МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«БРЮХОВЕЦКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Урок – деловая игра.
Тема: «Модели, структура и классификация информационных систем. Примеры информационных систем и принципы их использования».
Дисциплина: «Информационные системы»
Специальность: 230701 «Прикладная информатика (по отраслям)»
Автор: Серопол Ирина Николаевна, преподаватель математических и специальных компьютерных дисциплин, специалист IT – технологий, высшая категория.
2015 г
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
Введение. | 4 |
Предварительная подготовка. | 8 |
Сценарий проведения открытого урока. | 9 |
Заключение. | 17 |
Литература. | 19 |
Приложения | 21 |
Введение.
«Образовательные стандарты – это, своего рода, правила игры».
Юрий Борисович Рубин – ректор Московского финансово-промышленного университета
«Инновации – это способность видеть в переменах возможности, а не угрозу... Мечтай о великом и посвяти себя своему истинному увлечению. Если занимаешься любимым делом, трудных задач не бывает, бывают только интересные»
Стив Джобс, основатель фирмы Apple Computers
Новые федеральные стандарты СПО требуют от преподавателя новых подходов к организации процесса обучения. Наша задача не передать знания, наполняя студента как «сосуд», а показать ему, как искать новые знания с увлечением, добиваться успеха поэтапно. Мы должны «зажечь» студента как факел.
Сверхновых технологий и методов не придумано, преподаватель постоянно совершенствуется, ищет новое, опирается не только на свой опыт, но и профессиональное «чутье».
Творчество преподавателя – это поиск конкретных путей совершенствования качества каждого урока, как исходного организационного звена всего дидактического процесса обучения. Решая проблемы совершенствования всего урока, нужно обращать внимание на ведущую роль обучающегося по усвоению предлагаемого учебного материала и на используемый способ управления процессом обучения на уроке.
Творческое отношение к дидактическому материалу, образная речь, собственный интерес, оказывают огромное влияние на развитие познавательного интереса студентов к дисциплине.
Основные принципы метода проектов.
Метод проектов известен довольно давно и пользуется большой симпатией преподавателей и студентов, работающих с ним.
Метод проектов - один из эффективных методов повышения мотивации обучающихся для достижения поставленных целей, овладения определенными знаниями, формирования ключевых общих и профессиональных компетенций студентов. Работа методом проектов требует довольно высокого педагогического мастерства от преподавателя. Поэтому преподаватели, предлагающие свои авторские разработки учебных проектов, больше, чем педагоги новаторы, это ученые прикладники и методисты в этой области одновременно. Любому преподавателю метод проектов, безусловно, по силам, но после специального обучения. Обучение преподавателей проектной деятельности - необходимое условие для внедрения в практику метода учебных проектов.
Определение учебного проекта в основном совпадают у разных авторов. Велико разнообразие учебных проектов. От проекта на один урок до проекта на весь учебный год; курсовое проектирование в предпрофессиональной подготовке; проектирование индивидуальное, групповое и разновозрастное; международное по составу участников; проекты для изучения разных предметных тем и межпредметные, внепредметные и внеурочные.
Преподавателю, обучающему студентов проектированию, в первую очередь необходимо самому освоить проектирование. Кроме того, педагог, работающий методом проекта, должен в совершенстве владеть теми методами и технологиями, которые студенты должны использовать в ходе работы над проектом.
Проекты, которые предполагается использовать должны иметь характеристики, определяющие место и время их использования в воспитательно - образовательном процессе. Эти характеристики могли бы составить методический паспорт учебного проекта.
Метод проектов. Немного истории.
Метод проектов - это совокупность приёмов, действий учащихся в определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде конечного продукта. Основная цель метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. Метод проектов становится «интегрированным» компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Популярность метода проектов обеспечивается возможностью сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. Кроме того, метод проектов поддерживает становление новых подходов к организации педагогического управления, является одним из эффективных средств построения личностно — ориентированной педагогической системы. Разработанный еще в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Метод проектов — не новость в мировой педагогике: он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога В. Килпатрика «Метод проектов» (1918), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С.Т. Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов." Основная проблема, сдерживающая распространение метода проектов, состоит в трудности сопряжения проектных заданий с требованиями образовательных стандартов. Практически не удается сформулировать проектные задания так, чтобы можно было использовать стандартные знания, умения, навыки (точнее — чтобы в них возникла необходимость) при выполнении учениками этих заданий.
Метод проектов — один из основных современных активных инновационных методов обучения. Существует много разных технологий, педагог сможет применить их на практике, только если будет знать, как их использовать. Метод проектов широко внедряется в образовательную практику в России благодаря благотворительной программе «Обучение для будущего». Проекты могут быть индивидуальными и групповыми, локальными и телекоммуникационными. В последнем случае группа обучаемых может вести работу над проектом в сети Интернете, при этом, будучи разделены территориально. Впрочем, любой проект может иметь сайт, отражающий ход работы над ним. Задача учебного проекта, представленного в виде веб - сайта, заключается в том, чтобы дать ответ на проблемный вопрос проекта и всесторонне осветить ход его получения, то есть проектного исследования. Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах Е. С. Полат.
Предварительная подготовка.
Подготовка студентов.
Выучить определения и основные понятия по темам: Модели информационных систем. Структура и классификация информационных систем. Примеры информационных систем и принципы их использования.
Подготовить учебные творческие проекты для представления программного продукта, операционной оболочки, приложения, информационной системы, базы данных или иной продукции информационного контента. Презентация м выступление 4-5 минут. Деловая игра, с распределением ролей «Представление проекта инвесторам холдинга «ПИК»
Подготовить речь, выбрать профессиональные вопросы и ответы для участия в деловой игре: «Информационная система работы фирмы по обслуживанию компьютерной техники «Авангард»
Подготовка преподавателя.
Подобрать теоретический материал и практические занятия для проведения занятия в соответствии с планом урока.
Подготовить презентации и раздаточный материал для проведения урока.
Подготовить аудиторию для проведения занятия в соответствии с планом урока.
Подобрать жюри из числа коллег или студентов для оценивания проектов в соответствии с критериями.
Подготовка аудитории.
Расставить парты или учебные столы двумя крупными блоками для 2 команд по количеству студентов.
Подготовить посадочные места для гостей и жюри.
Настроить компьютерную и проекционную технику.
Разложить раздаточный материал, жетоны, аншлаги, критерии, план.
Сценарий проведения открытого урока.
Здравствуйте, уважаемые студенты, гости.
Сегодня мы проводим с Вами необычный урок. Это урок, - деловая игра, с применением метода проектов.
Давайте проверим все ли на месте (Проверка присутствующих)
Тема сегодняшнего урока: «Модели, структура и классификация информационных систем. Примеры информационных систем и принципы их использования»
Перед вами опорные конспекты, в которых в течение всего урока вы можете делать пометки, записи, выводы. Тема урока в них уже обозначена. Пожалуйста, подпишите свой опорный конспект.
Цель нашего урока:
Учебная: повторить и закрепить основные понятия, проверить полученные знания по теме: «Модели, структура и классификация информационных систем. Примеры информационных систем и принципы их использования». Воспроизвести и корректировать опорные знания, усвоить ведущие идеи и основные теоретические аспекты на основе широкой систематизации знаний.
Деятельностная: классифицировать информационные системы, определять и создавать их модели и структуру. Создавать творческий, информационный проект с элементами исследований. Включаться в деловую игру, примеряя роль специалиста своей профессиональной сферы. Применять полученные знания на практике.
Сегодняшний урок позволит нам закрепить многие понятия, увидеть применение в профессиональной сфере терминологии, понятий, которые мы изучили в течение нескольких разделов. Попробуем в течение урока применить несколько ролей, почувствовать себя профессионалом в сфере информационных систем и технологий.
Позвольте мне коротко рассказать вам план урока и напомнить несколько критериев оценивания для наших гостей, которые вы, естественно знаете.
Деловая игра, с распределением ролей «»Представление проекта инвесторам холдинга «ПИК»
Подготовка Ваших творческих проектов заняла у Вас длительное время. Каждый из Вас получит «отличную» или «хорошую» оценку за качество их подготовки. Дополнительную оценку «4» или «5» вы получите за их публичную защиту и ответы на вопросы. Оценивать вашу защиту будет независимое жюри: (3 человека из числа гостей).
Далее вы будете работать в командах, и за все ответы индивидуальные или групповые будете получать приз – персональный компьютер.
Члены команды, получившие наибольшее количество компьютерной техники получат «5», члены второй команды «4».
Понятны критерии? Ну, тогда начнем.
Деловая игра, с распределением ролей «Представление проекта инвесторам холдинга «ПИК»
Сфера применения информационных систем достаточно широка, так как и сфера деятельности техника программиста. Первая роль которую я вам предлагаю примерить: Представили себе. Вы один или со своей командой работали над созданием программного продукта, операционной оболочки, приложения, информационной системы, базы данных или иной продукции информационного контента. Вы имеете или хотите иметь авторское право, патент на изобретение, продавать этот продукт и получать прибыль. Но на все эти моменты нужны деньги и правильная политика, иначе ваши труды окажутся напрасными. Один из выходов из сложившейся ситуации – поиск инвесторов. Сейчас каждый из вас будет изображать специалиста, представляющего свой продукт. Вы направили заявки на конкурс в отдел инвестиций инновационных проектов большого холдинга, от вашего выступления и защиты проекта зависит судьба вашего проекта. Представили себе, тогда начнем.
Добрый день, уважаемые дамы и господа. Позвольте представиться Серопол Ирина Николаевна, ведущий специалист отдела инвестиций инновационных проектов Проектно – Инжинирингового холдинга «ПИК»
Холдинг «ПИК» работает по нескольким направлениям:
Инвестиции и продвижение нанотехнологий
Инвестиции и продвижение программных продуктов
Инвестиции и продвижение информационных систем и баз данных.
Наша миссия и позиция:
Мы убеждены, что только использование инновационных технологий позволит стать информационным системам, программному обеспечению, оборудованию, производимому в России востребованным на внутренних и зарубежных рынках.
Мы верим в потенциал российских специалистов, которые во все времена славились талантами и изобретениями.
Нашу задачу, как коммерческой компании, мы видим в грамотной организации работы с новыми идеями, при которой из этих идей вырастали бы крупные инновационные проекты, приносящие прибыль как холдингу в частности, так и России в целом.
Мы сотрудничаем с такими холдингами, корпорациями и центрами, как:
AG Холдинг. «Российские нанотехнологии - дорога в будущее»
Инновационный центр «Сколково»
Холдинг электросетевого комплекса «МРСК»
Премьер – холдинг и другие…
Спасибо, что Вы пришли представить свои проекты информационных систем, программ и методологий.
Напоминаю, презентация проекта 3-5 минуты, по плану, представленному претендентам:
история создания
Производители, ориентировочная цена
Применение
Положительные и отрицательные стороны
План представления проектов:
СУБД «Деканат», (Белов, Поповченко)
Интелектуальные системы, (Кокорин)
СПС «Гарант», (Чугунов)
Программа «1С Предприятие», (Павлюченко, Дружко)
ИПС «Консультант +», (Лихманов)
Методология BAAN, (Свирский, Литвиненко)
ERP – модели, (Клименко)
Информационные системы в медицине, (Белоножко, Бассараб)
Серверная база данных (Стариков)
Лучшие 3 проекта будут инвестированы нашим холдингом, а вы как создатели приняты на работу в качестве сотрудников. Оценят ваши проекты представители совета директоров (независимое жюри). Представлю их.
Критерии оценивания проекта:
Критерии | ИТОГО |
Формулировка темы, Соответствие темы, целей и задач проекта | Оформление презентации | Подбор материала , содержание | Выступление, защита , умение держаться | Указание +и – информационной системы |
| | | | | |
Защита проектов (30-40 минут)
Спасибо, уважаемые претенденты. Совет директоров холдинга «ПИК» обсудят результаты кастинга. Ждите звонка отдела инвестиций.
Переходим к новому этапу нашего урока.
Цели и задачи информационной системы определяются структурой предприятия или области, для которой они создаются. Одной из целей является управление предприятием. Какие системы создаются для управления предприятием? Как они называются, сколько стоят и в каких сферах используются? Зачем предприятию такая ИС? Молодцы, хорошо.
Я разбила группу на 2 команды, примерим вторую роль: Представили себе. Создана фирма по обслуживанию компьютерной техники в городе. Как она может работать?
Со случайными клиентами, которые зайдут с улицы или по рекламе.
С постоянными клиентами (частными лицами или фирмами, предприятиями), которые заключили договор на обслуживание компьютерной техники на разный период времени.
Какой из способов принесет больше прибыли?
Можно ли исключать обе позиции?
Какое обслуживание можно предложить клиентам?
Молодцы, хорошо.
Теперь примерим роли. Нам предстоит участие в деловой игре: «Информационная система работы фирмы по обслуживанию компьютерной техники «Авангард»
Клиенты фирмы. Клиенты фирмы подготовили вопросы, с которыми они обратятся к специалистам фирмы по средствам телефонной связи. Итак, позвольте представить – клиенты фирмы (слева).
Специалисты Фирмы по обслуживанию компьютерной техники «Авангард» (справа).
Специалисты фирмы отвечают на телефонные звонки, учитывая вежливость, правильную профессиональную речь. Контролировать процесс работы фирмы будет менеджер по работе с клиентами – Серопол Ирина Николаевна, я могу подключиться к разговору, если почувствую, что клиент может быть обслуживает не качественно
Определять кому адресован звонок, будут два диспетчера Лилия и Виолетта.
Позвольте представить специалистов:
Специалисты фирмы «Авангард»
№ п/п | Должность | Ф. И. О. |
1 | Диспетчер звонков | |
2 | Специалист по локальным сетям | |
3 | Специалист по ремонту компьютерной техники | |
4 | Системный администратор | |
5 | Специалист по ремонту оргтехники | |
6 | Специалист по настройке программного обеспечения | |
7 | Web - мастер | |
Качество работы команд, определяет менеджер – жетонами – компьютерами.
Все готовы и вжились в роль? Начинаем, пожалуйста, первый звонок. (Деловая игра)
Молодцы, команды, переходим к новому этапу
Проверка компетентности специалистов.
Примерим третью роль: Представили себе, что вы работаете в компании, разрабатывающей информационные системы для различных сфер бизнеса. С чего начнем проектирование ИС для управления предприятием? Правильно с составления структурно – иерархической модели информационной системы управление предприятием. В этом случае группа специалистов при выборе любой модели проектирования жизненного цикла, применяют атаку мыслей, называемую «Мозговой штурм». Ваша команда должна работать слажено. Составьте модель, выберете , кто будет ее защищать. Понятно, что детальный процесс проектирования и моделирования должен занимать много времени, мы сделали ограниченное время. (составление модели 10-15 минут)
Сфотографируйте свою схему, выведете на интерактивную доску, защитите свой проект.
Отвечаем по поднятой руке, не правильный ответ – переход хода, ответивший правильно получает жетон.
Молодцы, команды.
Подведем итоги:
В игровой форме, примеряя на себя различные роли специалистов, мы достигли цели:
Повторили и закрепили основные понятия, проверили полученные знания по теме: «Модели, структура и классификация информационных систем. Примеры информационных систем и принципы их использования». Усвоили ведущие идеи и основные теоретические аспекты на основе широкой систематизации знаний. Научились классифицировать информационные системы, определять и создавать их модели и структуру. Создавать творческий, информационный проект с элементами исследований. Включаться в деловую игру, примеряя роль специалиста своей профессиональной сферы. Применять полученные знания на практике.
Команды, посчитайте свои жетоны.
1 место заняла команда – участники получают «5»
2 место заняла команда – участники получают «4»
Студенты получили следующие оценки:
Рефлексия.
Пожалуйста, поделитесь впечатлениями об уроке и уточните что вам понравилось, чему вы сегодня научились. Дайте оценку своей деятельности.
(Дать слово нескольким студентам)
Домашнее задание
В опорных конспектах указано множество литературы, новой, которая есть в нашей библиотеке. С помощью книг, сети интернет, других источников, подготовьте проект в форме презентации, видео ролика, выступление или доклад по теме «Эффективность АИС», опережающее задание.
Заключение.
На данном этапе развития метода проектов в научно-методической литературе хорошо показаны возможности этого метода, его преимущества в достижении качественно нового уровня обучения и воспитания. Многие преподаватели, попробовав однажды поработать методом проектов, не могут от него отказаться - такова не сила притяжения этого метода, а возможности, которые позволяют студентам учиться, а преподавателям учить без принуждения, весело и интересно. В условиях отсутствия достаточного количества научных разработок учебных проектов преподаватель придумывает свои, пробует адаптировать для себя, те, которые ему стали известны от коллег.
В дальнейшем от единичных случаев использования метода проектов предстоит перейти к построению новой системы учебно-воспитательной работы, где специфические навыки проектной деятельности, вырабатываемые и используемые в учебном проекте, будут рассматриваться как общеучебные. Будет выстроено постепенное вырабатывание и последовательное развитие этих навыков.
Применение проектных методик для студентов позволяет привлечь их к созданию мультимедийных ресурсов, обучить новым информационным технологиям в свете их применения к конкретным проблемам представления материалов и пополнить медиатеки образовательных учреждений полезными ресурсами.
В рамках внедрения ФГОС СПО 3 поколения, изменении роли преподавателя при современном компетентностном подходе, без использования современных образовательных технологий формирование ключевых профессиональных компетенций студентов невозможно. Метод проектов позволит сформировать и развить следующие компетенции:
извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;
точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;
исследование различных вариантов решения задач,
выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии;
работа в команде: сотрудничество с другими (студентами и преподавателем) при выполнении общего задания;
планирование действий и времени;
оценка результатов своей деятельности и т.д.
Литература.
Основная:
Информационные системы: учебник для студенческих учреждений среднего профессионального образования - Г. Н. Федорова – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 208 с.
Информационные системы и их безопасность: - А. В. Васильков, А. А. Васильков, И. А. Васильков – учебное пособие, Профессиональное образование – М.: ФОРУМ, 2012.
Основы построения автоматизированных информационных систем - В. А. Гвоздёва, И. Ю. Лаврентьева - Профессиональное образование – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2012.
Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: - В. Ф. Шаньгин – учебное пособие, профессиональное образование – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2012.
Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся. М. А. Ступницкая. Москва. Педагогический университет «Первое сентября», 2009 год.
Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна/Под ред. к. п.н. М.В. Моисеевой.-М.: Издательский дом «Камерон», 2004.-216 с.
Дополнительная:
Информационные технологии – Е.Л. Румянцева, В.В. Слюсарь – Профессиональное образование - М. ИД, ФОРУМ – ИНФРА – М, 2008.
Основы построения автоматизированных информационных систем – В.А Гвоздева, И.Ю. Лаврентьева – М. ИД, ФОРУМ – ИНФРА – М, 2007.
Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности экономиста и бухгалтера. 2-ое издание – Е.В. Михеева, О.И. Титова – М. Издательский центр “Академия”, 2006.
Разработка баз данных в системе Microsoft Access – А.В. Кузин, В.М. Демин – М. ФОРУМ – ИНФРА - М, 2007.
Петров А.Ю. Основные концепты компетентностного подхода как методологической категории //Альма Матер. Вестник высшей школы, 2005,№ 2.
Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта.//Учитель. 2000 г.№ 1,4.
Озеркова И. А. Место предметов "Информатика" и "Компьютерные технологии" в общеобразовательном учебном процессе. / Информационные технологии в образовании. Сборник трудов. Ч. П. — М. Изд-во МИФИ, 2009 —с. 54-56.
Пахомова Н.Ю. Метод проектов в преподавании информатики. //Информатика и образование. 1996. №1,2.
Серякова С.Б. Компетентностный подход как направление модернизации российского образования // Педагогическое образование и наука, 2004, №1.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1. Презентация урока общая
Приложение №2. План занятия
Приложение №3. Презентация игры «Угадай термин».
Приложение №4. Раздаточный материал.