Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по информатике "Законодательство Республики Казахстан в сфере защиты информации"»
Урок 3
Учитель: Асылбекова Л. С. Класс: 9 Дата: _______________
Тема урока: Законодательство Республики Казахстан в сфере защиты информации.
ЦЕЛИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
Ознакомить с законами РК об авторских правах на интеллектуальную собственность и защите информации.
Научить применять свои знания на практике.
РАЗВИВАЮЩАЯ:
Логическое мышление, внимание, память.
Развивать кругозор детей.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
развитие познавательного интереса
Ход урока
1. Организационный момент. (Сообщение темы, целей и задач урока.)
2. Актуализация знаний.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:
Что такое информация? /Информация - это сведения об окружающем нас мире (всё что нас окружает)/.
Какие действия человек совершает с информацией? /Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации./
Как человек хранит информацию? /Хранение информации в уме - собственная (внутренняя информация) - оперативная память; внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества./
Какие современные носители информации вам известны? /Магнитные и лазерные диски, флеш-карты - обладают большой ёмкостью, надёжны и компактны. Винчестер (жёсткий диск)/
3. Изучение новой темы.
Учащиеся повторяют инструкцию безопасности и правила поведения в кабинете ВТ. Заполняют журнал техники безопасности. После этого переходим к лекции.
Компьютерная этика
В самом общем смысле компьютерная этика занимается исследованием поведения людей, использующих компьютер, на основе чего вырабатываются соответствующие нравственные предписания и своего рода этикетные нормы.
Компьютерная этика представляет собой область междисциплинарного исследования и включает рассмотрение технических, моральных, юридических, социальных, политических и философских вопросов. Проблемы, анализируемые в ней, условно можно разделить на несколько классов:
1) проблемы, связанные с разработкой моральных кодексов для компьютерных профессионалов и простых пользователей, чья работа связана с использованием компьютерной техники;
2) проблемы защиты прав собственности, авторских прав, права на личную жизнь и свободу слова применительно к области информационных технологий;
3) группа проблем, связанных с появлением компьютерных преступлений, определением статуса, то есть преимущественно правовые проблемы.
Содержание отдельных кодексов отличается друг от друга, но в их основе лежит некоторый инвариантный набор моральных установок, которые условно могут быть сведены к следующим:
1) не использовать компьютер с целью повредить другим людям;
2) не создавать помех и не вмешиваться в работу других пользователей компьютерных сетей;
3) не пользоваться файлами, не предназначенными для свободного использования;
4) не использовать компьютер для воровства;
5) не использовать компьютер для распространения ложной информации;
6) не использовать ворованное программное обеспечение;
7) не присваивать чужую интеллектуальную собственность;
8) не использовать компьютерное оборудование или сетевые ресурсы без разрешения или соответствующей компенсации;
9) думать о возможных общественных последствиях программ, которые Вы пишете, или систем, которые Вы разрабатываете;
10) использовать компьютер с самоограничениями, которые показывают Вашу предупредительность и уважение к другим людям.
Закон РК от 10.06.1996 №6-1 «Об авторском праве и смежных правах» (извлечения) – регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений.
Статья 2. Основные понятия
автор – физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение;
авторское право – имущественные и личные неимущественные права автора;
интеллектуальная собственность – это собственность на объективированные результаты творческой деятельности;
исключительное право – имущественное право автора или обладателя смежных прав на использование произведения, исполнения, фонограммы, передачи любым способом по своему усмотрению в течение срока, установленного настоящим Законом;
неисключительное право – когда одновременно с обладателем авторского права и смежных прав другое лицо может использовать произведение, имея на то соответствующее разрешение автора, кроме случаев, установленных настоящим Законом;
программа для ЭВМ – набор инструкций или правил, выраженных словами, цифрами, кодами, символами, знаками, диаграммами или в какой-либо другой форме, которые могут быть использованы в ЭВМ или другим компьютерным устройством с целью выполнения заданной функции …с целью достижения желаемого результата…
Статья 7. Произведения, являющиеся объектами авторского права
п.1 Объектами авторского права являются:
1) литературные произведения…
12) программы для ЭВМ…
п.2 Охрана программ для ЭВМ распространяется на все виды программ для ЭВМ (в т. ч. операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код.
Статья 16. Имущественные права
п.1 Автору или иному обладателю авторских прав на произведение принадлежат имущественные (исключительные) права на использование этого произведения в любой форме и любым способом.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «О лицензировании» (сизменениями и дополнениямипо состоянию на 12.01.2012 г.)
( 7 глав,52 статьи).
Статья 22. Лицензирование деятельности в сфере информатизации и связи
1. Наличие лицензии требуется для занятия следующими видами деятельности:
1) Исключен в соответствии с Законом РК от 15.07.11 г. № 461-IV (введен в действие по истечении шести месяцев после его первого официальногоопубликования) (см. стар. ред.)
2) предоставление услуг в области связи.
Данный вид деятельности включает следующие подвиды деятельности:
местная телефонная связь;
междугородная телефонная связь;
международная телефонная связь;
услуги доступа к сети Интернет;
спутниковая подвижная связь;
сотовая связь (с указанием наименования стандарта);
мобильная телекоммуникационная связь (в том числе услуги подвижной радио (радиотелефонной) связи, транкинговой и пейджинговой связи);
Условия и порядок выдачи лицензий на занятие деятельностью в области связи, в том числе на конкурсной основе, определяются законодательством Республики Казахстан.
2. Не требуется получение лицензии для осуществления деятельности:
1) физическими и юридическими лицами, не имеющими собственного либо арендуемого сетевого или коммутационного оборудования и предлагающими пользователям услуги других операторов связи, действующих на основании соответствующих лицензий.
Отношения между такими лицами и оператором связи регулируются заключенными договорами, структура которых должна быть согласована лицензиаром. Посредники обязаны предоставлять услуги под торговой маркой оператора связи, с которым заключен договор. При этом ответственность за качество предоставляемых потребителям услуг и исполнение условий действия лицензии несет оператор связи;
2) по созданию и эксплуатации сетей, предназначенных для управления внутрипроизводственной деятельностью и технологическими процессами, в том числе с использованием радиочастотного спектра без предоставления услуг связи третьим лицам, а также без использования услуг связи, предоставляемых на территории Республики Казахстан операторами связи - нерезидентами Республики Казахстан;
3) по созданию и эксплуатации сетей мобильной телекоммуникационной связи (в том числе подвижной радио (радиотелефонной), транкинговой и пейджинговой связи), не имеющих присоединения к сети телекоммуникаций общего пользования и предназначенных для реализации основного вида деятельности, не связанного с предоставлением услуг связи.
Для использования полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов) в случаях, предусмотренных подпунктами 2), 3) настоящего пункта, уполномоченным органом в области связи выдается разрешение на использование радиочастотного спектра в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области связи.
В статью 23 внесены изменения в соответствии сЗакономРК от 27.07.07 г. № 320-III (введены в действие с 09.08.2007 г.) (см. стар. ред.); изложена в редакцииЗаконаРК от 15.07.11 г. № 461-IV (введен в действие по истечении шести месяцев после его первого официальногоопубликования) (см. стар. ред.)
4. Итог урока
Наш урок подходит к концу. Давайте проанализируем, что мы с вами сегодня успели сделать
За активную работу на уроке получают оценки: ___________