МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ по теме: "Охрана труда и ТБ"
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ по теме: "Охрана труда и ТБ"
Методические рекомендации к лабораторно-практическим занятиям адресованы обучающимся очной формы обучения и включают в себя (для каждой лабораторно-практической работы) учебную цель, краткие теоретические материалы по теме работы, задания к лабораторно-практической работе, обеспеченность занятия (учебно-методическое, информационное, материально-техническое).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ по теме: "Охрана труда и ТБ"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МЕЖШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ КОМБИНАТ «ЭВРИКА»
(МАУ ДО МУК «Эврика»)
СОГЛАСОВАНО
Решением МО ПДТН
(протокол от ______________ № ___ )
Т.П. Тайгулова
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Основы создания и обработки цифровой информации»
по теме:«Охрана труда и техника безопасности»
г. Новый Уренгой - 2022
Тайгулова Т.П. Методические рекомендации к лабораторно-практическим занятиям по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы создания и обработки цифровой информации». – Новый Уренгой: МАУ ДО МУК «Эврика», 2022. – 11 с.
Методические рекомендации рассмотрены, согласованы и рекомендованы к использованию на заседании методического объединения преподавателей дисциплин технического направления (МО ПДТН). Протокол № ____ от________2022.
Автор-составитель:
Тайгулова Татьяна Петровна, педагог дополнительного образования муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Межшкольный учебный комбинат «Эврика».
Методические рекомендации к лабораторно-практическим занятиям являются частью Учебно-методического комплекса по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы создания и обработки цифровой информации».
Методические рекомендации к лабораторно-практическим занятиям адресованы обучающимся очной формы обучения и включают в себя (для каждой лабораторно-практической работы) учебную цель, краткие теоретические материалы по теме работы, задания к лабораторно-практической работе, обеспеченность занятия (учебно-методическое, информационное, материально-техническое).
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Пояснительная записка…………………………………………………………......
4
2.
Методические рекомендации к лабораторно-практическим занятиям…………..
5
2.1. Лабораторно-практическая работа «Охрана труда и техника безопасности»……...…………………………………………………………………...
6
3.
Обеспеченность лабораторно-практических занятий (учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение занятий)....................
11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Уважаемые ребята!
Методические рекомендации к лабораторно-практическим занятиям по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы создания и обработки цифровой информации» созданы помочь вам сформировать навыки работы по вводу и обработке информации на электронно-вычислительных машинах, подготовке к работе вычислительной техники и периферийных устройств, развить внимание, усидчивость, художественный вкус, творческие способности.
Освоение содержания программы «Основы создания и обработки цифровой информации» обеспечивает достижение вами умений использовать навыки работы с цифровой информацией, обработкой документов, вычислений по инженерно-конструкторским расчетам, проверкой правильности работы машин, устранением несложных неисправностей, определением и устранением сбоев в работе аппаратного и программного обеспечения, установкой операционных систем, подключением периферийных устройств, установкой антивирусных программ работой в локальных и глобальных вычислительных сетях;
обобщения, систематизации и углубления знаний по представлению о возможностях создания и обработки цифровой информации.
Приступая к работе на практическом занятии, внимательно прочитайте его цель, ознакомьтесь с краткими теоретическими материалами по теме практического занятия. Свою работу вы должны организовать в соответствии с предложенным педагогом порядком работы.
Желаем вам успехов!
Лабораторно-практическая работа
«Охрана труда и техника безопасности»
Цель работы: изучить требования по технике безопасности и поведения в компьютерном классе, приобрести практические навыки по применению комплекса гимнастики для глаз при длительной работе за компьютером.
Краткие теоретические материалы по теме работы
Правила поведения учащихся в компьютерном классе
1. Находясь в компьютерном классе, обучающиеся обязаны:
соблюдать дисциплину и порядок, правила техники безопасности и чистоту;
занимать рабочие места согласно указаниям преподавателя и не менять их самовольно;
заниматься только тем видом деятельности, которую определил преподаватель;
немедленно сообщать преподавателю о любых замеченных неисправностях оборудования или неверной работе программного обеспечения;
немедленно сообщать преподавателю о любом случае травматизма в кабинете, особенно от электрического тока.
2. Находясь в компьютерном классе, обучающиеся имеет право:
на помощь и консультацию преподавателя;
отказаться от продолжения работы с компьютером, если длительность именно его индивидуальной работы превышает допустимые санитарные нормы;
самостоятельно экстренно отключить электрооборудование, если от этого зависит безопасность его или окружающих.
3. Правила техники безопасности в компьютерном классе
3.1. Источники опасности:
электроприборы с напряжением питания 220 В, мониторы и телевизоры, которые могут явиться источником электротравматизма;
наличие электроприборов увеличивает опасность возгорания;
мониторы компьютеров, телевизоры являются слабыми источниками ионизирующего излучения электромагнитных, электрических и магнитных статических полей.
3.2. Правила безопасности
Запрещается:
работать с электроприборами, имеющими повреждения корпуса или изоляции соединительных проводов;
приносить и самовольно подключать какое-либо оборудование;
вставлять в отверстие приборов посторонние предметы;
выключать или включать приборы без разрешения преподавателя.
Если производится выключение/включение, то интервал времени между включением/и выключением/включением должен быть не менее 15 секунд.
В случае поражения электрическим током, необходимо:
прекратить действие тока (лучше всего экстренным выключением приборов, т.к. попытка оттащить пострадавшего может привести к поражению током спасающего);
немедленно сообщить о происшедшем преподавателю (даже если на первый взгляд всё обошлось лёгким испугом);
оказать первую медицинскую помощь, если необходима.
3.3. Правила пожарной безопасности
Запрещается:
использовать источники открытого огня (спички, зажигалки, петарды и др.);
приносить на уроки легковоспламеняющиеся вещества (лаки, краски, порох и т.п.);
пользоваться неисправными электроприборами (в случае появления специфического запаха горящей изоляции, соответствующий прибор необходимо немедленно отключить и сообщить учителю);
загромождать или закрывать проходы к путям эвакуации и доступ к средствам первичного пожаротушения;
производить тушение возгорания не отключенных электроприборов водой или обычными огнетушителями;
привлекать учащихся к тушению пожара.
В случае угрозы пожара (возгорания, задымленность) необходимо:
немедленно отключить все электроприборы, определить источники возгорания (задымленности) и ликвидировать его средствами первичного пожаротушения;
если первичные действия по ликвидации возгорания в течение первых же минут не дали результата, учащиеся эвакуируются согласно плану эвакуации, по школе объявляется тревога, сообщается о пожар.
4. Санитарно-гигиенические нормы при работе с компьютером
расстояние от центра экрана до глаз учащихся должно быть не менее 60 см;
время интенсивной непрерывной работы на компьютере не должно превышать 25 минут, после чего обязателен перерыв с разминкой;
в кабинете должна быть обеспечена вентиляция и проветривание между уроками.
Задания к лабораторно-практической работе
«Охрана труда и техника безопасности»
Задание 1.
Чтобы не навредить своему здоровью, необходимо соблюдать ряд простых рекомендаций:
• Неправильная посадка за компьютером может стать причиной боли в плечах и пояснице. Поэтому садитесь свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула. Ноги ставьте прямо на пол, одна возле другой, не вытягивайте их и не подгибайте. • Если стул с регулируемой высотой, то её следует отрегулировать так, чтобы угол между плечом и предплечьем был чуть больше прямого. Туловище должно находиться от стола на расстоянии 15-16 см. Линия взора должна быть направлена в центр экрана. Если вы имеете очки для постоянного ношения, работайте в очках. • Плечи при работе должны быть расслаблены, локти — слегка касаться туловища. Предплечья должны находиться на той же высоте, что и клавиатура. • При напряжённой длительной работе глаза переутомляются, поэтому каждые 5 минут отрывайте взгляд от экрана и смотрите на что-нибудь, находящееся вдали.
Задание 2. Комплексы упражнений для глаз
Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.
Вариант 1
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счёт 1 — 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счёт 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз,
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счёт 1 — 4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счёт 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счёт 1 — 4, затем посмотреть вдаль прямо на счёт 1 — 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 — 4 раза.
4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счёт 1 — 6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счёт 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.
Вариант 2
1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счёт 1 — 4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счёт 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.
2. Посмотреть на кончик носа на счёт 1 — 4, а потом перевести взгляд вдаль на счёт 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.
3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счёт 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.
4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счёт 1 — 4 вверх, на счёт 1 — 6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счёт 1 — 6. Повторить 3 — 4 раза.
Вариант 3
1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счёт 10 — 15.
2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на счёт 1 — 4, затем налево на счёт 1 — 4 и прямо на счёт 1 — 6. Поднять глаза вверх на счёт 1 — 4, опустить вниз на счёт 1 — 4 и перевести взгляд прямо на счёт 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.
3. Посмотреть на указательный палец, удалённый от глаз на расстояние 25 — 30 см, на счёт 1 — 4, потом перевести взор вдаль на счёт 1 — — 6. Повторить 4 — 5 раз.
4. В среднем темпе проделать 3 — 4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1 — 6. Повторить 1 — 2 раза.
Вопросы для проверки (тест):
Начало формы
Вопрос № 1 Разрешено ли входить в класс, в грязной обуви и верхней одежде?
да нет
Вопрос № 2 Что не запрещается в кабинете информатики?
работать двум ученикам за одним компьютером вставать со своих рабочих мест во время работы, чтобы поприветствовать учителя громко разговаривать, отвлекать других учеников отключать и подключать устройства к компьютеру
Вопрос № 3
Что нужно сделать по окончании работы за компьютером?
привести в порядок рабочее место, закрыть окна всех программ, задвинуть кресло, сдать учителю все материалы, при необходимости выключить компьютер покинуть кабинет выключить компьютер
Вопрос № 4 Как следует нажимать на клавиши?
с усилием и ударом плавно
Вопрос № 5 Разрешается ли включать или подключать какое-либо оборудование в кабинете информатики без разрешения учителя?
да нет
Вопрос № 6 Ваши действия при пожаре?
прекратить работу, под руководством учителя покинуть кабинет немедленно покинуть компьютерный класс выключить компьютер и покинуть здание вызвать пожарную охрану
Вопрос № 7 Разрешается ли что-либо трогать на столе учителя без разрешения?
да нет
Вопрос № 8
При появлении запаха гари или странного звука необходимо:
сообщить об этом учителю продолжить работу за компьютером немедленно покинуть класс
Вопрос № 9 Какие компьютерные программы можно запускать во время урока?
любые только те, которые вам разрешил запустить учитель во время урока только те, которые изучали раньше
Вопрос № 10 Что разрешается ученику в кабинете информатики только с позволения учителя
сдвигать с места монитор и системный блок передвигаться по кабинету во время урока отключать и подключать устройства к компьютеру класть что-либо на клавиатуру
Вопрос № 11 Нужно ли выключать компьютер по окончании работы?
да нет да, по необходимости
Вопрос № 12 Что не запрещено делать в кабинете?
пройти в кабинет без обуви работать с влажными или грязными руками отключать и подключать кабели, трогать соединительные разъёмы проводов бегать, прыгать
Вопрос № 13 Разрешается ли приносить в класс продукты питания и напитки?
да нет да, только в том случае если сильно хочется, есть или пить
Вопрос № 14 Можно ли ученикам разговаривать в кабинете информатики во время урока?
да можно, но очень тихо, чтобы не отвлекать других учеников нет
Обеспеченность лабораторно-практических занятий
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Реализация программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечному фонду – Электронной библиотечной системе BOOK.RU.
Основные источники:
Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник / Е.В. Филимонова. — Москва: КноРус, 2017. — 482 с.
Информационные технологии. Задачник (для СПО). Учебное пособие: учебное пособие / С.В. Синаторов. — Москва: КноРус, 2018. — 253 с.
Материально-техническое обеспечение включает в себя наличие специализированного кабинета, имеющего:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и выходом в сеть Интернет, лицензионное или свободно распространяемое программное обеспечение по профилю обучения, мультимедийный проектор.
Для проведения лабораторно-практических занятий имеется учебный класс, укомплектованный всем необходимым оборудованием и инвентарем.