Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления
Цель урока: Создание условий для формирования у обучающихся представления об алгоритмической конструкции «следование».
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: представление о линейных алгоритмах;
Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; ИКТ-компетентность (создание линейных программ с помощью исполнителя Робот); уметь исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
Личностные: способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека.
Решаемые учебные задачи:
- сформировать понятие линейного алгоритма;
- научить составлению линейных алгоритмов для формальных исполнителей с заданной системой команд;
Используемые на уроке средства ИКТ: Компьютеры – 15 шт.;Проектор.
Средства обучения: программные средства – Исполнитель алгоритмов «РОБОТ», презентация.
План урока:
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Актуализация знаний – 5 мин.
3. Мотивация к изучению новой темы. Постановка темы урока– 2 мин.
4. Изучение нового материала – 10 мин.
5. Домашнее задание – 1 мин
6. Физкультминутка – 2 мин.
7. Практическая работа – 15 мин.
8. Подведение итогов урока. Рефлексия – 4
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
- Здравствуйте, товарищи кадеты!
- Здравия желаю, товарищ преподаватель!
Контроль посещаемости. Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний
На предыдущих уроках мы с вами познакомились с понятием и свойствами алгоритмов, формами представления алгоритмов. Сейчас я прошу вас вспомнить эти понятия.
1) Что такое алгоритм? (Последовательность действий, которая приводит к решению задачи)
2) Кто исполняет алгоритмы?
3) Какие основные виды исполнителей мы знаем?
4) Какие формы записи алгоритмов вам известны?
5) Какие геометрические фигуры используют в блок-схемах?
- Молодцы, на вопросы вы ответили хорошо, а это говорит о том, что мы можем двигаться дальше и покорять новые вершины знаний.
3. Мотивация к изучению новой темы. Постановка темы урока
Составьте из готовых блоков блок-схемы алгоритма перехода дороги по светофору.
- Что у вас получилось? Какие выводы можете сделать? (Существуют разные виды алгоритмов)
- Отличаются ли структуры данных алгоритмов?
- Какая последовательность команд образуется? (В одном команды следуют одна за другой в одну линию, в другом расходятся)
- Какой из них мы можем назвать линейным?
- Итак, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?
Тема нашего урока: Алгоритмическая конструкция «следование».
- Что мы сегодня должны узнать сегодня на уроке? (узнать что такое линейный алгоритм; понять, в каких случаях можно используется)
- Чему должны научиться? (составлять линейные алгоритмы для формального исполнителя)
- Открываем тетради, записываем дату и тему нашего урока: Алгоритмическая конструкция «Следование».
4. Изучение нового материала
Следование — алгоритмическая конструкция, отображающая естественный, последовательный порядок действий.
Алгоритмы, в которых используется только структура «следование», называются линейными алгоритмами.
Обратите внимание, что многие из предписаний этого алгоритма могут потребовать детализации — представления в виде некоторой совокупности более мелких предписаний.
- Важен ли порядок действий при выполнении линейного алгоритма?
- Приведите примеры линейного алгоритма. Где мы встречаемся с такими алгоритмами?
Линейный алгоритм для исполнителя Робот. У исполнителя Робот есть четыре команды перемещения (вверх, вниз, влево и вправо), при выполнении каждой из них Робот перемещается на одну клетку в соответствующем направлении. По команде закрасить Робот закрашивает клетку, в которой он находится.
Запишем линейный алгоритм, исполняя который Робот нарисует на клетчатом поле следующий узор и вернется в исходное положение.
алг узор
нач
закрасить
вправо
вправо
закрасить
вниз
влево
закрасить
вверх
влево
кон
Дан фрагмент линейного алгоритма:
х:=2
у:=х*х
у:=у*у
х:=у*х
s:=x+y
- Выясним, какое значение получит переменная s после выполнения этого фрагмента алгоритма.
С помощью операции div вычисляется целое частное, с помощью операции mod — остаток.
Задание №1. Вычислите целое и частное для следующих выражений:
Задание №2. По алгоритму восстановите формулу.
a1:=1/x
a2:=a1/x
a3:=a2/x
a4:=a3/x
y:=a1+a2
y:=y+a3
y:=y+a4
Задание №3. Исходное данное - целое трёхзначное число x. Выполните для x = 125 следующий алгоритм.
a:=x div 100
b:=x mod 100 div 10
c:=x mod 10
s:=a+b+с.
- Чем является результат s этого алгоритма?
5. Домашнее задание
§ 3.4 читать, знать определение линейного алгоритма, вопросы 4, 5 стр. 144 (письменно).
6. Физкультминутка
А сейчас мы сделаем небольшой перерыв и будем учиться чётко и правильно выполнять команды алгоритма.
7. Практическая работа
Выполните задание на компьютере в среде исполнителя Кумир (краткие пояснения по среде Кумир).
Первое задание учитель сам выполняет, объясняет работу исполнителя Робот.
Выставление оценок.
8. Итог урока. Рефлексия.
На уроке мы с вами познакомились с линейными алгоритмами.
- Какие алгоритмы называют линейными?
- Важен ли порядок в выполнении линейных алгоритмов?
Мне было очень приятно и интересно с вами работать. Я надеюсь, что и вам тоже урок понравился и предлагаю оценить сегодняшний урок. Для этого, оставьте на экранах мониторов, смайлик, соответствующий вашему впечатлению от прошедшего урока.
Молодцы, ребята. Вы сегодня на уроке хорошо потрудились. А на следующем уроке мы узнаем, как Роботу не сталкиваться со стенами в лабиринте и познакомимся с разветвляющимися алгоритмами.