kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка открытого урока по теме: "Создание многотабличной базы данных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка предназначена для эффективного проведения практического занятия «Создание многотабличной базы данных» темы «Базы данных».

Методическая разработка предназначена для проведения занятий со студентами второго курса, обучающихся по специальности «Прикладная информатика» в рамках освоения ими раздела профессионального модуля ПМ.01. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока по теме: "Создание многотабличной базы данных"»

Федеральное агентство по государственным резервам

Федеральное государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение

Торжокский политехнический колледж













Методическая разработка открытого урока

по разделу 1 профессионального модуля ПМ.01
Обработка отраслевой информации




Тема: Создание многотабличной базы данных


















2017 г.

РАССМОТРЕНА

Предметно-цикловой комиссией
информационных дисциплин

технического отделения



Председатель ПЦК

____________С.А. Морозов

(Протокол № 6
от 19.01.2017)






Автор:

Крутина С.Е.

- преподаватель Торжокского



политехнического колледжа




Рецензент:

Морозов С.А.

- преподаватель Торжокского



политехнического колледжа


Содержание



Стр.



1. Методическое обоснование

4

2. План урока

6

3. Ход урока

8

4. Актуализация знаний и умений

9

5.Краткие теоретические сведения

13

6. Задание для студентов по работе в многотабличных базах данных

15

7. Задание для закрепления нового материала

19

8. Дополнительное задание

21

9. Анализ урока


10. Самостоятельная работа

22

11. Список литературы

23




Методическое обоснование


Данная методическая разработка предназначена для эффективного проведения практического занятия «Создание многотабличной базы данных» темы «Базы данных».

Одной из важнейших областей применения компьютеров является переработка и хранение больших объемов информации в различных сферах деятельности человека.

Существующие современные информационные системы характеризуются огромными объемами хранимых и обрабатываемых данных, сложной организацией, необходимостью удовлетворять разнообразные требования многочисленных пользователей.

Информационная система – это система, которая реализует автоматизированный сбор, обработку и манипулирование данными и включает технические средства обработки данных, программное обеспечение и обслуживающий персонал.

Цель любой информационной системы – обработка данных об объектах реального мира. Основой информационной системы является база данных. В широком смысле слова база данных – это совокупность сведений о конкретных объектах реального мира в какой-либо предметной области. Под предметной областью принято понимать часть реального мира, подлежащего изучению для организации управления его объектами и, в конечном счете, автоматизации, например предприятие, вуз и т.д.

Создавая базу данных, пользователь стремится упорядочить информацию по различным признакам и быстро производить выборку с произвольным сочетанием признаков. При этом очень важно выбрать правильную модель данных. Модель данных – это формализованное представление основных категорий восприятия реального мира, представленных его объектами, связями, свойствами, а также их взаимодействиями.

База данных – это информационная модель, позволяющая упорядоченно хранить данные о группе объектов, обладающих одинаковым набором свойств.

Информация в базах данных хранится в упорядоченном виде. Так, в записной книжке все записи упорядочены по алфавиту, а в библиотечном каталоге либо по алфавиту (алфавитный каталог), либо в соответствии с областью знания (предметный каталог).

Система программ, позволяющая создавать базы данных, обновлять хранимую в ней информацию, обеспечивающая удобный доступ к ней с целью просмотра и поиска, называется системой управления базами данных (СУБД).

База данных представляет собой хранилище связанных между собой данных. Базы данных хранят информацию о группах объектов с одинаковым набором свойств.

В современном обществе существует необходимость в обработке и хранении больших объемов информации. Специалисты различного уровня в своей профессиональной деятельности сталкиваются с необходимостью иметь доступ к информации экономического, юридического, технического и другого характера для решения текущих и стратегических задач, принятия управленческих решений.

Помочь им в этом могут специализированные системы управления базами данных (СУБД). На основе СУБД созданы такие профессиональные пакеты программ как «1С: Предприятие», «Консультант Плюс», «Гарант» и др. Глобальная сеть Интернет это тоже своего рода огромная, охватывающая весь мир база данных.

В деловой и коммерческой сфере чаще всего применяются так называемые реляционные базы данных. Каждая запись в такой базе данных содержит сведения, относящиеся к одному конкретному объекту. При этом возможно установление связей между отдельными массивами данных. База данных обеспечивает целостность этих связей.

В настоящее время наиболее используемой является программа СУБД Access, входящая в состав версий популярного пакета MS Office.

На данном занятии предусматривается проверка знаний по изученному ранее материалу (теоретическому и практическому) по вопросам темы «Создание запросов, отчетов и форм». Для этого разработаны тестовые задания и практические задания, которые выполняются студентами самостоятельно по двум вариантам и оцениваются преподавателем.

При разработке самостоятельных заданий используется «метод выравнивания», для этого разработаны дополнительные задания для студентов успешно выполнивших ранее предложенные задания.

Установление связей между таблицами, определение основной и подчиненных таблиц, является наиболее трудным для усвоения материалов по разработке баз данных. Для этого разработано практическое пособие с подробным описанием действий для выполнения поставленной задачи.

В ходе занятия студенты должны научиться создавать базы данных, состоящие из нескольких таблиц, устанавливать связи между таблицами.

Разработанный материал может быть использован комплексно и в любой комбинации.

В завершающей части занятия происходит обсуждение вопросов изучаемой темы, подведение предварительных итогов.

Методическая разработка предназначена для проведения занятий со студентами второго курса, обучающихся по специальности «Прикладная информатика» в рамках освоения ими раздела профессионального модуля ПМ.01. Овладение студентами практическими навыками работы с многотабличными базами данных способствует закреплению общих компетенций ОК1 – ОК5, ОК8, ОК9 и овладению профессиональной компетенцией ПК 1, а также является базой для дальнейшего изучения дисциплины «Базы данных» и разделов профессиональных модулей ПМ03, ПМ04 .

План урока



Тема программы: Базы данных.


Тема занятия: Создание многотабличной базы данных.

Тип урока: практическая работа.


Цель:

  • обучающиеся должны знать: необходимость создания многотабличных баз данных, виды связей между таблицами; как разработать логическую модель многотабличной базы данных;

  • обучающиеся должны уметь: проектировать многотабличные базы данных, связывать таблицы между собой;

  • обучающиеся должны иметь представление, что многотабличные базы данных, экономят информационное пространство и ускоряют процесс обработки данных, обеспечивают целостность данных, защиту от случайного удаления или изменения связанных данных; практическое применение многотабличных баз данных и целесообразность их использования.


Задачи:

Обучающие – 1) проверка знаний по ранее изученным вопросам темы «Создание таблиц баз данных», «Запросы, отчеты, формы»;

2) получение теоретических знаний и практических навыков работы со связанными таблицами;

3) самостоятельная работа студентов по выполнению проекта по разработке базы данных, состоящей из нескольких таблиц.

Развивающие – 1) способствовать развитию логического мышления и практических навыков в решении учебных и прикладных задач с помощью компьютера от постановки задачи до получения нового результата;

2) развитие внимания, самостоятельность при выполнении индивидуальных заданий.

Воспитательная – формировать навыки самостоятельной работы, аккуратность и правильность оформления, привить эстетический вкус.

Познавательная – познакомить обучающихся с многотабличными базами данных, необходимостью их создания, технологией хранения и обработки информации в многотабличных базах данных;

Мотивационная – развивать познавательный интерес, речь, внимание, формировать информационную культуру и потребность в приобретении знаний и навыков использования информационных технологий в учебно-познавательной деятельности, развивать навыки индивидуальной практической работы.


Межпредметные связи: базируется на знаниях и умениях из дисциплины «Информатика», «Английский язык», «Русский язык». Является основой для дисциплины «Базы данных», раздела профессионального модуля ПМ.01 «Информационные системы», раздела профессионального модуля ПМ.03 «Эксплуатация информационных систем», раздела профессионального модуля ПМ.04 «Проектирование информационных систем».


Оборудование: компьютеры

Дидактический материал: материалы с заданием, материалы с пояснениями для выполнения задания, материалы для изучения нового материала.





Ход урока

Этап

Задачи

Учебно-методическое содержание

Формы организации работы

Время, мин.

Наглядные пособия

1

Организационный

Подготовка учащихся к работе на уроке. Постановка цели, мотивация деятельности.

Приветствие, проверка готовности студентов к уроку, проверка готовности раздаточного материала. Организация внимания, постановка задач урока.

Общеклассно

1-2

-

2

Актуализация ранее полученных знаний и умений.

Выявление уровня владения теоретическими знаниями и практическими умениями по работе с базами данных

Вопросы и задания:

1. Ответить на вопросы предложенного теста;

2 . Выполнить задание по созданию запросов и отчетов в готовой базе данных.

Индивидуально

5-7

10-13


Раздаточный материал

3

Выдача заданий

Постановка целей, задач самостоятельной практической работы.

Сообщение цели, задач, дача кратких пояснений, актуализация нюансов.

Общеклассно

5


Раздаточный материал

4

Выполнение заданий по новому материалу

Приобретение практических навыков работы с многотабличными базами данных. Показ путей исправления встречающихся ошибок.

Выполнение задания по созданию базы данных для хранения результатов экзаменов за семестр учебной группы, состоящей из нескольких связанных таблиц. Редактирование связей.

Общеклассно, самостоятельно с помощью преподавателя. Демонстрация отдельных приемов работы.


35-40

Раздаточный материал

5

Закрепление нового материала

Совершенствование навыков работы с многотабличными базами данных.

Выполнение задания по созданию базы данных, состоящей из нескольких таблиц, создание форм, запросов и отчетов.

Самостоятельно и индивидуально

15-20

Раздаточный материал

6

Анализ урока

Оценка деятельности студентов, отметка типичных ошибок при выполнении заданий. Ответы на вопросы студентов.

Выдача общей характеристики работы группы, показать успешность овладения содержанием урока, вскрыть недостатки.

Общеклассно

2

-

7

Самостоятельная работа

Подготовка к последующему обучению

Повторение материала лекции. Рекомендации по совершенствованию владения материалом.


2

-

Актуализация знаний и умений

А Тест

  1. Для хранения данных используются

  1. текстовый редактор

  2. базы данных

  3. оба вида программ

  1. База данных служит для:

  1. хранения и упорядочения информации

  2. ведения расчетно-вычислительных операций

  3. обработки текстовой документации

  4. обработки графической информации

  1. Записями считаются:

  1. заголовки

  2. столбцы

  3. строки

  4. таблицы

  1. Ключевое поле должно быть:

  1. непременно счетчиком

  2. обязательно числовым

  3. уникальным

  4. не должно содержать длинных записей

  1. Запросы создают для выборки данных:

  1. из нескольких таблиц

  2. только из одной таблицы

  3. из других запросов

  4. из нескольких таблиц и запросов

  1. В результате запросов создаются:

  1. бланки запросов

  2. реляционные таблицы

  3. результирующие таблицы

  4. отчеты

  1. Как открыть окно конструктора для создания новой таблицы?

  1. Создать - Конструктор таблиц

  2. Сервис - Конструктор таблиц

  3. Вид - Конструктор таблиц

  1. Как удалить поле в окне конструктора таблиц?

  1. Выделить поле, нажать клавиши Crtl + C

  2. Выделить строку, нажать клавиши Ctrl + Z

  3. Выделить поле, нажать клавишу Delete

  1. Отчеты создают для:

  1. ввода данных

  2. вывода на печать нужной информации

  3. вывода на экран нужной информации

  4. выборки информации

  1. Работа с отчетами выполняется в режимах:

  1. Предварительный просмотр

  2. Форма

  3. Образец

  4. Конструктор

11. Из перечисленных компонентов выберите тот, который не является основным объектом баз данных:

а) таблица

б) кнопка

в) форма

г) запрос

12. Столбцы таблиц базы данных называются:

а) поля

б) записи

в) строки

г) списки

13. Выберите режим, в котором можно изменить тип данных таблицы базы данных:

а) режим Конструктора

б) режим Мастера

в) режим Таблицы

г) режим Формы

14. Как называется категория запросов, предназначенная для выбора данных из таблиц базы данных:

а) запросы на сортировку

б) запросы на выборку

в) запросы с параметром

г) запросы итоговые

15. Создание форм можно выполнить с помощью:

а) Запроса

б) Мастера форм

в) Конструктора

г) Таблицы





Ключ к тесту:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

б

а

в

в

г

а

а

в

б

а

б

а

а

б

б



Тест оценивается следующим образом: 14-15 правильных ответов "5", 11-13 - "4", 9-10 - "3", менее 8 - "2".Б Практическая работа


Вариант 1.

1. Открыть готовую базу данных Группа в своей папке.

Фамилия

Имя

Дата

Пол

Группа

Хобби

Глаза

Суханов

Сергей

16.02.2000

мужской

М10

Тяжелая атлетика

Зеленый

Пирогов

Юрий

05.12.1998

мужской

П30

Футбол

Голубые

Лебедева

Света

16.06.1999

женский

Б20

Вязание

Карие

Голдобин

Сергей

23.05.1998

мужской

П30

Лыжи

Голубые

Ельшина

Наташа

24.05.2000

женский

Л10

Чтение

Серые

Суханова

Наташа

20.12.1999

женский

Б20

Шитье

Зеленые

Петрова

Света

18.04.2000

женский

П10

Лыжи

Серые

Горина

Оля

20.12.2000

женский

М10

Аэробика

Карие

Попов

Михаил

07.07.2000

мужской

П10


Голубые

Сергеев

Саша

30.01.1997

мужской

П40

Каратэ

Зеленые

Павлова

Елена

13.12.1999

женский

Б20

Аэробика

Карие

Емельянова

Наташа

20.05.2000

женский

Б20

Шитье

Зеленые

Евдокимов

Михаил

18.08.2000

мужской

П10

Футбол

Зеленые

Евсеева

Елена

14.10.1999

женский

Б20

Лыжи

Серые

Суханова

Света

29.07.1997

женский

Б40

Аэробика

Карие



2. Создайте и сохраните запросы для получения ответов на следующие вопросы:

  1. Кто учится в группе П10?

  2. Кто родился в апреле?

  3. У кого мужские имена?

  4. Кто не занимается тяжелой атлетикой?

  5. У кого хобби лыжи или футбол?

  6. Кто является однофамильцем с Сухановым Сергеем?

  7. У кого имена начинаются на букву С, а фамилия — на букву П?

  8. Составить список студентов 4-ого курса?

  9. В Конструкторе таблиц изменить структуру таблицы добавив поле №, тип поля счетчик. Сделать это поле ключевым.



Вариант 2.

1. Открыть готовую базу данных Группа в своей папке.

Фамилия

Имя

Дата

Пол

Группа

Хобби

Глаза

Суханов

Сергей

16.02.2000

мужской

М10

Тяжелая атлетика

Зеленый

Пирогов

Юрий

05.12.1998

мужской

П30

Футбол

Голубые

Лебедева

Света

16.06.1999

женский

Б20

Вязание

Карие

Голдобин

Сергей

23.05.1998

мужской

П30

Лыжи

Голубые

Ельшина

Наташа

24.05.2000

женский

Л10

Чтение

Серые

Суханова

Наташа

20.12.1999

женский

Б20

Шитье

Зеленые

Петрова

Света

18.04.2000

женский

П10

Лыжи

Серые

Горина

Оля

20.12.2000

женский

М10

Аэробика

Карие

Попов

Михаил

07.07.2000

мужской

П10


Голубые

Сергеев

Саша

30.01.1997

мужской

П40

Каратэ

Зеленые

Павлова

Елена

13.12.1999

женский

Б20

Аэробика

Карие

Емельянова

Наташа

20.05.2000

женский

Б20

Шитье

Зеленые

Евдокимов

Михаил

18.08.2000

мужской

П10

Футбол

Зеленые

Евсеева

Елена

14.10.1999

женский

Б20

Лыжи

Серые

Суханова

Света

29.07.1997

женский

Б40

Аэробика

Карие



2. Создайте и сохраните запросы для получения ответов на следующие вопросы:

  1. Кто родился в 2000 году?

  2. Кто окончит колледж в этом году?

  3. У кого день рождения 20 декабря?

  4. У кого фамилия начинается на букву С?

  5. Кто родился до 1 января 2000?

  6. Кто увлекается аэробикой и лыжами?

  7. У кого карие глаза и этот человек не умеет вязать?

  8. Составить список студентов первого курса.

  9. В Конструкторе таблиц изменить структуру таблицы добавив поле №, тип поля счетчик. Сделать это поле ключевым.


Оценка за практическое задание выставляется согласно следующим критериям:

Все восемь запросов выполнены верно, к восьмому запросу сделан отчет.

Оценка 5

Имеется не более 2 ошибок в запросах, не сделан отчет. Допускаются неточности в выборке.

Оценка 4

Имеется не более 4 ошибок в запросах, не сделан отчет. Допускаются неточности в выборке.

Оценка 3

Имеется более 4 грубых ошибок в запросах, не сделан отчет

Оценка 2



Краткие теоретические сведения



Сегодня на уроке мы продолжим работу с базами данных. Ситуации, в которых хранить всю информацию в одной таблице нерационально, встречаются довольно часто. Связано это с тем, что в массивной таблице содержащей большое количество полей, различные записи могут дублироваться. Это приводит к увеличению информационного объема базы данных и как следствие замедлению ее обработки. Если в базе данных храниться слишком много данных, а таблица содержит большое количество полей, то эту таблицу необходимо нормализовать. Обычно в результате нормализации получается многотабличная база данных.

Проектирование баз данных — сложная задача. Лишь на взгляд неискушенного человека она может показаться простой. Для небольших учебных баз данных ошибки при проектировании не столь существенны. Но если создается большая база, в которой будут сохраняться многие тысячи записей, то ошибки при проектировании могут стоить очень дорого. Основные последствия неправильного проектирования — избыточность информации, ее противоречивость, потеря целостности, т. е. взаимосвязи между данными. В результате база может оказаться неработоспособной и потребовать дорогостоящей переделки.

Алгоритм организации связи между несколькими таблицами:

1) Разбить исходную «ненормализованную» базу данных на несколько простых таблиц без избыточной информации.

2) Определить тип связи соответствующий данным таблицам.

3) Добавить нужные таблицы в «схему данных» и организовать связь.

Связь устанавливается на основании данных в совпадающих полях. Поля могут иметь и разные имена, но тип данных должен совпадать (допускается связь через поля Счетчик -Числовое/Длинное целое).

MS Access поддерживает четыре типа отношений:

- один к одному;

- один ко многим;

- многие к одному;

- многие ко многим.

Отношение один к одному означает, что каждая запись в одной таблице соответствует только одной записи в другой таблице.

Отношение один ко многим и многие к одному означает, что каждая запись в одной таблице соответствует нескольким записям в другой таблице.

Отношение многие ко многим означает, что одна запись в первой таблице может быть связана с несколькими записями во второй таблице и одна запись во второй таблице может быть связана с несколькими записями в первой таблице. Такую связь можно создать только через третью (промежуточную) таблицу.

Связь устанавливается заданием общего поля. Одно из полей связи обязательно должно быть ключевым.

Первые три вида связей формируются одинаково. Создание связей выполняется в окне Схема данных при нажатии одноименной кнопки Работа с базами данных/Схема данных. Таблицы должны быть закрыты. В Конструкторе выбрать Отобразить таблицу, появится окно Добавление таблицы или через контекстное меню Добавление таблицы. В окне надо указать нужные таблицы. Имя поля в первой таблице схемы данных надо «перетащить» мышью во вторую таблицу на связываемое поле. В результате появится линия и окно диалога Изменение связей. Необходимо проверить правильность связи и подтвердить ее создание. Также в этом окне важно определиться с опцией Обеспечение целостности данных. При выборе этой опции, правильном задании ключевого поля и индекса (в Конструкторе таблиц) на линии связи возникает соответствующие значки типа связи.

В окне Схема данных можно выполнять следующие действия:

- изменить структуру таблицы (правая кнопка мыши на обозначении таблицы);

- изменить связь (двойное нажатие кнопки мыши на линии связи);

- удалить связь (двойное нажатие кнопки мыши на линии связи);

- удалить таблицу из схемы данных (кнопка Delete).

В результате установления связей при просмотре таблицы возникает специальный значок (крест), нажатие на который открывает связанные записи подчиненной таблицы. Повторное нажатие закрывает эту всплывающую информацию.

Задания по новому материалу

Задание 1. Работа со связанными таблицами

1. Создайте базу данных Students, которая будет хранить результаты экзаменов студентов одной группы за один семестр. Можно обойтись и одной таблицей, в которую включить поля «Фамилия», «Имя», «Предмет», «Преподаватель», «Оценка». Но тогда очень много данных будет повторяться, так как каждый студент сдает несколько экзаменов, и каждый экзамен сдают многие студенты.

Поэтому в режиме Конструктора создайте поочередно три таблицы — «Студенты» (табл. 1), «Предметы» (табл. 2), «Оценки» (табл. 3) — заполните их (рис. 1).

Для того: в таблице "Студенты" первое поле "Код студента"будет иметь тип счетчик - Ключевое поле, остальные — текстовый тип.

Задайте Ключевое поле, нажав на кнопку Ключевое поле вкладки Конструктор на Ленте (Работа с таблицами). Аналогично поступите по все таблицах.

В таблице "Предметы" первое поле "Код предмета" будет иметь тип счетчик, остальные — текстовый тип. В третьей таблице "Оценки" первое поле "Код оценки" будет иметь тип счетчик, а остальные — числовой тип.

Таблица 1. Таблица «Студенты»

Код студента

Фамилия

Имя

1

Антонова

Марина

2

Борисов

Ярослав

3

Волков

Константин

4

Волошина

Светлана

5

Кашина

Наталья

6

Леньков

Алексей

7

Матвеев

Роман

8

Наумова

Татьяна

9

Юдинцева

Оксана

Таблица 2. Таблица «Предметы»

Код предмета

Название

Преподаватель

1

Программирование

Половина

2

Психология

Сивакова

3

Статистика

Полыгалова

4

Информационные системы

Климова

Таблица 3. Таблица «Оценки»

Код оценки

Код студента

Код предмета

Оценка

1

1

1

5

Рис. 1. База данных «Students»

В результате вы должны получить базу данных Students из трех пока не связанных таблиц.

2. Заполните таблицу «Оценка».

Обратите внимание, что выставлять оценки неудобно. Чтобы выставить Волкову «отлично» по статистике, надо помнить коды и студента и предмета, но Access может оперировать с кодами, а информацию выдавать в текстовой форме, сделайте это для таблицы «Предметы»: Конструктор Мастер подстановок  и «Название»  Предметы" (рис. 2).

Рисунок 2. Задание подстановки для Кода предмета

Теперь в режиме таблицы будут видны названия предметов.

3. Создайте подстановку для фамилий студентов по алгоритму, описанному в пункте 2, в качестве таблицы источника данных выберите таблицу «Студенты», а в ней поля «Код студента» и «Фамилия»  Студенты" .

  1. Сделайте так, чтобы подстановка выполнялась из двух полей, т. е. выводились фамилия и имя: Конструктор в таблице Оценки выберите поле «Студенты» → Подстановка (в Свойствах поля) Источник строк и щелкните по кнопке с многоточием справа (откроется построитель запросов) → [Фамилия] &" "&[Имя] Внутри кавычек обязательно поставьте пробел. (рис. 3).

Теперь будет видна и фамилия студента и его имя.

Рисунок 3. Задание подстановки для кода студента

5. Access самостоятельно после выполнения подстановки установил связи между таблицами, связав поля с одинаковыми именами и совместимыми типами. Убедитесь в том, для этого надо щелкнуть на пиктограмме Схема данных во вкладке Работа с базами данных на Ленте. (рис. 4).

Рисунок 4. Схема данных

6. Заполните таблицу "Оценки" на всех студентов и все предметы. Оценки возьмите произвольно.

7. Добавьте сведения еще о двух-трех студентах в таблицу «Студенты». Перейдите в таблицу «Оценки».

Обратите внимание, что информация о добавленных студентах оказалась в конце списка. Чтобы упорядочить список по алфавиту, вызовите построитель запросов для поля «Студенты» таблицы "Оценки" и установите сортировку по возрастанию. Сделайте то же самое для поля «Предметы». Заполните данные для новых студентов.

8. Скройте поле «Код оценки» (оно необходимо для Access, a для пользователя мало интересно): → во вкладке Главная на панели Записи откройте Дополнительно Ширина столбца → . Этого же результата можно добиться перетаскиванием правой границы столбца к левой границе окна.

9. Обратите внимание, что Access позволяет хранить несколько записей о сдаче одним и тем же студентом одного и того же предмета. Сделайте так, чтобы набор «студент-предмет» стал уникальным. Для этого в режиме Конструктор для таблицы «Оценки» установите для этих полей опцию ключевое поле: выделите с помощью мыши оба поля → Ключевое поле или через вкладку Конструктор.

10. Теперь таблица «Оценки» будет выглядеть примерно так (рис. 5).

Рисунок 5. Итоговая таблица «Оценки»

11. Сделайте так, чтобы в поле «Оценка» вместо цифр можно было записывать «отлично», «хорошо» и т. д. Для этого создайте отдельную таблицу «Список оценок» с полями Код (тип поля - числовой) и Оценка прописью (тип поля - текстовый) и используйте Мастер подстановок для таблицы «Оценки». При создании таблицы «Список оценок» учтите, что существует четыре обозначения оценки: 5 — «отлично», 4 — «хорошо», 3 — «удовлетворительно», 2 — «неудовлетворительно».

Установите связь новой таблицы с прежними (рис. 6).

Рисунок 6. Схема данных

12. Заполните таблицу «Оценки» еще для нескольких студентов (не для всех) и для некоторых предметов (не для всех).

13. Измените тип связи, щелкнув на ней двойным щелчком на «один-ко-многим», установите флажки, обеспечивающие целостность и каскадное обновление данных.

14. Отсортируйте таблицу по полю «Студенты».

15. Предъявите работу преподавателю.


Задание для закрепления нового материала

Создайте три таблицы: Группы, Списки, Личные данные.

  1. Создайте структуру таблицы Группы. Поле «Учебная группа» сделайте ключевым. Сохраните таблицу, не заполняя её.

  2. Создайте структуру таблицу Списки. Ключевое поле Код студента (тип числовой). Сохраните таблицу, не заполняя её.

  3. Создайте структуру таблицу Личные данные по образцу. Сохраните таблицу, не заполняя её.

  4. Установите связи между таблицами

  5. Заполните таблицу Группы

  6. Для заполнения двух других таблиц создайте общую форму.


Таблица Группы

Учебная группа

Преподаватель

101

Верзаков С.А.

102

Белоусов А.И.

103

Масалова В.А.

104

Новикова Е.В.

105

Зачёсова Т.П.


Таблица Списки

Код

студента

Фамилия

Имя

Отчество

Год

рождения

Школа

класс

Учебная

группа

Иванова

Анна

Ивановна

2001

1

9

101

Баранова

Ирина

Алексеевна

2000

3

10

102

Корнилова

Ольга

Владимировна

2001

5

9

103

Воробьёв

Алексей

Петрович

2000

1

10

101

Воробьёв

Алексей

Иванович

2001

3

9

104

Воробьёв

Олег

Григорьевич

2002

5

8

105

Скоркин

Александр

Евгеньевич

1999

1

11

101

Володина

Анна

Алексеевна

2001

3

9

102

Новосёлов

Алексей

Антонович

2000

5

10

103

Александрова

Елена

Алексеевна

2001

1

9

101


Таблица Личные данные

Код студента

Адрес

Номер телефона

Центральная 11-15

5-17-22

Солнечная 8-117

5-18-22

Сиреневый 7-16

5-19-22

Центральная 14-81

5-20-22

Сиреневый 7-16

5-21-22

Солнечная 2-121

5-22-22

Школьная 5-34

5-23-22

Центральная 30-7

5-24-22

Сиреневый 7-16

5-25-22

Солнечная 6-34

5-26-22

7. Выполнить следующие задания:

  1. Выбрать студентов, год рождения которых 2001.

  2. Составить список учеников школы №5, 10 класса.

  3. Выбрать студентов, родившихся позднее 2000 года.

  4. Выберите всех учеников школы №1, фамилии которых начинаются на букву А.

  5. Вывести список учеников с номерами телефонов (показать поля «Фамилия», «Имя», «Отчество», «Номер телефона»)

  6. Составить запрос на адреса девочек, имя которых Анна.

  7. Составьте запрос на телефоны и адреса учащихся, отчество которых начинается на букву А.

Дополнительное задание

1. Создайте новую базы данных в программе Microsoft Access, сохраните ее в своей рабочей папке под именем Сотрудники.

2. В режиме конструктора создайте таблицу «Список сотрудников», содержащую следующие поля: код, фамилия, имя, отчество, год рождения (рис. 4). В окне конструктора введите имена полей и задайте соответствующий для каждого поля тип данных, в расположенной в нижней части окна закладке Общие укажите размер поля. Сохраните таблицу.

Рисунок 4. Структура таблицы «Список сотрудников»

  1. Перейдите в режим таблицы и введите 10 записей в созданную таблицу.

4. Сохраните заполненную таблицу.

5. Выполните редактирование: измените год рождения 4-госотрудника, поменяйте его отчество.

6. Создайте таблицу «Отдел», состоящей из полей Отдел, Руководитель в режиме работы таблицы. В окне Базы данных выберите вкладку Создание Таблица. Появится пустая таблица. Тип полей будет выбран автоматически в зависимости от введенной информации.

7. Переименуйте столбец Код (щелкнув на названии двойным щелчком) на Отдел и замените тип данных на текстовый (вкладка Режим таблицы на Ленте), а второй столбец на Руководитель.

8. Сохраните таблицу. Перейдите в режим Конструктор, посмотрите, как заданы поля. Обратите внимание, поле Отдел является ключевым.

9. Откройте таблицу «Список сотрудников», войдите в режим Конструктор, добавьте поле Отдел. Значения поля Отдел надо не набивать вручную, а выбирать из списка, содержащегося в таблице Отделы. Для этого в свойствах поля следует указать, что здесь имеет место подстановка по следующей схеме: выберите закладку Подстановка, тип элемента управления — Поле со списком, источник строк — Отделы.

10. Сохраните изменения и закройте таблицу. В результате были получены две несвязанные таблицы.

11. Создайте схему данных. Щелкните по кнопке Схема данных (вкладка Работа с базами данных)  Отобразить таблицу. В появившемся окне Добавление таблицы выделите таблицу Отделы и щелкните по кнопке Добавить. Аналогично добавьте таблицу Список сотрудников. В окне Схема данных появится условный вид добавленных таблиц. Щелкните по кнопке Закрыть окна Добавление таблицы. Поставьте курсор мыши на поле Отдел в таблице Отделы и, не отпуская клавишу мыши, перетащите курсор на поле Отдел таблицы Список сотрудников. Отпустите мышку. Появится диалоговое окно Связи.

В окне Связи включите Обеспечение целостности (это невозможно будет сделать, если типы обоих полей заданы неодинаково), Каскадное обновление связанных полей (для автоматической корректировки одной таблицы при внесении изменений в другую), Каскадное удаление связанных полей (для автоматического Удаления записи из связанной таблицы). Щелкните Создать.

Появится связь «один-ко-многим» (так как в одном отделе может работать несколько сотрудников). Закройте схему данных.

12. Войдите в режим работы таблицы и заполните таблицу Отделы значениями, например Вычислительный Центр, Производственный отдел, Бухгалтерия и т.д. Сохраните и закройте таблицу.

13. Откройте таблицу Список сотрудников и заполните поле Отдел соответствующими записями, выбрав их из ниспадающего списка.

14. Проверьте каскадное обновление и удаление связанных полей. Войдите в таблицу Отделы, одну из записей измените, а другую удалите. Сохраните изменения. Убедитесь, что в таблице Список сотрудников отразились проделанные коррективы.

Анализ урока

Оценка теста и практического задания для актуализации знаний и умений указана выше.

Оценка уровня усвоения:

Выполнен основной уровень практических заданий – хорошо, сделано дополнительное задание – отлично.

Рефлексия:

1) Какой алгоритм применяется для организации связи между несколькими таблицами?

2) Как установить связь между таблицами?

3) Какие типы отношений поддерживает Access?

4) Какое окно следует открыть для создания связей между таблицами?

5) Как сделать запрос в многотабличной базе данных?

6) Для чего применяется Мастер подстановок при создании многотабличной базы данных?

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа по данному занятию не предусмотрена. Можно рекомендовать повторить изученный материал. Конкретика рекомендаций может быть раскрыта исходя из того, что осталось недостаточно понятно студентам.

Список литературы


Михеева Е. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие. – М.: Проспект, 2015.

Гаврилов М.В. Информатика и информационные технологии: - М.: Юрайт, 2013.

Голицына О.Л. Информационные технологии: Учебник, - М.: Форум, ИНФРА – М, 2013.

Гохберг Г.С. Информационные технологии: Учебник для студ. учрежден. сред. проф. Образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.

Гришин В.Н. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебник – М.: ИД Форум, НИЦ ИНФРА – М, 2013.

Михеева Е. В. Информатика: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования . – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка открытого урока по теме: "Создание многотабличной базы данных"

Автор: Крутина Светлана Евгеньевна

Дата: 04.04.2017

Номер свидетельства: 406656


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства