МБОУ СОШ с углубленным изучением информатики № 68 г. Пензы
Аверина А.М., учитель информатики первой кв. категории
Открытый урок по информатике
в 7 В классе 24.04.2013 г.
Тема: «Поиск информации в Интернет»
Цели:
образовательная – научить искать информацию средствами Интернет на репродуктивном уровне;
развивающая – развивать алгоритмическое мышление, умение выделять главное, расширить кругозор учащихся;
воспитывающая – воспитывать культуру труда, общения: ученик-ученик, учитель-ученик, ученик-ПК.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Напомните мне, пожалуйста, какую тему мы изучали на протяжении последних занятии? (комп. сети). А что это такое?
Совершенно верно. Сегодня на нашем уроке мы должны показать свои знания по данной теме, и далее приступить к изучению нового материала, посвященного сети Интернет.
I I. Выполнение тестовых заданий
И начнем мы с вами с выполнения тестовых заданий: тест по вариантам, содержащий 8 заданий с выбором ответа, как 1 верного так и нескольких. Когда вы сядете за компьютеры вам необходимо будет загрузить файл: Документы\7 класс\тест по теме Компьютерные сети\Тест-вариант1.ppsm – для тех кто сидит за нечетными номерами компьютеров компьютерами и Документы\7 класс\тест по теме Компьютерные сети\Тест-вариант2.ppsm – для тех кто сидит за четными компьютерами. Внимательно читаете вопросы и выбираете верные по вашему мнению ответы, чтобы перейти к следующему вопросу необходимо нажать кнопку Далее в нижнем правом углу, после выполнения всех заданий на экран выводится результат вашей работы, который обязательно показываете мне. Время работы ограничено, максимум 8 минут. Далее возвращемся на свои места.
Выполнения тестовой работы. Выставление оценок.
I I I. Объяснение нового материала
Наш мир сильно изменился с приходом глобальной компьютерной сети Internet. Сегодня не выходя из дома можно познакомиться и пообщаться с людьми, находящимися далеко за пределами нашей страны, приобрести различные товары и услуги и многое-многое другое.
Обратите внимания на следующую статистику.
2.4 миллиарда — пользователей Интернета во всем мире.
1.1 миллиарда — пользователей Интернета в Азии.
519 миллионов — пользователей Интернета в Европе.
274 миллионов — пользователей Интернета в Северной Америке.
255 миллионов — пользователей Интернета в Латинской Америке и Карибском регионе.
167 миллионов — пользователей Интернета в Африке.
90 миллионов — пользователей Интернета на Ближнем Востоке.
24.3 миллиона — пользователей Интернета в Австралии и Океании.
565 миллионов — пользователей Интернета в Китае — больше, чем в любой другой стране мира.
Здесь мы можем увидеть, какое количество человек пользуется на сегодняшний момент глобальной сетью Интернет. И вы, наверняка, согласитесь со мной, что Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни.
А, что же такое Интернет? Интернет – это…
А теперь давайте попробуем выделить сильные стороны Интернета. Каково его предназначение?
Действительно, очень часто возникает необходимость поиска требуемой информации различной тематики. Для этого можно воспользоваться нужной литературой. Но самым эффективным и быстрым методом является поиск информации в сети Интернет. Но наличие компьютера и выхода в Интернет ещё не гарантирует, что человек сможет найти нужную информацию быстро и полно.
Давайте откроем рабочие тетради, запишем число и тему урока: «Поиск информации в сети Интернет».
Существуют три способа поиска информации в Интернете:
Указание адреса страницы.
Передвижение по гиперссылкам.
Обращение к поисковой системе (поисковому серверу).
Остановимся на каждом из них:
Указание адреса страницы – это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.
Передвижение по ссылкам – Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.
Но этот способ очень простой и подходит для начинающего пользователя.
Пользуясь гипертекстовыми ссылками, можно бесконечно долго путешествовать в информационном пространстве Сети, переходя от одной web-страницы к другой, но если учесть, что в мире созданы многие миллионы web-страниц, то найти на них нужную информацию таким способом вряд ли удастся.
Здесь на помощь приходят специальные поисковые системы (их еще называют поисковыми машинами).
Поисковая система — программно-аппаратный комплекс с веб-интерфейсом, предоставляющий возможность поиска информации в интернете.
По принципу действия поисковые системы делятся на два типа: поисковые каталоги и поисковые индексы.
Поисковые каталоги служат для тематического поиска. Информация на этих серверах структурирована по темам и подтемам. Имея намерение осветить какую-то узкую тему, нетрудно найти список web-страниц, ей посвященных.
Поисковые индексы работают как алфавитные указатели. Пользователь задает слово или группу слов, характеризующих его область поиска, — и получает список ссылок на web-страницы, содержащие указанные термины. Поисковые индексы автоматически, при помощи специальных программ (веб-пауков), сканируют страницы Интернета и индексируют их, то есть заносят в свою огромную базу данных.
Итак, перечислите какими способами мы можем найти информацию в сети?
IV. Практическая работа по теме: “Поиск информации во Всемирной паутине”.
Предлагаю следующую практическую работу
1. Обращение по адресу
1) Определите, какой организации принадлежит сайт, расположенный по адресу: http://www.nlr.ru (Российская национальная библиотека.)
2) Зайти на сайт http://postindex.yp.ru/rus/nd16880 и найти свой почтовый индекс.
2. Использование поисковых серверов.
Найдите ответы на вопросы.
Поиск осуществляйте с помощью поисковых серверов:
3) Какой рост у Анастасии Волочковой? (171 см, http://www.lenpravda.ru/files_full.phtml?id=18; http://www.galya.ru/cat_page.php?id=731)
4) Где еще, кроме Греции, есть гора Олимп? (На Марсе. http://www.astronet.ru/db/msg/1166619; http://astronet.sai.msu.ru/db/msg/1163288)
5) Найти информацию о курсах валют на сегодня (евро и доллар).
6) Найти фотографию водопада Виктория. Сохраните изображение в личную папку под именем ВОДОПАД (нажать ПК мыши на рисунке – Сохранить картинку как.. ).
VI. Подведение итогов
Учитель объявляет оценки учащимся, комментирует при этом ошибки и недочёты учащихся, выделяет особенно удачные ответы, оценивает как работу класса в целом, так и работу отдельных учащихся.
С чем мы сегодня с вами познакомились?
Какие способы поиска информации в Интернет существуют?
VII. Рефлексия
На картинках обведите, пожалуйста, тот смайлик, который соответствует вашему состоянию на конец урока:
VIII. Домашнее задание
Параграф 5 – учебник 9 класса
Дополнительное дом.задание:
В качестве домашнего задания предлагаю «файл–загадку». Это текст, в котором пропущены имена, даты, названия и т.п. Ваша задача – используя различные поисковые системы, заполнить этот текст недостающими фактами.
«Файл-загадка»:
Животные
Знаменитая большая пятерка - это ______________, ______________, ___________, __________________ и ___________. Всех этих зверей можно одновременно наблюдать в таких странах __какого__ по величине __название_____ материка, как ___названия стран____.
Каждое из них совершенно удивительно. Например, __животному_ нужно съедать ежедневно более 200 кг пищи и _______ литров воды, ведь они могут достигать _____________ метров в высоту и весить до _________ кг. А масса его головного мозга составляет примерно _________% от массы его тела. Следующее животное из этой большой компании - __животное__. Они живут семьями, которые называют ________________. А вот несмотря на то, что другое животное ___животное__ входит в большую __числительное__, его ближайший родственник __ животное___ бегает гораздо быстрее и считается самым быстрым млекопитающим на земле. Он развивает скорость до _________ км/час. Четвертое животное большой _числительное__ - __ животное___ можно увидеть на разных континентах, например в Северной Америке. Там же есть город с таким названием и хоккейный клуб. А в России есть рыба с таким именем, которая является результатом скрещивания таких рыб как ___________ и ____________. Интересным у пятого животного - __________________ является ________, который как бы является наростом из кожного покрова, состоящего из большого количества сросшихся _________. Сами животные массивные, весом в __________, при высоте ______________ и длине __________. Обычно количество ___________ у этих животных - два, но бывают особи и с таким количеством _________ как ______.Самый длинный ___что______ самки __кого_____, убитой в _стране____, был длиной _______ см.. Цена одного килограмма ______ доходила до __________ долларов. У этих животных есть одна особенность зрения, они - __какие (глазная болезнь).