Конспект практической работы по теме "Создание базы данных, поиск и сортировка данных" (с использованием технологии дифференцированного обучения)
Конспект практической работы по теме "Создание базы данных, поиск и сортировка данных" (с использованием технологии дифференцированного обучения)
Разработка может быть использована для формирования у обучающихся знаний о приемах создания БД, поиска и сортировки данных в БД. Предназначена для обучающихся 9 класса, проходящих обучение по УМК «Информатика и ИКТ» 8-9 класс Автор Семакин И. Г. и др. При выполнении практической работы используется технология дифференцированного обучения (содержит разноуровневые задания (3 уровня)).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект практической работы по теме "Создание базы данных, поиск и сортировка данных" (с использованием технологии дифференцированного обучения)»
Тема урока: Создание базы данных, поиск
и сортировка данных.
Цель: формирование у обучающихся знаний о приемах создания базы данных, поиска и сортировки данных в ней.
Задачи:
образовательная – научить обучающихся применять теоретические знания по созданию БД, поиску и сортировке данных на практике;
развивающая – развитие памяти, внимания, логического мышления;
воспитательная – воспитать познавательный интерес, уверенность в собственных силах.
Этапы урока:
Организационный этап (2 мин).
Подготовительный этап (3 мин).
Практическая работа (30 мин)
Рефлексия (3 мин).
Домашнее задание (2 мин).
Ход урока:
Организационный момент
Приветствие. Проверка присутствующих. Постановка цели и задач урока.
Подготовительный этап
Проверка домашнего задания, выявление затруднений, которые возникли у обучающихся при выполнении домашнего задания.
Фронтальный опрос:
а) Что такое БД?
б) Что такое СУБД?
в) Что собой представляет реляционная БД?
г) Как можно создать таблицу в MS Access?
д) Как можно создать форму ввода?
е) Как осуществляется сортировка данных?
ж) Как осуществляется поиск данных?
Практическая работа
Критерии оценки практической работы
Задания базового уровня оцениваются в 1 балл, задания продуктивного уровня в 2 балла, творческого в 3 балла. На оценку «5» необходимо набрать больше 8 баллов, на «4» – от 6 до 8 баллов, на «3» – от 4 до 5 баллов, меньше 5 баллов оценка «2».
Задания для самостоятельного выполнения
Базовый уровень:
Создайте структуру однотабличной базы данных «Книги», которая будет содержать следующую информацию:
№ книги (счетчик) – ключевое поле
автор (текстовый тип данных)
название (текстовый тип данных)
количество страниц (числовой тип данных)
издательство (текстовый тип данных)
год издания (текстовый тип данных)
количество экземпляров (числовой тип данных)
жанр (текстовый тип данных)
цена (денежный тип данных).
Чтобы запустить СУБД Access необходимо выполнить команду Пуск Программы Microsoft Office 2007 Microsoft Office Access 2007. В появившемся окне необходимо выбрать «Новая база данных». Затем следует указать имя создаваемой базы данных (библиотека) и нажать кнопку «Создать». После чего в появившемся окне базы данных на вкладке «Создание» выберите режим «Конструктор таблиц». Данный режим позволяет полностью описать структуру таблицы (см. рис. 1). В столбец «Имя поля» запишите: № книги, автор, название, количество страниц, издательство, год издания, количество экземпляров, жанр, цена. Во втором столбце «Тип данных» необходимо в списке выбрать соответствующие типы полей. В третий столбец «Описание» заносится описание каждого поля – пояснение, которое будет появляться в левом нижнем углу экрана. Описание полей дополнительные и необязательный элемент структуры баз данных. После того, как все поля описаны, следует выделить ключевое поле. Для этого выделить поле (№ книги), щелкнув по нему мышью, а затем на вкладке «Конструктор» выберете команду «Ключевое поле». Сохранить структуру таблицы под именем «Книги», выбрав соответствующую команду на панели инструментов или в меню Файл.
Рис. 1. Режим конструктора таблицы «Книги».
Создайте форму ввода.
Для этого необходимо щелкнуть по вкладке «Создание» и в разделе формы в раскрывающемся списке выбрать «Мастер форм». После выбора данного режима создания формы, перед вами появится диалоговое окно (см. рис. 2), в котором необходимо выбрать источник формы (Таблица «Книги») и все поля.
После чего нажимаете кнопку «Готово». Перед вами появится форма, готовая для внесения записей.
Рис. 2. Этап создания формы ввода.
Заполните данную базу 5 записями.
Для этого откройте форму ввода и внести необходимые данные (см. табл. 1).
Таблица 1
Таблица «Книги»
№
Автор
Название
Кол-во страниц
Издательство
Год издания
Кол-во экземпляров
Жанр
Цена
1
Гоголь Н.В.
Повести
368
Москва
1986
12
Повесть
125,70
2
Лагин Л.
Старик
Хотабыч
371
Москва
1997
6
Сказки
102,00
3
Могилев А.В
Информатика
816
Москва
2000
58
Учебник
129,00
4
Толстой Л.Н.
Война и мир
624
Санкт-Петербург
1987
19
Роман
59,26
5
Макарова Н.В.
Информатика
135
Екатеринбург
2003
121
Учебник
304,00
Отсортируйте название книг по алфавиту.
Для этого необходимо выделить столбец «Название» и на вкладке «Главная» в разделе «Сортировка и фильтры» выбрать вид сортировки (по возрастанию).
Организуйте поиск книг, жанр которых «роман».
Для этого необходимо выделить столбец «Жанр» и на вкладке «Главная» в разделе «Найти» выбрать команду «Найти». В появившемся диалоговом окне (см. рис. 3), в строке «Образец:» пишется условие поиска (роман). В строке «Поиск в:» пишется название столбца, в котором осуществляется поиск (жанр). В строке «Совпадение:» выберите Поля целиком. Затем нажмите кнопку «Найти далее». Результат покажите учителю.
Рис. 3. Диалоговое окно поиска книг, жанр которых роман.
Продуктивный уровень:
Создайте структуру однотабличной базы данных «Страны», которая будет содержать следующую информацию: № страны – ключевое поле, название, столица, материк, язык, государства-соседи, площадь, население. При создании ознакомьтесь с заданием 1 для базового уровня.
Заполните данную базу 5 записями с помощью формы ввода, при этом используйте задания 2 и 3 для базового уровня.
Отсортируйте название стран по убыванию, используя последовательность действий задания 4 базового уровня.
Организуйте поиск стран, название столицы которых начинается на «М». Диалоговое окно поиска стран, название которых начинается на «Р», приведено на рис. 4. Результат покажите учителю.
Рис. 4. Диалоговое окно поиска стран, название которых начинается на «Р»
Творческий уровень:
Создайте структуру базы данных «Исторические события» и заполните ее 5 записями с помощью формы ввода.
Отсортируйте события в порядке их отдаленности от настоящего времени и организуйте поиск событий, происходящих в XX веке. Результаты покажите учителю.
Придумайте одну свою сортировку и организуйте два своих поиска и объясните принцип их действия.
Рефлексия
Выставление оценок. Организация обратной связи. Обучающимся задаются вопросы:
какие задания вызвали у Вас затруднения?
понравился ли Вам урок?
справились ли вы с выбранным уровнем?
Домашнее задание
Придумайте структуру БД «Успеваемость», содержащую сведения об успеваемости обучающихся вашего класса.