kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока соревнования по теме «Представление данных в памяти компьютера»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка позволит Вам провести занимательное итоговое занятие по теме  «Представление данных в памяти компьютера».

Методическая разработка содержит всё необходимое для проведения занятия:

- план-конспект урока;

- технологическую карту урока;

- приложения, необходимые для урока;

- разработанные страницы сайта HTML, для работы групп.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока»

Методическая разработка урока соревнования по теме
«Представление данных в памяти компьютера»






Пояснительная записка

Место урока:

Курс: углубленный

Класс: 10

Автор УМК (программы учебного курса): К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин (Информатика, Углублённый уровень, Учебник для 10 класса, В 2 частях, Часть 1)

Содержательная линия: «Представление данных в памяти компьютера»

Раздел: «Кодирование информации» (Глава 2), «Компьютерная арифметика» (Глава 4)

урока: 2 (Раздел «Компьютерная арифметика»)

Тема урока: «В поисках знаний»

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний

Форма урока: урок путешествие

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная

Ведущий принцип обучения: принцип деятельности

Цель урока: обобщить и проверить знания учащихся по предмету «Информатика и ИКТ» в рамках темы «Представление данных в памяти ЭВМ».

Задачи:

Образовательные:

  • проверить и обобщить знания о кодировании информации;

  • проверить и обобщить знания об особенностях хранения чисел в памяти компьютера;

  • проверить умение учащихся работать с онлайн приложениями и сервисами (Google Рисунки, Фабрика кроссвордов, RealtimeBoard);

  • формировать умения и навыки, носящие общеинтеллектуальный характер, операционное мышление, направленное на выбор оптимальных решений.


Воспитательные:

  • воспитывать в учащихся умения: участвовать в диалоге, слушать, выслушивать точку зрения другого, отстаивать свою позицию разрешать конфликты; 

  • воспитывать умение работать сообща, сотрудничать для достижения общей цели; 

  • воспитывать взаимоуважение;

  • воспитывать взаимную ответственность, внимательность;

  • формировать интерес к работе товарища.

Развивающие:

  • развивать познавательную активность учащихся;

  • развивать способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам;

  • развивать навыки поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

  • способность к планированию собственной индивидуальной и групповой деятельности;

  • навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной деятельности;

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники.

Метапредметные:

  • способность самостоятельно определять цели деятельности и планировать учебную деятельность, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  • способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач;

  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.


Предметные:

  • сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, о кодировании и декодировании данных;

  • опыт создания и преобразования различных видов информации (числовая, графическая, тестовая, звук), в том числе, с помощью компьютера, для достижения социально или личностно - значимого результата.

Оборудование:

  • интерактивная доска;

  • компьютеры (8 рабочих мест учащихся, 2 рабочих места для групп, рабочее место учителя, сетевое оборудование);

  • проектор;

  • интерактивная доска Legamaster.

Программное обеспечение:

  • операционная система Microsoft Windows 2007;

  • браузер Mozilla Firefox;

  • офисное приложение онлайн Google Docs;

  • сервис RealtimeBoard (виртуальная интерактивная доска);

  • eBeam Interact;

  • сервис Фабрика кроссвордов.



Ход урока

Этап урока

Слова и деятельность учителя

Электронное сопровождение

Организа-ционный момент

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке. Надеюсь, наша работа сегодня будет успешной.

Вашим домашним заданием было повторить весь материал по теме «Представление данных в памяти компьютера».

Сегодня у нас необычный урок – мы совершим путешествие в поисках … а в поисках чего, поможет узнать нам кроссворд.


На интерактивной доске находится первый «слайд» карты путешествия «В поисках знаний» созданный в сервисе RealtimeBoard.


Далее осуществляется переход по ссылке к кроссворду «В поисках…»

Актуализация знаний

Итак, ребята (Приложение 1):

1. Как называется позиция цифры в записи числа? (разряд)

2. Какой термин определяет понятие значащей части представления числа в формате с плавающей запятой? (мантисса) 

3. Таблица, в которой каждому цвету, заданному в виде составляющих в модели RGB, сопоставляется числовой код называется … (палитра)

4. Термин характеризующий преобразование информации в форму, удобную для её хранения, передачи и обработки, с использованием определенного правила, называется ... (кодирование)  

5. Ситуация, когда число, которое требуется сохранить, не умещается в имеющемся количестве разрядов вычислительного устройства называется … (переполнение)

6.И последнее слово, которое нам нужно отгадать представляет собой логическое отрицание и называется … (инверсия)  

Всё верно, молодцы! Давайте внимательно посмотрим на наш кроссворд, заметили ли вы ещё какое-то слово?

Верно, появилось одно новое слово –ЗНАНИЯ, которое и представляет собой нашу утерянную часть названия путешествия.

Учитель при помощи ассистента из класса заполняет кроссворд ответами учащихся.

По мере заполнения учитель даёт оценку деятельности учащихся.



Далее происходит переход по ссылке, записанной в вопросе к слову «ЗНАНИЯ», на карту путешествия.



Этап применения знаний и способов деятельности

Нам предстоит отправиться в путешествие «В поисках знания», по пути мы посетим «Числовую», «Символьную», «Графическую» и «Звуковую» станции.

По данному направлению сегодня идёт всего лишь два рейса, каким именно рейсом каждый из вас отправится в путешествие решит случай.

На столе перед вами расположены билеты на рейс (Приложение 2), вам необходимо взять билет и занять место, обозначенное в билете (указываем на рабочее место для обеих команд): либо рейс «Инфознайки», либо «Компьютерные гении».


На столе у учащихся расположены билеты для жеребьёвки (приложение 2), после выбора билета они пересаживаются на указанные места.

На компьютерах вы увидите задание, результат выполнения которого есть кодовое слово. Для перехода на следующую станцию вам нужно ввести кодовое слово в поле ввода.

(Учитель указывает на доску) Движение вашего рейса по маршруту путешествия будет отображаться на нашей карте. Маячок рейса «Инфознайки» фиолетовый, а «Компьютерные гении» зелёный.

У кого есть вопросы? (учитель отвечает на возникшие вопросы)

Ну что ж отправляемся в путь!


(Учитель контролирует процесс работы учеников, комментирует задания, отвечает на возникшие вопросы.)


(Станция «Числовая»

Задание 1 (Приложение 3): Представленные перед вами числа хранятся в памяти компьютера, определите эти числа и вычислите сумму чисел в 10-ной системе счисления.


Рейс «Инфознайка»


Рейс «Компьютерные гении»

11110100


10111110

01010111


01010010

11001101


11110010

00011011


00110111

Решение:

  1. 11110100 = -12

  2. 01010111 = 87

  3. 11001101 = -51

  4. 00011011 = 27

Сумма =51


Решение:

  1. 10111110 = -66

  2. 01010010 = 82

  3. 11110010 = -14

  4. 00110111 = 55

Сумма = 57


Вопросы к группам при затруднении решения:

  • Отличается ли представление в памяти компьютера без знаковых чисел от чисел со знаком?

  • Каким образом представлены положительные и отрицательные числа в памяти компьютера?

  • Как перевести число из дополнительного кода в прямой?

  • Каков алгоритм перевода числа из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления?)

Экран рабочего места одной из групп:

(Станция «Символьная»

Задание 2 (Приложение 4): Даны две кодовые таблицы и коды символов. Декодируйте данные символы с помощью одной из таблиц и составьте слово.


Рейс «Инфознайки»

93 90 8D 91 8E 88 8A

Решение:

Слово: РИСУНОК Кодировка CP-866

Рейс «Компьютерные гении»

С0 D4 С8 СA C0 С3 D0

Решение

Слово: ГРАФИКА Кодировка Windows-1251


Вопросы к группам при затруднении решения:

  • Что нужно сделать для декодирования сообщения?

  • Каким образом декодируется каждый символ?

  • Какая таблица кодировки нам больше подходит? Почему?

  • Что такое анаграмма? Как её решить?)



Экран рабочего места одной из групп:

(Станция «Графическая».

Задание 3. (Приложение 5): Нарисуйте изображение, закодированное построчно десятичными числами, начиная с левого верхнего угла. Посчитайте объём заданного изображения в битах. (работа учащихся происходит в Google Docs в «Google рисунки»)

Для выполнения задания вам необходимо пересесть за компьютеры, найти на рабочем столе файл "Графическая станция - рейс Компьютерные гении.html" (либо "Графическая станция - рейс Инфознайки.html" в зависимости от названия команды) и перейти по указанной в нём ссылке.

Примечание:

Для перехода к следующей станции необходим пароль типа "символ" "объём файла в битах" (данные записываем без пробела, без указания единиц измерения).

«Инфознайки


Решение:

«Компьютерные гении»


Решение:


Вопросы к группам при затруднении решения:

  • Как закодировать данные числа?

  • Каким образом нужно представить число в восьмиразрядной форме?

  • Каким цветом кодируется 1 и 0?

  • Как посчитать информационный объём графического файла?

  • Какова палитра изображения? Сколько цветов она содержит? Что даёт нам это условие?)

Экран рабочего места одной из групп:



Экран рабочего места одного из участников группы:


(Станция «Звуковая».

Задание 4. (Приложение 6):

«Инфознайки»

Решите задачу: Проводилась одноканальная (моно) звукозапись с частотой дискретизации 22,05 кГц и 8-битным разрешением. В результате был получен файл размером 0,34 Мбайт, сжатие данных не производилось. Какова длительность звучания цифрового аудиофайла?

Примечание:

В качестве ответа укажите ближайшее к времени записи целое число.

Решение:

Переведём единицы измерения;

0,34 Мб=0,34*1024*1024*8=2852126,72 бит

22,05 кГц=22050 Гц

Время звучания=2852126,72/(8*22050)= 16 с

«Компьютерные гении»

Решите задачу: Производилась одноканальная (моно) цифровая звукозапись. Две минуты записи цифрового аудиофайла заняли на диске 5,1 Мбайт, сжатие данных не производилось. Частота дискретизации — 2205 Гц. Какова разрядность аудио адаптера, если значение сигнала фиксировалось 22050 раз в секунду?

Примечание:

В качестве ответа укажите ближайшее к искомой величине целое число.

Решение:

Переведём единицы измерения:

5,1 Мб=5,1*1024*1024*8=42781900,8 бит

2 минуты=2*60=120 секунд

Воспользовавшись формулой, получаем разрядность= 42781900,8/(22050*120)=16 бит


Вопросы к группам при затруднении решения:

  • Каково условие задания? Что дано? Что нужно найти? Как выразить данную величину?

  • Какой формулой мы должны воспользоваться?

  • Каким образом мы должны представить данные задачи?)


Экран рабочего места одной из групп:


Подведение итогов работы, рефлексия

Первой на месте оказался рейс «(название команды)».

Главным сокровищем нашего путешествия является опорный конспект, созданный в сервисе RealtimeBoard, по теме «Представление данных в памяти компьютера».

В конспекте отражена информация о: представлении числовой, текстовой, графической, аудио и видео информации.

Вашим домашним заданием будет подготовка к самостоятельной работе по текущей теме, при подготовке вы можете воспользоваться данным конспектом. Доступ к нему будет открыт сегодня после нашего урока.

Советую вам проанализировать представленный в проекте материал и подготовить индивидуальный маршрут повторения изученных тем.




В заключении нашего урока, прошу вас обратить внимание на доску.

Перед нами экран рефлексии – начиная с (имя учащегося) по цепочке продолжите одну из фраз.

Подводя итог занятия, могу сказать, что все вы успешно справились с заданиями и хорошо владеете материалом по теме. Мне сегодня очень понравилось с вами работать.


А сейчас торжественный момент награждения победителей!

Первое место занимает команда «(название команды)» (учитель вручает грамоту, аплодисменты команде) и получает оценку 5 за сегодняшний урок, второе место занимает команда «(название команды)» и получает оценку 4 (учитель вручает грамоту, аплодисменты команде).

Спасибо за работу на уроке!

До свидания!





Технологическая карта урока

Этап урока, время этапа,

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Организационный этап

Время: 1 минута

Учащиеся слушают учителя, задают вопросы по структуре занятия

Умение осуществлять планирование

Владение формами устной речи - умение задать вопрос

Умение формулировать собственные учебные цели

Формирование навыков самоорганизации

Этап актуализации и проверки усвоения изученного материала

Время: 3 минуты

Учащиеся отгадывают кроссворд

Умение выдвигать гипотезы, анализировать уже изученный материал

Владение навыками устной речи (привести довод при устном ответе)

Формирование умения принимать решение, брать ответственность на себя

Развитие внимания, памяти;

формирование

навыков концентрации внимания

Этап применения знаний и способов деятельности

Время: 30 минут



Основной этап урока работы над заданиями


Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат; понимание универсальности двоичного кодирования;

формирование навыков представления информации

в разных формах;

формирование навыков анализа

информации.

Владение формами устной речи - монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе; умение работать в группе, искать и находить компромиссы; ведение диалога "человек" - "техническая система" - понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами.

Умение работать в группе, принимать решение, брать ответственность за группу;

умение определять

наиболее рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи.


Формирование умения планировать выполнение работы;

формирование логического и алгоритмического мышления,

развитие внимания, памяти, воображения, кругозора

.


Этап подведения итогов путешествия «В поисках знаний»

Время: 2 минуты

Слушают учителя, задают вопросы

Умение ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат

Владение формами устной речи - умение задать вопрос

Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.

Формирование

навыков концентрации внимания.

Этап информиро-вания о домашнем задании

Время: 1 минута

Учащиеся записывают домашнее задание, задают вопросы

Умение анализировать материал

Ведение диалога "человек" - "техническая система" - понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами.

Самостоятельно осуществлять индивидуальную образовательную траекторию

Формирование навыков планирования и выполнения задания

Этап рефлексии, оценивание деятельности учащихся

Время: 3 минуты

Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке; группы награждаются грамотами и получают оценку

Умение осуществлять анализ, рефлексию и самооценку своей деятельности

Умение доносить свою позицию до других, владея приёмами речи;

понимать другие позиции (взгляды, интересы)

Умение соотносить результат своей деятельности и деятельности группы с целью и оценивать его.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности





  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  











1









  











2









  












3








  

  




4















  

  


5

















  

  





6














  



  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Приложение 1. Кроссворд «В поисках …»


По горизонтали:

1. Позиция цифры в записи числа.  

2. Значащая часть представления числа в формате с плавающей запятой.  

3. Таблица, в которой каждому цвету, заданному в виде составляющих в модели RGB, сопоставляется числовой код.  

4. Преобразование информации в форму, удобную для её хранения, передачи и обработки.  

5. Ситуация, когда число, которое требуется сохранить, не умещается в имеющемся количестве разрядов вычислительного устройства.  

6. Логическое отрицание.  

По вертикали:

https://realtimeboard.com/app/board/103270313/.  


URL адрес кроссворда «В поисках …»: http://puzzlecup.com/?guess=A5CC4BC387755246












Приложение 2. Жеребьёвка

Маршрут «В поисках знаний»

Время в пути: 30 минут

Перевозчик: Представление данных в памяти компьютера

Рейс: «Компьютерные гении»

Маршрут «В поисках знаний»

Время в пути: 30 минут

Перевозчик: Представление данных в памяти компьютера

Рейс: «Инфознайки»

Маршрут «В поисках знаний»

Время в пути: 30 минут

Перевозчик: Представление данных в памяти компьютера

Рейс: «Компьютерные гении»

Маршрут «В поисках знаний»

Время в пути: 30 минут

Перевозчик: Представление данных в памяти компьютера

Рейс: «Инфознайки»

Маршрут «В поисках знаний»

Время в пути: 30 минут

Перевозчик: Представление данных в памяти компьютера

Рейс: «Компьютерные гении»

Маршрут «В поисках знаний»

Время в пути: 30 минут

Перевозчик: Представление данных в памяти компьютера

Рейс: «Инфознайки»

Маршрут «В поисках знаний»

Время в пути: 30 минут

Перевозчик: Представление данных в памяти компьютера

Рейс: «Компьютерные гении»

Маршрут «В поисках знаний»

Время в пути: 30 минут

Перевозчик: Представление данных в памяти компьютера

Рейс: «Инфознайки»


Приложение 3. Задание: «Числовая станция»

Задание: Представленные перед вами числа хранятся в памяти компьютера, определите эти числа и вычислите сумму чисел в 10-ной системе счисления.


Задание: Представленные перед вами числа хранятся в памяти компьютера, определите эти числа и вычислите сумму чисел в 10-ной системе счисления.

«Инфознайки»


«Компьютерные гении»

11110100


10111110

01010111


01010010

11001101


11110010

00011011


00110111

Решение:

  1. 11110100 = -12

  2. 01010111 = 87

  3. 11001101 = -51

  4. 00011011 = 27

Сумма =51


Решение:

  1. 10111110 = -66

  2. 01010010 = 82

  3. 11110010 = -14

  4. 00110111 = 55

Сумма = 57

Приложение 4. Задание 2. «Символьная станция»

Задание: Даны две кодовые таблицы и коды символов. Декодируйте данные символы с помощью одной из таблиц и составьте слово.

«Инфознайки»

93 90 8D 91 8E 88 8A


Слово: РИСУНОК Кодировка CP-866




Задание: Даны две кодовые таблицы и коды символов. Декодируйте данные символы с помощью одной из таблиц и составьте слово.

«Компьютерные гении»

С0 D4 С8 СA C0 С3 D0

Слово: ГРАФИКА Кодировка Windows-1251




Кодировка Windows 1251





Кодировка CP 866






Приложение 5. Задание «Станция Графическая»

Задание: Нарисуйте изображение, закодированное построчно десятичными числами, начиная с левого верхнего угла. Посчитайте объём заданного изображения в битах. (работа учащихся происходит в Google Docs в «Google рисунки»)

Для выполнения задания вам необходимо пересесть за компьютеры, найти на рабочем столе файл "Графическая станция - рейс Компьютерные гении.html" (либо "Графическая станция - рейс Инфознайки.html" в зависимости от названия команды) и перейти по указанной в нём ссылке.

Примечание:

Для перехода к следующей станции необходим пароль типа "символ" "объём файла в битах" (данные записываем без пробела, без указания единиц измерения).

«Инфознайки»


«Компьютерные гении»

Решение:

Решение:












Приложение 6. Задание «Звуковая станция»

«Инфознайки»

Решите задачу: Проводилась одноканальная (моно) звукозапись с частотой дискретизации 22,05 кГц и 8-битным разрешением. В результате был получен файл размером 0,34 Мбайт, сжатие данных не производилось. Какова длительность звучания цифрового аудиофайла?


Решение:

Переведём единицы измерения;

0,34 Мб=0,34*1024*1024*8=2852126,72 бит

22,05 кГц=22050 Гц

Время звучания=2852126,72/(8*22050)= 16 с










«Компьютерные гении»

Решите задачу: Производилась одноканальная (моно) цифровая звукозапись. Две минуты записи цифрового аудиофайла заняли на диске 5,1 Мбайт, сжатие данных не производилось. Частота дискретизации — 2205 Гц. Какова разрядность аудио адаптера, если значение сигнала фиксировалось 22050 раз в секунду?



Решение:

Переведём единицы:

5,1 Мб=5,1*1024*1024*8=42781900,8 бит

2 минуты=2*60=120 секунд

Воспользовавшись формулой, получаем разрядность= 42781900,8/(22050*120)=16 бит



10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Белоненко Марина Геннадьевна

Дата: 24.12.2016

Номер свидетельства: 373025


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства