Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по информатике и литературе: "Встреча с С.А. Есениным" »
Встречи с С. Есениным на уроках информатики по теме: "Системы счисления"
Урок посвящен великому поэту.
Цели урока:
повторить материал темы “Системы счисления”,
знать определение и виды систем счисления,
уметь переводить число из одной системы счисления в другую, а также выполнять операции сложения, умножения чисел, находящихся в разных СС.
Образовательные:
усвоение учащимися понятий системы счисления;
формирование умений и навыков работы с позиционными системами счисления;
уметь использовать знания в применении правил перевода числа из одной системы счисления в другую, выполнение арифметических операции в позиционных СС.
Развивающие:
развитие познавательного интереса;
развитие логического мышления, памяти, внимания;
формирование информационной культуры
Воспитательные:
воспитание самостоятельности;
повышение культуры и развитие творческих способностей учащихся
Тип урока: Урок повторения и обобщения.
Вид урока: Урок-викторина, выполняя различные задания, учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством замечательного поэта С.А. Есенина.
Форма работы на уроке: индивидуальная, групповая, коллективная, устная, письменная.
Оборудование урока:
Презентация
Персональный компьютер, проектор, экран
Литературные источники, использованные при подготовке к уроку
Сергей Есенин “Стихотворения и поэмы”
План урока
Сообщение темы и постановка целей урока - 2 мин.
Викторина - 40 мин.
Подведение итогов урока - 3 мин.
Ход урока
1. Сообщение темы и постановка целей урока.
Здравствуйте, ребята! Сегодня урок не обычный, он посвящен основным моментам жизни и творчества этого поэта. А чтобы правильно определить, кто это, когда родился и чем занимался, какие стихи писал, вы должны выполнить разнообразные задания. Задания все направлены на формирование знаний, умений и навыков работы с системами счисления.
2. Викторина
Задание 1. Разминка (Устно)
Выберите правильное утверждение (слайд 2).
Система счисления:
– это совокупность приемов и правил записи чисел с помощью определенного набора символов.
– это набор цифр, стоящих на своем месте.
– это совокупность приемов и правил записи чисел с помощью алфавита.
Ответы:
1 – С.А. Есенин
2 – А.А. Блок
3 - А.С. Пушкин
Сегодня наш урок посвящен Есенину.
Тема урока: “Есенин - поэт, воспевающий родину” (слайд 3).
Слайд 4 (портрет поэта). На фоне портрета звучит музыка романса “Отговорила роща золотая”.
Слайд 5. Эпиграф к уроку:
Я снова здесь, в семье родной Мой край задумчивый и нежный! Кудрявый сумрак за горой Рукою машет белоснежной.
Прочитайте эпиграф еще раз, как вы думаете, о чем хотел сказать нам поэт в этих строках?
Ответы учащихся (О любви, о возвращении домой, о родном крае, о семье, которую любит, о крае милом сердцу, что его возвращение даже природа приветствует своей белоснежной рукой)
Задание 2. Выполнив следующее задание, вы сможете определить дату рождения С.А.Есенина (индивидуальная письменная работа в тетради) (слайд 6).
Три числа двоичной системы счисления перевести в десятичную систему счисления.
Первое число это - день, второе число - месяц, и третье – год.
Задание 3. Выполнив следующее задание, мы узнаем, какой край Есенин считает задумчивым и нежным, а именно где поэт родился. (Слайды 7-11)
Выполните действие 11110+1001
Ответ переведите в десятичную систему счисления.
Ответы: 100111 (39).
1. Москва - 42
2. с. Константиново Рязанской губернии - 39
3. Ленинград - 10011
Задание 4.Чтобы узнать к какому социальному слою принадлежала семья С.А.Есенина, вам необходимо решить уравнение. (Слайды 12-13)
Решите уравнение 12816=Х10. Число Х переведите в двоичную систему счисления.
Решение: 1*162+2*161+8*20=256+32+8= 296
Ответ: 100101000
Ответы:
а) рабочие - 11110000
б) дворяне - 1001110000
в) крестьяне – 100101000
Задание 5.Все мы знаем Есенина, как замечательного, пользующего успехом у читателей поэта. Как начинался его литературный дебют? Есенин пишет стихи с детства, но первое стихотворение печатает в 1914 году в Москве в детском журнале. Как он его назвал, вы узнаете только после выполнения следующего задания.
Задание
12
8
25
41
65
41
р
б
а
е
з
е
1000
101001
1100
101001
1000001
11001
Ответ: “Береза”. (Слайды 14-15)
Задание 6. Весной 1915 года Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с многими поэтами. Человек, которого он встретил, написал эти стихи:
О доблестях, о подвиге, о славе Я забывал на горестной земле, Когда твое лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе. (Слайд 16)
Задание: Выполнить сложение 178 и 1716. Ответ перевести в двоичную систему. (Слайд 17)
Решение:
178= 1*81+7*80=15
1716= 1*161+7*160=23
15+23=38 (100110)
Ответы:
А.А.Блок – 100110,
И.Д. Сытин - 100000,
И.С. Никитин - 1001001
Его портрет изображен на слайде. (Слайд 18)
Задание 7. Есенин начинает активно работать над изданием своего поэтического сборника. А вот в каком году он его выпустил, и как он называется? (Слайд 19)
Выполните следующее задание:
Алгоритм – это:
1.Понятное и точное указание исполнителю выполнить последовательность действий для достижения поставленной цели
2.последовательность действий, которые должен выполнить компьютер
3. это решение определенной задачи
Ответ:
Радуница (1916 г.),
Голубенье (1918 г.),
Преображенье (1918 г.)
Задание 8. Весной 1917 года Сергей Есенин в редакции газеты «Дело народа» знакомится с одной актрисой. А в июле того же года они обвенчались. Как звали эту актрису вы узнаете выполнив следующее задание:
Выполнить умножение в двоичной системе счисления 11011*101. (Слайд 20)
Решении: 11011*101=10000111
Ответ:
Надежда Вольпин – 11000111
Внучка Льва Толстого Софья – 10001111
Зинаида Рей - 10000111
Задание 9.Творческая карьера С.Есенина имеет грандиозный успех, его стихи читает вся Россия, он певец своей Родины. Воодушевленно встречая революцию, С.Есенин в 1921 г. пишет известную поэму. Как она называется? Портрет человека на слайде напрямую связан с данной поэмой. (Слайд 21)
Правильно расположите единицы измерения:
Ч ГБАЙТ
А МБАЙТ
Г КБАЙТ
У БАЙТ
В ГЕКБАЙТ
Е ТЕРБАЙТ
П БИТ Ответ :Пугачев
Задание 10. Главное событие в жизни Есенина происходит осенью 1921 г., которое меняет жизнь поэта. Он встречает женщину, и та через полгода становится его женой.
Есенин с ней уезжает за границу. Как звали женщину, изображенную на портрете? (Слайд 22-23)
Найти основание системы счисления (33651)
Пример выполнен в системе счисления с основанием p, m - максимальная цифра в этой системе.
Решение:
Ответы:
1) p=6 - Шаганэ
2) p=7 - Айседора Дункан
3) p=5 - Анна Керн
Задание 11. Возвращаясь на Родину из-за граничного турне, Есенин пишет новые стихи, в них ощущение радости, желание быть певцом и гражданином Родины. В этот период рождаются его лучшие стихи.
Вот строки одного из них:
Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет. Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что так часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне.
К кому обращены строки этого произведения? И как оно называется? (Слайд 15)
Задание. Найти основание системы счисления, в котором справедливо данное равенство; определить неизвестные цифры, отмеченные звездочками.
34**1 + *235* = 116678
Решение
р=9, 34321+72357=116678
Ответ
1) p =9- Письмо к матери
2) p =10, - Анна Снегина
3) p =8– к Татьяне.
Задание 12. Вгостинице «Англетер» в Ленинграде при не выясненых обстоятельствах погиб русский поет – Сергей Александрович Есенин. Выполнив задание мы узнаем дату смерти поэта.
Три числа восьмеричной системы счисления перевести в десятичную систему счисления.
Первое число это - день, второе число- месяц, и третье- год
34 14 3605 (Слайд 26)
Решение:
34=3*81+4*80=28
14=1*81+4*80=12
3605=3*83+6*82+0*81+5*80=1925
Ответ: 28 декабря 1925 год
Стии:
(Слайд 28)
Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.
Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер вдаль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть.
Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.
*****
(Слайд 29)
Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер вдаль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть.
Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.
Молодцы, ребята! Сегодня вы отлично справились со всеми заданиями по информатике и обогатили свои литературные знания, приобрели навык работы с числами в различных системах счисления и узнали о творчестве замечательного поэта.
3. Подведение итогов урока.
Отмечаем лучшие работы, если работа не доделана, продолжаем на следующем уроке или во внеурочное время. Выставляются оценки за работу.
Есенин – визитная карточка России. Его стихи находят живой отклик в наших душах. Все прочувствованное им, прожитое за короткую жизнь, он превратил в шедевры поэзии. Он воспел землю, плененный ею, воспел любовь, как счастье, и счастье, как любовь.
Закончить урок хочется словами Сергея Есенина:
Цветите, юные, и здоровейте телом: У Вас иная жизнь. У Вас другой напев.
Звучит песня на стихи С.Есенина (“Не жалею, не зову, не плачу”.)