Игра представляет собой аналог известной телевизионной игры «Слабое звено», связанной с информатикой. Она может проводиться с учащимися 7 — 9-х классов как в виде внеклассного мероприятия, так и на уроке. Игра включает в себя четыре этапа. На первом этапе 12 участников игры отвечают на вопросы в форме теста с выбором ответа. На втором этапе (полуфинал) каждый участник должен будет ответить на вопросы по выбранной им теме. На третьем этап ("Расшифровка") финалистам предлагается расшифровать слова. Четвертый этап (финал) – необходимо ответить на вопросы. В конспекте приведены ответы на задания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-игры "Знатоки информатки" »
Игра
«Знатоки информатики»
Игра представляет собой аналог известной телевизионной игры «Слабое звено», связанной с информатикой. Она может проводиться с учащимися 7 — 9-х классов как в виде внеклассного мероприятия, так и на уроке.
Для проведения игры необходимо подготовить:
— компьютер;
— презентацию PowerPoint "Знатоки информатики" (ее особенности будут описаны ниже);
— мультимедийный проектор (при наличии);
— 12 мест для участников игры и одно место для учащегося, выполняющего роль "учетчика";
— таблица со списком участников (для ученика-"учетчика");
— 3 карточки разных цветов (синего, желтого, красного).
Возможен также «бескомпьютерный» вариант (в нем вместо компьютерной презентации можно использовать карточки с вопросами).
Игра включает в себя четыре этапа.
Первый этап
На этом этапе 12 участников игры отвечают на вопросы в форме теста с выбором ответа. Каждый вопрос оформляется в виде отдельного слайда (см. рис. 1).
Какая величина измеряется в МГц?
1. Скорость доступа к требуемому месту на диске для чтения или записи информации
2. Скорость доступа к оперативной памяти
3. Тактовая частота процессора
Рис. 1
Учитель читает вопрос и предлагает участникам игры поднять карточку с номером, который, по их мнению, соответствует правильному номеру ответа. После того как учащиеся сделают это, учитель открывает слайд с правильным ответом (в презентации это происходит по щелчку на кнопке в правом нижнем .углу слайда).
Пример слайда с правильным ответом показан на рис. 2.
Специальный ученик — "учетчик" отмечает в таблице правильные ответы каждого участника.
Какая величина измеряется в МГц?
1. Скорость доступа к требуемому месту на диске для чтения или записи информации
2. Скорость доступа к оперативной памяти
3. Тактовая частота процессора
Рис. 2
Примечание. После показа слайда с правильным ответом участники изменить свое мнение не могут. Нарушившие это правило исключаются из игры.
На первом этапе участникам задаются 24 вопроса (они приведены в Приложении 1). По итогам этого этапа отбираются 6 человек, правильно ответивших на большее число вопросов. Если • претендентов на выход во второй этап больше шести, проводится серия дополнительных вопросов (см. Приложение 4). Их можно подготовить на отдельных табличках.
Второй этап (полуфинал)
На втором этапе каждый участник должен будет ответить на вопросы по выбранной им теме. Предлагаются 6 тем (см. рис. 3). Первым выбирает тему тот, кто на первом этапе занял первое место, вторым —. занявший второе место и т.д. При одинаковом количестве правильных ответов на первом этапе "работает" алфавитный порядок фамилий и т.п.
Устройство компьютера Системы счисления
Табличный процессор
Microsoft Excei Логика
Текстовый редактор
Microsoft Word Язык программирования Паскаль Рис. 3
Один из вопросов по теме "Устройство компьютера" показан на рис. 4.
Основное электронное устройство компьютера, его "мозг"
Рис. 4
Примечание. Щелчок по кнопке с надписью "К темам" позволяет вернуться к слайду, показанному на рис. 3 (это может потребоваться в случае "досрочного" выхода из игры какою-либо участника).
Каждому участнику игры дается 1—2 минуты, чтобы ответить на вопросы, связанные с выбранной темой. Вопросы по каждой теме приведены в Приложении 2. Ответы на вопросы учитель характеризует словами "правильно" или "неправильно". Учащийся-"учетчик" заносит в протокол сведения об ответах.
По итогам этого этапа должно остаться три финалиста — участники, показавшие лучший результат. Если претендентов на выход в финальный этап больше, им даются дополнительные задания.
Когда финалисты будут определены, необходимо определить порядок их ответов в финале. Для этого проводится третий этап — "Расшифровка".
Число, записанное в нижней табличке, представляет собой слово, зашифрованное следующим образом: каждая цифра соответствует одной из трех букв, записанных под ней в верхней (цветной) картинке, причем цифрам, стоящим на различных позициях, могут соответствовать разные буквы. Необходимо найти это слово (правильный ответ — оператор).
Участники игры должны записать найденное слово на листке и поднять руку. Очередность ответов в финале определяется по тому, как быстро ответили участники. После этого каждому участнику присваивается тот или иной цвет и выдается соответствующая цветная карточка.
Четвертый этап (финал)
На этом, заключительном, этапе учащимся показывается слайд с табличкой, в которой записаны числа (рис. 6).
1 2 3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 32 33 34 35 36
Учитель говорит: "Сейчас будет показана аналогичная табличка, но с разноцветными клетками. Вы должны запомнить номера клеток, окрашенных в "ваш" цвет (цвет вашей карточки). Именно запомнить — записывать номера нельзя".
Затем на 15 секунд открывается слайд:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 32 33 34 35 36
Клетки с номерами 1, 9, 14, 25, 26 и 29 — синие, 3, 7, 17, 21, 28 и 33 — красные, 5, 11, 18, 24, 30 и 35 — желтые (цвета соответствуют цветам финалистов). Каждый финалист должен запомнить расположение клеток "своего" цвета.
Учитель рассказывает участникам, что число, записанное в клетке, определяет вопрос, который будет задан каждому из них. Каждый цвет соответствует отдельной теме: красный — "Информатика и спорт", синий — "Информатика и химия", желтый — "Информатика и биология". Необходимо будет назвать термины, которые используются как в информатике, так и в спорте, химии или биологии (имеются в виду все разделы биологии: ботаника, зоология, анатомия). Кроме окрашенных ячеек, существуют и неокрашенные — это вопросы по так называемой "общей" теме.
Затем показывается слайд (см. рис. 8). 1 2 3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 32 33 34 35 36
При щелчке мышью на той или иной клетке появляется слайд с соответствующим вопросом (рис. 9-10).
В информатике:
число, определяющее систему счисления
В химии:
соединение, содержащее атом металла и одну или
несколько гидроксильных групп ОН
Рис. 9
Наука о законах, методах и способах накопления, обработки и передачи информации
Рис. 10
За правильный ответ на вопрос "своей" темы участнику дается 2 балла, "чужой" темы — 3 балла, "общей" темы — 1 балл. Если у какого-то участника вопрос "его" темы до него указал (ошибочно) другой участник, то ему предлагается выбрать вопрос "общей" темы.
Вопросы по всем темам этого этапа приведены в Приложении 3.
Победителем игры объявляется участник, набравший в финале наибольшее количество баллов.
Примечание. На случай, если при подведении итогов возникнут спорные вопросы, необходимо заранее подготовить дополнительные вопросы (см. Приложение 4).
Литература
1. Златопольский ДМ Интеллектуальные игры в информатике. СПб.: БХВ-Петербург, 2004.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Вопросы для первого этапа
1. Какая величина измеряется в МГц?
1) скорость доступа к требуемому месту на диске для чтения или записи информации;
2) скорость доступа к оперативной памяти;
3) тактовая частота процессора.
2. Дистрибутив — это:
1) продажа компьютеров фирмой-изготовителем;
2) программное изделие в виде, поставляемом изготовителем;
3) продавец компьютеров.
3. Кулер — это:
1) вентилятор охлаждения процессора;
2) покупатель компьютера;
3) пользователь компьютера.
4. Юзер — это:
1) программист, "взламывающий" чужие программы;
2) администратор компьютерной сети;
3) пользователь компьютера.
5. Дефрагментация — это:
1) удаление из текста всех пробелов;
2) объединение различных частей файла в одну непрерывную часть;
3) операция объединения нескольких последовательностей (строк, файлов) в одну.
6. Интерфейс — это:
1) совокупность средств взаимодействия программы и пользователя;
2) обмен значениями двух переменных величин;
3) передача значений из вспомогательной процедуры в основную программу.
7. Модем — это:
1) устройство, осуществляющее соединение компьютера с другим компьютером;
2) устройство, преобразующее компьютерную информацию в электрический сигнал и, обратно;
3) устройство, проверяющее имя пользователя и пароль при выходе в глобальную компьютерную сеть.
8. Пиксель — это:
1) звуковой сигнал на компьютере;
2) минимальный элемент изображения на экране монитора;
3) единица измерения высоты символов.
9. Трафик — это:
1) перемещаемые по глобальной сети данные;
2) изображение, совмещающее таблицу и график, построенный по ее данным;
3) допущение, сделанное при анализе задачи (от слова потрафить).
10. Клавиша, при нажатии которой происходит фиксация верхнего регистра, — это:
1) CapsLock;
2) NumLock;
3) ScroollLock.
11. Кто считается автором самого древнего алгоритма:
1) Герон;
2) Евклид;
3) Пифагор.
12. Какой язык программирования был разработан раньше:
1) Бейсик;
2) Паскаль;
3) Алгол.
13. Колонтитул — это:
1) часть таблицы;
2) первая страница текстового документа;
3) повторяющиеся на каждой странице текстового документа данные.
14. Число 25 10 — это:
1) 418;
2) 318;
3) 348.
15. Кластер — это:
1) место хранения информации в процессоре;
2) порция из нескольких секторов, выделяемых файлу при необходимости;
3) программа для обслуживания периферийного устройства.
16. Номер элемента массива — это:
1) индекс;
2) идентификатор; 3.) интерпретатор.
17. Амперсанд — это название символа:
1) "#";
2) "&";
3) "@".
18. С фамилией какого из древних ученых связано происхождение слова алгоритм:
1) Аль-Каши;
2) Аль-Хайсама;
3) Аль-Хорезми.
19. Когда была создана первая в мире электронно-вычислительная машина ENIAC:
1) в 1951 году;
2) в 1932 году;
3) в 1946 году.
20. Тильда — это название символа:
1) "#";
2) ""';
3) "@".
21. Кого называют первой в истории женщиной-программистом:
1) Аду Лавлейс;
2) Софью Ковалевскую;
3) Марию Склодовскую-Кюри.
22. Макрос — это:
1) серия команд, сгруппированных вместе для1 упрощения ежедневной работы, выполнить которые можно с помощью кнопки на панели инструментов, пункта меню или нажатия сочетания клавиш;
2) программа большого размера;
3) максимальный элемент числового массива.
23. Сколько поколений ЭВМ принято считать созданными до настоящего времени:
1) три;
2) четыре;
3) пять.
24. Компилятор — это:
1) часть процессора, в которой осуществляется сравнение двух значений;
2) программа для сжатия файлов;
3) разновидность программы-транслятора.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Вопросы для второго этапа Тема "Устройство компьютера"
1. Основное электронное устройство компьютера, его "мозг"?
2. Материнская... (что пропущено?)
3. Как называется элемент системы, отражающий состояние устройства?
4. Как называют гибкий магнитный диск?
5. Как называют порядковое число? (оно часто указывается на элементах компьютера)
6. Как называется подстилка под манипулятор "мышь" ?
7. Как называется устройство, по сути являющееся одновременно устройством ввода и устройством вывода?
8. Как называется соединительный провод?
9. Устройство вывода информации из ПК, закрепляемое на голове.
10. Элемент стандартного устройства ввода информации в ПК.
11. Оболочка одного из основных элементов ПК.
12. Устройство для работы с дисками.
13. Так называют точку подключения внешних устройств к внутренней шине микропроцессора.
14. Группа линий электрических соединений, обеспечивающих передачу данных и управляющих сигналов между компонентами компьютера.
15. Тактовая... процессора (что пропущено?)
Тема "Текстовый редактор MicrosoftWord"
1. Вертикальная часть таблицы.
2. Примечание к тексту, размещаемое в нижней части страницы или в конце документа.
3. Часть текста, набранная до нажатия клавиши [Enter].
4. Единица измерения высоты шрифта.
5. Нумеруемая часть документа.
6. Изображение на инструменте, щелчок на котором сохраняет документ.
7. Второй экземпляр документа.
8. Часть экрана, занимаемого документом.
9. Перечень глав и пунктов документа.
10. Наклонный шрифт.
11. Название пункта главного меню редактора Microsoft Word, с помощью которого можно установить параметры символов и абзаца.
12. Часть документа, границу которого можно вставить с помощью разрыва.
13. Обозначение документа.
14. Часть окна текстового редактора, используемая для установки полей и отступов.
15. Изображение на инструменте, щелчок на котором выполняет печать документа.
Тема "Табличный процессор MicrosoftExcel"
1. Внешнее очертание, наружный вид предмета, а также средство для добавления, изменения, удаления и просмотра данных.
2. Перераспределение ячеек в некотором порядке.
3. По ней в электронных таблицах проводят расчеты.
4. Встроенное в Excel средство расчетов, сравнений, работы с числами.
5. Имя функции, определяющей среднее арифметическое значение в ячейках.
6. Валюта, обозначение которой используется в Excel.
7. Часть рабочей книги Excel.
8. Специалист, достигший высокого искусства в своем деле, а также встроенные средства Excel для построения графиков и диаграмм.
9. Так называют столбчатую диаграмму.
10. Название кнопки на панели инструментов, на которой изображен знак "X".
11. Совокупность особенностей представления данных в ячейке.
12. Характеристика ячейки, отражающая ее местоположение.
13. В Excel'она бывает относительная, абсолютная и смешанная.
14. Несколько смежных ячеек, образующих прямоугольный блок.
15. Имя функции, которая подсчитывает количество ячеек, в которых записаны числа.
Тема "Системы счисления"
1. Символ в записи числа.
2. Назовите систему счисления с минимальным количеством используемых цифр.
3. Назовите двоичное число, на 1 большее двоичного числа 1011.
4. Назовите двоичное число, на 1 меньшее двоичного числа 1000.
5. Число, определяющее систему счисления.
6. Систему счисления, в которой значение цифры зависит от ее местоположения в числе, называют...
7. Как называется позиция в записи числа в позиционной системе счисления?
8. Сколько знаков используется для записи чисел в 12-ричной системе счисления?
9. Сколько буквенных цифр используется в 16-ричной системе счисления?
10. Приведите пример непозиционной системы счисления.
11. Как называется набор цифр в системе счисления или набор букв в языке?
12. 5 + 3 в 8-ричной системе счисления.
13. 6 + 4 в 16-ричной системе счисления.
14. 5 в двоичной системе счисления.
15. Является ли двоичное число 10100111001 четным?
Тема "Язык программирования Паскаль"
1. С этого служебного слова начинается раздел операторов.
2. Оператор вывода информации.
3. Оператор очистки экрана.
4. Оператор ввода информации.
5. Тип переменных, принимающих значения True или False.
6. Раздел операторов заканчивается этим словом.
7. Тип переменных, принимающих значения от-32 768 до 32 767.
8. Как обозначается знак операции определения остатка?
9. Величина, меняющаяся при выполнении оператора цикла For.
10. Этот оператор используется, когда какие-то действия в программе выполняются не всегда, а только при определенном условии.
11. Изменяемая величина в программе.
12. Что будет выведено на экран: Writeln(10 div 3)?
13. Раздел программы, в котором указываются все переменные и их тип.
14. Sqrt в Паскале, а в математике — ...
15. Этот оператор используется, когда в программе возможны 3—4 варианта действий, выполнение каждого из которых зависит от некоторых условий.
Тема "Логика"
1. Кто является основоположником математической логики:
1) Исаак Лейбниц;
2) Джордж Буль;
3) Блез Паскаль.
2. Каким может быть некоторое высказывание?
3. Какая логическая операция имеет такую таблицу истинности
Операнды
Результат
Истина
Истина
Истина
Ложь
Ложь
Ложь
Истина
Ложь
Истина
Ложь
Истина
Истина
4. Как называется логическая операция, использующая союз (логическую связку) "И"?
5. Как называется форма мышления, фиксирующая основные, существенные признаки объекта?
6. Некоторые законы логики названы именем:
1) Де Моргана;
2) Де Голля;
3) Джорджа Буля.
7. Как называется логическая операция, использующая союз (логическую связку) "ИЛИ"?
8. Логические выражения, у которых таблицы истинности совпадают, называют:
1) равнозначными;
2) равноправными;
3) равносильными.
9. Что получится, если дважды отрицать некоторое высказывание:
1) исходное высказывание;
2) высказывание, противоположное исходному;
3) 0.
10. Как называется логическая операция, использующая частицу "НЕ"?
11. Как называется закон логики, который можно иначе сформулировать как "третьего не дано" ?
12. Какая логическая операция образуется соединением двух высказываний в одно с помощью оборота речи "если ..., то ... ?
13. Какая логическая операция имеет такую таблицу истинности
Операнды
Результат
Истина
Ложь
Ложь
Ложь
Ложь
Ложь
Истина
Истина
Истина
Ложь
Истина
Ложь
14. Как называется наука о формах и способах мышления ?
15. Какая логическая операция имеет такую таблицу истинности
Операнды
Результат
Истина
Ложь
Ложь
Истина
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Вопросы для четвертого этапа Тема "Информатика и спорт"
1. Разновидность носителя информации. Снаряд для метания.
2. Синоним понятия "Оператор в программе". Спортивный коллектив.
3. Элемент матричного принтера. Узкая полоса ткани или бумаги, закрепляемая на финише дистанции на соревнованиях по бегу.
4. Позиция в записи числа. Категория в спорте.
5. Участок дорожки магнитного диска. Участок на стадионе для зрителей или для проведения соревнований по отдельному виду спорта.
6. Участок магнитного диска в виде двух концентрических окружностей. Специально устроенная дистанция для бега или плавания.
Тема "Информатика и химия"
1. Число, определяющее систему счисления. Соединение, содержащее атом металла и одну или несколько гидроксильных групп ОН.
2. Составная часть массива. Одно из основополагающих понятий в химии.
3. В Excel запись в ячейке, начинающаяся со знака — . Сокращенное обозначение какого-либо соединения с помощью букв латинского алфавита и чисел.
4. Электронная......Менделеева.
5. Порядковый номер элемента массива. Числовой указатель, ставящийся внизу буквы, входящей в математическое выражение или в запись состава какого-либо соединения.
6. Условие, по которому проводится отбор записей в БД. Прибор, приспособление, материал или тело для отделения жидкости от находящихся в ней твердых частей.
Тема "Информатика и биология"
1. Разговорное обозначение символа, используемого в адресе электронной почты. Домашнее животное.
2. Организация на диске файлов и каталогов. Многолетнее растение с твердым стволом.
3. Разновидность бумаги для печати на принтере. Орган воздушного питания и газообмена растений.
4. Манипулятор для ввода информации в компьютер. Грызун
5. Часть оператора цикла (операторы, повторяемые при его выполнении). Организм человека или животного в его внешних, физических формах.
6. Естественная или искусственная знаковая система для общения и передачи информации. Часть полости рта.
Вопросы по "общей" теме
1. Наука о законах, методах и способах накопления, обработки и передачи информации.
2. Алгоритм, записанный на языке, "понятном" компьютеру.
3. Устройство или человек, которому предназначены команды алгоритма.
4. Поименованная группа файлов, объединенных по какому-то признаку.
5. Изображаемый на экране список объектов, из которых пользователь выбирает необходимый вариант.
6. Изобретатель системы кодирования информации, использующий два символа — точку и тире.
7. 1024 мегабайта.
8. В программировании — операция, заключающаяся в изменении значения переменной величины.
9. Изменение содержания текстового файла.
10. Часть имени файла, которая задается не пользователем, а программой.
11. Процесс разметки магнитного диска на участки, подготовка его к записи.
12. Последовательность символов, предназначенная для чтения человеком.
13. В текстовом редакторе Microsoft Word — совокупность характеристик символа или абзаца.
14. Устройство, машина или система, выполняющая действия без участия человека.
15. Вычислительное устройство у древних греков и римлян, похожее на счеты.
16. Объект, позволяющий исследовать опытным путем свойства более сложных объектов или явлений.
17. Программа, обладающая способностью к самовоспроизведению.
18. Внутренняя организация ЭВМ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Дополнительные вопросы
1. Идентификатор — это:
1) раздел программы, в котором описываются используемые величины;
2) имя объекта в программе;
3) нормативный документ, устанавливающий требования к продукции или процессу.
2. Конкатенация — это:
1) разбиение одного жесткого
диска на несколько логических дисков;
2) операция объединения нескольких последовательностей (строк, файлов) в одну;
3) восстановление удаленных файлов.
3. В единицах, обозначаемых как dpi {dotperinch— точек на дюйм), измеряют:
1) чувствительность сканера;
2) плотность записи информации на дискете;
3) степень сжатия файла программой-архиватором.
4. Браузер — это:
1) программа для обслуживания периферийного устройства;
2) программа просмотра гипертекстовых страниц
WWW;
3) место хранения информации в процессоре.
5. Гипертекст — это:
1) текст очень большого объема;
2) текст, полностью состоящий из прописных букв;
3) текст, содержащий связи с текстом других документов.
6. Криптография — это:
1) фотография, полученная с помощью цифрового фотоаппарата;