Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока информатики "Решение систем линейных уравнений"»
План интегрированного урока
Предмет: Информатика
Тема урока: «Решение систем линейных уравнений
3-го порядка методом Крамера».
Класс: 9
Середа Игорь Михайлович,
учитель информатики
первой квалификационной категории МБОУ СОШ № 9 с.Вольное
Кошехабльский район
Республика Адыгея
Цель урока: научить решать системы линейных уравнений 3-го порядка методом Крамера, работать с матрицами, используя структуру вложенных циклов; развивать математическое, логическое мышление, навыки программирования, повышать уровень информационной культуры учащихся, продолжить межпредметную связь информатики с другими предметами, реализовать компетентностный подход в обучении, воспитывать культуру общения в коллективе.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, работа с группой учащихся, индивидуальная работа на ПК
Оборудование:
Рабочие файлы
Презентации: метод Крамера, Prezent_Kramer
Приложение в среде FriPascal
Ход урока.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами рассмотрим, как можно решать системы линейных уравнений 3-го порядка методом Крамера.
II. Предварительная подготовка к восприятию нового материала, переход к новой теме.
Хорошо, теперь давайте представим, что мы на уроке математики и учитель вам задал задание: решить 6 систем линейных уравнений 2-порядка и 7 систем линейных уравнений 3-го порядка и столько же на дом. Достаточно трудоемкая работа. Давайте посмотрим, сможем ли мы упростить эту работу. А для этого рассмотрим один метод решения систем линейных уравнений – метод Крамера. Демонстрируется презентация Prezent_Kramer.
Решение систем линейных уравнений с двумя неизвестными
по формулам Крамера.
П усть дана система линейных уравнений с двумя неизвестными: (1) Рассмотрим решение систем линейных уравнений с двумя и тремя неизвестными по формулам Крамера.
Е сли главный определитель системы отличен от нуля, то система имеет решение, притом единственное. Решение системы определяется формулами:
(2)
где x1, x2 - корни системы уравнений, - главный определитель системы, x1, x2 - вспомогательные определители.
Главный определитель системы определяется:
Вспомогательные определители:
Решение систем линейных уравнений с тремя неизвестными
по методу Крамера.
Пусть дана система линейных уравнений с тремя неизвестными:
(3)
Если главный определитель системы отличен от нуля, то система имеет решение, притом единственное. Решение системы определяется формулами: (4) где x1, x2, x3 - корни системы уравнений, - главный определитель системы, x1, x2, x3 - вспомогательные определители.
Главный определитель системы определяется:
Вспомогательные определители:
Матрица - это массив, состоящий из нескольких строк и столбцов. А как же нам можно осуществить ввод элементов матрицы. Ну, конечно же, с помощью вложенных циклов ДЛЯ. Давайте посмотрим презентацию, которая четко иллюстрирует структуру вложенных циклов ДЛЯ и ввод элементов матрицы. Демонстрация презентации Метод Крамера.
IV. Выполнение практического задания, используя ранее изученное и новые знания.
Давайте теперь составим программу, которая будет выполнять все эти вычисления за нас.
А теперь давайте посмотрим, как можно реализовать эту программу в среде Delphi. Я вам приготовила приложение в среде Lazarus
(демонстрация приложения). Как видите, получается довольно серьезная программа, которая несомненно, может получить практическое применение.
VI. Подведение итогов.
Молодцы, я думаю, что все хорошо поработали. Перед нами стояла нелегкая задача, но мы с ней справились. Сегодня вы научились решать системы линейных уравнений второго и третьего порядка методом Крамера, также вы составили программу, которая имеет практическую ценность. Учитывая, что вы класс с математическим уклоном, я думаю, при решении систем линейных уравнений вам эти программы помогут, и вы их будете применять. Дома протестируйте эти программы на примерах различных систем линейных уравнений 2 -го, 3-го порядка. До свидания.
Список литературы.
1. Информатика и ИКТ. 9 класс. Н.Д. Угринович, М.БИНОМ, 2009