Мотивация урока. Постановка темы и цели урока 5-7 мин | Ребята, вам представлено 2 отрывка из литературных произведений: Сказка №1 | Сказка №2 | Перемой-ка всю посуду. Да натри полы повсюду, Дров на месяц наколи, Кофе на год намели, Посади среди цветов Сорок розовых кустов, И, пока не подрастут, Подметай дорожки тут. | Как-то едут-едут Алёша Попович и Змей Тугарин, а на пути камень и там написано: "Если налево пойдёшь - голову потеряешь. Если направо пойдёшь - коня потеряешь. А прямо пойдёшь - лягушку Царевну найдёшь". | внимательно прочитайте их и ответьте на вопросы: Что общего в литературных произведениях? (В каждом отрывке заложен алгоритм действий.) Чем отличаются? (в 1-ом отрывке последовательность действий; 2-ом – выбор действий) Что такое алгоритм? Задание: подберите правильное определение понятию «алгоритм». Алгоритм – это … порядок правильного выполнения действий для решения задачи понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или на решение поставленной задачи последовательность действий, команд, необходимых для решения определенной задачи Как называются алгоритмы: а) действие, в котором, выполняется последовательно друг за другом? (линейный алгоритм) б) действие выполняется или нет в зависимости от условия? (алгоритм ветвления) Ребята, посмотрите на экран и сформулируйте тему урока. Тема определена правильно. Данную тему мы изучали на протяжении нескольких уроков по плану: Понятие алгоритма, исполнителя; Свойства алгоритмов; Форма записи алгоритмов; Блок – схема линейного алгоритма и алгоритма с ветвлением. Сегодня наш урок проведем в форме игры-соревнования, в которой будут победители и побежденные. Кто может стать победителем? Попробуйте поставить цель урока? | Слушаю учителя. Читают отрывки из литературных произведений осмысливают, сравнивают, выбирают, систематизируют, отвечают. Ответ - алгоритм. Слушаю учителя, осмысливают, анализируют, отвечают на вопрос, дополняют друг друга. 1.Ответ – в 1-ом - друг за другом; 2-ом – выбор. 2. Ответ – линейный и ветвление Слушают учителя, сравнивают, анализируют, отвечают на вопрос, дополняют друг друга. Предлагают тему урока «Алгоритмы» или «Типы алгоритмов» Слушают учителя, анализируют, систематизируют информацию, отвечают на вопрос. Ответ – кто все знает; сильный, целеустремленный человек. Формулируют цель урока. Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся о линейных и нелинейных (ветвление) алгоритмах; совершенствовать умения и навыки в их разработке с помощью программного обеспечения MS World. | Метапредметные результаты: определение целеполагания, осуществляют личностную рефлексию. Познавательные результаты: выступают перед аудиторией сверстников, осуществление выбора наиболее эффективных способов решения информационной задачи, структурирование информации Личностные результаты: развитие логического мышления, внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, мотивационная основа учебной деятельности Коммуникативные результаты: адекватное использование речевых средств, для решения коммуникативных задач, формулирование собственного мнения в позицию, умение договориться с людьми иного мнения, изменять свою точку зрения |
Актуализация знаний (33 мин.) 5-7 мин 5-7 мин 5-7 мин 2 – 3 мин 2 мин 5-7 мин | Организует учебное взаимодействие учеников и следующее обсуждение линейных и нелинейных (ветвление) алгоритмов. Для достижения поставленной цели мы начинаем игру – соревнование «Мир алгоритмов». Игра состоит из нескольких уровней, задания в которых возрастают от уровня к уровню. Условия игры-соревнования: В течение игры заполняется оценочный лист; В оценочные листы вносятся баллы индивидуальных, парных и микрогрупповых заданий; Каждое правильное задание оценивается в 1 балл на всех уровнях игры; Результат игры – соревнование – сумма баллов всех учеников микрогруппы, выполняющие индивидуальные, парные и микрогрупповые задания. Перед игрой проведем разминку. Задание. Собери в рюкзак «Знаний» термины (определения), которые относятся к теме урока. (алгоритм, исполнитель, блок-схема, СКИ) Посмотрите на представленный список и скажите, пожалуйста, кто или что будет выполнять алгоритм действий? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к таблице, которую вы заполняли дома. Организует проверку домашнего задания. «Поставьте в соответствие исполнителей к тем работам, которые они выполняют» Действие | Исполнитель | приготовление торта | кондитер | стирка белья | стиральная машина, человек | обслуживание покупателей | продавец, кассир | пломбирование зуба | стоматолог | ответ у доски | ученик | вождение автомобиля | шофер | Итак, исходя из этой таблицы, скажите, кто или что будет выполнять алгоритм действий (исполнитель – человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные, выполнять определенный набор команд). Молодцы! Начинаем игру. 1 уровень «Логический комплимент» Данный уровень вы проходите индивидуально, принося заработанные правильные баллы в копилку команды. Задание. Сопоставьте каждое свойство с его определением. Молодцы, правильно! Первый уровень пройден, переходим на второй. Прежде чем, перейти на него скажите, пожалуйста, какие формы записей алгоритмов вам известны? (словесная, программная, графическая) какая форма записи алгоритмов является более наглядной и легко воспринимаемой? (графическая (блок-схема)). 2 уровень «Графический элемент» На втором уровне задание выполняется в парах. За каждым обитателем пустыни спрятан графический элемент блок-схемы. Необходимо выбрать обитателей и появиться графическое изображение. Задание. Определите название и назначение графического элемента. Заполните таблицу «Блоки в блок-схеме». Блоки | Назначение | овал | начало или конец | параллелограмм | ввод или вывод | ромб | принятие решения (условие) | прямоугольник | выполнение действия | 3 уровень «Алгоритмическое мышление» Уровень состоит из двух этапов: 1 этап (работа учащихся в группах) Задание. Составьте алгоритм общей блок-схемы. 1 микрогруппа – линейные алгоритм 2 микрогруппа – полная форма ветвления 3 микрогруппа – неполная форма ветвления. Физкультминутка На уроке, ребята, вы работаете хорошо, дружно. А теперь отдохнуть вам нужно. Смотрим на экран и выполняем упражнения. Сколько строчечек у нас? (5) Столько мы присядем раз. Сколько столбиков здесь мы увидим? (2) Столько сделаем наклонов (вправо, влево) Сколько камешков у нас (5) Столько мы подпрыгнем раз. Отдохнули, порезвились и за дело мы взялись. 2 этап. Задание №1. Выполните вычисления по блок схеме. Кто быстрее выполнит задание, принесет дополнительный балл в копилку команды. Задание №2. Посмотрите мультфильм, составьте алгоритм приготовления чая с помощью программы MS Word. Молодцы! А скажите, по каким алгоритмам Вы делали задания? (линейный и ветвление) | Работают с заданием. Анализируют картинку, выбирают нужные названия предметов. Ответ – алгоритм, исполнитель, блок-схема, СКИ Слушаю учителя. Меняются тетрадями с одноклассниками, проверяют домашнее задание с эталоном ответов. Отвечают на вопрос учителя, дополняют друг друга. Ответ – исполнитель. Ученики сопоставляют свойство с понятием. Осуществляют исследовательскую деятельность, обобщают и делают выводы, осуществляют коммуникативную групповую деятельность при проверке задания. Заполняют оценочный лист (средство №1). Слушают учителя, осмысливают, вспоминают, отвечают на вопрос, дополняют друг друга. Читают задание, вспоминают графические блоки, обобщают, заполняют таблицу (средство №2), осуществляют коммуникативную деятельность. Проверяют с эталоном. Заполняют оценочный лист (средство №1). Слушают учителя, работают в группах, вспоминают, осмысливают, анализируют, составляют блок схему (средство №3), делают выводы, осуществляют коммуникативную групповую деятельность. Осуществляют совместную проверку у доски. Заполняют оценочный лист(средство №1). Все вместе выполняют физкультминутку Работают в группах. Читают задание (средство №4), осмысливают, анализируют, осуществляют исследовательскую деятельность, систематизируют, делают выводы, осуществляют коммуникативную групповую деятельность. Осуществляют совместную проверку. Заполняют оценочный лист (средство №1). Слушают учителя, работают в парах, вспоминают, осмысливают, анализируют, выполняют задание, делают выводы, осуществляют коммуникативную групповую деятельность. Осуществляют совместную проверку. Заполняют оценочный лист(средство №1). Отвечают на вопрос учителя. Подсчитывают общие баллы. | Метапредметные результаты: умение выражать свои мысли Регулятивные результаты: работают по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя Коммуникативные результаты: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, приводят примеры, умение слушать, умение учувствовать в коллективном обсуждении. Познавательные результаты: выступают перед аудиторией сверстников Личностные результаты: самоопределение Регулятивные результаты: работают по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя Коммуникативные результаты: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать, умение учувствовать в коллективном обсуждении Познавательные результаты: выступают перед аудиторией сверстников, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении учебных задач, обучаются основам поискового чтения, осуществляют анализ Личностные результаты: самоопределение Метапредметные результаты: умение выражать свои мысли Предметные результаты: анализ объектов с помощью определения признаков Регулятивные результаты: работают по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя Коммуникативные результаты: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать, умение учувствовать в коллективном обсуждении Познавательные результаты: выступают перед аудиторией сверстников, обучаются основам поискового чтения, осуществляют анализ Личностные результаты: самоопределение Регулятивные результаты: работают по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя Коммуникативные результаты: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать, умение учувствовать в коллективном обсуждении Познавательные результаты: выступают перед аудиторией сверстников, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении учебных задач, обучаются основам поискового чтения, осуществляют анализ Личностные результаты: самоопределение Метапредметные результаты: умение выражать свои мысли |
Рефлексия учебной деятельности 10 мин. | Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся. Заканчивает урок стихотворением: «От исходных данных к результату» Словно в музыке мы отбиваем ритм Главная задача программиста- Правильно составить алгоритм Что, куда, зачем, когда и сколько. Каждый шаг исполнит точно, в цель, Все команды выполнит он смело Скажем громко – это исполнитель. Алгоритм составлен и записан Начало он имеет и конец. Таблица, нумерация, блок – схема Составлена программа, наконец. Алгоритмы разные бывают: Линейные, с ветвлением и без. Еще вас многое ожидает. Пока-же говорю я вам «Конец!» Задает домашнее задание | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Отвечают на вопросы: Можете ли вы назвать тему урока? Какую цель ставили? Удалось ли достичь поставленной цели? Удовлетворены ли Вы своей работой? Оцените себя с помощью смайликов. Слушают учителя, хором дополняют стихотворение. | Познавательные результаты: рефлексия способов и усилий действия, контроль и оценка процесса и результатов собственной деятельности Регулятивные результаты: оценка – оценивание качества и уровня усвоения Личностные результаты: формирование навыков самооценки. Выражают положительное отношение к процессу познания, оценивают собственную учебную деятельность. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |