kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок информатики и ОБЖ «Компьютер - враг или друг?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок информатики и ОБЖ. Урок повторения пройденного материала по темам:

  1. Устройство компьютера
  2. Техника безопасности при работе за компьюрером
  3. Как влияет компьютер нра здоровье человека 

К уроку имеется интеактивная презентация 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок информатики ОБЖ»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ИНФОРМАТИКИ И ОБЖ


ТЕМА: «Компьютер - враг или друг?»

Дата проведения: 12.04.2012 года


Цель: Привлечь внимание школьников к необходимости соблюдения правил работы за компьютером и проблеме компьютерной зависимости.

 

Задачи: 

  • Повторить основные компоненты компьютера;

  • Расширить знания о видах мониторов ПК;

  • Информировать учащихся о пользе и вреде компьютера;

  • Разработать рекомендации для сохранения здоровья при работе за компьютером;

  • Дополнительные мероприятия: анкетирование одноклассников

Оборудование: компьютер, проектор, презентация Smart Notebook, карточки, карточки с дополнительным материалом, анкета

1 Этап. Организационный момент.

- Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему при встрече люди желают друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. К сожалению, обычно мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.

- Не секрет, что на состояние здоровья сильно влияет техника, и целью нашего урока является выяснение того, как уменьшить её вредное воздействие на организм.

И девизом нашего урока, я предлагаю сделать следующие слова:

«Нельзя допустить, чтобы за достижения цивилизации человек платил своим здоровьем!»

- Чтобы понять о чем пойдет речь, разгадайте загадку:             

Он рисует, он считает,

                    Проектирует заводы,

                    Даже в космос он летает,

                    И даёт прогноз погоды.

                    Миллионы вычислений

                    Может сделать за минуту.

                    Догадайся, что за гений?

                    Ну, конечно же – компьютер!

 - Человек всегда старался в большей или меньшей степени облегчить свою жизнь, в том числе и в плане умственной деятельности, и это не так уж плохо. Ведь в процессе поиска появляются на свет замечательные изобретения.

 

- Одно из них – персональный компьютер. Без него невозможно представить себе современный мир, компьютеры проникли всюду. Поэтому, кроме умения читать и писать школьники должны осваивать еще одну разновидность грамотности – компьютерную.


2 Этап: Постановка цели урока.

 

- В нашем классе был проведен опрос (см. приложение), выяснилось, что учащиеся познакомились с компьютером в 7 лет, некоторые из нас проводят за компьютером и компьютерными играми до 5-х часов в день!

- И сегодня на уроке мы поговорим на тему «Компьютер - враг или друг?»

 

3 этап: Основная часть (работа в группах)


- Сегодня на уроке вы работаете в группах. Также на уроке присутствуют 3 эксперта: окулист, психотерапевт, терапевт.

 - Проводя с компьютером, так много времени, все должны знать устройство компьютера, правила работы с ним, чтобы не навредить своему здоровью, работая за компьютером.

- На партах у вас лежат карточки с названиями устройств. Ваша задача собрать компьютер.

- Назовите устройства, которые вы выбрали (монитор, системный блок, клавиатура, мышь, акустические колонки, принтер).

- Теперь из этих карточек с названием устройств, отложите в сторону те, которые, по вашему мнению, влияют на состояние здоровья человека.

(монитор, системный блок).

Собираем компьютер на слайде.

- Как вы считаете, какая часть компьютера оказывает отрицательное воздействие на человека?

- Теперь давайте разберемся с вашим выбором.

- Посмотрите на экран, как вы считаете, как нужно расположить записанные пункты:

  1. Вредно для зрения

  2. Вредно для позвоночника

  3. Вредно для кистей рук

  4. Вредно для общего физического здоровья

  5. Вредно для психики

Собираем порядок на слайде, анализируем.

Разгадайте загадку:

Словно смелый капитан!
А на нем - горит экран.
Яркой радугой он дышит,
И на нем компьютер пишет
И рисует без запинки
Всевозможные картинки.
Наверху машины всей

Размещается ...

(Дисплей)

Посмотрите на слайд (сбор анаграммы).

- Какое устройство может сильно влиять на ухудшение зрения? (монитор)

- Как вы думаете, все ли мониторы одинаково опасны? (рассказ о видах мониторов).

Мониторы:

  1. Мониторы с электронно-лучевой трубкой

  2. Мониторы жидкокристаллические


Слушаем 1 эксперта:

Мелкая вибрация текста и мерцание экрана перегружает мышцы глаз, а это приводит к постепенному снижению остроты зрения. При работе с ПК частота моргания глазами снижается примерно втрое, из-за чего возникает частичное высыхание пленки слезной жидкости, являющееся причиной развития так называемого синдрома сухого глаза — это наиболее часто встречающееся заболевание людей, работающих за компьютером. Усталость, светобоязнь, резь, ощущение соринки в глазу, сопровождающееся зудом, жжением, раздражением и покраснением глаз, — все это симптомы синдрома сухого глаза.

У вас на партах имеется красная карточка с надписью РЕКОМЕНДАЦИИ:

И еще множество указаний.

Теперь ваша задача из списка выбрать рекомендации, которые помогли бы избежать нарушения зрения, и приклейте их на красную карту.

Рекомендации по снижению вреда для глаз:

  • Если вы или ваши дети всё ещё пользуетесь старым ЭЛТ монитором, похожим на телевизор, то есть смысл задуматься о покупке более современного.

  • Смотреть на монитор нужно с расстояния вытянутой руки, а его верхняя треть должна находится на уровне ваших глаз.

  • Каждый час делать перерывы

  • Делайте простейшую гимнастику для глаз: сначала 15 секунд смотрите на близкий предмет (например, на карандаш в руке), затем 15 секунд на удалённый (например в окно).

Сверка со слайдом.

Физминутка

Посмотрите на изображения, узнаете себя? Что вы можете сказать по этому поводу.

- А какой орган страдает, если мы не правильно сидим за партой или за компьютером?

- Что же происходит в действительности, давайте выслушаем эксперта?

Слушаем эксперта №2

Вредно для позвоночника.

Работая за компьютером, вы длительное время сидите в одной позе. Это приводит к постоянной нагрузке на одни группы мышц и к постоянному отсутствию её же, на других группах мышц. Отсутствие нагрузки на мышцы спины приводит к их деградации, а поскольку обмен веществ в позвоночнике происходит с их помощью, соответственно он тоже нарушается, в итоге происходит деградация (разрушение) межпозвонковых дисков - остеохондроз. Стоит так же заметить, что в положении сидя нагрузка на межпозвоковые диски намного больше, чем в положении стоя или лёжа. Таким образом, все эти негативные факторы могут вызвать появление грыжи межпозвонкового диска, а она может вызывать боли в голове, конечностях и внутренних органах, в зависимости от её локализации. В детском или юношеском возрасте, когда позвоночник ещё не окреп, постоянное нахождение за компьютером может привести к искривлениям позвоночника (сколиозу), но в том случае, если ребёнок не держит правильную осанку (как в школе за партой).

Вредно для кистей рук

Покалывание, онемение, дрожь в пальцах рук, боль в запястье правой руки, управлявшей мышкой, — это не признаки переутомления или результат долгой работы. Все это — симптомы так называемого туннельного синдрома запястья, который сегодня встречается у большинства людей, работающих за компьютером. Длительные однообразные движения кистями и пальцами рук, а также их неправильное положение во время работы приводят к постоянному возникновению микротравм сосудисто-нервного пучка и окружающих тканей, что вызывает сдавливание нерва.  При работе за компьютером нагрузка приходится не на всю руку, а на определенные мышцы, которые сначала гипертрофируются, а потом зажимают нерв. Нерв оказывается в ловушке — внутри него ухудшается кровообращение, что препятствует нормальному проведению нервных импульсов и вызывает сильную боль, отек и онемение пальцев.

Выбор рекомендаций из списка. Приклеивание на красную карту.

Сравнение выбранного со слайдом.

Физминутка

- Ну что же, мы немного отдохнули, а теперь продолжим?

Хотим мы этого или нет, но компьютер - это, то без чего уже нельзя представить современный мир. Хотя появился в нашей жизни он не так уж и давно. Люди с его помощью зарабатывают/тратят деньги, знакомятся, становятся знаменитыми, убивают время и т.д. Сложно утверждать, что он никак не влияет на нашу психику. Но насколько сильно компьютер влияет на нашу психику? На этот вопрос можно попробовать ответить самому. Отвечаете на листочках да/нет.

  • хорошее самочувствие за компьютером;

  • невозможность остановиться;

  • увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

  • пренебрежение семьей и друзьями;

  • ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;

  • проблемы с учебой.

Если среди ваших ответов много «ДА», то стоит обратить внимание. Компьютерный мир постепенно вас заманит к себе, и вам понадобится помощь психиатра.

Опасными сигналами являются также: навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту; предвкушение следующего сеанса он-лайн; увеличение времени, проводимого он-лайн; увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.

Рекомендации.

  • Помните о том, что компьютер это всего лишь устройство, которое создано помогать человеку, а не порабощать его.

  • Чаще общайтесь в реальном мире, чем в виртуальном.

  • Делайте разгрузочные дни, когда вы живёте вообще без компьютера, телевизора и т.д. На самом деле так тоже можно жить. Хоть и не долго :) Но всё-таки от компьютера надо отдыхать - это факт. Главное отдыхать, а не находиться на улице и думать, быстрей бы к компьютеру - это уже диагноз.

  • Фраза из интернета: "Интернет, он не сближает. Это скопление одиночества. Мы вроде вместе, но каждый один. Иллюзия общения, иллюзия дружбы, иллюзия жизни...

Выбор рекомендаций из списка. Приклеивание на красную карту.

Игра:

  1. Веселый тест.

  2. Лопни шарик (убери неверную рекомендацию).

- И так, давайте подведем итог. Как нужно действовать, чтобы компьютер не стал для нас врагом?

- Закончить урок мы хотели бы таким стихотворением:

Не нужно бояться умных машин,
Ведь пользу большую несут они в жизнь.
"Лишь ты позаботься о личном здоровье", –
Такие компьютер нам ставит условия.

- Составленные памятки вы забираете с собой.

- Спасибо за урок!



Приложение 1.


Опросный лист к уроку: "Компьютер - враг или друг?"

Вопрос

Да

Нет

1

В каком возрасте ты познакомился с компьютером?



2

Есть ли у тебя компьютер дома?



3

Сколько времени в день ты проводишь за компьютером?



4

Делаешь ли ты гимнастику для глаз?



5

Компьютер для тебя это возможность:

 

- поиграть, отдохнуть
- научиться чему-то новому
- повысить качество своих знаний
- общаться с друзьями



6

Возникает ли у тебя желание узнать на уроке больше, чем об этом говорится в учебнике?



7

Ты ищешь дополнительную информацию чаще всего:
- в книгах, журналах, энциклопедиях
- с помощью компьютера
- спрашивая у взрослых



8

Хотел бы ты, чтобы компьютер на уроках использовался чаще?



9

Чему ты бы хотел научиться на компьютере:
- рисовать
- печатать тексты
- играть в игры








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Интегрированный урок информатики и ОБЖ «Компьютер - враг или друг?»

Автор: Лисякова Алена Васильевна

Дата: 04.12.2014

Номер свидетельства: 139298


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства