Этап урока | Слова и деятельность учителя | Электронное сопровождение |
Организа-ционный момент | Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке. Надеюсь, наша работа сегодня будет успешной. Вашим домашним заданием было повторить весь материал по теме «Представление данных в памяти компьютера». Сегодня у нас необычный урок – мы совершим путешествие в поисках … а в поисках чего, поможет узнать нам кроссворд. | На интерактивной доске находится первый «слайд» карты путешествия «В поисках знаний» созданный в сервисе RealtimeBoard. Далее осуществляется переход по ссылке к кроссворду «В поисках…» |
Актуализация знаний | Итак, ребята (Приложение 1): 1. Как называется позиция цифры в записи числа? (разряд) 2. Какой термин определяет понятие значащей части представления числа в формате с плавающей запятой? (мантисса) 3. Таблица, в которой каждому цвету, заданному в виде составляющих в модели RGB, сопоставляется числовой код называется … (палитра) 4. Термин характеризующий преобразование информации в форму, удобную для её хранения, передачи и обработки, с использованием определенного правила, называется ... (кодирование) 5. Ситуация, когда число, которое требуется сохранить, не умещается в имеющемся количестве разрядов вычислительного устройства называется … (переполнение) 6.И последнее слово, которое нам нужно отгадать представляет собой логическое отрицание и называется … (инверсия) Всё верно, молодцы! Давайте внимательно посмотрим на наш кроссворд, заметили ли вы ещё какое-то слово? Верно, появилось одно новое слово –ЗНАНИЯ, которое и представляет собой нашу утерянную часть названия путешествия. | Учитель при помощи ассистента из класса заполняет кроссворд ответами учащихся. По мере заполнения учитель даёт оценку деятельности учащихся. Далее происходит переход по ссылке, записанной в вопросе к слову «ЗНАНИЯ», на карту путешествия. |
Этап применения знаний и способов деятельности | Нам предстоит отправиться в путешествие «В поисках знания», по пути мы посетим «Числовую», «Символьную», «Графическую» и «Звуковую» станции. По данному направлению сегодня идёт всего лишь два рейса, каким именно рейсом каждый из вас отправится в путешествие решит случай. На столе перед вами расположены билеты на рейс (Приложение 2), вам необходимо взять билет и занять место, обозначенное в билете (указываем на рабочее место для обеих команд): либо рейс «Инфознайки», либо «Компьютерные гении». | На столе у учащихся расположены билеты для жеребьёвки (приложение 2), после выбора билета они пересаживаются на указанные места. |
На компьютерах вы увидите задание, результат выполнения которого есть кодовое слово. Для перехода на следующую станцию вам нужно ввести кодовое слово в поле ввода. (Учитель указывает на доску) Движение вашего рейса по маршруту путешествия будет отображаться на нашей карте. Маячок рейса «Инфознайки» фиолетовый, а «Компьютерные гении» зелёный. У кого есть вопросы? (учитель отвечает на возникшие вопросы) Ну что ж отправляемся в путь! | |
(Учитель контролирует процесс работы учеников, комментирует задания, отвечает на возникшие вопросы.) | |
(Станция «Числовая» Задание 1 (Приложение 3): Представленные перед вами числа хранятся в памяти компьютера, определите эти числа и вычислите сумму чисел в 10-ной системе счисления. Рейс «Инфознайка» | | Рейс «Компьютерные гении» | 11110100 | | 10111110 | 01010111 | | 01010010 | 11001101 | | 11110010 | 00011011 | | 00110111 | Решение: 11110100 = -12 01010111 = 87 11001101 = -51 00011011 = 27 Сумма =51 | | Решение: 10111110 = -66 01010010 = 82 11110010 = -14 00110111 = 55 Сумма = 57 | Вопросы к группам при затруднении решения: Отличается ли представление в памяти компьютера без знаковых чисел от чисел со знаком? Каким образом представлены положительные и отрицательные числа в памяти компьютера? Как перевести число из дополнительного кода в прямой? Каков алгоритм перевода числа из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления?) | Экран рабочего места одной из групп: |
(Станция «Символьная» Задание 2 (Приложение 4): Даны две кодовые таблицы и коды символов. Декодируйте данные символы с помощью одной из таблиц и составьте слово. Рейс «Инфознайки» 93 90 8D 91 8E 88 8A Решение: Слово: РИСУНОК Кодировка CP-866 Рейс «Компьютерные гении» С0 D4 С8 СA C0 С3 D0 Решение Слово: ГРАФИКА Кодировка Windows-1251 Вопросы к группам при затруднении решения: Что нужно сделать для декодирования сообщения? Каким образом декодируется каждый символ? Какая таблица кодировки нам больше подходит? Почему? Что такое анаграмма? Как её решить?) | Экран рабочего места одной из групп: |
(Станция «Графическая». Задание 3. (Приложение 5): Нарисуйте изображение, закодированное построчно десятичными числами, начиная с левого верхнего угла. Посчитайте объём заданного изображения в битах. (работа учащихся происходит в Google Docs в «Google рисунки») Для выполнения задания вам необходимо пересесть за компьютеры, найти на рабочем столе файл "Графическая станция - рейс Компьютерные гении.html" (либо "Графическая станция - рейс Инфознайки.html" в зависимости от названия команды) и перейти по указанной в нём ссылке. Примечание: Для перехода к следующей станции необходим пароль типа "символ" "объём файла в битах" (данные записываем без пробела, без указания единиц измерения). «Инфознайки | Решение:
| «Компьютерные гении» | Решение: | Вопросы к группам при затруднении решения: Как закодировать данные числа? Каким образом нужно представить число в восьмиразрядной форме? Каким цветом кодируется 1 и 0? Как посчитать информационный объём графического файла? Какова палитра изображения? Сколько цветов она содержит? Что даёт нам это условие?) | Экран рабочего места одной из групп: |
Экран рабочего места одного из участников группы: |
(Станция «Звуковая». Задание 4. (Приложение 6): «Инфознайки» Решите задачу: Проводилась одноканальная (моно) звукозапись с частотой дискретизации 22,05 кГц и 8-битным разрешением. В результате был получен файл размером 0,34 Мбайт, сжатие данных не производилось. Какова длительность звучания цифрового аудиофайла? Примечание: В качестве ответа укажите ближайшее к времени записи целое число. Решение: Переведём единицы измерения; 0,34 Мб=0,34*1024*1024*8=2852126,72 бит 22,05 кГц=22050 Гц Время звучания=2852126,72/(8*22050)= 16 с «Компьютерные гении» Решите задачу: Производилась одноканальная (моно) цифровая звукозапись. Две минуты записи цифрового аудиофайла заняли на диске 5,1 Мбайт, сжатие данных не производилось. Частота дискретизации — 2205 Гц. Какова разрядность аудио адаптера, если значение сигнала фиксировалось 22050 раз в секунду? Примечание: В качестве ответа укажите ближайшее к искомой величине целое число. Решение: Переведём единицы измерения: 5,1 Мб=5,1*1024*1024*8=42781900,8 бит 2 минуты=2*60=120 секунд Воспользовавшись формулой, получаем разрядность= 42781900,8/(22050*120)=16 бит Вопросы к группам при затруднении решения: Каково условие задания? Что дано? Что нужно найти? Как выразить данную величину? Какой формулой мы должны воспользоваться? Каким образом мы должны представить данные задачи?) | Экран рабочего места одной из групп: |
Подведение итогов работы, рефлексия | Первой на месте оказался рейс «(название команды)». Главным сокровищем нашего путешествия является опорный конспект, созданный в сервисе RealtimeBoard, по теме «Представление данных в памяти компьютера». В конспекте отражена информация о: представлении числовой, текстовой, графической, аудио и видео информации. Вашим домашним заданием будет подготовка к самостоятельной работе по текущей теме, при подготовке вы можете воспользоваться данным конспектом. Доступ к нему будет открыт сегодня после нашего урока. Советую вам проанализировать представленный в проекте материал и подготовить индивидуальный маршрут повторения изученных тем. | |
|
В заключении нашего урока, прошу вас обратить внимание на доску. Перед нами экран рефлексии – начиная с (имя учащегося) по цепочке продолжите одну из фраз. Подводя итог занятия, могу сказать, что все вы успешно справились с заданиями и хорошо владеете материалом по теме. Мне сегодня очень понравилось с вами работать. | |
А сейчас торжественный момент награждения победителей! Первое место занимает команда «(название команды)» (учитель вручает грамоту, аплодисменты команде) и получает оценку 5 за сегодняшний урок, второе место занимает команда «(название команды)» и получает оценку 4 (учитель вручает грамоту, аплодисменты команде). Спасибо за работу на уроке! До свидания! | |