Цель урока: формирование представления о взаимодействии пользователя с операционной системой и приложениями с помощью графического интерфейса
формирование знания о графическом интерфейсе программ;
формирование представление о диалоговых окнах;
формирование знания о структуре окон папок и приложений;
формирование знания о контекстном меню;
формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, т.е. собирать и обрабатывать информацию;
формирование самостоятельности и ответственности при изучении нового материала;
закрепление знаний об операционной системе;
закрепление знаний о прикладном программном обеспечении;
развитие способности и готовности к самообразованию;
развитие мотивации к учебной деятельности;
формирование компьютерной грамотности и информационной культуры.
Содержание урока. Методы и приемы работы | Способ организации деятельности учащихся |
Постановка цели: Здравствуйте дети, садитесь. Кто у нас сегодня отсутствует? Итак, сегодня мы с вами начинаем новую тему, которая называется «Графический интерфейс операционной системы и приложений». Мы с вами закрепим знания о том, что такое операционная система, для чего она нужна. Также подробно поговорим о графическом интерфейсе, как компьютер взаимодействует с пользователем. | Слушают учителя |
Актуализация знаний: Но сначала давайте повторим, что мы прошли на прошлых уроках. В чем измеряется информация? Какой минимальный объем информации? Как компьютер «видит» информацию? Что такое данные? Что такое программа? Какие типы персональных компьютеров вы помните? Что такое файл? Что такое файловая система? Что такое ПО компьютера? На какие группы делится ПО? Что такое операционная система? Каковы ее основные функции? | Слушают учителя, отвечают на вопросы |
Изучение нового материала (объяснение): Хорошо, запишите новую тему «Графический интерфейс операционных систем и приложений». В настоящее время операционные системы и приложения предоставляют пользователю возможность доступа к ресурсам компьютера с использованием графического интерфейса. Графический интерфейс представляет собой совокупность диалоговых окон с элементами управления, окон папок и приложений, содержащих меню, контекстных меню объектов графического интерфейса (окон, значков дисков, папок, файлов и т. д.). Графический интерфейс позволяет осуществить взаимодействие человека с компьютером в форме диалога с использованием окон и меню. Пользователь может осуществлять одиночные или двойные щелчки левой и правой кнопками мыши по объектам графического интерфейса. В результате операционная система будет выполнять определенные действия: запуск программ, операции над файлами и т. д. | Записывают новую тему, слушают учителя, отвечают на вопросы, записывают определение |
Пользователь общается с системой с помощью диалоговых окон. Диалоговые окна могут включать несколько вкладок, переключение между которыми осуществляется щелчком мышью по их названиям. На вкладках размещаются разнообразные элементы управления, некоторые из них перечислены ниже: щелчок по кнопке обеспечивает выполнение того или иного действия, а надпись на кнопке поясняет ее назначение; в текстовое поле можно ввести последовательность символов; раскрывающийся список (выкидное меню) представляет собой набор значений и выглядит как текстовое поле, снабженное кнопкой с направленной вниз стрелочкой; счетчик представляет собой пару стрелок, которые позволяют увеличивать или уменьшать значение в связанном с ними поле; флажки обеспечивают присваивание какому-либо параметру определенного значения и могут располагаться как группами, так и поодиночке. Флажки имеют форму квадратика, когда флажок установлен, в нем присутствует «галочка» ; переключатели служат для выбора одного из взаимоисключающих вариантов, варианты выбора представлены в форме маленьких белых кружков. Выбранный вариант обозначается точкой внутри кружка; ползунок позволяет плавно изменять значение какого-либо параметра. | Слушают учителя, записывают в тетрадь |
Окна папок и приложений во многом идентичны в операционных системах Windows и Linux. Окна папок содержат: рабочую область — это внутренняя часть окна, в которой производится работа с дисками, папками и файлами; заголовок окна — это строка под верхней границей окна, содержащая название окна; кнопки управления состоянием окна — кнопки справа в строке заголовка, позволяют развернуть, свернуть или закрыть окно; меню окна — располагается под заголовком, представляет собой перечень тематически сгруппированных команд. Вызывается клавишей Alt; панель инструментов — располагается под строкой меню, представляет собой набор кнопок, который обеспечивает быстрый доступ к наиболее важным и часто используемым пунктам меню окна; поле адреса (проводник) — располагается под панелью инструментов, позволяет ввести путь к папке или файлу; список папок — располагается в левой части окна, позволяет быстро переходить от папки к папке; границы — рамка, ограничивающая окно с четырех сторон. Размеры окна можно изменять, ухватив и перемещая границу мышью; полосы прокрутки — появляются, если содержимое окна имеет больший размер, чем рабочая область окна, позволяют перемещать содержимое окна по вертикали или горизонтали. | Слушают учителя, записывают в тетрадь, отвечают на вопросы |
Контекстное меню позволяет ознакомиться с свойствами папок, файлов и дисков, а также выполнить над этими объектами различные действия. | Слушают учителя, отвечают на вопросы |
| |
Подведение итогов: Итак, давайте вместе подведем итоги, что же мы сегодня изучили. *домашнее задание (§ 1.5 стр.40-43)* | Слушают учителя, записывают домашнее задание |