Лабораторная работа «Создание базы данных. Формирование запросов и сортировка информации в БД»
Лабораторная работа «Создание базы данных. Формирование запросов и сортировка информации в БД»
Цели занятия: научиться использовать готовые прикладные компьютерные программы по профилю подготовки; сформировать представление о базах данных и простейших средствах управления ими; отработать навыки создания базы данных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Открытое занятие на тему: Лабораторная работа №21. «Создание баз данных. Формирование запросов и сортировка информации в БД» проведено в группе 15-05 ИС со студентами первого курса, обучающимися по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям). Тема занятия является темой по дисциплине Информатика.
Проект открытого занятия составлен на основе рабочей программы по информатике, разработанной на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012г. № 413);
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо министерства образования Нижегородской области об организации получения среднего образования № 318-01-100-938 / 15 от 23 марта 2015г.);
- в соответствие с примерной программой для ПОО, рекомендованной ФГАУ «Федеральный институт развития образования» в 2015 г.
В результате изучения информатикитемыСоздание баз данных. Формирование запросов и сортировка информации в БД студент должен обладать общими компетенциями, а также у студента должны быть сформулированы личностные результаты, матапредметные результаты
Общие компетенции
Личностные результаты
Метапредметные результаты
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
-
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
-
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
-
Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
Техник по информационным системам должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности по эксплуатации и модификации информационных систем:
ПК 1.1. Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы.
При проектировании занятия, выстраивании целей учтены вышеприведенные компетенции. Квалификационные требования, необходимые для выполнения практической работы студентами составлены в соответствии с требованиями к знаниям и умениям врезультате изучения дисциплины Информатики.
Психолого-педагогическая характеристика группы
В подгруппе 12 человек, все юноши. Уровень овладения материалом выше среднего. На занятиях студенты, как правило, очень активны, трудолюбивы. Особенно ярко проявляются на практических занятиях аккуратность, исполнительность, точность.
На фоне всей группы особенно выделяются Завьялов Дмитрий, Баланов Артём, Еремин Максим, Баранов Артур, они имеют желание работать не только на занятиях, но и дома, что особенно важно в овладении навыками работы с различными программами. Также повышенный интерес к информатике проявляют Адяров Кирилл, Лебедев Дмитрий, Золотов Степан, Красильников Алексей. Все студенты проявляют интерес к информатике, а также проявляют творчество при выполнении практических заданий; понимают значимость информационных технологий в будущей профессии, поэтому всегда упорно и терпеливо идут к цели при выполнении практических заданий.
За время обучения в группе сложилась дружеская атмосфера, явно выражены взаимоподдержка и взаимопомощь. Есть студенты с хорошо развитым логическим мышлением, умением анализировать и делать соответствующие выводы. В целом группа работает на хорошем уровне. Студенты отзывчивые, добрые, трудолюбивые.
ПРОЕКТ
открытого занятия
Преподаватель: Куликова Наталья Юрьевна
Дата проведения: 26.04.2016
Группа: 15-05 ИС
Специальность: 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
Дисциплина: информатика
Тема: Лабораторная работа «Создание базы данных (БД). Формирование запросов и сортировка информации в БД»
Тип занятия: урок формирования умений и навыков
Вид занятия: лабораторная работа
Квалификационные требования
для выполнения лабораторной работы студенты
должны знать:
основные понятия базы данных; типы данных в БД; назначение и возможности СУБД MS Access;
должны уметь:
создать простейшую БД; провести фильтрацию данных.
Цели занятия:
обучающая:
научиться использовать готовые прикладные компьютерные программы по профилю подготовки;
сформировать представление о базах данных и простейших средствах управления ими;
отработать навыки создания базы данных;
научиться создавать запросы, научиться проводить сортировку данных;
формировать элементы по разработке модуля информационной системы (ПК 1.1.).
развивающая:
формировать умение самостоятельно определять цели деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность (ОК 2.);
формировать готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников (ОК 4.);
формировать умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных задач с соблюдением требований техники безопасности (ОК 5);
воспитывающая:
формировать осознанный выбор будущей профессии (ОК 1.);
прививать готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни (ОК 2.);
прививать готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (ОК 8.);
прививать владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности (ОК 8.).
Педагогические технологии: элементы проектной деятельности.
Междисциплинарные связи: базы данных, английский язык.
Средства обучения:
компьютеры с OS Windows’7, Интернет;
прикладное программное обеспечение MS Access;
принтер;
мультимедийный проектор;
инструктаж к лабораторной работе.
Литература:
Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. Образования / М.С. Цветкова, Л.С. Великович. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с.
Ляхович В.Ф. Основы основы информатики: учебник / В.Ф. Ляхович, В.А. Молодцов, н.Б. Рыжикова. – М.: КНОРУС, 2016. – 348 с. – (Среднее профессиональное образование) Электронный ресур www.book.ru
Структура занятия
Этапы урока
Теоретическое обоснование деятельности преподавателя
Прогнозируемая деятельность студентов
Время урока, мин
Организационный момент
1.1 Приветствие студентов, преподавателя. Проверка готовности к занятию.
2
2. Актуализация опорных знаний студентов и мотивация учебной деятельности методом беседы
2.1 Вопросы для беседы (5 мин)
- какие программы мы с вами изучили;
- дайте сравнительную характеристику программ Excel и Access;
- приведите примеры баз данных;
- что такое база данных?
- перечислите типы данных в Access?
- что такое сортировка, фильтрация данных?
- алгоритм действий для проведения сортировки, фильтрации данных;
2.2 Демонстрация автоматизированной информационной системы (студент 3 курса)
2.3 Продолжение беседы по вопросам:
- для работы классного руководителя мы создавали БД, какие были использованы поля?
- какие типы данных были использованы?
- как изменить тип данных?
- поиск (отбор) каких данных осуществляет классного руководителя?
Принимают участие в беседе, отвечают на вопросы
15
3.Сообщение темы, целей занятия
Сообщение темы, целей занятия
Записывают, слушают
2
4. Инструктаж по выполнению лабораторной работы
обсуждение методических рекомендаций по выполнению лабораторной работы
порядок выполнения и оформления работы
правила по ТБ
Слушают, записывают, участвуют в обсуждении
10
5. Организация самостоятельной работы студентов и контроль за ходом выполнения лабораторной работы
Оказание индивидуальной помощи
Выполняют практические задания, комментируют, оказывают друг другу взаимопомощь
42
6. Обобщение и систематизация
Беседа по вопросам:
- из каких объектов состоит БД?
- для каких целей нужен объект форма?
- прокомментируйте запрос 5
- для чего у вас созданы поля с наименованиями мероприятий?
- прокомментируйте последний запрос.
Демонстрация полученной БД у доски с комментариями
10
7. Подведение итогов занятия и оценка деятельности студентов
- анализ деятельности студентов;
- выставление оценок
слушают
5
8. Сообщение домашнего задания
- Ляхович В.Ф. Основы основы информатики: учебник / Электронный ресурс стр.107
- создать БД Электронная библиотека, заполнить данными – учебники по информатике
Записывают
4
Содержание занятия
Этапы урока
Теоретическое обоснование деятельности преподавателя
Прогнозируемая деятельность студентов
1.Организационный момент 8.00-8.02
Приветствие студентов, преподавателя. Проверка готовности к занятию.
Здравствуйте, садитесь. Сегодня на занятии присутствуют гости, пусть вас это не смущает, а наоборот - стимулирует к активной деятельности.
Пусть ваша работа будет состоянием вашей души, получите удовольствие от своей работы и будьте счастливы. А счастье, как известно, заключается в плодотворном труде.
Готовность к занятию
2. Актуализация опорных знаний студентов и мотивация учебной деятельности методом беседы 8.02-8.17
2.1 Вопросы для беседы (5 мин)
Мы с вами изучили различные программы, какие например?
Да, очень полезная программа Publisher. Для каких целей вы ее использовали?
Мы создали даже небольшую выставку ваших буклетов, и в дальнейшем планирую использовать на своих занятиях.
Хотелось бы, чтоб вы сравнили две программы Excel Access.
Какие примеры баз данных вы могли бы привести.
Хорошо, а что такое база данных?
Какие типы данных можно использовать в Access?
А что подразумевается под термином –управлять базой данных.
2.2 Демонстрация автоматизированной информационной системы (студент 3 курса)
Вашему вниманию на конференции Ступени роста студенты 3-4 курсов представляли информационные системы, кто помнит какие (Автобизнес, аптека, бухгалтерия, IT-отдел). Любая информационная система предполагает работу с базой данных. Результатом вашей учебной деятельности при написании курсовых и дипломных проектов – информационная система. Вы как будущие специалисты специальности Информационные системы должны будете создавать, обслуживать, усовершенствовать, корректировать ИС различного рода. А сейчас Роман Пяткин – студент 3 курса ИС представит ИС Автобизнес.
2.3 Продолжение беседы по вопросам:
- если у Романа использована БД, содержащая поля …. назовите какие, то мы с вами создавали БД для кл.рук., была определена структура БД. Перечислите поля, и типы данных для этих полей
- как изменить тип данных?
- поиск (отбор) каких данных осуществляет кл.рук.?
Сегодня мы постараемся создать программу, чтобы помочь работе классного руководителя.
Принимают участие в беседе
Слушают выступающего
Принимают участие в беседе
3.Сообщение темы, целей занятия 8.17-8.19
Сообщение темы, целей занятия
4. Инструктаж по выполнению лабораторной работы
8.19-8.29
обсуждение методических рекомендаций по выполнению лабораторной работы
порядок выполнения и оформления работы
правила по ТБ
Слушают, записывают, участвуют в обсуждении
5. Организация самостоятельной работы студентов и контроль за ходом выполнения лабораторной работы
8.29-9.11
Оказание индивидуальной помощи
Выполняют практические задания, комментируют, оказывают друг другу взаимопомощь
6.Обобщение и систематизация
9.11-9.21
Баранов Артур – продемонстрируйте свою БД. Баланов Артем готовится.
1 студенту
- из каких объектов состоит БД?
- для каких целей нужен объект форма?
- прокомментируйте запрос 5
2 студенту
- для чего у вас созданы еще поля с наименованиями мероприятий?
- прокомментируйте последний запрос
Демонстрируют
Отвечают на вопросы
7. Подведение итогов занятия и оценка деятельности студентов 9.21-9.26
- анализ деятельности студентов с демонстрацией достигнутых результатов в таблице Excel (балльно-рейтинговая система);
- выставление оценок.
Слушают, анализируют
8. Сообщение домашнего задания 9.28-9.30
- Ляхович В.Ф. Основы основы информатики: учебник / Электронный ресурс стр.107
- создать БД Электронная библиотека, заполнить данными – учебники по информатике
записывают
Самоанализ занятия
Учебное занятие по дисциплине Информатика на тему: Лабораторная работа №21. «Создание баз данных. Формирование запросов и сортировка информации в БД» проведено в группе 15-05 ИС со студентами первого курса, обучающимися по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям).
Следует отметить, что студенты данной группы обладают уровнем базовых знаний выше среднего, в процессе обучения выявлен актив группы, на который всегда опираюсь. Следует отметить, что студенты всегда активны, проявляют повышенный интерес к изучению информационных систем, в работе проявляют творческий подход.
Данная тема играет важную роль, т.к. выполнение предложенных практических заданий направлено на формирование ряда общих и профессиональных компетенций. Организационной формой занятия выбрано практическое занятие, ведущей дидактической целью которого является формирование умений и навыков.
Реализация модульных программ внесла изменения в подходы к целеполаганию при подготовке к занятиям. Основой целеполагания стали общие и профессиональные компетенции, а также личностные результаты, матапредметные результаты, поэтому и цели занятия я выстраиваю, ориентируясь на них. Это предполагает изменение методов и форм подачи материала, а также контроля достижения поставленных целей.
Обучающие цели занятия:
- научиться использовать готовые прикладные компьютерные программы по профилю подготовки;
сформировать представление о базах данных и простейших средствах управления ими;
формировать элементы по разработке модуля информационной системы (ПК 1.1.).
Для достижения поставленных целей на занятии используются элементы опережающего обучения, элементы проектной деятельности, бально-рейтинговая система оценивания.
На 1–ом этапе проверяется готовность к уроку, настраиваю студентов на активную практическую деятельность.
На 2-ом этапе используются элементы опережающего обучения, представляется студентом третьего курса проект – информационная система (ИС). Для осуществления актуализации и мотивации учебной деятельности студентов проводится беседа по данной ИС, делая акцент при этом на БД, работающую в данной ИС.
На 3-ем –сообщаю тему и цель занятия.
На 4-ом – комментирую инструктаж по выполнению лабораторной работы, довожу до сведения студентов новый материал о формировании запросов..
На 5-ом этапе применяю элементы проектной деятельности для проведения лабораторной работы. Выполненные задания студенты комментируют по ходу выполнения для того, чтобы и другим студентам все было понятно.
На 6-ом этапе в целях обобщения и систематизации два студента представляют полученную БД с комментариями. Отвечают на дополнительные вопросы преподавателя.
На 7-ом этапе использую балльно-рейтинговую систему оценивания студентов для подведения итогов занятия.
На 8-ом этапе сообщаю домашнее задание.
Достигнутые результаты позволяют мне сделать вывод, что цели урока достигнуты.
Список используемой литературы
Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. Образования / М.С. Цветкова, Л.С. Великович. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с.
Ляхович В.Ф. Основы основы информатики: учебник / В.Ф. Ляхович, В.А. Молодцов, н.Б. Рыжикова. – М.: КНОРУС, 2016. – 348 с. – (Среднее профессиональное образование) Электронный ресур www.book.ru
Приложение 1
Лабораторная работа № 21
СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ (БД). ФОРМИРОВАНИЕ ЗАПРОСОВ
И СОРТИРОВКА ИНФОРМАЦИИ В БД
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: отработать навыки создания базы данных; научиться создавать запросы, научиться проводить сортировку данных.
Для выполнения работы необходимо знать основные понятия базы данных; типы данных в БД; назначение и возможности СУБД MS; необходимо уметь создавать простейшую БД; проводить фильтрацию данных.
Выполнение данной практической работы способствует формированию профессиональной компетенции формировать элементы по разработке модуля информационной системы (ПК 1.1.).
ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, OSWindows, ПО MSAccess
ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 42 минуты
КРАТКАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
Запросы осуществляют поиск данных в БД так же, как и фильтры. Различие между ними состоит в том, что запросы являются самостоятельными объектами БД, а фильтры привязаны к конкретной таблице.
Запрос является производным объектом таблицы. Однако результатом выполнения запроса является также таблица, то есть запросы могут использоваться вместо таблиц.
Запросы позволяют отобрать те записи, которые удовлетворяют заданным условиям. Запросы бывают простые и сложные. Простой запрос содержит одно условие, а сложный запрос содержит несколько условий для различных полей.
Для создания запроса необходимо выбрать команду Создание – Конструктор запросов, далее добавить таблицу и формировать запрос.
Например, создадим запрос для отбора данных по группе здоровья. Выбираем из таблицы нужные поля, например, Фамилия, Имя, Группа здоровья. В строке Условие отбора в поле Группа здоровья вводим условие [Введите группу]. Если запрос сохранить и открыть, то в таблице будут отображены только те записи, которые удовлетворяют введенной группе, например Специальная.
Маски для формирования запросов
Пустые (непустые) поля Is Null (Is not null).
* – любое количество любых символов
Year ([Дата рождения]) – год рождения
Month ([Дата рождения]) – месяц рождения
Day ([Дата рождения]) – день рождения
Например, создадим запрос для отбора студентов по году рождения
Примеры.
Необходимо отобрать студентов, проживающих на ул. Парковая, условие – «*Парковая*»
Необходимо отобрать студентов, не проживающих в Дивеево, условие – not «Дивеево*»
Необходимо отобрать студентов женского пола, если тип данных – логический, необходимо ввести условие отбора – истина.
Сортировка данных в БД осуществляется с помощью пиктограммы . Данные можно сортировать по возрастанию или убыванию, в алфавитном или обратном алфавитному порядке.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ И ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ:
Задание 1. Открыть БД Группа 15-05 ИС. Добавить поле Проживает в общежитии, Пол (тип данных – логический). Создать форму для более удобного ввода данных. Используя созданную форму заполните поле Проживает в общежитии и Пол.
Задание 2. Создать запрос, отображающий проживающих в общежитии студентов.
Задание 3. Создать запрос, показывающий студентов, посещающих кружки и секции.
Задание 4. Создать запрос, отображающий актив группы.
Задание 5. Создать запрос, отображающий студентов, проживающих в г.Арзамасе.
Задание 6. Создать запрос, отображающий иногородних студентов. (Условие отбора – Not "г.Арза*" AndNot "арзама*"
Задание 7. Создать запрос, с помощью которого можно увидеть студентов введенного с клавиатуры года рождения.
Задание 8. Создать запрос, с помощью которого можно узнать, у кого из студентов день рождение, например, в мае.
Задание 9. Необходимо отправить всех юношей 1999 года рождения в военкомат. Создать запрос, отображающий список студентов. Распечатайте.
Задание 10. Необходимо составить список студентов для участия в Спортивном мероприятии для юношей. Мероприятие будет проходить в субботу, следовательно, иногородних студентов можно освободить. Создайте соответствующий запрос. Распечатайте.
Дополнительные задания.
В таблицу гр.15-05 ИС добавьте поля с наименованиями мероприятий: Ступени роста, День здоровья, Акция помощь девочке, Открытие соревнований по волейболу ФОК. Создайте форму для заполнения новых полей, заполните новые поля через созданную форму.
Создайте запрос, отображающий самых активных студентов, распечатайте.
ЛИТЕРАТУРА:
Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. Образования / М.С. Цветкова, Л.С. Великович. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с.
Ляхович В.Ф. Основы основы информатики: учебник / В.Ф. Ляхович, В.А. Молодцов, н.Б. Рыжикова. – М.: КНОРУС, 2016. – 348 с. – (Среднее профессиональное образование) Электронный ресур www.book.ru
Приложение 2. Балльно-рейтинговая система оценивания