kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика обучения информационно-коммуникационным технологиям.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание обучения по линии информационнокоммуникативных технологий

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методика обучения информационно-коммуникационным технологиям.»

Методика обучения информационно­ коммуникационным технологиям. 1.1. Содержание обучения по линии информационнокоммуникативных технологий Парадигма обучения информатике всё более смещается в сторону изучения информационных и коммуникационных технологий, что нашло отражение и в смене названия этого учебного предмета в школе. Вызвано это широким проникновением новых технологий во все стороны жизни общества и необходимостью практической подготовки учащихся к их применению в учебной и повседневной деятельности. Поэтому школьная информатика становится всё более дисциплиной технологического цикла. Об этой тенденции свидетельствует также то, что в новом образовательном стандарте в обязательном минимуме содержания на информационные технологии отводится две трети объёма, а в примерной программе – около 30 часов, что составляет треть всего курса информатики и ИКТ в основной школе. Примерная программа базового курса содержит около 20 практических работ по освоению ИКТ из всего предлагаемого перечня в 44 работы. Вот перечень основных тем данной линии: -Основные устройства ИКТ. -Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира. -Создание и обработка информационных объектов. -Поиск информации. -Проектирование и моделирование. -Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы. -Организация информационной среды. В учебнике Н.Д. Угриновича для 9 класса по линии ИКТ представлены следующие две темы: 2 -Хранение, поиск и сортировка информации. -Коммуникационные технологии. Из общего списка в 23 работы компьютерного практикума, около половины предусмотрено по данным темам. В учебнике И.Г. Семакина с соавторами по базовому курсу для 7–9 классов на учебный материал по этой линии отведено около одной четверти из всего объёма и представлены следующие темы: -Передача информации в компьютерных сетях. -Базы данных. -Табличные вычисления на компьютере. В учебнике нового поколения С.А. Бешенкова с соавторами изучению ИКТ также отводится значительное место, причем информационные технологии трактуются как способы выполнения информационных процессов. Такой подход к месту ИТК переводит информационные тех‐ нологии в тот раздел курса информатики, который относится к теоретической информатике. Тем самым повышаются место и роль информационных технологий в содержании обучения по базовому курсу. Кроме того, во всех учебниках и задачниках материал построен так, что при изучении многих других тем базового курса школьники осваивают ИКТ в ходе выполнения практических работ и проектных заданий. В пропедевтическом курсе информатики информационным технологиям также отводится довольно значительное место. Причем, намечается тенденция к увеличению объема учебного материала, отводимого на их изучение. Ожидается, что отмеченные тенденции сохранятся и в дальнейшем, а также будет включаться материал по изучению новых аппаратных и программных средств ИКТ, таких как цифровые фотоаппараты и видеокамеры, машинный перевод текстов, программы создания 3 мультимедийных объектов и др. 1.2.Требования к знаниям и умениям учащихся по линии информационно­ коммуникационных технологий Эти требования изложены в образовательном стандарте и включают в себя: -Знание и понимание учащимися назначения и функций информационных и коммуникационных технологий. -Умения: -создавать информационные объекты (тексты, списки, графики, диаграммы, электронные таблицы); -создавать рисунки, чертежи с использованием графических редакторов; -осуществлять простейшую обработку цифровых изображений; -создавать записи в базе данных; -создавать презентации на основе шаблонов; -искать информацию в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам; -пользоваться принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком. Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: -создания информационных объектов; -организации индивидуального информационного пространства; -создания личных коллекций информационных объектов; -передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке. Как видно из этого перечня, требования к уровню подготовки 4 школьников по линии информационных технологий довольно широки. Представляется, что в настоящее время эти требования можно реализовать лишь частично, как из‐за слабой оснащённости школ соответствующими аппаратными средствами, так и по причине недостаточного числа учебных часов на освоение базового курса. При этом следует учесть то обстоятельство, что освоение ИКТ происходит, в основном, на практических занятиях, а допускаемое время работы на компьютере для учащихся 7–9 классов составляет всего 20–25 минут в неделю. Таким образом, общее время работы учащихся за компьютером не должно превышать 14 астрономических часов в год, что явно мало для выработки требуемых умений, заложенных в образовательном стандарте, не говоря уже о формировании соответствующих навыков. 1.3.Дидактические особенности использования ИКТ в обучении. Непрерывное изучение информатики в младшей, основной и старшей школе должно учитываться при организации обучения. Особенности учебно‐познавательной деятельности детей разного возраста влияют на выбор методов и компьютерных средств обучения. Для младших школьников преобладающим методом обучения выступает дидактическая игра. Поэтому программные средства, используемые при обучении, как правило, должны включать игровые моменты. Игровая учебная деятельность организуется учителем также по ходу тех фрагментов урока, когда дети не работают непосредственно на компьютере. Это может быть игра с раздаточным материалом, разгадывание кроссвордов, игровые задачи и т.п. Для чего можно использовать демонстрационный монитор или электронный проектор, а также интерактивную доску. При изучении в основной школе базового курса информатики ведущим видом учебной деятельности школьников должна быть познавательная и 5 исследовательская деятельность. В базовом курсе учащимся приходится ос‐ ваивать не только большой объем теоретического мате‐ риала, но и различные программные средства информационных технологий. При этом существенно возрастает объём самостоятельной учебной работы. Освоить программные средства только «из уст учителя» невозможно просто из‐за ограниченности учебного времени. Поэтому ведущим видом деятельности при освоении программных средств является поисковая и исследовательская деятельность. Для её организации удобно использовать существующие разнообразные обучающие компьютерные программы, предназначенные для изучения как операционной системы Windows, так и прикладных программ Word, Excel и др. Эффективным дидактическим приёмом может быть использование учителем помощи тех учащихся, которые хорошо владеют компьютером и освоили прикладные программы. Такие учащиеся могут выступать в качестве «мониторов» и обучать своих товарищей. При этом наблюдается интересный эффект – помощь товарища психологически более желанна и более результативна, чем учителя. Да и сам «монитор», объясняя приемы работы другим школьникам, лучше и глубже осваивает информатику. Учителю следует иметь в виду, что современные средства информационных технологий настолько обширны, что один человек практически не может освоить полностью все возможности даже одной прикладной программы, и часто бывает ситуация, когда ученик знает какой‐либо приём работы лучше, чем учитель. Не следует бояться, что учитель чего‐то не знает в средствах информационных технологий и что это подорвёт его авторитет – за учителем остаётся глубокое знание фундаментальных основ информатики, умение быстро ориентироваться в новинках компьютерной техники и технологий. В старшей школе обучение идет на профильном уровне и учителю следует подобрать такой состав программных и обучающих средств, которые 6 позволят учащимся дальше и глубже освоить информационные технологии, а также выстроить индивидуальную линию обучения в зависимости от своей профессиональной направленности. Ведущим видом деятельности при этом остается познавательная и исследовательская, но объём исследовательской деятельности существенно расширяется. Широкое применение в этом случае получает метод проектов. Он привлекателен педагогу своей возможностью придать учебному процессу большую индивидуальную направленность, а ученику проявить инициативу в выборе темы проекта и его реализации. Информационные технологии предоставляют для этого хорошие средства и возможности. Можно легко организовать групповую работу над проектом, например, создать сайт класса или школы для размещения в Интернете. При этом используются возможности локальной сети компьютерного класса и огромные информационные ресурсы всемирной паутины. Развитие Интернета и сетевых информационных технологий позволяет организовать дистанционное обучениев различных формах. Например, в работе описаны различные модели дистанционного обучения в профильных классах, в частности, сетевая виртуальная профильная школа. Новые сетевые технологии способствуют реализации личностно ориентированного подхода к обучению, учёта потенциальных возможностей учащихся. Основными направлениями использования информационных технологий в обучении являются: • изучение основ информатики; • формирование информационной картины мира; • изучение других учебных предметов; • выработка умений и навыков использования компьютеров и ИКТ в различных видах деятельности; • формирование навыков информационно‐поисковой деятельности; • использование ресурсов Интернет для обучения. 7 По всем этим направлениям накоплен определённый опыт преподавания, однако, данных об эффективности их применения очень мало. Вопрос о критериях эффективности использования информационных технологий в обучении достаточно сложен и мало разработан. Помимо обыч‐ ных критериев на основе оценки уровня обученности учащихся и достижения ими требований образовательного стандарта, имеет смысл использовать ещё и следующие: • затраты учебного времени на предъявление учебной информации; • уровень мотивации учебной деятельности; • уровень сформированности учебных умений и навыков; • организация контроля результатов учебной деятельности. 1.4. Принципы использования ИКТ в обучении. В работе Н.В. Софроновой [7] сформулировано 7 ди‐ дактических принципов применения информационных технологий в учебном процессе. Эти принципы дополняют общие дидактические принципы и отражают особенности обучения с использованием информационных технологий. Первые три принципа относятся к учебному процессу при использовании программных средств в качестве объекта изучения на уроках информатики. Остальные четыре принципа являются частнометодическими, и относятся к учебному процессу с использованием информационных технологий в преподавании общеобразовательных дисциплин, в том числе и информатики. 1. Принцип понимания прикладных задач. Он предполагает знание учащимися для чего, когда и где используются изучаемые программные средства. Целью обучения в этом случае является: • добиться понимания учащимися понимания специфики задач, решаемых с помощью каждого конкретного программного средства; • формирование умения выбирать нужное средство для решения разнообразных прикладных задач. 8 2. Принцип общности. Он состоит в доведении до понимания учащимися функциональных возможностей программных средств данного типа. Например, изучая на уроках электронную таблицу Excel, необходимо сообщать учащимся о том, что существуют и другие программы, вы‐ полняющие обработку числовых данных. Что в электронных таблицах можно не только производить вычисления по формулам, но и строить графики, диаграммы и др. 3. Принцип понимания логики действий в данном программном средстве. Грамотная и эффективная работа учащихся с программным средством возможна лишь при понимании принципов его организации и функционирования. Например, приемы работы в растровом и векторном графических редакторах существенно различаются, поэтому учащимся нужно знать особенности работы с каждым из них. В тоже время, большинство прикладных программ под Windows имеют единообразные принципы и средства работы с объектами. Учителю следует добиваться не только знания того, для чего нужны те или иные средства, но и понимания логики действий во время работы с этими средствами, особенностей работы с ними. 4. Принцип оптимального использования программных средств для решения дидактических задач общеобразовательных дисциплин. Например, при изучении темы «Компьютерное моделирование» можно и нужно строить модели объектов и процессов различной природы – физических, химических, биологических, используя прикладные программы: текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, базы данных. Это позволит полнее рас‐ крыть понятие информационной модели и сущности их разработки с помощью информационных технологий. Критерием оптимальности использования программных средств в учебном процессе может служить минимизация затрат усилий учеников и 9 учителя для достижения планируемых результатов обучения. 5. Принцип использования программных средств для развития творческой активности учащихся. Этот принцип в настоящее время мало реализуется на практике, хотя современные информационные средства и технологии дают широкие возможности для развития логического мышле‐ ния, пространственного воображения и других качеств личности. Развитию исследовательских навыков способствует метод проектов, который можно применять уже в младших классах для создания простейших рисунков, открыток. В старших классах проекты могут быть рассчитаны на длительную работу, а также на коллективную деятель‐ ность. 6. Принцип комплексного использования программных средств на уроках. Он состоит в том, что наибольший эффект в обучении можно достичь при комплексном применении разнообразных обучающих средств. Их оптимальное сочетание повышает эффективность учебного процесса. В настоящее время учителя информатики и методисты совместно с программистами создают комплексы программных средств для обучения. В состав комплекса входят компьютерные программы для обучения, диагностики и контроля знаний учащихся, методические пособия для учителей на электронных носителях, программные среды и оболочки для поддержки деятельности учителей по созданию компьютерных средств обучения: классных и домашних заданий, тестов, презентаций уроков и т.п. К комплексу прилагаются печатные учебники и учебные пособия, рабочие тетради для учащихся, поурочные планы и методические разработки для учителей. Это направление интенсивно развивается, создаются комплексы программных средств для 10 поддержки процесса обучения информатике в каждом классе. 7. Принцип оптимального использования программных средств для разработки обучающих программ. Разработка обучающих программ требует значительных средств и времени, привлечения коллектива программистов, учителей и методистов. В арсенале разработчиков сейчас имеются как универсальные, так и специализированные про‐ граммные средства, которые можно использовать для обучения, контроля усвоения, формирования учебных навыков, организации поисковой деятельности школьников. Приведенные здесь принципы находятся в стадии обсуждения среди ученых и методистов. Дальнейший опыт использования информационных технологий в обучении не только по информатике, но и по другим предметам покажет жизненность этих принципов или их трансформацию.

9


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методика обучения информационно-коммуникационным технологиям.

Автор: Иван Анатольевич Беляев

Дата: 18.11.2022

Номер свидетельства: 617670


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства