Просмотр содержимого документа
«Метод половинного деления для приближенного решения уравнений »
Предыдущий урок - графический метод решения уравнений: Дано уравнение которое невозможно решить математически (по стандартным формулам) Предлагается строить математическую модель и решить ее графически
Численные методы решения уравнений
Тип: Открытие нового знания. Методы: словесные, наглядные, практические. Формы: фронтальная, индивидуальная. Оборудование: компьютер, проектор, карточки с дополнительными заданиями, мел, доска, презентация, текст готовой программы, презентация, АРМ. Цели:
Сформировать представление о численных методах приближенного решения уравнений
Сформировать понятие о методе половинного деления.
Сформировать умение решать уравнения методом половинного деления и проверить результат графическим способом.
Сформировать представление о точности вычислений.
План урока
1 этап Организационный момент – 2 минуты
2 этап Переход к теме урока, постановка целей урока – 3 минуты
3 этап Постановка проблемы – 5 минут
4 этап Решение проблемы – 5 минут
5 этап Новый материал – 5 минут
6 этап Применение новых знаний – 5 минут
7 этап Закрепление материала – 15 минут
8 этап Итоги урока – 5 минут
Ход урока:
1 этап: - Какие модели научились строить на прошлом уроке? - …математические… - С какой целью строили математическую модель? - …для решения уравнений? - Какой метод приближенного вычисления использовали? -…графический. - Сегодня мы познакомимся ещё с одним методом приближённого решения уравнений.
2 этап: - Попробуем сформулировать новый метод, вспомнив детскую игру «Угадай число» и различные тактики решения этой задачи. Фронтальная беседа: - Сформулируйте цель игры: «На числовом отрезке ведущий загадывает число».
1 тактика: Игроки пытаются угадать. Ведущий отвечает больше или меньше. Обсудить почему так действовать не рационально?
2 тактика: Чтобы угадать число за меньшее количество вопросов, удобно делить исходный отрезок пополам и проверять у ведущего находится ли загаданное число на данном промежутке.
3 этап: Попробуйте перенести 2 тактику игры «Угадай число» для решения уравнений. - Что нам нужно знать, чтобы применить метод? 1) Отрезок, на котором находится корень уравнения. - Мы можем его определить? Как? …Да. С помощью графического метода. - Что будем делать с исходным отрезком? 2) Будем делить отрезок пополам. - Какой из двух получившихся отрезков нас интересует? … отрезок, на котором находится корень… - Как его определить (подсказка: обратите внимание на график)? …Функция принимает разные по знаку значения… 3) Выбрать отрезок, на котором функция принимает разные по знаку значения. - Что делать дальше (вспоминаем игру)? …снова делим отрезок пополам… - Как долго нужно продолжать деление? …пока не найдём решение… - Всегда ли его возможно найти точно? …нет корень может быть бесконечной дробью… -Как быть в этом случае? Как вы поступаете с такими числами? …округляем до определённого разряда… 4) Если мы находим приближённое решение, то заранее должны выбрать точность, то есть до какого разряда будем округлять число.
4 этап: Таким образом, мы получили этапы метода половинного деления.
Отделение корня:
Записать уравнение в каноническом виде: f(x)=0;
Найти отрезки (a;b), для которых выполняются следующие условия: функция f(x) непрерывна на отрезке (a;b) и на концах отрезка имеет разные знаки;
Поиск корня.
Делим исходный отрезок на две половины (a;c) и (c;b), где с=(a+b)/2;
Определяем, на какой из частей теперь находится корень уравнения, и берем соответствующую половинку в качестве нового исходного отрезка;
Далее повторяем те же действия до тех пор, пока длина полученного отрезка, на котором находится корень, не будет меньше заданной точности |b-a|e.
5 этап: Рассмотрим работу метода на примере: Найти решение уравнения х3+х2-1=0. 1) Графическим методом найдём отрезок, на котором находится корень. Точка пересечения находится на отрезке [0; 1]. Проверим принимает ли функция на этом отрезке разные по знаку значения: у(0)= -10. Верно. 2) Найдём середину отрезка [0; 1], с=(а+b)/2, с=0,5. 3) Из двух получившихся отрезков выбираем то, на котором функция принимает разные по знаку значения: у(0,5)= -5/84) проверяем достижение нужной точности |1-0,5| 6 этап: Создание компьютерной модели. Программный код: var a,b,x,e:real; {ГЛОБАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕНЫЕ}
Function y(x: Real):Real;
begin {Наша функция }
y:=x*x*x+x*x-1
end;
BEGIN
a:=-1; b:=1; {Начальные значения концов отрезка}
e:=0.00001;
writeln('y1=',y(a):2:2,' y2=',y(b):2:2) ; {знач-я ф-ии в этих точках}
repeat {Цикл с постусловием }
x:=(a+b)/2; {Находим середину}
if y(a)then if y(x)0 then b:=x else a:=x {изменяем }