Тема урока: «Классификация программного обеспечения».
Цели урока:
1.Учебная: сформировать представление о программном обеспечении компьютера, изучить классификацию ПО, характеристики каждого класса.
2. Воспитательная: стремиться к глубокому усвоению знаний.
3. Развивающая: развивать настойчивость, умение преодолевать трудности в стремлении достижения цели (на жизненном примере Б.Гейтса).
4. Деятельностная: ученик должен усвоить понятие ПО; знать классификацию ПО и характеристики классов.
Средства обучения:
карточки красного и зелёного цветов для каждого ученика.
конверты с карточками разных цветов (синий, желтый, красный).
опорный конспект (приложение1)
мультимедийная презентация (приложение2)
возможность выхода в сеть Интернет.
Метод: репродуктивно - поисковый, групповой и творческий.
Тип урока: изучение нового материала.
Уроку предшествовало опережающее домашнее задание: найти высказывания о компьютерных программах.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Изучение нового материала.
В конце прошлого урока я задала вам необычное домашнее задание. Перед вами на столах лежат карточки зелёного и красного цвета. Поднимите мне, пожалуйста, карточки зелёного цвета, если вы готовы сегодня меня удивить, и карточки красного цвета, если дома что-то у вас не получилось.
Ребята поднимают карточки.
Спасибо! Я хочу сказать следующее – ребятам, которые меня сегодня не захотели удивить подготовкой своего творческого задания, я приготовила сюрприз. Он ожидает вас за последним столом. Переселяйтесь туда и открывайте папку на рабочем столе «Классификация ПО». Если у вас всё получится, то, я уверена, вы сможете удивить сегодня не только меня, но и весь класс.
Ребята выполняют самостоятельно следующее творческое задание.
ЗАДАНИЕ.
Я предлагаю вам издать брошюру для учащихся вашего возраста, потому что кто кроме вас лучше всего знает, что интересно подросткам! Ваш журнал, конечно, должен иметь привлекательное название, рассказывать о классификации программного обеспечения, иметь литературную страничку, художественную и развлекательную, быть ярким и красочным. Перед вами заготовки, которые, я думаю, вам могут помочь, но это не значит, что их все обязательно нужно использовать. Приветствуются собственные решения! Дерзайте, творите, удивляйте! Удачи и успехов!!!
Двое ребят из компании неподготовленных, умеющих работать с Интернетом и компьютерной программой Power Point, получают следующее задание.
ЗАДАНИЕ.
Ребята! У вас самое интересное и, я думаю, достаточно привычное задание - при помощи любой поисковой системы сети Интернет, создать презентацию на тему «Классификация программного обеспечения» и предоставить её вниманию своих одноклассников. Дерзайте, творите, удивляйте!Удачи и успехов!!!
А с остальными ребятами мы приступаем к знакомству с новой темой. Я думаю, что мы с вами сегодня сможем проанализировать компьютерные программы и узнаем много интересного о них. Итак, за дело!
Давайте с вами вспомним, какие основные устройства входят в состав компьютера? (Беседа с учащимися). (Демонстрируется слайд с ответами)
Как вы считаете, если мы соберем все эти детали вместе и подключим, будет ли компьютер готов к работе? (Ученики могут ответить «Да» и «Нет»). Разрешим этот вопрос. Включаю два компьютера: на одном установлена операционная система Windows , другой компьютер не содержит программного обеспечения.
Перед вами два компьютера: оба они имеют основные устройства, но если мы их включим, работать они будут по-разному. Почему? (Вариант: потому, что операционная система не подключена).
Правы вы или нет. Ответ найдем в стихотворении. (на слайде читаем стихотворение)
Теперь ответьте мне на вопрос. Чего не хватает во втором компьютере? (Программ).
Достаточно ли подключить только ОС и использовать компьютер как универсальную машину? (Нет, нужны еще программы).
Какие программы, кроме операционной системы вы знаете? (Программы для создания текстовых документов, рисунков, вычислений, обработки фотографий).
А как назвать эту группу программ? (ученики перечисляют различные варианты ПО).
Вы предложили свою версию. В информатике вся совокупность программ называется программным обеспéчением. Я не ошиблась. По правилам русского языка именно так ставится ударение в слове ОБЕСПÉЧЕНИЕ, хотя мы привыкли слышать иначе.
(Слайд с темой урока) Именно ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ будет темой нашего урока. В дальнейшем будем называть ПО.
Классификация ПО.
Перед вами на столах лежат опорные конспекты. Впишите тему урока. Допишем определение программного обеспечения в конспекте.
(Слайд) Программное обеспечение – это совокупность программ.
Скажите, можно перечислить все программы, которые существуют в мире? (Нет, их очень много).
А что делает человек, когда у него очень много вещей? Как он наводит порядок? (Предположения учащихся).
Как вы находите на своей кухне маленькую ложечку, когда на кухне столько вещей? (На специальной полочке, в специальном ящике). Верно, на кухне вся посуда разложена по полкам. А как мы можем навести порядок с программами? (Разложить по полкам). Как сказать это другими словами? (Упорядочить, сгруппировать, классифицировать однотипные программы).
На доске классификация всего ПО (рис.1). На сколько групп делится все ПО?(на 3)
Классификация программного обеспечения (слайд )
Рис.1
Прочитайте определение первой группы. Какие бы вы могли привести примеры программ для этого определения? Уточню, что это программы управления системой ПК и программы, обеспечивающие работу ПК как единой системы. Давайте придумаем название этой группе. (Варианты учащихся).
Такие программы называются Системным ПО. Прочитайте определение второй группы. Уточню, что это программы, которые применяют в конкретной сфере деятельности. Какие бы вы могли привести примеры программ для этого определения? (Варианты учащихся). С помощью них пользователь решает свои прикладные информационные задачи. Как может называться эта группа? (Такие программы называются Прикладным ПО). Прочитайте определение третьей группы. Какие бы вы могли привести примеры программ для этого определения? (Варианты учащихся).
Приведу пример: в парикмахерской создают новую прическу с помощью инструментов (расческа, фен, бигуди); в ателье создают новую одежду с помощью инструментов (ножницы, игла, метр); в программировании создают новые системные и прикладные программы с помощью языков программирования.
Чем являются языки программирования? (инструментом).
Как называется эта группа программ? (Такие программы называются Инструментальным ПО).
Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы догадайтесь к какой группе нужно отнести данную программу? (Зачитываю стихотворения о компьютерных программах, учащиеся определяют группу ПО)
А теперь внимательно посмотрите на схему. Мы ее полностью заполнили и узнали, что всё ПО делится на 3 группы: системное ПО, прикладное и инструментальное.
Мы дали определение каждой группе и привели примеры.
Запишите названия и примеры основных групп ПО в опорный конспект. Демонстрирую слайд с заполненной схемой, учащиеся проверяют свои записи.
Физкультминутка.
Системное ПО. (Слайд)
Посмотрите на схему: все системное ПО также разбивается на 4 группы (рис.2).
Рис. 2.
Первая группа – это программы, которые управляют ресурсами и руководят работой всех устройств компьютера. Попробуйте привести примеры таких программ. Помогу вам MS - DOS , UNIX , WINDOWS , LINUX . Может кто-нибудь из вас знает, как нам назвать эту группу? (Операционные системы).
Вторая группа состоит из двух частей. Эта группа программ обеспечивает удобный интерфейс и упрощает диалог пользователя и компьютера. Я приведу примеры этих программ: Norton Commander , Total Commander , Far Manager . Такие программы называются Диалоговыми оболочками или Файловыми менеджерами.
Третья группа – программы, обеспечивающие взаимодействие операционной системы с внешними устройствами ЭВМ.
Примеры таких программ mouse . com , keyb . sys , display . sys . Обычно эти программы продаются вместе с различными устройствами, которые можно подключать к компьютеру (например, цифровой фотоаппарат, видеокамера, принтер, сканер, MP 3-плеер). Как нам назвать такие программы? (драйверы).
В переводе с английского языка слово драйвер обозначает «водитель», т.е. мы можем сказать, что данные программы прокладывают дорогу от устройства к компьютеру и обратно.
Четвертая группа – это программы, обеспечивающие дополнительный сервис (архиваторы, антивирусные программы, программы обслуживания диска). Примеры этих программ: RAR , ZIP , ARJ , Dr . WEB , ScanDisk . Эти программы называются Утилитами. Еще раз внимательно посмотрите на схему. Перед вами четыре группы Системного ПО: операционные системы, диалоговые оболочки или файловые менеджеры, драйверы и утилиты.
Заполните схему в конспекте. Проверьте свои записи, и если вы не допустили ошибок, то поставьте плюсик справа от схемы.
3. Инструментальное ПО. (Слайд)
Инструментальное ПО – это комплекс программных средств, с помощью которого создают новые прикладные и системные программы на одном из языков программирования. Примерами систем программирования являются: ЛОГО, Бейсик, Паскаль, Си++, DELPHI и др. Запишите 2-3 примера инструментального ПО.
4. Прикладное ПО. (Слайд)
Посмотрите на эту сложную схему (рис. 3).
рис. 3.
Все это – прикладные программы, т.е. программы, которые прикладываются к определенным сферам деятельности. Мы уже изучали с вами редакторы. Давайте вспомним их. Блокнот, Word - все это какие редакторы? (текстовые). Paint , PhotoShop , CorelDRAW – это какие редакторы? (графические). А какие программы мы можем отнести к звуковым редакторам?(Media Player , Composer)
А где применяются прикладные программы? Табличные процессоры, например, Excel часто используются в бухгалтерии. Базы данных и СУБД используются служащими телефонных станций и работниками отдела кадров (Access). Коммуникационные программы мы используем для работы с сетью (Outlook Express, Internet Explorer).
К прикладному ПО относятся и узко ориентированные программы, например: Сократ – программа-словарь; FineReader – программа для сканирования. Внимательно посмотрите на схему и запишите пропущенные названия групп. Проверьте свои схемы. Если вы не допустили ошибок, то поставьте плюсик справа от схемы.
Рефлексия изученного материала.
Ребята, наши творческие группы уже готовы вас удивить.
Начинает группа наших редакторов, которые хотят прорекламировать вам свою новую печатную продукцию!
А теперь свою работу вашему вниманию предоставляет группа, которая работала с компьютером.
Мы с вами изучили теорию, а теперь проверим свои знания на практике. Задание 1.Найди аналогию.
Возьмите конверты, лежащие на краю стола и достаньте карточки трех цветов.
Цветные прямоугольники – это аналогии. Обратите внимание: у каждой аналогии свой цвет. Синий – это системное ПО, желтый – прикладное ПО, красный - инструментальное ПО. Я буду называть программу, а вы поднимать соответствующие аналогии.
Так как все аналогии распечатаны на различной цветной бумаге, то по цвету поднятой карточки учащиеся проверяют свой ответ.
Задание 2. Определи группу
В конвертах возьмите карточку для задания 2. Запишите на ней свою фамилию. За 3 минуты проставьте напротив программы соответствующую группу ПО.
После выполнения задания учащиеся меняются карточками с соседом по парте, и вместе с учителем проверяется правильность выполненной работы.
Оценивание задания 2:
0 – 2 ошибки - оценка 5;
3 – 4 ошибки - оценка 4;
Тройки и двойки не ставятся, так как урок объяснения нового материала.
IV. Домашнее задание.
1. Мы сказали, что прикладные программы применяются в определенных сферах деятельности. А знаете ли вы, с какими программами работают ваши родители. Дома запишите названия этих программ.
2. Выучите конспект.
V. Подведение итога урока.
Ребята, сегодня на уроке вы узнали три основные группы ПО. Мы назвали определения для каждой группы, привели примеры. А в какую из групп вы отнесете компьютерные игры? (прикладные программы). К какой сфере деятельности можно отнести эти программы (отдых).
Спасибо за урок!