Предмет - Компьютерные технологии; год обучения второй
Тема занятия: «Извлечение звуков. Музыкальный оператор PLAY»
Тип занятия: Изучение нового материала
Цель занятия: познакомить учащихся с оператором PLAY, который проигрывает мелодии на компьютере.
Задачи:
Учебная: познакомить учащихся с правилами кодирования музыкальных фрагментов с помощью оператора PLAY
Познавательная: познакомить учащихся с нотной грамотой и другими звуками, воспроизводимыми ПК
Мотивационная: пробудить интерес к изучению материала, заинтересовать учащихся процессом кодирования музыкальных фрагментов
Воспитательная: развить эстетический и музыкальный вкус
Форма занятия: коллективная и индивидуальная работа
Методы: информационно-рецептивный, репродуктивный
Оборудование и материалы: персональные компьютеры, установлена программа QBasic, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями (занятие проходит с использованием интерактивной доски SmartBoard, её коллекцией музыкальных инструментов, нотных знаков)
Структура учебного занятия:
1.Организационный этап
2. Подготовительный
3. Основной
4. Закрепление знаний и способов действий
5. Контрольный
6. Итоговый
7. Рефлексивный
8. Информационный
Использованная литература и интернет источники
1. Иванова И.А. Информатика. 7 класс: Практикум. – Саратов, Лицей, 2004.стр.16-18
2. Введение в программирование. Курс обучения по ЕШКО
Ход занятия:
Содержание этапа
Деятельность педагога
Деятельность детей
- Организационный этап
Цель для педагога: Создать положительный настрой на учебную деятельность и активизацию внимания.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к занятию, выполнение единых требований и санитарно-гигиенического состояния кабинета.
Цель для обучающихся: ответить на вопросы педагога по знанию правил техники безопасности с компьютером
Я прочитаю вам примеры, а вы дадите свои ответы
1.Прилежный ученик, выполняя задание по карточке, прикрепил её скотчем к экрану монитора. Какие правила техники безопасности он нарушил?
2.Шаловливые ученики весело резвились на переменке возле школы, обливая друг друга из водяных пистолетов. Прозвенел звонок, ученики пришли в кабинет информатики. Нарушили ли они правила техники безопасности. Если да, то, какие?
3.Очень старательная ученица, выполняя задание на компьютере, придвинулась вплотную к экрану монитора и стала водить пальчиком по тексту на экране монитора. Нарушила ли она правила техники безопасности? Если да, то, какие?
(слайд 3)
Здравствуйте!
Ответы учащихся
Ответы учащихся
Ответы учащихся
1.Включать и выключать ПК по инструкции, данной руководителем. 2. Экран монитора должен находиться на расстоянии вытянутой руки от глаз работающего. 3. Нельзя прикасаться к монтажным проводам и блока ПК. 4. Включив ПК, должны отметиться в журнале учета работы на ПК
- Подготовительный этап
Цель для педагога: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.
Сегодня практически у всех есть персональные компьютеры, мобильные телефоны, на которых установлены различные приложения, которые позволяют прослушивать полюбившиеся мелодии.
Цель для детей: Используя программу QBasic и зная правила кодировки нот научиться записывать любые мелодии, которые будут производиться встроенным в ПК динамиком.
Пояснение педагога. Сегодня мы познакомимся с извлечением звуков средствами персонального компьютера. Нашей помощницей будет интерактивная доска. С помощью элементов коллекции доски мы познакомимся с нотным станом, скрипичным ключом, нотами. Кроме того, я надеюсь, что вы знакомы с нотами. Итак, их всего семь. Кто может их назвать?
А теперь я предлагаю вам прослушать звучание музыкальных инструментов из имеющейся коллекции. (слайд 4)
Слушают
Ответы учащихся
Слушают звучание музыкальных инструментов
- Основной этап
Усвоение новых знаний и способов действий.
Цель для педагога: познакомить обучающихся с возможностями компьютера – воспроизводить звуки, и с алгоритмом работы музыкального оператора PLAY
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.
Цель для обучающихся: познакомиться со способами воспроизведения звуков на компьютере в программе QBasic, записать в тетрадь основные понятия.
Объяснение педагога: Есть простые звуки (писк, гудок, щелчок) (слайд 5)
Оператор Бейсика BEEP издает короткий стандартный звук (показать в программе QBasic)
Значительно шире возможности оператора SOUND частота, длительность, который воспроизводит звуковой сигнал указанной частоты. Человеческое ухо способно воспринимать звуки в диапазоне от 20 до 20000 Герц, но встроенный динамик способен «голосить» лишь в более узком диапазоне (100…10000). Длительность звука задается в «тиках». Это сигналы, выдаваемые системным таймером для временной синхронизации устройств. В одной секунде примерно 18,2 тика. Значение длительности можно задавать от 0 до 65535.(пример в бейсике SOUND 10,100)
Оператор извлечения звуков получает и исполняет команды из заданной аргументом строки. Команда, позволяющая исполнять несложные мелодии через встроенный громкоговоритель компьютера, записывается следующим образом: PLAY “строка мелодии” (слайд 6)
Оператор PLAY проигрывает мелодии. В программировании ноты кодируются с помощью букв и цифр. Например: PLAY “MBO3L8ed+eO2bO3dcL2O2a” (проиграть в программе QBasic). Строка мелодии записывается в специальном формате и составляется из следующих команд (слайд 7-8)
В командах используются общепринятые в музыке буквенные обозначения
Для повышения или понижения указанной ноты на полтона используются знаки диез (#) или бемоль (-), которые ставятся после буквы, обозначающей ноту.
Длительность нот обозначается числами: 1 – целая, 2 – половинная, 4 – четвертная, 8 – восьмая, 16 – шестнадцатая. Число может стоять после каждой ноты (c4, e-2, b16) или, если длительность нескольких стоящих подряд нот одинакова, указывается командой Ln, которая ставится перед этой группой нот. У некоторых нот может стоять своя длительность, но это не меняет действие общей команды для остальных нот.
Номера октав могут изменяться от 0 до 6, причем первой октаве соответствует номер 3. Переходить с октавы на октаву можно с помощью соответствующих команд (< , >)
Мелодия может исполняться в нормальном стиле с небольшими паузами между нотами. Если поставить команду ML, то эти паузы исчезнут (легато). MS задает отрывистое, с заметными паузами, исполнение мелодии (стаккато).
Темп исполнения может меняться в широких пределах. Самый медленный темп обозначается T32, а самый быстрый – T255. по умолчанию устанавливается темп T120 – 120 четвертей в минуту. Темп исполнения музыки, октаву, длительность звучания нот указывают до записи мелодии.
Цель для педагога: показать обучающимся коллекцию интерактивной доски.
В коллекции интерактивной доски есть набор элементов музыкальной грамоты: нотный стан, скрипичный ключ, ноты, паузы, знаки диез, бемоль. EssentialsforEducators – Music – Musicnotes (слайд 9)
Перед началом практической работы немного отдохнем.
Динамическая пауза (слайд 10)
Будь зеркальным отраженьем – Повторяй мои движенья:
На раз – вперед я наклонюсь, На два - я выше потянусь,
На три – на стул присяду я… Разминочка закончилась моя!
Первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция.
Задание 1. Запрограммируйте мелодию «Гуси» (карточки раздаются)
(слайд 11)
Слушают
Запись в тетрадь
Запись в тетрадь
Запись в тетрадь
Просмотр возможностей доски
Выполняют упражнение
Кодирование мелодии на компьютере в программе QBasic
- Закрепление знаний и способов действий
Цель для педагога: обеспечить усвоение обучающимися новых знаний и способов действий
Цель для обучающихся: запрограммировать предложенные мелодии на компьютере в программе QBasic
Задание 2. Запрограммируй мелодию «Чижик» (слайд 12)
Задание 3. Запрограммируй мелодию «Мишка с куклой» (слайд 13)
Кодирование мелодии на компьютере в программе QBasic
- Контрольный этап
Цель для педагога: провести корректировку усвоения правил кодировки мелодий
А теперь мы с вами прослушаем на ПК мелодии, запрограммированные вами. (слайд 14)
«Гуси» PLAY “T130L4FEDCCG2G2L4FEDCL2GGL4FAAFEGGEDEFDL2CC”
«Чижик» PLAY “T12005L4ECECEED2O4L4GGGA8B8O5L4CCC2”
«Мишка с куклой»
PLAY “T120O4L8CDEFGGL16GFL8EFFL16FEDL8CDG4
Прослушивание мелодий
- Итоговый этап
Цель для педагога: проверить усвоение темы обучающимися
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели
Все мы с вами сегодня познакомились с новым оператором – PLAY музыкальным, освоили правила кодировки нот, хорошо справились с заданиями. Давайте вместе повторим музыкальные команды.
(слайд 15)
Отвечают на вопросы
- Рефлексивный этап
Цель для педагога: ответить на вопрос «Что сегодня было главным?»
Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.
Обучающиеся обмениваются мнениями
- Информационный этап
Цель для педагога: определить перспективы следующих занятий.
Задача: обеспечение понимания цели, логики дальнейших занятий
На следующем занятие нас ждет создание графической программы, выводящей на экран растущую елочку и воспроизводящую мелодию «В лесу родилась елочка»
- показ готовой программы в программе QBasic .(слайды 16-22)
Завершение занятия. Всем спасибо.
Музыкальные команды (слайд 7)
Команда
назначение
On
Задает октаву (n = 0,1,2,3,4,5,6)
>
Переход на октаву вверх
<
Переход на октаву вниз
A,B,C,D,E,F,G
Воспроизводит одну из семи нот текущей октавы
Nn
Воспроизводит определенную ноту по номеру n (o…84)
Ln
Продолжительность ноты (1,2,4,8,16,32,64), L1 – целая, L2 –
ML
легато
MN
Нормальный темп
MS
Стаккато
Pn
Пауза (1…64), P1 – длиной в целую ноту, P2 – половина
Tn
Темп в четвертях нот в минуту
MF
Воспроизведение мелодии в основном режиме
MB
Воспроизведение мелодии в фоновом режиме
# +
Диез для предшествующей ноты (суффикс)
-
Бемоль для предшествующей ноты (суффикс)
.
Точка – удлинение предыдущей ноты в 1,5 раза (суффикс)