодня на уроке?

Цель урока: учиться создавать таблицы в текстовом редакторе с различными типами данных и производить вычисления в таблицах.

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель урока

Коммуникативные: умение выражать мысли.

Регулятивные: целеполагание


V. Изучение новых знаний и способов действий

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания способов действия


- Как создать таблицу в текстовом редакторе? (меню ВСТАВКА-ТАБЛИЦА)

- Покажите на доске, как создать таблицу.

- Как вставить текст? Число? Изображение?

- А как произвести вычисление?

- Где можно узнать о том, как выполнять вычисления в текстовом редакторе? (в учебнике)

- На какой странице учебника описаны вычисления в таблице? (страница 73)

- Скажите же, как производить вычисления над числами? (использовать формулу)

- Каким образом это сделать? (ввести формулу =SUM(ABOVE)

- Как ввести формулу? (Макет – Данные – Формула)

- Что означает перевод ABOVE с английского? (выше, сверху)

- Таким образом, что означает значение SUM(ABOVE)? (сумма чисел, расположенных сверху)

- Запишите в тетради: Вычисления в таблице: =SUM(ABOVE)


Отвечают на вопросы


1 ученик у доски создаёт таблицу и поясняет


Отвечают на вопросы












Записывают в тетрадь



Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя, умение строить речевые высказывания, умение структурировать знания.

Коммуникативные: самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах.

Регулятивные: умение слушать в соответствии с целевой установкой, планировать свои действия, уточнение и дополнение высказываний

VI. Физкультминутка Цель этапа: установка на здоровый образ жизни

Играет спокойная музыка.

Сядьте удобно, расслабьтесь. Закройте глаза и представьте…

Светит ярко солнце. Вы стоите на полянке. Кругом зеленая – зеленая трава. Вы идете по ней босиком. Рядом вы увидели лес. Он темный – темный. Внутри видно светлое пятно. Вы идете к нему по узенькой тропинке. И выходите к ручью. Около ручья куст розовых роз. Может быть, вы срываете розу. Только смотрите не уколитесь. Вы переходите ручей. И увидели высокую гору. Поднимаетесь по горе, по ступенькам. Увидели дом. Заходите в дом. Увидели печку. Представьте, какая она? Белая или черная. И вдруг из-за печки выходит монах. Он одет в белую одежду, седой.

Вы задаете ему вопрос…

Он Вам отвечает…

Вы веселые, бодрые, счастливые выходите из дома, спускаетесь к ручью. Переходите ручей. Вы опять видите куст розовых роз. По узенькой тропинке вы проходите лес. Вы опять на полянке, на которой трава зеленая – зеленая. И вы попадаете в кабинет. Откройте глаза. Отдохнули? Получили ответ на вопрос? Поднимите руку.

Выполняют последовательно определенные действия

Регулятивные: саморегуляция

VII. Первичная проверка понимания изученного

Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет

- У вас на столах карточки с заданием 2. Подпишите каждый свою карточку. Вам необходимо вставить пропущенное слово или сочетания слов. Для этого необходимо вспомнить всё то, о чём мы с вами сегодня говорили. Приступайте к заданию.

- Сдайте свои карточки на проверку. Пока вы будете выполнять следующее задание, я проверю ваши карточки.

Самостоятельно выполняют задания в карточках.

Познавательные: логические умозаключения, моделирование, контроль и оценка результатов.

Коммуникативные: взаимодействие и сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные: самоконтроль

VIII. Повторение правил техники безопасности при работе на компьютере.

Цель: повторение изученных ранее правил для дальнейшей работе на компьютере

- Вспомните, какие требования необходимо выполнять, работая за компьютером.

Рассказывают правила техники безопасности.

Регулятивные: умение слушать в соответствии с целевой установкой, планировать свои действия, уточнение и дополнение высказываний

IX. Применение изученного материала.

Цель этапа: самопроверка умений применять новое знание в типовых условия


Разобьемся на группы по цветовому признаку. Каждой группе нужно произвести расчёты в таблице по указанному заданию 3. Задания у каждой группы разные. Вам необходимо будет создать таблицу, ввести в неё все данные по заданию и произвести вычисления.

У нас будет 2 консультанта, к которым вам можно будет обращаться по любым возникающим вопросам.


- В листе оценивания оцените свой вклад в работу группы по прайс-листа. Занесите оценку в ячейку напротив графы «Практическая работа» по пятибалльной шкале.

Выполняют задания практической работы на компьютере с помощью текстового редактора

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов действий.

Коммуникативные: построение продуктивного сотрудничества со сверстниками.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной цели, коррекция

X. Домашние задание

Цель этапа: организовать обсуждение и запись домашнего задания

Обязательное: Учебник, п. 2.5. таблицы, ответить на контрольные вопросы

Творческое: создать в текстовом редакторе настольный календарь на 2015 год с изображением своей школы

Записывают домашнее задание

Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя.

Коммуникативные: слушание учителя.

Регулятивные: регуляция учебной деятельности

XI. Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности

Вопросы:

• Удалось ли достичь поставленной цели?

• Каким способом?

• Какие получили результаты?

• Что нужно сделать ещё?

• Где можно применить новые знания?


Оцените свою работу на уроке. Поставьте в оценочный лист себе оценку в графу самооценка по пятибалльной шкале.


Рефлексия: метод «Настроение»

Цель: выяснить, был ли процесс обучения эффективным.

Каждый ученик передвигает подходящее под его настроение погодное явление.


Спасибо за урок. Мне с вами было приятно работать.

Отвечают на вопросы







Оценивают свою работу на уроке, выставляют в оценочный лист самооценку


Передвигают на доске погодные явления

Познавательные: осознанное построение речевых высказываний, умение делать выводы, рефлексия способов и условий действий.

Коммуникационные: формулирование собственного мнения.

Регулятивные: дополнение высказываний, саморегуляция, рефлексия


Список литературы

  1. Угринович, Н. Д. Информатика: учебник для 7 класса./Н. Д. Угринович – 2-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 168с. : ил. – ISBN 978-5-9963-7





7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Баромыченко Валентина Фёдоровна

Дата: 17.06.2016

Номер свидетельства: 335112

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства