История – рассказ об уроках информатики «ЧАС КОДА В РОССИИ» в Кадетском корпусе.
Я всегда считал и считаю, что алгоритмизация и программирование является красивым искусством. Программист – профессия творческая, интересная, хорошо развивающая нестандартное логическое мышление. Но, как у нас бывает в жизни – лет 8 назад на курсы в ВИПКРО во Владимир к нам проездом заглянул товарищ Бешенков ( автор учебников информатики ). Он красиво нас убеждал, что учебник по предмету должен быть один и только его, и что он уже убедил министра образования, что кроме его учебника не будет никакого другого. Посмотрев его учебник мы, с удивлением обнаружили, что в нём практически нет места алгоритмизации и программированию. По-моему, никто из присутствующих так и не взял за основу его УМК.
Времена меняются. Но, чтобы развивать информационные технологии и выпускать конкурентоспособные на мировом рынке продукты, всегда были нужны хорошие программисты. Это аксиома. Хороших программистов сегодня не хватает - это тоже, к сожалению, аксиома. Хотелось бы обратить внимание на аспект, который часто упускается из виду при решении этой проблемы. Как заметил министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров, программистов, как спортсменов, нужно готовить с самого раннего возраста. И это принципиальный момент.
Но, вернёмся к уроку. Урок «Час кода в России» я провёл сначала в 7-х классах. При этом воспользовался методическими рекомендациями с сайта WWW.CODERUSSIA.RU . Просмотр мотивационных роликов вызвал у воспитанников живой интерес, что вылилось ещё в минут 10 в каждом классе оживлённого обсуждения. Но вот концовка уроков получилась скомканная. Я пытался установить на компьютеры тренажёр KODU. Но он для своей работы требует установки платформ .NET Framework 3.5 и .NET Framework 4.0. А это на наших компьютерах оказалось практически невозможным. Тогда я решил воспользоваться онлайн-тренажёром ЛАБИРИНТ. Идея очень хорошая, но, как выяснилось, при нашей скорости интернета, ответ от сервера приходил с большой задержкой. Воспитанники успели выполнить максимум 4 задания. В условиях Кадетского корпуса они не могут выполнять это дома в отличие от обыкновенных школ. Но интерес я у них почувствовал. Хотелось бы обратиться к разработчикам, чтобы они выпустили автономный вариант этого тренажёра. Это было бы хорошим подспорьем.
Как раз в 9-х классах мы начинаем тему «Алгоритмизация и программирование», и я подумал, что тема урока созвучна с темой акции «Час кода в России», поэтому привожу конспект этого урока.
Аннотация: Одним из основных методов при решении любых задач, по мнению доктора Эдварда де Боно, является поиск альтернатив. Решение нестандартных задач посредством поиска альтернатив способствует развитию определенных приемов мышления. Поэтому, на мой взгляд, важно начинать многие уроки с примеров из жизни о проявлении нестандартного логического мышления, так как даже «бытовые» примеры воспринимаются учащимися легче, чем незнакомые научные термины. Именно таким образом организован у меня урок «Введение в алгоритмизацию и программирование».
Тема урока : Введение в алгоритмизацию и программирование ( 9-й класс ).
Цель урока : Создание условий для реализации компетентостного подхода как условия развития нестандартного мышления учащихся.
Форма урока: Комбинированный урок, с использованием компьютерной техники для демонстрации наглядных примеров.
Вступление :
Решая многочисленные задачи в нашей повседневной жизни, мы привыкли выполнять их традиционно – «как учили», то есть, опираясь на свои знания и опыт. К сожалению, у нас в средней школе, мне кажется, по многим предметам обучение предполагает именно такой подход. Например, да простят меня учителя математики, - умножение столбиком. Хотя, существуют и другие способы умножения чисел.
Тезисы урока.
Рассказ о небоскрёбе в Америке. Возникла проблема у жильцов этого дома, связанная с одним лифтом, пусть и скоростным, но при полном заселении небоскрёба лифта приходилось очень долго ждать. Нужно было в короткие сроки и с минимальными затратами решить эту задачу. Специалисты, каждый в своей области, предлагали стандартные решения, «как их учили». Но ни одно из них не было быстрым и требовало значительных затрат. И когда все зашли в тупик, один предложил решение, совершенно абсурдное, с точки зрения специалистов – технарей. Он предложил на каждом этаже около лифта развесить зеркала в полный рост. Но как оказалось, он предложил дешёвое и красивое решение проблемы, обратившись к решению задачи с совершенно неожиданной стороны, проявив при этом нестандартное логическое мышление, так как жалобы со стороны жильцов сразу прекратились.
При составлении алгоритмов ( программ ) не существует формул и догм, по которым они должны составляться. Можно также зайти с неожиданной стороны и решить поставленную задачу, проявив при этом нестандартное мышление и творческие способности. Примером может служить простая задача, которую проходят по математике в 7-м классе, - нахождение НОД двух чисел. Кратко : нужно разложить оба числа на простые множители ( при этом необходимо знать все простые числа до определённого N ), найти общие множители в обоих разложениях и их перемножить. А вот за 4000 лет до нас Евклид предложил простой в понимании и очень элегантный алгоритм, который вошёл в историю, как «Алгоритм Евклида». При переложении на язык программирования, он выражается в четыре оператора! Очень даже красиво.
На районной олимпиаде 2003 года была предложена следующая задача: Необходимо случайно задать координаты 100 точек на графическом экране, затем соединить их отрезками прямых линий слева – направо. Для проверки комиссии было дано решение этой задачи математическим способом с сортировками координат всех точек. Получалось достаточно громоздкое решение. Один мой ученик предложил постое решение: рассыпать точки по экрану и сканируя их слева – направо, сразу соединять их отрезками. Простое, элегантное решение. Два разных подхода – результат один – решение поставленной задачи.
Показ простых линейных алгоритмов: нахождение числа А в некоторой степени за определённое количество умножений. Большинство таких задач решаются традиционно, по шаблону. Но есть случаи, когда шаблон не срабатывает. Нужно начать всё сначала, и проявить при этом нестандартный подход ( немного не так «как учили» ). Это простейшая демонстрация проявления нестандартного логического мышления.
Анализ урока:
Урок проходит в режиме активного диалога учитель – воспитанники. Наиболее реальный путь формирования мотивации - это обращение к действительно интересным для детей проблемам, создание условий самореализации и самоутверждения в близкой им среде. Знания, приобретенные в школе, только тогда становятся значимыми, когда воплощаются в реальной жизни. И лишь тогда урок становится интересным, когда именно в школе находятся ответы на вопросы, возникающие в социально-бытовом окружении.
Активный диалог предусматривает и творческий подход учителя, потому что каждый раз учащиеся предлагают свои пути решения тех или иных проблем. Получается, что учитель также находится в роли обучаемого, совершенствуя раз от разу этот конкретный урок. Вторая часть урока – наглядная демонстрация конкретных алгоритмов, и переход к самостоятельному решению простых линейных алгоритмов с использованием языка Паскаль, где поняв постановку задачи, учащиеся активно пытаются решить её не совсем стандартным способом, проявляя при этом живой интерес. В результате у большинства воспитанников пересматриваются взгляды на программирование, которое раньше им казалось «китайской грамотой», и после этого многие из них проявляют живой интерес к программированию, как к инструменту, где, как мне кажется, раскрываются их творческие способности.