kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Алгоритм. Свойства алгоритма. Блок-схемы."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя алгоритма и основными алгоритмическими структурами.

Тип урока: Урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний.

Данный конспект можно использовать при изучении темы «Алгоритмы» как в 5-7 классах, так и 8-9 классах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок»

Тема урока: Алгоритм. Свойства алгоритма. Блок-схемы.

Цель: Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя алгоритма и основными алгоритмическими структурами.

Задачи:

  1. Образовательные: обеспечить усвоение понятий алгоритм, исполнитель, свойства алгоритма, дать представление об основных алгоритмических структурах умения составлять простейшие блок-схемы алгоритмов.

  2. Развивающие: способствовать развитию алгоритмического мышления, внимательности, информационной культуры

  3. Воспитательные: формировать способность к самостоятельной работе, самоконтролю и правильной организации рабочего времени, содействовать профориентации учеников.


Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор.

Продолжительность проведения: 45 мин.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Тип урока: Урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний


Ход занятия

1.Организационный момент 3 минуты

2. Актуализация знаний 3 минуты

3. Изучение нового материала 20 минут

4. Осмысление и применение изученного материала 16 минут

5. Итоги урока/Домашнее задание 3 минуты





Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учащихся

Использование ПК и других форм наглядности(слайды)

1.Организационный момент

Учитель: Приветствие учителя и учеников. “Здравствуйте, дети. вы готовы изучать новую тему” (Слайд 1)

Учитель: Я бы хотел, чтобы вы встали. Расставьте ноги на ширине плеч. А теперь: поверните туловище вправо насколько возможно и запомните место на стене, куда дотягивается наш взгляд. Запомнили? Теперь вернитесь в исходное положение. И сейчас снова повернитесь вправо, но постарайтесь посмотреть еще дальше. Итак, повернитесь, повернитесь, так чтобы еще дальше посмотреть. Спасибо, садитесь. У всех получилось посмотреть во второй раз дальше? Я и в первый раз попросил вас повернуться, так как только вы сможете. Но во второй раз все повернулись гораздо дальше. А получилось так потому, что перед нами стояла цель – увеличить предыдущее достижение. Так вот, юные информатики, всегда, когда у человека есть цель, он может добиться гораздо большего.


Готовятся к уроку


Выполняют действия, которые говорит учитель.

2. Актуализация знаний

Посмотрите на доску и попробуйте угадать слово (Слайд 2)

Верно. Вы угадали, это слово .... (Слайд 3)

Запишите в тетради тему сегодняшнего урока: Алгоритм. Свойства алгоритма. Блок-схемы. (Слайд 4)


Сегодня на уроке мы узнаем, что же такое алгоритмы, их свойства и способы их описания.

Называют слово - алгоритм.

3.Изучение нового материала

Учитель: Каждый из нас ежедневно использует различные алгоритмы: инструкции, правила, рецепты и т.д. Обычно мы это делаем не задумываясь. Например, вы хорошо знаете, как заварить чай. Но допустим, нам надо научить этому младшего брата или сестру. Значит, нам придется четко указать действия и порядок их выполнения.

Что это будут за действия и какой их порядок?  

Учащиеся составляют правило заваривания чая.

  1. Вскипятить воду.

  2. Окатить заварочный чайник кипятком.

  3. Засыпать заварку в чайник.

  4. Залить кипятком.

  5. Закрыть крышечкой.

  6. Накрыть полотенцем.

Давайте проверим, (слайд 5)


Другими словами мы составили алгоритм. Теперь давайте попробуем дать определение алгоритма. Как вы думаете, что называется алгоритмом?

Алгоритм - это конечная последовательность действий, направленных на получение из исходных данных результата, записанная с помощью точных и понятных исполнителю команд (слайд6). Запишите это определение в тетрадь.

Слово «алгоритм» происходит от имени арабского учёного Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми. Ал-Хорезми жил и творил в IX веке, он сформулировал правила выполнения арифметических действий в десятичной позиционной системе счисления.

В латинском переводе книги Ал-Хорезми правила начинались словами «Алгоризми сказал». С течением времени люди забыли, что «Алгоризми» - это автор правил, и стали просто называть правила алгоритмами. В настоящее время слово «алгоритм» является одним из важнейших понятий науки информатики. (Демонстрация презентации,7 слайд)

Так зачем же нам нужны алгоритмы?

Дети: высказывают предположения.

Учитель подводит ребят к идее - алгоритмы нужны для того, чтобы можно было сложные действия разбивать на простые, которые легко выполнить.

Итак, алгоритм - это описание детерминированной последовательности действий, направленных на получение из исходных данных результата за конечное число дискретных шагов с помощью понятных исполнителю команд.

  1. Какие алгоритмы Вы знаете, и кто или что является исполнителями алгоритмов?

  2. Как Вы понимаете высказывание Норберта Винера: «Любая машина стоит лишь столько, сколько стоит человек, который на ней работает?».

Главная особенность любого алгоритма – формальное исполнение, позволяющее выполнить заданные действия (команды) не только человеку, но и различным техническим устройствам.

Объект, который будет выполнять алгоритм, обычно называют исполнителем.

Учитель: Исполнитель – человек, группа людей, животное, техническое устройство, способные выполнять заданные команды. (Демонстрация презентации 8 слайд)

Учитель: Мир алгоритмов очень разнообразен. Несмотря на это, удается выделить общие свойства, которыми обладает любой алгоритм. Рассмотрим следующие примеры. (слайд 9)

Алгоритм открывания двери:

  1. Достать ключ из кармана.

  2. Вставить ключ в замочную скважину.

  3. Повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки.

  4. Вынуть ключ.


Алгоритм нахождения большего из 2 чисел А и В: (слайд 10)


  1. Из числа А вычесть число В.

  2. Если получилось отрицательное значение, то сообщить, что число В больше.

  3. Если получилось положительное значение, то сообщить, что число А больше.

  4. Если получился ноль, то сообщить, что числа равны.

Внимательно проанализируйте эти примеры. Что в них общего?

Итак, давайте обобщим, (слайд 11).

Рассмотрим свойства алгоритмов (рассказ учителя с элементами беседы).

  • Результативность. Получение требуемого результата за конечное число шагов; это означает, что неправильный алгоритм, который не достигает цели, вообще не нужно считать алгоритмом.

  • Дискретность (пошаговость). Под дискретностью понимают, что алгоритм состоит из последовательности действий, шагов. Выполнение каждого следующего шага невозможно без выполнения предыдущих. Последний шаг, как правило, выдаёт результат действия алгоритма.

  • Определённость. Означает, что действия, выполняемые на каждом шаге, однозначно и точно определены.

  • Понятность. Алгоритм должен быть понятен не только автору, но и исполнителю.

  • Выполнимость. Алгоритм должен содержать команды, записанные на понятном языке и выполнимые исполнителем.

  • Массовость. Один тот же алгоритм может применяться для решения большого количества однотипных задач с различающимися условиями.

(Демонстрация презентации 12 слайд)

Учитель: Существует несколько способов представления алгоритмов: словесный, графический и с помощью языка программирования

Ребята, перед Вами формы записи алгоритмов (демонстрация форм записи алгоритмов). (слайд 13)

1.Словесно-формульный

2. С помощью алгоритмического языка

3. Таблицы

4. Блок-схем,


Примеры форм записи алгоритмов:

1.Словесно-формульный(слайд 14)

Например, Составить алгоритм решения арифметического выражения (23+34)*57/3

1 шаг 23+34=57

2 шаг 57*57=3249

3 шаг 3249/3=1083


2. С помощью алгоритмического языка(слайд 15)

Например, Составить алгоритм решения алгебраического выражения x=2y+z

алг Выражение

арг y,z:цел

рез x:цел

нач

x:=2*y

x:=x+z

кон

3. Таблицы


4.Блок-схемы, (слайд 16) в которых для обозначения шагов алгоритма используются геометрические фигуры.








Ожидаемые ответы:

Вскипятить воду,

Окатить заварочный чайник кипятком.

Засыпать заварку в чайник.

Залить кипятком.

Закрыть крышечкой.

Накрыть полотенцем.








Записывают определение в тетрадь.

























Обмен мнениями в группах




























































4.осмысление и применение изученного материала

Учитель: Рассмотрим следующую задачу о мальчике Пете и опишем правильную последовательность действий, которую он совершает, просыпаясь каждое утро. (слайд 17)





Учитель: Молодцы. Давайте посмотрим, правильно -ли вы эту последовательность представили (слайд 17 щелчки).

(Продемонстрировать алгоритм как форму организации алгоритмов, позволяющую одинаковые действия записывать один раз, не повторяя.)

Учитель: Ребята, какой способ мы использовали для представления алгоритма, о мальчике Пете?

Учитель: Совершенно верно. Представим туже последовательность действий Пети утром с помощью блок-схемы (восстановление верного порядка команд в блок-схеме алгоритма «Утро Пети», (слайд 18)

Учитель: Как вы думаете, можно ли считать алгоритмом приказ, отданный царем из одной сказки: “Поди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что”?


Учитель: Давайте попробуем исполнить несколько алгоритмов

ЧТО БЫВАЕТ В МОРЕ?

  1. Напиши слово МОРЕ.

  2. Поменяй местами 1 и последнюю буквы в слове.

  3. Убери 2 первых буквы.

  4. Припиши слева букву О.

  5. Припиши слева букву Т.

  6. Припиши слева букву Ш. (Шторм)

КТО СЪЕЛ ТОРТ?

  1. Напиши слово ТОРТ.

  2. Убери третью букву.

  3. Замени последнюю букву на К.

  4. Прочитай слово справа налево (Кот)

КТО БРАТ СЕРЁЖИ?

  1. Запиши имя СЕРЁЖА.

  2. Замени первую букву на букву Л.

  3. Убери третью букву.

  4. Убери третью букву.

  5. Убери третью букву.

  6. Вставь третьей буквой букву Ш. (Леша)


Учитель: А теперь рассмотрим еще одну задачу, с которой мы встречаемся всякий раз, когда собираемся переходить через автомобильную магистраль по пути в школу. Решение этой задачи мы попробуем найти, используя программу Word.

(Обсуждение ключевых моментов и приемов построения изображения из автофигур. Восстановление навыков работы с объектами векторной графики. Самостоятельная работа за компьютером.)

Задача: Составить алгоритм перехода через автодорогу с помощью блок-схемы, если дан некоторый набор действий: конец, дождаться зеленого света, перейти улицу, начало, подойти к переходу. Результат:(слайд 19)





Называют порядок действий:

    1. Встать с кровати

    2. Умыться

    3. Почистить зубы

    4. Заправить кровать

    5. Сделать зарядку

    6. Расчесаться

    7. Одеться

    8. Позавтракать

    9. Пойти в школу





Дети: Ответ пытаются дать вместе – словесный.



Желательный ответ: Нет, нельзя. Непонятно куда нужно идти и что именно принести. Алгоритм задан неточно, непонятно.


один человек работает у доски, остальные в тетрадях





























Дети: садятся за компьютеры и работают самостоятельно. Когда основная масса справится с заданием, один из учеников садится за компьютер, подключенный к проектору, и показывает решение. В случае затруднения остальные помогают








































5.Итоги урока/Домашнее задание

Для того, чтобы получить знания в полном объеме, важно зафиксировать, насколько успешно прошли занятия. Этот дневник даст вам возможность записывать каждую деталь вашей работы в течение занятий при изучении модуля темы.

Если довольны, удовлетворены, разочарованы тем, как проходят наши занятия, то отметьте ваше отношение к элементам урока в соответствующей клетке анкеты.

Заполните таблицу " Дневник урока" (Приложение 1)

Домашнее задание

1) выучить основные понятия и определения;

2) записать в тетради алгоритм рисования снеговика и блок схему.

“Снеговик” Слайд 20.


“Урок окончен. Молодцы. Спасибо за внимание”. Слайд 21.












Дежурный раздает карточки






























Приложение 1

Дневник урока

Элементы урока

Довольны

Удовлетворены

Разочарованы

Комментарии и замечания

“5”

“4”

“3”, “2”

 

Понятны ли были задания

 

 

 

 

Насколько комфортно вы себя чувствовали во время занятия

 

 

 

 

Интересен ли был данный урок

 

 

 

 

Как вы оцениваете свою работу на занятии

 

 

 

 

ФИ, № класса заполнившего____________________________________________________________




Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Тема урока Алгоритм. Свойства алгоритма. Блок-схемы.

Тема урока

Алгоритм.

Свойства алгоритма.

Блок-схемы.

Рецепт заваривания чая

Рецепт заваривания чая

  • Вскипятить воду.
  • Окатить заварочный чайник кипятком.
  • Засыпать заварку в чайник.
  • Залить кипятком.
  • Закрыть крышечкой.
  • Накрыть полотенцем.
Алгоритм - это конечная последовательность действий, направленных на получение из исходных данных результата, записанная с помощью точных и понятных исполнителю команд

Алгоритм - это конечная последовательность действий, направленных на получение из исходных данных результата, записанная с помощью точных и понятных исполнителю команд

24.10.16 Алгоритм -  это четкое последовательное описание действий исполнителя, которое приводит к желаемому результату. Слово « алгоритм » появилось в результате искаженного перевода с арабского на европейские языки имени узбекского ученого IX века Аль-Хорезми , который изложил правила арифметических действий над числами в позиционной десятичной системе. Эти правила и назвали алгоритмами ( Альхорезми «имя»+ Аритмос «число»= алгоритм )

24.10.16

Алгоритм - это четкое последовательное описание действий исполнителя, которое приводит к желаемому результату.

Слово « алгоритм » появилось в результате искаженного перевода с арабского на европейские языки имени узбекского ученого IX века Аль-Хорезми , который изложил правила арифметических действий над числами в позиционной десятичной системе. Эти правила и назвали алгоритмами ( Альхорезми «имя»+ Аритмос «число»= алгоритм )

Исполнители алгоритмов

Исполнители

алгоритмов

Алгоритм открывания двери:

Алгоритм открывания двери:

  • Достать ключ из кармана.
  • Вставить ключ в замочную скважину.
  • Повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки.
  • Вынуть ключ
Алгоритм нахождения большего из 2 чисел А и В:

Алгоритм нахождения большего из 2 чисел А и В:

  • Из числа А вычесть число В.
  • Если получилось отрицательное значение, то сообщить, что число В больше.
  • Если получилось положительное значение, то сообщить, что число А больше.
  • Если получился ноль, то сообщить, что числа равны.
Свойства алгоритма

Свойства алгоритма

  • Результативность
  • Дискретность (пошаговость)
  • Определённость
  • Понятность
  • Выполнимость
  • Массовость
Свойства алгоритма Результативность – получение результата за конечное количество шагов Результативность Дискретность (прерывность, раздельность) – разбиение алгоритма на шаги Дискретность АЛГОРИТМ Детерминированность Детерминированность (определенность, точность) – каждое действие должно строго и недвусмысленно определено Конечность – каждое действие в отдельности и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения Конечность Массовость – использование алгоритма для решения однотипных задач Массовость

Свойства алгоритма

Результативность – получение результата за конечное количество шагов

Результативность

Дискретность (прерывность, раздельность) – разбиение алгоритма на шаги

Дискретность

АЛГОРИТМ

Детерминированность

Детерминированность (определенность, точность) – каждое действие должно строго и недвусмысленно определено

Конечность – каждое действие в отдельности и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения

Конечность

Массовость – использование алгоритма для решения однотипных задач

Массовость

Формы записи алгоритмов

Формы записи алгоритмов

  • Словесно-формульный
  • С помощью алгоритмического языка
  • Таблицы
  • Блок-схемы
Формы записи алгоритмов Словесно-формульный  Например , Составить алгоритм решения арифметического выражения ( 23+34)*57/3 1 шаг 23+34=57 2 шаг 57*57=3249 3 шаг 3249/3=1083

Формы записи алгоритмов

  • Словесно-формульный

Например , Составить алгоритм решения арифметического выражения ( 23+34)*57/3

1 шаг 23+34=57

2 шаг 57*57=3249

3 шаг 3249/3=1083

Формы записи алгоритмов С помощью алгоритмического языка  Например , Составить алгоритм решения алгебраического выражения x=2y+z  алг  Выражение  арг  y,z: цел  рез  x: цел  нач  x:= 2* y  x:=x+z  кон

Формы записи алгоритмов

  • С помощью алгоритмического языка

Например , Составить алгоритм решения алгебраического выражения x=2y+z

алг Выражение

арг y,z: цел

рез x: цел

нач

x:= 2* y

x:=x+z

кон

Стандартные графические объекты блок-схем Указание на начало и конец алгоритма Организация ввода и вывода данных Выполнение действий или группы действий Выбор направления выполнения алгоритма в зависимости от выполнения условия Использование вспомогательных алгоритмов

Стандартные графические объекты блок-схем

Указание на начало и конец алгоритма

Организация ввода и вывода данных

Выполнение действий или группы действий

Выбор направления выполнения алгоритма в зависимости от выполнения условия

Использование вспомогательных алгоритмов

7 8 1 3 2 6 4 9 5

7

8

1

3

2

6

4

9

5

1) выучить основные понятия и определения; 2) записать в тетради алгоритм рисования снеговика и блок схему.

1) выучить основные понятия и определения;

2) записать в тетради алгоритм рисования снеговика и блок схему.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Конспект урока "Алгоритм. Свойства алгоритма. Блок-схемы."

Автор: Иванов Юрий Иванович

Дата: 12.03.2015

Номер свидетельства: 185404


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства