Методическая разработка занятия «Решение логических задач. Задачи на разминку» по внеурочной деятельности курса «Информационные технологии» 1 класс.
Методическая разработка занятия «Решение логических задач. Задачи на разминку» по внеурочной деятельности курса «Информационные технологии» 1 класс.
Это первое занятие в серии занятий «Решение логических задач» к методическому пособию «Логические задачи», разработанное на три занятия по программе внеурочной деятельности для учащихся 1 класс «Информационные технологии». Задания поданы в игровой форме и предусматривают разные уровни сложности, что побуждает учащихся повышать уровень знаний и умений.
В конце материала указана ссылка для скачивания полной разработки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия «Решение логических задач. Задачи на разминку» по внеурочной деятельности курса «Информационные технологии» 1 класс. »
Методическая разработка занятия «Решение логических задач. Задачи на разминку» по внеурочной деятельности курса «Информационные технологии» 1 класс.
Занятие 1. Знакомимся с логическими задачами. Задачи на разминку.
Оборудование. Занятие проводиться с использованием интерактивной доски, проектора, ноутбука.
Материалы и программное обеспечение: Ms Power Point, любой установленный видеопроигрыватель, программное обеспечение интерактивной доски Smart Board.
Цель занятия: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, развить смекалку, находчивость, научить решать нестандартные задачи.
Задачи занятия: умение работать в информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, развитие логического мышления.
Ход занятия.
Занятие рассчитано на учащихся 1 класса и длительностью 35 минут. Это первое занятие в серии занятий «Решение логических задач» к методическому пособию «Логические задачи», разработанное на три занятия по программе внеурочной деятельности для учащихся 1 класс «Информационные технологии». Задания поданы в игровой форме и предусматривают разные уровни сложности, что побуждает учащихся повышать уровень знаний и умений. Особенность данного курса состоит в том, что занятия проводятся во второй половине дня и переполнять занятия не стоит.
На первом занятии знакомимся с самыми простыми логическими задачами. Каждую задачу можно обыгрывать вместе с учащимися. Для занятия необходимо использовать интерактивную доску, так как для учащихся 1 класса это наиболее наглядный способ представления и решения логических задач. Все задачи подобраны с учетом возрастных умений и навыков учащихся и являются метапредметными.
В начале занятия для мотивации учащихся делаем разминку – разгадываем загадки.
Например: 1. Висит груша – нельзя скушать (лампочка). 2. Без рук, без топора, построена изба (гнездо). 3. Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, шапочку нашел (гриб). 4. Зимой и летом одним цветом (ель). 5. Бык, могучий великан, в детстве был теленком, толстый увалень баран – худеньким (ягненком).
Задача 1.
Для решения данной задачи можно вызвать к доске двух учащихся, которые будут изображать двух Барашей. Обыгрываем задачу следующим образом: «Ставим учащихся напротив друг друга, как показано на доске, и просим одного смотреть влево, другого вправо. И задаем вопрос задачи: Видите ли вы друг друга? Ответ всегда положительный: Да, видим». Затем обыгрываем другую ситуацию этой же задачи, только на доске меняем Барашей местами, и так же меняем местами учеников. И опять задаем вопрос: А теперь вы видите друг друга? Учащиеся всегда дают отрицательный ответ.
Задача 2.
Данная задача направлена на повторение темы «Понятия: вверх, вниз, вправо, влево». Просим сначала поднять левую руку, затем правую руку. Решаем задачу: «Положите правую руку перед собой. Сколько пальцев на правой руке? Ответ: Пять. А теперь положите перед собой левую руку, а правую уберите. Сколько пальцев на левой руке? Ответ не всегда бывает – пять, иногда учащиеся выдают ответ и десять. Тогда задается вопрос: А разве руки у нас разные? Учащиеся 1 класса всегда начинают смеяться и отвечают что нет, руки у нас одинаковые. И ответ уже говорят правильный. Пять пальцев на правой руке и пять пальцев на левой руке.
Задача 3.
Для решения данной задачи необходимо для начала вспоминаем, как выглядит груша и как выглядит яблоко. Для этого заготовлены плакаты с рисунком дерева груши и дерева яблони.
Затем демонстрируем условие задачи с помощью презентации, в которой с помощью анимации полностью изложено условие.
При решении данной задачи у учащихся 1 класса наибольшее затруднение вызывает, то, что учащиеся не сразу понимают различие между яблоней и грушей. Учащиеся начинают считать количество яблок и только после повторного вопроса – сколько яблок (делая акцент на слове яблок) растет на грушах, учащиеся дают правильный ответ.
Задача 4.
Данная задача позволяет узнать - насколько учащиеся помнят и знают русские народные сказки. После прочтения задачи учащимся дается время чтобы вспомнить, как называется летательный аппарат Бабы – Яги. Если учащиеся не вспоминают, то можно продемонстрировать фрагмент из любой русской сказки. Я чаще всего использую фрагмент из сказки «Морозко».
Задача 5.
Это самая простая и легкая задача. Учащиеся легко дают ответ – медведь.
Физкультминутка
Упражнения для глаз:
• Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6.
• Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх–вправо–вниз–влево и в обратную сторону: вверх–влево–вниз–вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6.
• Держа голову неподвижно, перевести взор и зафиксировать его: на счет 1-4 – вверх, на счет 1-6 – прямо; затем так же вниз–прямо, вправо–прямо, влево–прямо. Проделать движение глазами по диагонали сначала в одну, потом в другую сторону, затем посмотреть прямо, на счет 1-6.
• Посмотреть на кончик указательного пальца, удаленного от глаз на расстояние 25-30 см, на счет 1-4 медленно приблизить его к кончику носа, потом, опять же не глядя, на кончик пальца, отдалять от носа на то же расстояние.
Общеукрепляющие упражнения: И.п. – ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет 1 – поднять плечи как можно выше с напряжением; на счет 2 – опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем пауза 2-3 с, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.
Рефлексия.
– Подведем итоги нашего занятия. С чем мы сегодня с вами познакомились?
Ответы учащихся. Учащиеся все стараются ответить, поднимают руки и говорят, что им понравилось. Многие учащиеся хотят загадать загадку, чтобы остальные отгадали.
- На следующем занятии мы с вами будем решать более сложные задачи, поэтому будьте готовы.
Результативность
Занятия «Решаем логические задачи» и методическое пособие «Логические задачи» использую с 2011 – 2012 учебного года. Методическое пособие представляла на районном конкурсе «ИТО – 2012» и получила высокую оценку.
Учащимся очень нравиться эта серия занятий. Каждый раз занятия проходят на высоком эмоциональном уровне, учащиеся стараются найти решения и ответить.
Занятия можно проводить как в групповой форме, так и в индивидуальной форме.
Библиографическое описание документов
Логические задания для 1 класса: орешки для ума. И.В. Ефимова Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону, 2012 г.
ФГОС внеурочная деятельность в начальной школе. Сборник примерных программ. Москва, Просвещение,2009 г.
Журнал «ПониМашка». Развлекательно – развивающий журнал для детей дошкольного возраста. ЗАО Издательство «Открытые системы».
ФГОС: Внедрение в практику. CD – диск серии «Технология управления современной школой».
Ссылка для скачивания полного материала: https://yadi.sk/d/8VDd3452XFRhr