ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ИНФОРМАТИКИ И ОБЖ
ТЕМА: «Компьютер - враг или друг?»
Дата проведения: 12.04.2012 года
Цель: Привлечь внимание школьников к необходимости соблюдения правил работы за компьютером и проблеме компьютерной зависимости.
Задачи:
Повторить основные компоненты компьютера;
Расширить знания о видах мониторов ПК;
Информировать учащихся о пользе и вреде компьютера;
Разработать рекомендации для сохранения здоровья при работе за компьютером;
Дополнительные мероприятия: анкетирование одноклассников
Оборудование: компьютер, проектор, презентация Smart Notebook, карточки, карточки с дополнительным материалом, анкета
1 Этап. Организационный момент.
- Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему при встрече люди желают друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. К сожалению, обычно мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.
- Не секрет, что на состояние здоровья сильно влияет техника, и целью нашего урока является выяснение того, как уменьшить её вредное воздействие на организм.
И девизом нашего урока, я предлагаю сделать следующие слова:
«Нельзя допустить, чтобы за достижения цивилизации человек платил своим здоровьем!»
- Чтобы понять о чем пойдет речь, разгадайте загадку:
Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космос он летает,
И даёт прогноз погоды.
Миллионы вычислений
Может сделать за минуту.
Догадайся, что за гений?
Ну, конечно же – компьютер!
- Человек всегда старался в большей или меньшей степени облегчить свою жизнь, в том числе и в плане умственной деятельности, и это не так уж плохо. Ведь в процессе поиска появляются на свет замечательные изобретения.
- Одно из них – персональный компьютер. Без него невозможно представить себе современный мир, компьютеры проникли всюду. Поэтому, кроме умения читать и писать школьники должны осваивать еще одну разновидность грамотности – компьютерную.
2 Этап: Постановка цели урока.
- В нашем классе был проведен опрос (см. приложение), выяснилось, что учащиеся познакомились с компьютером в 7 лет, некоторые из нас проводят за компьютером и компьютерными играми до 5-х часов в день!
- И сегодня на уроке мы поговорим на тему «Компьютер - враг или друг?»
3 этап: Основная часть (работа в группах)
- Сегодня на уроке вы работаете в группах. Также на уроке присутствуют 3 эксперта: окулист, психотерапевт, терапевт.
- Проводя с компьютером, так много времени, все должны знать устройство компьютера, правила работы с ним, чтобы не навредить своему здоровью, работая за компьютером.
- На партах у вас лежат карточки с названиями устройств. Ваша задача собрать компьютер.
- Назовите устройства, которые вы выбрали (монитор, системный блок, клавиатура, мышь, акустические колонки, принтер).
- Теперь из этих карточек с названием устройств, отложите в сторону те, которые, по вашему мнению, влияют на состояние здоровья человека.
(монитор, системный блок).
Собираем компьютер на слайде.
- Как вы считаете, какая часть компьютера оказывает отрицательное воздействие на человека?
- Теперь давайте разберемся с вашим выбором.
- Посмотрите на экран, как вы считаете, как нужно расположить записанные пункты:
Вредно для зрения
Вредно для позвоночника
Вредно для кистей рук
Вредно для общего физического здоровья
Вредно для психики
Собираем порядок на слайде, анализируем.
Разгадайте загадку:
Словно смелый капитан!
А на нем - горит экран.
Яркой радугой он дышит,
И на нем компьютер пишет
И рисует без запинки
Всевозможные картинки.
Наверху машины всей
Размещается ...
(Дисплей)
Посмотрите на слайд (сбор анаграммы).
- Какое устройство может сильно влиять на ухудшение зрения? (монитор)
- Как вы думаете, все ли мониторы одинаково опасны? (рассказ о видах мониторов).
Мониторы:
Мониторы с электронно-лучевой трубкой
Мониторы жидкокристаллические
Слушаем 1 эксперта:
Мелкая вибрация текста и мерцание экрана перегружает мышцы глаз, а это приводит к постепенному снижению остроты зрения. При работе с ПК частота моргания глазами снижается примерно втрое, из-за чего возникает частичное высыхание пленки слезной жидкости, являющееся причиной развития так называемого синдрома сухого глаза — это наиболее часто встречающееся заболевание людей, работающих за компьютером. Усталость, светобоязнь, резь, ощущение соринки в глазу, сопровождающееся зудом, жжением, раздражением и покраснением глаз, — все это симптомы синдрома сухого глаза.
У вас на партах имеется красная карточка с надписью РЕКОМЕНДАЦИИ:
И еще множество указаний.
Теперь ваша задача из списка выбрать рекомендации, которые помогли бы избежать нарушения зрения, и приклейте их на красную карту.
Рекомендации по снижению вреда для глаз:
Если вы или ваши дети всё ещё пользуетесь старым ЭЛТ монитором, похожим на телевизор, то есть смысл задуматься о покупке более современного.
Смотреть на монитор нужно с расстояния вытянутой руки, а его верхняя треть должна находится на уровне ваших глаз.
Каждый час делать перерывы
Делайте простейшую гимнастику для глаз: сначала 15 секунд смотрите на близкий предмет (например, на карандаш в руке), затем 15 секунд на удалённый (например в окно).
Сверка со слайдом.
Физминутка
Посмотрите на изображения, узнаете себя? Что вы можете сказать по этому поводу.
- А какой орган страдает, если мы не правильно сидим за партой или за компьютером?
- Что же происходит в действительности, давайте выслушаем эксперта?
Слушаем эксперта №2
Вредно для позвоночника.
Работая за компьютером, вы длительное время сидите в одной позе. Это приводит к постоянной нагрузке на одни группы мышц и к постоянному отсутствию её же, на других группах мышц. Отсутствие нагрузки на мышцы спины приводит к их деградации, а поскольку обмен веществ в позвоночнике происходит с их помощью, соответственно он тоже нарушается, в итоге происходит деградация (разрушение) межпозвонковых дисков - остеохондроз. Стоит так же заметить, что в положении сидя нагрузка на межпозвоковые диски намного больше, чем в положении стоя или лёжа. Таким образом, все эти негативные факторы могут вызвать появление грыжи межпозвонкового диска, а она может вызывать боли в голове, конечностях и внутренних органах, в зависимости от её локализации. В детском или юношеском возрасте, когда позвоночник ещё не окреп, постоянное нахождение за компьютером может привести к искривлениям позвоночника (сколиозу), но в том случае, если ребёнок не держит правильную осанку (как в школе за партой).
Вредно для кистей рук
Покалывание, онемение, дрожь в пальцах рук, боль в запястье правой руки, управлявшей мышкой, — это не признаки переутомления или результат долгой работы. Все это — симптомы так называемого туннельного синдрома запястья, который сегодня встречается у большинства людей, работающих за компьютером. Длительные однообразные движения кистями и пальцами рук, а также их неправильное положение во время работы приводят к постоянному возникновению микротравм сосудисто-нервного пучка и окружающих тканей, что вызывает сдавливание нерва. При работе за компьютером нагрузка приходится не на всю руку, а на определенные мышцы, которые сначала гипертрофируются, а потом зажимают нерв. Нерв оказывается в ловушке — внутри него ухудшается кровообращение, что препятствует нормальному проведению нервных импульсов и вызывает сильную боль, отек и онемение пальцев.
Выбор рекомендаций из списка. Приклеивание на красную карту.
Сравнение выбранного со слайдом.
Физминутка
- Ну что же, мы немного отдохнули, а теперь продолжим?
Хотим мы этого или нет, но компьютер - это, то без чего уже нельзя представить современный мир. Хотя появился в нашей жизни он не так уж и давно. Люди с его помощью зарабатывают/тратят деньги, знакомятся, становятся знаменитыми, убивают время и т.д. Сложно утверждать, что он никак не влияет на нашу психику. Но насколько сильно компьютер влияет на нашу психику? На этот вопрос можно попробовать ответить самому. Отвечаете на листочках да/нет.
хорошее самочувствие за компьютером;
невозможность остановиться;
увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
пренебрежение семьей и друзьями;
ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
проблемы с учебой.
Если среди ваших ответов много «ДА», то стоит обратить внимание. Компьютерный мир постепенно вас заманит к себе, и вам понадобится помощь психиатра.
Опасными сигналами являются также: навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту; предвкушение следующего сеанса он-лайн; увеличение времени, проводимого он-лайн; увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.
Рекомендации.
Помните о том, что компьютер это всего лишь устройство, которое создано помогать человеку, а не порабощать его.
Чаще общайтесь в реальном мире, чем в виртуальном.
Делайте разгрузочные дни, когда вы живёте вообще без компьютера, телевизора и т.д. На самом деле так тоже можно жить. Хоть и не долго :) Но всё-таки от компьютера надо отдыхать - это факт. Главное отдыхать, а не находиться на улице и думать, быстрей бы к компьютеру - это уже диагноз.
Фраза из интернета: "Интернет, он не сближает. Это скопление одиночества. Мы вроде вместе, но каждый один. Иллюзия общения, иллюзия дружбы, иллюзия жизни...
Выбор рекомендаций из списка. Приклеивание на красную карту.
Игра:
Веселый тест.
Лопни шарик (убери неверную рекомендацию).
- И так, давайте подведем итог. Как нужно действовать, чтобы компьютер не стал для нас врагом?
- Закончить урок мы хотели бы таким стихотворением:
Не нужно бояться умных машин,
Ведь пользу большую несут они в жизнь.
"Лишь ты позаботься о личном здоровье", –
Такие компьютер нам ставит условия.
- Составленные памятки вы забираете с собой.
- Спасибо за урок!
Приложение 1.
Опросный лист к уроку: "Компьютер - враг или друг?"
№ | Вопрос | Да | Нет |
1 | В каком возрасте ты познакомился с компьютером?
| | |
2 | Есть ли у тебя компьютер дома? | | |
3 | Сколько времени в день ты проводишь за компьютером? | | |
4 | Делаешь ли ты гимнастику для глаз? | | |
5 | Компьютер для тебя это возможность: - поиграть, отдохнуть - научиться чему-то новому - повысить качество своих знаний - общаться с друзьями | | |
6 | Возникает ли у тебя желание узнать на уроке больше, чем об этом говорится в учебнике? | | |
7 | Ты ищешь дополнительную информацию чаще всего: - в книгах, журналах, энциклопедиях - с помощью компьютера - спрашивая у взрослых | | |
8 | Хотел бы ты, чтобы компьютер на уроках использовался чаще? | | |
9 | Чему ты бы хотел научиться на компьютере: - рисовать - печатать тексты - играть в игры | | |