kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Количество информации в сообщении о неравновероятных событиях. Формула Шеннона.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал будет полезен учителям информатики, преподающим профильный курс по учебнику Н.Д.Угриновича. Предлагаю разработку урока в 10 классе по теме "Количество информации в сообщении о неравновероятных событиях. Формула Шеннона". В ходе урока рассматривается вопрос о неравновероятных событиях и вводится формула для расчета количества информации в сообщении о неравновероятных событиях - формула Шеннона. Также в ходе урока рассматриваются примеры решений задач на применение формул Шеннона и Хартли.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ»

Вероятностный подход к определению количества информации 10 класс (профильный уровень)


РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ, В УСЛОВИИ КОТОРЫХ СОБЫТИЯ НЕРАВНОВЕРОЯТНЫ



№1.

В корзине лежат 8 черных шаров и 24 белых. Сколько информации несет сообщение о том, что достали черный шар?


№2.

В коробке лежат 64 цветных карандаша. Сообщение о том, что достали белый карандаш, несет 4 бита информации. Сколько белых карандашей было в коробке?


№3.

В классе 30 человек. За контрольную работу по математике получено 15 пятерок, 6 четверок, 8 троек и 1 двойка. Какое количество информации в сообщении о том, что Андреев получил пятерку?


№4.

Известно, что в ящике лежат 20 шаров. Из них – 10 синих, 5 – зеленых, 4 – желтых и 1 красный. Какое количество информации несут сообщения о том, что из ящика случайным образом достали синий шар, зеленый шар, желтый шар, красный шар? Какое количество информации несет сообщение о том, что из ящика случайным образом достали шар любого цвета?


№5.

В течение четверти ученик получил 100 оценок. Сообщение о том, что он получил пятерку, несет 2 бита информации. Сколько пятерок ученик получил в течение четверти?


№6.

В ящике лежат перчатки (белые и черные). Среди них – 2 пары черных. Сообщение о том, что из ящика достали пару черных перчаток, несет 4 бита информации. Сколько пар белых перчаток было в ящике?


№7.

Для ремонта школы использовали белую, синюю и коричневую краски. Израсходовали одинаковое количество банок белой и синей краски. Сообщение о том, что закончилась банка белой краски, несет 2 бита информации. Синей краски израсходовали 8 банок. Сколько банок коричневой краски израсходовали на ремонт школы?


№8.

В корзине лежат белые и черные шары. Среди них 18 черных шаров. Сообщение о том, что из корзины достали белый шар, несет 2 бита информации. Сколько всего в корзине шаров?


№9.

На остановке останавливаются троллейбусы с разными номерами. Сообщение о том, что к остановке подошел троллейбус с номером N1, несет 4 бита информации. Вероятность появления на остановке троллейбуса с номером N2 в два раза меньше, чем вероятность появления троллейбуса с номером N1. Сколько информации несет сообщение о появлении на остановке троллейбуса с номером N2?

Просмотр содержимого документа
«Теория»

Автор: Лузгина Наталия Геннадьевна, учитель информатики I кв.категории МБОУ «СОШ №11» г.Балахна Нижегородской обл.

Урок на тему «Количество информации в сообщении о неравновероятном событии.

Формула Шеннона».

(10 класс, профильный уровень, по учебнику Н.Д.Угриновича)


Цель урока:

Ввести формулу для определения количества информации для неравновероятных событий.


Задачи:

образовательная: познакомить учащихся с формулой для вычисления количества информации в сообщении о неравновероятном событии, формулой Шеннона; определить качественную связь между вероятностью события и количеством информации в сообщении об этом событии; научить решать задачи с использованием формулы Шеннона.

развивающая: способствовать развитию логического мышления (умения сравнивать, делать выводы), познавательной активности.

воспитывающая: прививать навыки самостоятельной работы, работы в парах; воспитывать умение высказывать личное мнение и прислушиваться к мнению других.


Используемые технологии: проблемного обучения.


Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация к уроку.


Ход урока

I. Постановка цели урока.

СЛАЙД 1. Учащимся предлагается устно решить задачу:

ЗадачаКакое сообщение содержит большее количество информации?

  • В библиотеке 8 шкафов. Книга нашлась в 3-м шкафу; (Отв.: 3 бит.)

  • Вася получил за экзамен оценку 4 (по 5-бальной системе единицы не ставят). (Отв.: 2 бит.)

  • Бабушка испекла 12 пирожков с капустой, 12 пирожков с повидлом. Маша съела один пирожок. (Отв.: 1 бит.)

  • Бабушка испекла 8 пирожков с капустой, 24 пирожка с повидлом. Маша съела один пирожок.

(В четвертом варианте учащиеся сталкиваются с ситуацией, когда события не равновероятны).

Действительно, далеко не все ситуации имеют одинаковые вероятности реализации. Существует много таких ситуаций, у которых вероятности реализации различаются. Например, если бросают несимметричную монету или "правило бутерброда".

СЛАЙД 2. Как вы думаете, какова же тема сегодняшнего урока? А цель?( исходя из выше обозначенной проблемы учащиеся сами формулируют тему и цель урока)

Ребята, вы абсолютно правы, сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос: как вычислить количество информации в сообщении о неравновероятном событии.


II. Объяснение нового материала.

СЛАЙД 3. Для вычисления количества информации в сообщении о неравновероятном событии используют следующую формулу: 

I=log2(1/p), где

– это количество информации, 

р – вероятность события.

Вероятность события выражается в долях единицы и вычисляется по формуле: 

р=K/N, где 

К – величина, показывающая сколько раз произошло интересующее нас событие,

N – общее число возможных исходов какого-то процесса.

СЛАЙД 4. Вернемся к нашей задаче.

Пусть:

К1 – это количество пирожков с повидлом, К1=24

К2 – количество пирожков с капустой, К2=8

N – общее количество пирожков, N = К1 +К2, N=24+8=32

Вычислим вероятность выбора пирожка с разной начинкой и количество информации, которое при этом было получено.

Вероятность выбора пирожка с повидлом: р1=24/32=3/4=0,75.

Вероятность выбора пирожка с капустой: р2=8/32=1/4=0,25.

Обращаем внимание учащихся на то, что в сумме все вероятности дают 1.

Вычислим количество информации, содержащееся в сообщении, что Маша выбрала пирожок с повидлом: 

I1=log2(1/p1), I1= log2(1/0,75)= log21,3=1,15470 бит.

Вычислим количество информации, содержащееся в сообщении, если был выбран пирожок с капустой:

I2=log2(1/p2), I2= log2(1/0,25)= log24=2 бит.

При сравнении результатов вычислений получается следующая ситуация:

вероятность выбора пирожка с повидлом больше, чем с капустой, а информации при этом получилось меньше. Это не случайность, а закономерность.

Качественную связь между вероятностью события и количеством информации в сообщении об этом событии можно выразить так: чем меньше вероятность некоторого события, тем больше информации содержит сообщение об этом событии.

Вернемся к нашей задаче с пирожками. Мы еще не ответили на вопрос: сколько получим информации при выборе пирожка любого вида?

СЛАЙД 5. Ответить на этот вопрос нам поможет формула вычисления количества информации для событий с различными вероятностями, которую предложил в 1948 г. американский инженер и математик Клод Элвуд Шеннон.

Если I-количество информации, 

N-количество возможных событий, 

рi - вероятности отдельных событий, где i принимает значения от 1 до N, то количество информации для событий с различными вероятностями можно определить по формуле:

СЛАЙД 6. можно расписать формулу в таком виде:

Знак минус в формуле не означает, что количество информации в сообщении – отрицательная величина. Объясняется это тем, что вероятность (р), согласно определению, 0. Т.к. Log числа, меньшего 1 (т.е. log pi) – величина отрицательная, то произведение вероятности на логарифм числа будет положительным.

Рассмотрим формулу на нашем примере:

I = - (р1∙log2p1 + р2∙log2p2),

I= - (0,25∙ log20,25+0,75∙ log20,75)≈-(0,25∙(-2)+0,75∙(-0,42))=0,815 бит

СЛАЙД 7. Теперь ответьте на вопрос задачи, которая была поставлена в начале урока: Какое сообщение содержит большее количество информации?

  1. В библиотеке 8 шкафов. Книга нашлась в 3-м шкафу; (Отв.: 3 бит.)

  2. Вася получил за экзамен 3 балла (по 5-бальной системе единицы не ставят). (Отв.: 2 бит.)

  3. Бабушка испекла 12 пирожков с капустой, 12 пирожков с повидлом. Маша съела один пирожок. (Отв.: 1 бит.)

  4. Бабушка испекла 8 пирожков с капустой, 24 пирожка с повидлом. Маша съела один пирожок. (Отв.: 0,815 бит.)

Ответ: в 1 сообщении.

Обратите внимание на 3 и 4 задачу. Сравните количество информации.

Мы видим, что количество информации достигает максимального значения, если события равновероятны.

Можно ли применить формулу К. Шеннона для равновероятных событий?

Если p1=p2=..=pn=1/N, тогда формула принимает вид:


Мы видим, что формула Хартли является частным случаем формулы Шеннона.


III. Закрепление изучаемого материала.

СЛАЙД 8.

Задача №1: (объясняет учитель)

В корзине лежат 32 клубка красной и черной шерсти. Среди них 4 клубка красной шерсти.

Сколько информации несет сообщение, что достали клубок красной шерсти? Сколько информации несет сообщение, что достали клубок шерсти любой окраски?

Дано: Кк=4;N=32

Найти: Iк, I

Решение:

  1. Найдем количество клубков черной шерсти:

Кч=N- Кк; Кч=32-4=28

  1. Найдем вероятность доставания клубка каждого вида:

pк= Кк/N, pк =4/32=1/8;

pч= Кч/N, pч =28/32=7/8;

  1. Найдем количество информации, которое несет сообщение, что достали клубок красной шерсти:

Iк= log2(1/(1/ pк)), Iк = log2(1/1/8)= log28=3 бита

  1. Найдем количество информации, которое несет сообщение, что достали клубок шерсти любой окраски: 

Ответ: Iк=3 бит; I=0,547 бит

(Задачи 2-4 учащиеся решают в парах с дальнейшей защитой решения у доски).

Задача №2: В непрозрачном мешочке хранятся 10 белых, 20 красных, 30 синих и 40 зеленых шариков. Какое количество информации будет содержать зрительное сообщение о цвете вынутого шарика?

Задача №3: В озере обитает 12500 окуней, 25000 пескарей, а карасей и щук по 6250. Какое количество информации несет сообщение о ловле рыбы каждого вида. Сколько информации мы получим, когда поймаем какую-нибудь рыбу?

Задача №4: В коробке лежат кубики: 10 красных, 8 зеленых, 5 желтых, 12 синих. Вычислите вероятность доставания кубика каждого цвета и количество информации, которое при этом будет получено.


VI. Подведение итогов урока.

СЛАЙД 9. Ответьте на вопросы:

  • Объясните на конкретных примерах отличие равновероятного события от неравновероятного?

  • С помощью какой формулы вычисляется вероятность события?

  • Объясните качественную связь между вероятностью события и количеством информации в сообщении об этом событии?

  • В каких случаях применяется формула Шеннона для измерения количества информации?

  • В каком случае количество информации о событии достигает максимального значения?

V. Домашнее задание.

СЛАЙД 10. §2.4 стр.111-113. Устно №2.3 стр.114-115. Письменно №2.3 стр.115


ИСТОЧНИКИ:

  1. Н.Д.Угринович «Информатика и ИКТ». Учебник для10 класса, профильный уровень.

  2. http://marknet.narod.ru/spr/list5.htm Информатика. Справочный материал. Количество информации. Формулы Хартли и Шеннона

  3. Н.Д.Угринович, методическое пособие «Информатика и ИКТ 8 -11 класс»

Просмотр содержимого презентации
«Формула Шеннона»

Какое сообщение содержит большее количество информации? В библиотеке 8 шкафов. Книга нашлась в 3-м шкафу;  Вася получил за экзамен оценку 4;  Бабушка испекла 12 пирожков с капустой, 12 пирожков с повидлом. Маша съела один пирожок; Бабушка испекла 8 пирожков с капустой, 24 пирожка с повидлом. Маша съела один пирожок. Company Logo

Какое сообщение содержит большее количество информации?

  • В библиотеке 8 шкафов. Книга нашлась в 3-м шкафу;
  • Вася получил за экзамен оценку 4;
  • Бабушка испекла 12 пирожков с капустой, 12 пирожков с повидлом. Маша съела один пирожок;
  • Бабушка испекла 8 пирожков с капустой, 24 пирожка с повидлом. Маша съела один пирожок.

Company Logo

Количество информации  в сообщении  о неравновероятном событии

Количество информации в сообщении о неравновероятном событии

Количество информации в сообщении  о неравновероятном событии I = log 2 (1/p) , I – количество информации p – вероятность события p = K/N , K – сколько раз произошло интересующее нас событие N – общее число возможных исходов какого-то процесса Company Logo

Количество информации в сообщении о неравновероятном событии

I = log 2 (1/p) ,

I – количество информации

p – вероятность события

p = K/N ,

K – сколько раз произошло интересующее нас событие

N – общее число возможных исходов какого-то процесса

Company Logo

I 1 = log 2 (1/0 , 75) = log 2 1 ,3 = 1,15470 бит К-во информации в сообщении, что Маша выбрала пирожок с капустой: I 2 = log 2 (1/p 2 ) = I 2 = log 2 (1/0 ,2 5) = log 2 4 = 2 бита =1 Чем меньше вероятность некоторого события, тем больше информации содержит сообщение об этом событии Company Logo" width="640"

Вернемся к задаче №4:

Количество пирожков с повидлом: К 1 = 24 N = K 1 + K 2

Количество пирожков с капустой: К 2 = 8 N = 24 + 8 = 32

Вероятность выбора пирожка с повидлом: р 1 = 24/32 = 0,75

Вероятность выбора пирожка с капустой: р 2 = 8/32 = 0,25

К-во информации в сообщении, что Маша выбрала пирожок с повидлом: I 1 = log 2 (1/p 1 ) = I 1 = log 2 (1/0 , 75) = log 2 1 ,3 = 1,15470 бит

К-во информации в сообщении, что Маша выбрала пирожок с капустой: I 2 = log 2 (1/p 2 ) = I 2 = log 2 (1/0 ,2 5) = log 2 4 = 2 бита

=1

Чем меньше вероятность некоторого события, тем больше информации содержит сообщение

об этом событии

Company Logo

Формула Шеннона I – количество информации, N – количество возможных событий p i  – вероятности отдельных событий Клод Элвуд Шеннон , 1916 – 2001 г.г. Американский математик и инженер Company Logo

Формула Шеннона

I – количество информации,

N – количество возможных событий

p i – вероятности отдельных событий

Клод Элвуд Шеннон ,

1916 – 2001 г.г.

Американский математик

и инженер

Company Logo

Формула Шеннона Тогда, для нашей задачи: I = - (р 1 ∙log 2 p 1  + р 2 ∙log 2 p 2 ), I = - (0,25∙ log 2 0,25+0,75∙ log 2 0,75)≈ -(0,25∙(-2)+0,75∙(-0,42))=0,815 бит Company Logo

Формула Шеннона

Тогда, для нашей задачи:

I = - (р 1 ∙log 2 p 1  + р 2 ∙log 2 p 2 ),

I = - (0,25∙ log 2 0,25+0,75∙ log 2 0,75)≈ -(0,25∙(-2)+0,75∙(-0,42))=0,815 бит

Company Logo

Какое сообщение содержит  большее количество информации? Сообщение Кол-во информации В библиотеке 8 шкафов. Книга нашлась в 3-ем шкафу.  3 бита Вася получил за экзамен 3 балла. 2 бита Бабушка испекла 12 пирожков с капустой, 12 пирожков с повидлом. Маша съела один пирожок. 1 бит Бабушка испекла 8 пирожков с капустой, 24 пирожка с повидлом. Маша съела один пирожок. 0,815 бит Количество информации достигает максимального значения, если события равновероятны . Company Logo

Какое сообщение содержит большее количество информации?

Сообщение

Кол-во информации

В библиотеке 8 шкафов. Книга нашлась в 3-ем шкафу.

3 бита

Вася получил за экзамен 3 балла.

2 бита

Бабушка испекла 12 пирожков с капустой, 12 пирожков с повидлом. Маша съела один пирожок.

1 бит

Бабушка испекла 8 пирожков с капустой, 24 пирожка с повидлом. Маша съела один пирожок.

0,815 бит

Количество информации достигает

максимального значения, если события равновероятны .

Company Logo

Решить задачи: В корзине лежат 32 клубка красной и черной шерсти. Среди них 4 клубка красной шерсти. Сколько информации несет сообщение, что достали клубок красной шерсти? Сколько информации несет сообщение, что достали клубок шерсти любой окраски? В непрозрачном мешочке хранятся 10 белых, 20 красных, 30 синих и 40 зеленых шариков. Какое количество информации будет содержать зрительное сообщение о цвете вынутого шарика? В озере обитает 12500 окуней, 25000 пескарей, а карасей и щук по 6250. Какое количество информации несет сообщение о ловле рыбы каждого вида? Сколько информации мы получим, когда поймаем какую–нибудь рыбу? В коробке лежат кубики: 10 красных, 8 зеленых, 5 желтых, 12 синих. Вычислите вероятность доставания кубика каждого цвета и количество информации, которое при этом будет получено. Company Logo

Решить задачи:

  • В корзине лежат 32 клубка красной и черной шерсти. Среди них 4 клубка красной шерсти. Сколько информации несет сообщение, что достали клубок красной шерсти? Сколько информации несет сообщение, что достали клубок шерсти любой окраски?
  • В непрозрачном мешочке хранятся 10 белых, 20 красных, 30 синих и 40 зеленых шариков. Какое количество информации будет содержать зрительное сообщение о цвете вынутого шарика?
  • В озере обитает 12500 окуней, 25000 пескарей, а карасей и щук по 6250. Какое количество информации несет сообщение о ловле рыбы каждого вида? Сколько информации мы получим, когда поймаем какую–нибудь рыбу?
  • В коробке лежат кубики: 10 красных, 8 зеленых, 5 желтых, 12 синих. Вычислите вероятность доставания кубика каждого цвета и количество информации, которое при этом будет получено.

Company Logo

Ответьте на вопросы: Объясните на конкретных примерах отличие равновероятного события от неравновероятного? С помощью какой формулы вычисляется вероятность события? Объясните качественную связь между вероятностью события и количеством информации в сообщении об этом событии? В каких случаях применяется формула Шеннона для измерения количества информации? В каком случае количество информации о событии достигает максимального значения? Company Logo

Ответьте на вопросы:

  • Объясните на конкретных примерах отличие равновероятного события от неравновероятного?
  • С помощью какой формулы вычисляется вероятность события?
  • Объясните качественную связь между вероятностью события и количеством информации в сообщении об этом событии?
  • В каких случаях применяется формула Шеннона для измерения количества информации?
  • В каком случае количество информации о событии достигает максимального значения?

Company Logo

  Домашнее задание: §2.4 стр.111 – 113 № 2.3 стр. 114 – 115 – устно № 2.3 стр. 115 - письменно Company Logo

 Домашнее задание:

  • §2.4 стр.111 – 113
  • 2.3 стр. 114 – 115 – устно
  • 2.3 стр. 115 - письменно

Company Logo


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Количество информации в сообщении о неравновероятных событиях. Формула Шеннона.

Автор: Лузгина Наталия Геннадьевна

Дата: 26.01.2015

Номер свидетельства: 161915


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства