Методическая разработка практического занятия по теме: «Моделирование на языке программирования» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта СПО.
В методической разработке практического занятия даны обоснования развивающего обучения, способствующие формирующие у студента знаний и умений по дисциплине.
На практическом занятии используются приемы, средства и методы обучения, активизирующие мыслительную деятельность, воспитывающие у студентов устойчивый познавательный интерес, а также умение осмысливать и применять имеющиеся знания в различной практической деятельности.
При изучении темы используются элементы беседы, самостоятельной работы, самостоятельное выполнение практических работ.
Методическая разработка практического занятия включает себя:
методическую разработку для преподавателя;
методическую разработку для самоподготовки студентов к практическому занятию;
методическую разработку практического занятия для студентов;
дидактический материал по данной теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Методическая разработка практического занятия по теме: «Моделирование на языке программирования» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта СПО.
В методической разработке практического занятия даны обоснования развивающего обучения, способствующие формирующие у студента знаний и умений по дисциплине.
На практическом занятии используются приемы, средства и методы обучения, активизирующие мыслительную деятельность, воспитывающие у студентов устойчивый познавательный интерес, а также умение осмысливать и применять имеющиеся знания в различной практической деятельности.
При изучении темы используются элементы беседы, самостоятельной работы, самостоятельное выполнение практических работ.
Методическая разработка практического занятия включает себя:
методическую разработку для преподавателя;
методическую разработку для самоподготовки студентов к практическому занятию;
методическую разработку практического занятия для студентов;
дидактический материал по данной теме.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ТЕМА: «Моделирование на языке программирования»
Цели занятия:
1. Дидактические:
формирование умений в соответствии с требованиями ФГОС: познакомиться с моделированием, отработать навыки работы по разработке и программированию задач на языке Visual Basic;
контроль и коррекция знаний по теме «Моделирование на языке программирования»;
2. Развивающие:
развивать способность осуществлять поиск информации, использовать информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности;
развивать способность организовывать свою деятельность, выбирать методы и способы решения поставленных задач;
развивать способность работать в команде;
развивать способность принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях.
3. Воспитательные:
воспитывать устойчивый интерес к своей будущей профессии;
воспитывать чувство ответственности за результаты своей работы, работы членов команды.
В соответствии с требованиями ФГОС:
Студенты должны знать:
основы моделирования;
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности.
Студенты должны уметь:
распознавать информационные процессы в различных системах;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Тип занятия: формирование умений
Вид занятия: практическое занятие
Методы обучения: инструктаж и самостоятельная работа, репродуктивный.
Метод контроля знаний: индивидуальный письменный опрос;
индивидуальный устный опрос.
Продолжительность занятия: 90 минут.
ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ТЕМЫ
1. Межпредметные связи
Обеспечивающие дисциплины
Обеспечиваемые дисциплины и МДК
Английский язык,
Основы латинского языка с медицинской терминологией
«Информатика»
«Информационные технологии»
МДК.03.01. Организация деятельности аптеки и её структурных подразделений
2. Внутрипредметные связи
Обеспечивающие темы
Обеспечиваемые темы
Построение разветвленных и циклических алгоритмов и их реализация на ПК.
Файловые системы.
Используемая литература:
Для студентов: конспект лекций №5, учебник
Для преподавателей:
Основная литература:
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 -классов/Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 511 с.: ил.
Ляхович В.Ф., Крамаров С.О. Основы информатики. Учебник/Ляхович В.Ф., Крамаров С.О.- Изд. 5-е. ростов н/Д: Феникс, 2012. – 704 с. (СПО)
Интернет ресурсы:
http://www.alleng.ru
http://informatika.na.by
http://metod-kopilka.ru
http://informatika.in.ua
http://www.metodika1.ucoz.ru
http://info.h16.ru/
Хронокарта занятия.
1
Организационный момент
2 минуты
2
Мотивация
3 минуты
3
Контроль исходного уровня знаний
20 минут
4
Методические инструкции
20 минут
5
Самостоятельная работа студентов по заданиям
Лабораторной работы № 2
40 минут
6
Подведение итогов занятия
3 минуты
7
Сообщение домашнего задания
2 минута
Характеристика отдельных элементов занятия
Содержание этапов занятия
Методическое обоснование
1. Организационный момент
Приветствие. Контроль внешнего вида студентов, отсутствующих студентов, готовности аудитории к занятию.
2. Постановка целей и задач. Создание мотивационного пространства
Преподаватель четко называет тему занятия, цель занятия, этапы занятия.
Совместно со студентами формируется значение и место данной темы в будущей профессии. Обращается внимание на то, что в будущей профессии любое действие нужно будет выполнять по четкому алгоритму, для достоверности результата.При создании мотивационного пространства используются межпредметные связи, показывается значение данной темы при изучении профессиональных модулей.
3. Контроль исходного уровня знаний
Используется тестовый опрос знаний по теоретическому курсу по теме «Построение разветвленных и циклических алгоритмов и их реализация на ПК» (Приложение 1)
4. Инструктаж к выполнению практической работы
Преподаватель совместно со студентами разбирают предстоящую практическую работу в соответствии с методическими указаниями. Преподаватель обращает внимание на наиболее сложные моменты, на соблюдение правил техники безопасности и санитарного режима при работе в компьютерном классе. (Приложение 2)
5. Выполнение практической работы
Студенты выполняют практическую работу в соответствии с методическими указаниями и рекомендациями, данными преподавателем. Преподаватель в процессе выполнения работы консультирует студентов, направляет их при возникновении затруднений. В процессе работы обращается особое внимание на соблюдение студентами правил техники безопасности и требований санитарного режима в компьютерном классе.
6. Подведение итогов занятия
Преподаватель обобщает результаты работы, достижение целей занятия, комментирует работу на занятии отдельных студентов и всей группы в целом. Выставление итоговых оценок интегративно с учётом вводного контроля, проделанной самостоятельной работы.
7. Сообщение домашнего задания
Преподаватель сообщает тему следующего занятия: «Файловые системы», дает рекомендации по подготовке к занятию.
Подготовка студентов к работе на занятии, быстрое включение в деловой режим, организация внимания всех студентов
Определение целей и задач занятия, создание мотивации учебно-познавательной деятельности. Психологическая подготовка студентов к учебной деятельности. Понимание студентами практической значимости темы, а так же осознанное выполнение практической работы
Выявление степени усвоения теоретических знаний, необходимых для выполнения практических заданий
Осознание предстоящей работы, формирование установки на ее качественное выполнение.
Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные задачи, происходит формирование общих компетенций.
Анализ и оценка успешности достижения цели и задач отдельными студентами и всей группой в целом, определение перспектив последующей работы.
Осознание студентами целей содержания и способов выполнения домашнего задания.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
ТЕМА: «Моделирование на языке программирования»
В соответствии с требованиями ФГОС:
Студенты должны знать:
основы моделирования;
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности.
Студенты должны уметь:
распознавать информационные процессы в различных системах;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Цели занятия:
формирование умений в соответствии с требованиями ФГОС: познакомиться с моделированием, отработать навыки работы по разработке и программированию задач на языке Visual Basic;
контроль и коррекция знаний по теме «Моделирование на языке программирования»;
формирование общих компетенций, необходимых будущему специалисту.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
Дайте определение алгоритма и приведите примеры.
2. Что такое алгоритмизация?
3. Приведите пример математического выражения и составьте алгоритм его решения.
4. Поясните на примерах свойства алгоритма.
5. Как вы понимаете свойство конечности алгоритма? Приведите примеры.
6. Как вы понимаете свойство массовости алгоритма? Приведите примеры.
7. Что такое линейный алгоритм? Приведите примеры.
8. Что такое циклический алгоритм? Приведите примеры.
9. Напишите циклический алгоритм и укажите в нем тело цикла.
10. Как происходит окончание циклического алгоритма?
11. Что такое разветвляющийся алгоритм? Приведите примеры.
12. Как в алгоритме записывается условие?
13. Как записывается полная форма разветвляющегося алгоритма?
14. Как записывается неполная форма разветвляющегося алгоритма? Приведите примеры.
15. Что такое вспомогательный алгоритм? Приведите примеры.
16. Зачем нужна блок-схема алгоритма?
Самостоятельная работа студента при подготовке к занятию
изучение информационного материала
работа с банком тестов
Литература: конспект лекций №5
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 -классов/Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 511 с.: ил.
Ляхович В.Ф., Крамаров С.О. Основы информатики. Учебник/Ляхович В.Ф., Крамаров С.О.- Изд. 5-е. ростов н/Д: Феникс, 2012. – 704 с. (СПО)
Интернет ресурсы:
http://www.alleng.ru
http://informatika.na.by
http://metod-kopilka.ru
http://informatika.in.ua
http://www.metodika1.ucoz.ru
http://info.h16.ru/
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ТЕМА: «Моделирование на языке программирования»
Время: 90 минут.
В соответствии с требованиями ФГОС:
Студенты должны знать:
основы моделирования;
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности.
Студенты должны уметь:
распознавать информационные процессы в различных системах;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Цели занятия:
формирование умений в соответствии с требованиями ФГОС: познакомиться с моделированием, отработать навыки работы по разработке и программированию задач на языке Visual Basic;
контроль и коррекция знаний по теме «Моделирование на языке программирования»;
формирование общих компетенций, необходимых будущему специалисту.
Этапы занятия
Организационный момент.
Входной контроль.
Инструктаж и самостоятельное выполнение практической работы.
Подведение итогов занятия.
Методические указания к выполнению практической работы
Ознакомиться с содержанием работы.
Изучить теоретические сведения.
Выполнить задания.
Ответить на контрольные вопросы.
Сформулировать и записать вывод о проделанной работе.
Содержание работы:
Составить программные коды к следующим задачам:
1. Изучение графических методов.
Private Sub Command1_Click()
Cls очищает экран
BackColor = RGB(0, 155, 255) окрашивает экран в синий цвет
Line (500, 1000)-(900, 100), QBColor(14) рисует линию
Line (1500, 1000)-(1900, 100), QBColor(11), B рисует
прямоугольник
Line (2500, 1000)-(2900, 100), QBColor(5), BF рисует
закрашенный прямоугольник
Circle (1200, 3000), 500, QBColor(12) рисует окружность
Circle (3200, 3000), 500, QBColor(12), , , 0.5 рисует эллипс
End Sub
2. Движение точки по окружности
Private Sub Command1_Click()
For k = 0 To 6.28 Step 0.02
x = 900 * Cos(k) + 1250
y = 900 * Sin(k) + 950
PSet (x, y), QBColor(12)
For a = 1 To 500000
Next a
Cls
Next k
End Sub
3. Движущийсяпрямоугольник
Private Sub Command1_Click()
Cls
For x = 1 To 5000
Line (x, 1000)-(x + 500, 100), QBColor(5), BF
For a = 1 To 500000
Next a
Cls
Next x
End Sub
4.Программа иллюстрирующая работу графических методов
Private Sub Command1_Click()
Cls
Rem Нарисуем линии цвета i
For i = 1 To 15
Line (500, 100 * i)-(900, 100 * i), QBColor(i)
Rem Задержка
For k = 1 To 1000000: Next k
Next i
Rem Нарисуем прямоугольники цвета i
For i = 1 To 15
Line (2000, 100 * i)-(2500, 100 * i + 80), QBColor(i), BF
1.Злоумышленник нарушил последовательность в алгоритме решения задачи определения значения функции, заданной формулой Y = 1 / (X - 7). Восстановите его. **** 1. Сообщить значение Y.;
2. Х 7? ;
3. Y = 1 / (X - 7).;
4. Сообщить, что на ноль делить нельзя! ;
5. Задать значение переменной Х..
- 5; 3; 1
- 5; 2; 3; 1; 4
- 5; 1; 2; 3; 4
+ 5; 2; 4; 3; 1
2.С помощью какой смысловой связки реализуется условие?
- повтори
- вопрос
+ если то иначе
- действие
3.Что называется алгоритмом?
+ понятное, точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату
- понятное, точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд
- команда выполнить последовательность операций
- понятное, точное предписание исполнителю выполнить последовательность команд
4.Назовите свойство алгоритма, которое требует завершения решения задачи за конечное число шагов..
+ результативность
- массовость
- точность
- понятность
5.Назовите исполнителя выполняющего работу по печатанию документа на принтере..
+ принтер
- человек
- клавиатура
- операционная система
6.Какие из ниже перечисленных наборов команд являются алгоритмами?
* 1. Круговорот воды в природе. ;
* 2. Поручение герою русской сказки "Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что". ;
* 3.
1) Умножить а на 2.
2) Сложить а с 5.
3) Полученный результат разделить на 3.
* 4.
а) Достать ключ.
б) Вставить ключ в замочную скважину.
в) Повернуть ключ два раза по часовой стрелке.
г) Вынуть ключ.
д) Открыть дверь..
- 1,2
+ 4
- 1,3
- 1,2,3
7.Назовите свойство алгоритма, которое определяет однозначное действие исполнителя..
- результативность
+ точность
- массовость
- понятность
8.Что такое система команд исполнителя?.
- клетчатое поле
- команды для исполнителя
- направо! налево! прямо! кругом!
+ перечень команд, который способен правильно понять и точно выполнить исполнитель
9.Что из ниже перечисленного является алгоритмом?
+ кулинарный рецепт
- расписание уроков
- телефонный справочник
- правила техники безопасности
10.Что такое исполнитель алгоритма?
- объект (или субъект), для которого пишется алгоритм
+ объект (или субъект), умеющий выполнять определённый набор действий
- компьютер
11.Какую команду следует записать в блок "ромб"?
- вывод данных
+ условие
- действие
- ввод данных
12.Какое условие должно быть соблюдено, при определении значения функции, заданной формулой Y = 1 / X?
+ x 0 (неравно)
- x = 0
- x 0
- x
13.Какая геометрическая фигура соответствует блоку "действие"?.
- ромб
- параллелограмм
- овал
+ прямоугольник
14.В алгоритме приготовления чая, представленного в словесной форме, злоумышленник стёр команду. Восстановите её.
а)Насыпать чайные листья.
б)Положить сахар по вкусу.
в)Перемешать..
- взять кружку для чая
- вскипятить воду
- попробовать чай на вкус
+ залить содержимое кипятком
15.Форма представления алгоритма с помощью геометрических фигур?
- язык программирования
- словесная
- алгоритмический язык
+ блок-схема
16.Какая геометрическая фигура соответствует блоку "начало/конец алгоритма"?
+ эллипс
- прямоугольник
- ромб
- параллелограмм
17.Какая геометрическая фигура соответствует блоку "ввод/вывод данных"?.
- эллипс
- прямоугольник
- ромб
+ параллелограмм
Приложение 2
Теоретический дополнительный материал
Дисплеи современных компьютеров могут работать как в алфавитно-цифровом, так и в графическом режимах, когда на экране можно изобразить произвольные графические объекты.
Существует набор графических методов (табл. )
Метод
Назначение
Circle
Рисует окружность
Cls
Очищает область вывода
Line
Рисует линии
PaintPicture
Рисует (загружает) изображение
Point
Возвращает цвет точки
Print
Выводит текст
Pset
Размещает точку
Цвет
Интенсивность красного
Интенсивность зеленого
Интенсивность синего
Черный
0
0
0
Белый
255
255
255
Красный
255
0
0
Зеленый
0
255
0
Синий
0
0
255
Бирюзовый
0
255
255
Пурпурный
255
0
255
Желтый
255
255
0
Серый
192
192
192
В графических методах используются функции вычисления цвета RGB и QBColor.
Функция RGB возвращает числовое представление цвета в соответствии с интенсивностью трех цветовых составляющих: R (Red – красный), G (Green – зеленый) и B (Blue – синий). Интенсивность этих трех основных цветов задается шкалой чисел от 0 до 255. Синтаксис этой функции такой: RGB (Red, Green, Blue).
Red – интенсивность красного цвета от 0 до 255;
Green – интенсивность зеленого цвета от 0 до 255;
Blue – интенсивность синего цвета от 0 до 255.
В табл. показаны часто используемые цвета, разложенные по интенсивности RGB-цветов.
Номер цвета
Цвет
0
Черный
1
Синий
2
Зеленый
3
Бирюзовый
4
Красный
5
Пурпурный
6
Желтый
7
Белый
8
Серый
9
Светло-синий (голубой)
10
Светло-зеленый (салатный)
11
Светло-бирюзовый
12
Светло-красный (алый)
13
Светло-пурпурный
14
Светло-желтый
15
Ярко-белый
Например, чтобы установить фон формы бирюзовым, необходимо присвоить свойству BackColor формы следующие значения: Form.BackColor = RGB (0,255,255).
Для удобства работы со стандартными цветами используется функция QBColor, которая возвращает числовое представление одного из 16 цветов, показанных в таблице..
Синтаксис данной этой функции: QBColor (NumberColor), где NumberColor – числовое значение (номер цвета). Для того, чтобы установить для формы цвет фона, достаточно написать следующий код: Form.BackColor = QBColor (3)
Метод Circle используется следующим образом:
Circle (x,y), radius, [color, start, end, aspect]
x, y – числа, определяющие координаты центра окружности, дуги или эллипса;
radius – число, определяющее радиус окружности, дуги или эллипса;
color – значение, задающее цвет линии;
start, end – при рисовании дуги или эллипса задает позицию начала и конца дуги в радианах: от 2 до - 2 радиан;
aspect – задает коэффициент «эллептичности» окружности. По умолчанию этот коэффициент равен 1.
Метод Line используется следующим образом:
Line (x1,y1) - (x2,y2), [color], [B], [F]
x1, y1 – координаты начала линии;
Step – ключ, определяющий привязку координат конца линии к началу;
x2, y2 – координаты конца линии;
color –значение, задающее цвет линии;
B – задает рисование прямоугольника, при этом координаты означают координаты левого верхнего и правого нижнего углов;
F – задает заполнение прямоугольника цветом линии рисования
Метод Pset используется следующим образом:Pset (x,y), color
x, y – координаты точки на объекте;
color – цвет точки в палитре RGB. Если параметр не указан, то используется свойство ForeColor объекта.
Метод Point используется следующим образом: Point (x,y)