Программы пишутся в специальных средах программирования. Откроем среду программирования Питона: Пуск – Python 3.4 – IDLE (Python GUI) – File – New File Итак, давайте напишем первую программу, которая выведет сообщение «Hello, World!» Для этого достаточно набрать следующий код: print(“Hello, World!”) print – функция (команда) вывода. Запись в тетрадь: Функция вывода: print(“текст”) Второе, что мы изучим – это переменную и оператор присваивания. (Пишем новую программу). message = ‘Hello, World!’ print(message) Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной можно изменять во время работы программы. В программе мы создали переменную с именем message, присвоили ей значение-строку ‘Hello, World!’, и, следовательно, эта переменная приняла строковый тип. Знак «=» - это оператор присваивания. Имена переменных могут состоять из: Латинские буквы (строчные и заглавные буквы различаются!) Русские буквы (не рекомендуется) Цифры (имя не может начинаться с цифры и состоять только из цифр) Знак подчеркивания _ Нельзя использовать в именах переменных: Нельзя использовать как имена переменных ключевые слова языка Python. Ключевые слова – это слова языка программирования, которые имеют специальное, раз и навсегда закрепленное за ними значение. К ним относятся имена функций, операторов и другое. Например, функция «print» - ключевое слово, которое нельзя использовать в качестве имени переменной. Позже мы изучим и другие функции. Перейдём к знакомству с математическими операциями. (Создаём новый файл). Создадим две целочисленные переменные и попросим компьютер их сложить. a = 78001457 b = 2546880 c = a + b print(c) Переменной с можно присвоить целое математическое выражение: с = (a-b)*(a+b)/27 Другие математические операции: x + y | Сложение | x - y | Вычитание | x * y | Умножение | x / y | Деление | x // y | Получение целой части от деления | x % y | Остаток от деления | -x | Смена знака числа | abs(x) | Модуль числа | divmod(x, y) | Пара (x // y, x % y) | x ** y | Возведение в степень | Функция ввода. Для того чтобы присвоить переменной значение, введённое с клавиатуры, используется функция input(). Напишем и запустим следующую программу: name = input(“Введите своё имя: “) print(“Привет, “, name) Измените программу так, чтобы она выводила в конце восклицательный знак. Запись в тетрадь: Ввод строки: s = input(“Введите строку: “) “Введите строку: “ – обращение к пользователю (не обязательно, но очень желательно) По умолчанию все введённые данные интерпретатор Питона понимает, как строки, поэтому, если мы хотим получить число, то строку придётся преобразовать в число. Преобразование к целочисленному типу и ввод целого числа: Запись в тетрадь: Ввод целого числа: n = int(input(“Введите число: “)) То есть на функцию ввода мы навешиваем ещё одну функцию преобразования в целое число. Запись в тетрадь: Функция преобразования к целочисленному типу: n =int(s) Функция преобразования к строковому типу: s = str(n) Задание. Напишите программу, которая получает на вход два числа и выводит их сумму. a = input("Введите число a: ") b = input("Введите число b: ") sum = a+b print(“a+b= “, sum) Почему программа работает не правильно? (Потому что все введённые данные компьютером понимаются как строки) Что исправить в программе, чтобы она работала правильно? Правильный вариант: a = int(input("Введите число a: ")) b = int(input("Введите число b: ")) sum = a+b print(“a+b= “, sum) Задача. В каждой строке определить тип и значение переменной: a = 5 n = input() #пользователь вводит цифру 8 c = int(n) d = a*c d = d–a s = “Рамамбахарумамбуру” d = n+a m = n+s Запись в тетрадь: # Комментарии к программе, компьютер их не читает Генератор случайных чисел Запись в тетрадь: Функция генерации случайного целого числа из отрезка [x,y]: import random a = random.randint(x,y) |