Использование различных блоков в среде программирования Scratch
Использование различных блоков в среде программирования Scratch
Данное методическое пособие знакомит с основными принципами работы в среде Scratch (Скретч) по созданию мультимедийных проектов. Предназначено для практической самостоятельной работы обучающихся компьютерных классов, а также для педагогов дополнительного образования и учителей общеобразовательных школ, работающих в данном направлении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование различных блоков в среде программирования Scratch»
Использование различных блоков в среде программирования Scratch
[Введите подзаголовок документа]
Методическая разработка для обучающихся начальных классов
Педагог дополнительного образования МАОУ ДО ДДиЮ «Факел» Лосева Марина Ивановна
2024 г.
Оглавление
Введение …………………………………………………………….стр. 2
Цель задачи ……………………………………………………..…стр. 3
Повторение материала …………………………………………… стр. 3
Объяснение нового материала ………… …………………….… . стр.5
Заключение ………………………………………………………….стр.10
Приложения …………………………………………………..…. Стр. 10
Методическое пособие для обучающихся начальных классов
по создание проекта «Мой город»
в среде программирования Scratch.
Введение
Данное методическое пособие знакомит с основными принципами работы в среде Scratch (Скретч) по созданию мультимедийных проектов. Предназначено для практической самостоятельной работы обучающихся компьютерных классов, а также для педагогов дополнительного образования и учителей общеобразовательных школ, работающих в данном направлении.
Scratch (Скретч) - это визуальная среда программирования для обучения школьников младших и средних классов. Название Scratch произошло от scratching — техники, используемой хип-хоп диджеями, которые крутят виниловые пластинки взад-вперёд руками для того, чтобы смешать музыкальные клипы вместе. Нечто подобное можно сделать в Scratch, соединяя вместе, в одном творческом проекте, графику, фотографии, музыку и звуки. В этой программе можно создавать различные объекты, перемещать и видоизменять их, создавая таким образом собственные анимированные и интерактивные истории и игры.
Программировать в Scratch достаточно просто: для того, чтобы создать свою программу, достаточно просто составить графические блоки в определенном порядке.
В процессе работы с данной средой дети получают знания основ программирования, а также приобретают умения учиться самостоятельно, творчески подходить к созданию своих проектов. А возможность показать своё произведением не только своим друзьям, но и в международной сети Интернет, где существует сообщество Scratch, дает детям широкие возможности для общения и эффективного взаимодействия.
Цель занятия: Сформировать у детей младшего и среднего школьного возраста понятия о среде визуального программирования Scratch. Познакомить обучающихся с созданием самостоятельных творческих проектов.
Задачи:
Обучение основным принципам создания объектов в программе Scratch (выбрать спрайт, загрузить, нарисовать).
Формирование навыков работы в среде визуального программирования Scratch с блоками «Движение», «Перо», «Сенсоры», «Переменные».
Расширение кругозора в областях знаний, связанных со средой Скретч.
Развитие творческого мышления и воображения.
Ход занятия:
(2 часа по 45 минут)
Повторение пройденного материала (5 мин)
Объяснение нового материала (15 мин.)
Самостоятельная работа над проектом (60 мин.)
Рефлексия (10 мин.)
Повторение материала:
Мы уже знакомы с интерфейсом программы, Знаем – где расположены какие блоки программирования, как выбрать спрайт, как составить скрипты для спрайта.
На предыдущих занятиях вы научились создавать новые объекты: ставить на сцену готовые и редактировать их в графическом редакторе. Вы уже умеете менять костюмы объектам и знакомы с назначением каждого из функциональных блоков. Мы вспомнили, как заставить наш объект двигаться быстро или медленно.
1. Палитра блоков
Здесь можно найти все возможные блоки, из которых строятся проекты и благодаря которым происходят различные действия в игре или анимации. Для удобства, блоки поделены на группы, отличающиеся по цвету и назначению.
2. Область кода
Здесь из блоков собираются последовательности — скрипты, — а также настраиваются действия, которые выполняются спрайтами.
Вызываемые события могут зависеть от времени с запуска игры, взаимодействия объектов на экране и нажатия каких-то кнопок игроком.
3. Сцена
На этом экране происходит анимация или игровой процесс (зависит от цели проекта).
Спрайты можно установить в нужные места вручную или при помощи специализированных блоков в области кода.
4. Панель спрайтов
Все объекты, которые помещаются на сцену, появляются на этой панели. Здесь производится их добавление и настройка.
Мы можем управлять размером и положением спрайта в пространстве, а также задать ему имя и режим отображения (скрыть с экрана, повернуть вокруг оси).
5. Выбор фона
Небольшая панель рядом со сценой позволяет выбрать фон для анимации из встроенной библиотеки или загрузить свой.
Можно выбрать несколько изображений и управлять ими из своего алгоритма.
Объяснение нового материала
Сегодня мы построим свой город вScratch, в котором будут дома, деревья, люди… Для этого будем «Печатать» наши спрайты в нужном нам месте.
Сначала сами нарисуем фон. Это будет просто голубое небо и зеленая трава.
Как в Scratch добавить новые объекты? На панели спрайта можно выбрать готовый спрайт из библиотеки, нарисовать его или загрузить спрайт.
Мы будем загружать наши спрайты. Они уже собраны в определенном месте, путь к которому надо прописать при загрузке файла.
Дом и дерево будут одним спрайтом, но будут менять свои костюмы. Загрузить остальные костюмы спрайту можно так же и папки с файлами деревьев и домов:
Осталось только прописать коды, чтобы дома и деревья печатались на нашем фоне.
Все события будут начинаться при нажатии на «Зелёный флажок». Пусть наш первый дом появляется всегда в какой-то определённой координате
(Команда из блока «Движение» «Перейти в Х: У:»). Чтобы дома не появлялись вверх дном, нужно установить команду «Способ вращение влево-вправо».
Для того, чтобы мы могли управлять процессом строительства нашего города, нам нужно, чтобы наш дом всегда управлялся при помощи мыши, и печатался на нужном месте. Для этого ставим в программу скрипты из блока «Движение»: команда «Повернуться к указатель мыши», «Идти … шагов»; также нужны команда «Печать» из блока «Перо», и «Стереть все» вначале.
Теперь мы можем напечатать много домов, где хотим, при нажатии на клавишу «Пробел».
Чтобы посчитать количество построенных домов, создаём переменную «Количество домов».
Ограничим количество домов нашем городе.
А если не остановиться на строительстве домов в нашем городе, а продолжить печатать в нашем городе деревья, людей, и т д., то для этого нужно создать сооответствующее сообщение, и продолжить печатать деревья при получении сообщения.
В нашем городе уже появилось 5 домов и 5 деревьев.
Дополнительное задание: Кто или что ещё будет в нашем городе? Добавьте самостоятельно печать людей, животных…
Вывод: В результате создания проекта «Мой город» обучающиеся научились пользоваться инструментами из блоков Движение, Перо, Переменные, Операторы и Сенсоры.
Приложения:
Папка с файлами для спрайтов и костюмов домов и деревьев.