kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок по информатике и литературе: "Встреча с С.А. Есениным"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Встречи с С. Есениным на уроках информатики по теме: "Системы счисления"

Урок посвящен великому поэту.

Цели урока:

  • повторить материал темы “Системы счисления”,
  • знать определение и виды систем счисления,
  • уметь переводить число из одной системы счисления в другую, а также выполнять операции сложения, умножения чисел, находящихся в разных СС. 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по информатике и литературе: "Встреча с С.А. Есениным" »

Встречи с С. Есениным на уроках информатики по теме: "Системы счисления"


Урок посвящен великому поэту.

Цели урока:

  • повторить материал темы “Системы счисления”,

  • знать определение и виды систем счисления,

  • уметь переводить число из одной системы счисления в другую, а также выполнять операции сложения, умножения чисел, находящихся в разных СС.

Образовательные:

  • усвоение учащимися понятий системы счисления;

  • формирование умений и навыков работы с позиционными системами счисления;

  • уметь использовать знания в применении правил перевода числа из одной системы счисления в другую, выполнение арифметических операции в позиционных СС.

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса;

  • развитие логического мышления, памяти, внимания;

  • формирование информационной культуры

Воспитательные:

  • воспитание самостоятельности;

  • повышение культуры и развитие творческих способностей учащихся

Тип урока: Урок повторения и обобщения.

Вид урока: Урок-викторина, выполняя различные задания, учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством замечательного поэта С.А. Есенина.

Форма работы на уроке: индивидуальная, групповая, коллективная, устная, письменная.

Оборудование урока:

  • Презентация

  • Персональный компьютер, проектор, экран

  • Литературные источники, использованные при подготовке к уроку

  • Сергей Есенин “Стихотворения и поэмы”

План урока

  1. Сообщение темы и постановка целей урока - 2 мин.

  2. Викторина - 40 мин.

  3. Подведение итогов урока - 3 мин.

Ход урока

1. Сообщение темы и постановка целей урока.

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок не обычный, он посвящен основным моментам жизни и творчества этого поэта. А чтобы правильно определить, кто это, когда родился и чем занимался, какие стихи писал, вы должны выполнить разнообразные задания. Задания все направлены на формирование знаний, умений и навыков работы с системами счисления.



2. Викторина

Задание 1. Разминка (Устно)

Выберите правильное утверждение (слайд 2).

Система счисления:

  • это совокупность приемов и правил записи чисел с помощью определенного набора символов.

  • это набор цифр, стоящих на своем месте.

  • это совокупность приемов и правил записи чисел с помощью алфавита.

Ответы:

1 – С.А. Есенин

2 – А.А. Блок

3 - А.С. Пушкин

Сегодня наш урок посвящен Есенину.

Тема урока: “Есенин - поэт, воспевающий родину” (слайд 3).


Слайд 4 (портрет поэта). На фоне портрета звучит музыка романса “Отговорила роща золотая”.

Слайд 5. Эпиграф к уроку:

Я снова здесь, в семье родной
Мой край задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.

Прочитайте эпиграф еще раз, как вы думаете, о чем хотел сказать нам поэт в этих строках?

Ответы учащихся (О любви, о возвращении домой, о родном крае, о семье, которую любит, о крае милом сердцу, что его возвращение даже природа приветствует своей белоснежной рукой)

Задание 2. Выполнив следующее задание, вы сможете определить дату рождения С.А.Есенина (индивидуальная письменная работа в тетради) (слайд 6).

Три числа двоичной системы счисления перевести в десятичную систему счисления.

Первое число это - день, второе число - месяц, и третье – год.

10101

1001

11101100111

Ответ:

10101=1*240*23+1*22+0*21+1*20= 16+0+4+0+1= 21

1001=1*23+022+0*21+1*20=8+0+0+1=9

11101100111 = 1*210+1*29+1*28 +0*27+1*26+1*25+0*24 +0*23+1*22+1*21 +1*20 =1024+512+256+0+64+32+0+0+4+2+1 = 1895

(21 сентября 1895 год)

Задание 3. Выполнив следующее задание, мы узнаем, какой край Есенин считает задумчивым и нежным, а именно где поэт родился. (Слайды 7-11)

Выполните действие 11110+1001

Ответ переведите в десятичную систему счисления.

Ответы: 100111 (39).

1. Москва - 42

2. с. Константиново Рязанской губернии - 39

3. Ленинград - 10011

Задание 4. Чтобы узнать к какому социальному слою принадлежала семья С.А.Есенина, вам необходимо решить уравнение. (Слайды 12-13)

Решите уравнение 1281610. Число Х переведите в двоичную систему счисления.

Решение: 1*162+2*161+8*20=256+32+8= 296

Ответ: 100101000

Ответы:

а) рабочие - 11110000

б) дворяне - 1001110000

в) крестьяне – 100101000

Задание 5. Все мы знаем Есенина, как замечательного, пользующего успехом у читателей поэта. Как начинался его литературный дебют? Есенин пишет стихи с детства, но первое стихотворение печатает в 1914 году в Москве в детском журнале. Как он его назвал, вы узнаете только после выполнения следующего задания.

Задание

12

8

25

41

65

41

р

б

а

е

з

е

1000

101001

1100

101001

1000001

11001

Ответ: “Береза”. (Слайды 14-15)

Задание 6. Весной 1915 года Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с многими поэтами. Человек, которого он встретил, написал эти стихи:

О доблестях, о подвиге, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе. (Слайд 16)

Задание: Выполнить сложение 178 и 1716. Ответ перевести в двоичную систему. (Слайд 17)

Решение:

178= 1*81+7*80=15

1716= 1*161+7*160=23

15+23=38 (100110)

Ответы:

  1. А.А.Блок – 100110,

  2. И.Д. Сытин - 100000,

  3. И.С. Никитин - 1001001

Его портрет изображен на слайде. (Слайд 18)

Задание 7. Есенин начинает активно работать над изданием своего поэтического сборника. А вот в каком году он его выпустил, и как он называется? (Слайд 19)

Выполните следующее задание:

Алгоритм – это:

1.Понятное и точное указание исполнителю выполнить последовательность действий для достижения поставленной цели

2.последовательность действий, которые должен выполнить компьютер

3. это решение определенной задачи

Ответ:

  1. Радуница (1916 г.),

  2. Голубенье (1918 г.),

  3. Преображенье (1918 г.)

Задание 8. Весной 1917 года Сергей Есенин в редакции газеты «Дело народа» знакомится с одной актрисой. А в июле того же года они обвенчались. Как звали эту актрису вы узнаете выполнив следующее задание:

Выполнить умножение в двоичной системе счисления 11011*101. (Слайд 20)

Решении: 11011*101=10000111

Ответ:

  1. Надежда Вольпин – 11000111

  2. Внучка Льва Толстого Софья – 10001111

  3. Зинаида Рей - 10000111

Задание 9. Творческая карьера С.Есенина имеет грандиозный успех, его стихи читает вся Россия, он певец своей Родины. Воодушевленно встречая революцию, С.Есенин в 1921 г. пишет известную поэму. Как она называется? Портрет человека на слайде напрямую связан с данной поэмой. (Слайд 21)

Правильно расположите единицы измерения:

Ч ГБАЙТ

А МБАЙТ

Г КБАЙТ

У БАЙТ

В ГЕКБАЙТ

Е ТЕРБАЙТ

П БИТ Ответ :Пугачев


Задание 10. Главное событие в жизни Есенина происходит осенью 1921 г., которое меняет жизнь поэта. Он встречает женщину, и та через полгода становится его женой.

Есенин с ней уезжает за границу. Как звали женщину, изображенную на портрете? (Слайд 22-23)

Найти основание системы счисления (33651)

Пример выполнен в системе счисления с основанием p, m - максимальная цифра в этой системе.

Решение:

Ответы:

1) p=6 - Шаганэ

2) p=7 - Айседора Дункан

3) p=5 - Анна Керн

Задание 11. Возвращаясь на Родину из-за граничного турне, Есенин пишет новые стихи, в них ощущение радости, желание быть певцом и гражданином Родины. В этот период рождаются его лучшие стихи.

Вот строки одного из них:

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что так часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

К кому обращены строки этого произведения? И как оно называется? (Слайд 15)

Задание. Найти основание системы счисления, в котором справедливо данное равенство; определить неизвестные цифры, отмеченные звездочками.

34**1 + *235* = 116678

Решение

р=9, 34321+72357=116678

Ответ

1) p =9- Письмо к матери

2) p =10, - Анна Снегина

3) p =8– к Татьяне.

Задание 12. В гостинице «Англетер» в Ленинграде при не выясненых обстоятельствах погиб русский поет – Сергей Александрович Есенин. Выполнив задание мы узнаем дату смерти поэта.

Три числа восьмеричной системы счисления перевести в десятичную систему счисления.

Первое число это - день, второе число- месяц, и третье- год

34 14 3605 (Слайд 26)

Решение:

34=3*81+4*80=28

14=1*81+4*80=12

3605=3*83+6*82+0*81+5*80=1925

Ответ: 28 декабря 1925 год

Стии:

(Слайд 28)

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.


Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер вдаль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

*****

(Слайд 29)

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер вдаль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.


Молодцы, ребята! Сегодня вы отлично справились со всеми заданиями по информатике и обогатили свои литературные знания, приобрели навык работы с числами в различных системах счисления и узнали о творчестве замечательного поэта.

3. Подведение итогов урока.

Отмечаем лучшие работы, если работа не доделана, продолжаем на следующем уроке или во внеурочное время. Выставляются оценки за работу.

Есенин – визитная карточка России. Его стихи находят живой отклик в наших душах. Все прочувствованное им, прожитое за короткую жизнь, он превратил в шедевры поэзии. Он воспел землю, плененный ею, воспел любовь, как счастье, и счастье, как любовь.

Закончить урок хочется словами Сергея Есенина:

Цветите, юные, и здоровейте телом:
У Вас иная жизнь. У Вас другой напев.

Звучит песня на стихи С.Есенина (“Не жалею, не зову, не плачу”.)






















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Интегрированный урок по информатике и литературе: "Встреча с С.А. Есениным"

Автор: Воронкова Наталья Николаевна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 102654


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства