Методическая разработка «Линейный алгоритм. Написание линейного алгоритма движения LEGO-робота. Демонстрация.»
Методическая разработка «Линейный алгоритм. Написание линейного алгоритма движения LEGO-робота. Демонстрация.»
Конспект урока, на котором рассматривается понятие линейного алгоритма, в качестве исполнителя алгоритмов в практической части урока используются Lego-роботы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Линейный алгоритм. Написание линейного алгоритма движения LEGO-робота. Демонстрация.»»
Тема урока: «Линейный алгоритм. Написание линейного алгоритма движения LEGO-робота. Демонстрация.»
Предмет: Информатика и ИКТ
Учитель: С.В. Бирюков
Класс: 9
Оборудование урока: мультимедийный проектор, базовые модели роботов LEGO Mindstorms NXT, дидактические материалы (листы с распечатанными условиями задач для выполнения учащимися), ноутбуки.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Цели:
Развивать представление учащихся об алгоритме, как основном понятия информатики;
Формировать представление о линейных алгоритмах в информатике и робототехнике;
Выработать навыки разработки и применения линейных алгоритмов в робототехнике с использованием конструкторов Lego Mindstorms NXT.
Основные понятия урока:
Алгоритм, линейный алгоритм;
Исполнитель, система команд исполнителя;
Исполнитель Lego Mindstorms NXT.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку учащихся, проверка наличия у учащихся заранее разложенного раздаточного материала.
2. Этап повторения
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомится с понятием «алгоритм» и рассмотрим один из видов алгоритмов – «линейный». В качестве исполнителей линейных алгоритмов сегодня мы рассмотрим LEGO-роботов. Составим для них несколько алгоритмов и посмотрим как наши роботы их исполняют. На предыдущих занятиях мы уже рассмотрели структуру и основные элементы LEGO-роботов, интерфейс среды программирования NXT-G.
Давайте вспомним, как правильно называются элементы робота. Прошу вас перечислить те элементы, которые вы видите на роботе перед собой (микроконтроллер, датчики, сервоприводы и так далее).
Чтобы составить алгоритм, необходимо знать систему команд предполагаемого исполнителя, правила записи отдельных команд и всего алгоритма в целом.
Что такое Система команд исполнителя? СКИ - это команды, которые может выполнять конкретный исполнитель, в нашем случае команды которые может выполнить робот.
Какие формы записи алгоритмов вам известны? (словесная, таблица, графический (блок-схемы), программа).
3. Объяснение нового материала
Линейный алгоритм – это алгоритм, при котором исполнителем выполняются команды друг за другом в порядке их следования (учащиеся записывают определение в тетрадь).
В повседневной жизни нас окружает бесчисленное множество линейных алгоритмов. Например, то как вы завариваете чай, включения телевизора, готовите завтрак и так далее.
Приведите примеры линейных алгоритмов с которыми вы сталкиваетесь каждый день (учащиеся приводят примеры).
Ну а теперь давайте посмотрим какие линейные алгоритмы могут выполнить наши LEGO -роботы, но перед этим вспомним основные блоки в среде программирования NXT-G (движения, звука и так далее).
4. Этап практического применения знаний
Учащимся предлагаются задачи для решения (распечатанные на карточках, которые лежат на столах у учащихся).
Задача 1
Составьте алгоритм движения LEGO-робота вперед на 5 оборотов двигателя, поворота налево и движения вперед в течение 3 секунд.
Вопросы
Ответы
Какой алгоритм мы составляем?
Линейный алгоритм
Почему?
Действия выполняются последовательно одно за другим
Составим возможный алгоритм решения этой задачи.
В основной палитре выберем блок движение и поместим его на рабочей области для составления алгоритма выполним настройки, соответствующие условию задачи, движение вперед (оба двигателя В и С направление вперед) на 5 оборотов двигателя.
Далее выбираем блок движение и программируем поворот влево.
Снова выбираем блок движение и применяем настройки – движение вперед (оба двигателя В и С направление вперед) в течение 3 секунд.
Составленный алгоритм передаем роботу, чтобы он его выполнил.
Задача 2
Составьте такую программу, чтобы робот двигался по маршруту, представленному на схеме, останавливался на местах смены направления и объявлял их текстом на экране (использовать блоки «движение» и «экран»).
А B
C START
Задача 3
Составьте линейную программу, которая позволяла роботу выполнить 3 любых команды с использованием блока «движение» и вернуться в исходную точку.
5. Подведение итогов
Сохранение программ на компьютере в собственной папке. Проверка выполнения программ учителем. Выставление оценок.
6. Домашнее задание
Придумать задачу для ЛЕГО-робота с использованием блоков «движение» и «экран», составить словесное описание решения данной задачи.