На уроке обучающиеся познакомятся с понятиями файл, папка, файловая система, имя файла, путь к файлу, научатся составлять дерево файловой системы, отслеживать путь по файловой системе. Научатся определять путь к файлу, определять имена файлов по маске.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Файлы и файловая система»
Методическая разработка
открытого урока
7 класс
Тема: «Файлы и файловая система»
Разработала: учитель информатики
Муханова Л. А.
Санкт-Петербург
2024
Цели урока
Обучающая:
познакомить с понятиями файл, имя файла, путь к файлу, маска имени файла, папка, файловая система.
Развивающая:
научить составлять дерево файловой системы, корректировать, отслеживать путь по файловой системе;
развивать умение контроля и самоконтроля, умение выделять главное.
Воспитательная:
воспитание информационной культуры учащихся, любознательности, самостоятельности.
Оборудование:
компьютер;
мультимедийный проектор и экран;
презентация.
Ход урока
Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятиями файл, папка, файловая система, имя файла, путь к файлу, научитесь составлять дерево файловой системы, отслеживать путь по файловой системе. Но в начале урока повторим основные характеристики устройств долговременной памяти.
Повторение
Давайте вспомним, где в компьютере хранится информация? (в долговременной (внешней) памяти).
Назовите основные характеристики долговременной памяти (максимальная информационная емкость и опасные воздействия), заполнив таблицу (в тетради).
Тип устройства
Максимальная информационная емкость
Опасные воздействия
Гибкий магнитный диск
1,44 Мбайт
Нагревание, сильные магнитные поля
Жесткий магнитный диск
3 Тбайт
Удары
CD-диск
700 Мбайт
Царапины
DVD-диск
4,7 Гб - 8Гб
Царапины
Flash-диск
1 Тбайт
Неправильное отключение
Изучение нового материала.
1).Файл.Имя файла.
В качестве разминки выполните задание из РЭШ.
Разгадайте ребус, изображённый на рисунке, и узнайте тему сегодняшнего урока.
Это слово файл. Оно имеет два значения. Первое: файлы, находящиеся в скоросшивателях или папках, как мы их называем, в которых хранятся документы, распечатанные на принтере. Второе: файл, созданный на компьютере. Сегодня на уроке мы узнаем, что такое компьютерный файл, как он выглядит, как создаётся, какое имя может иметь, какие операции можно совершать с файлами.
Итак, все программы и данные хранятся в долговременной (внешней) памяти компьютера в виде файлов. Любому пользователю, работающему на компьютере, приходится иметь дело с файлами. И на этом уроке мы рассмотрим, что такое файлы и файловые системы.
Файл – это программа или данные, имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти. (Определение записывается в тетрадь)
Имя файла состоит из двух частей, разделённых точкой: собственно имени файла и расширения (типа файла). Имя файлу дает пользователь, а расширение или тип файла задается той программой, в которой он создается.
Имя файла может иметь до 255 символов, причем допускается использование русского алфавита и пробелов.
По типу файла можно судить о том, какого вида данные в нём содержатся: текст, графика, звук или программа.
Файлы бывают следующих видов:
исполняемые – файлы, которые запускает программу, имеют расширение exe, com, bat;
системные – файлы, которые имеют расширение sys, drv;
файлы данных – файлы, в которых хранится информация, имеют расширения txt и doc (текстовые файлы), bmp, jpg, gif (графические файлы), wav, mp3 (звуковые файлы), zip, rar (архивные файлы) и др.
Символы, которые не может содержать имя файла:
/; \; :; *; ?; « »; ; |.
Задание 1.
Тип файла. Заполните пропуски в таблице.
Тип файла
Пример расширения
Графический
html
Архив
avi
rar Видеофайл jpeg Web-страница
Задание 2.
Выберите правильные варианты ответа. Какие символы запрещается указывать в имени файла?
?
!
«
,
*
Путь к файлу – это последовательность, состоящая из имен каталогов, начиная от корневого и заканчивая тем, в котором непосредственно хранится файл.
Для того чтобы на диске можно было хранить файлы, диск должен быть предварительно отформатирован. Что такое форматирование? Наверное, кто-то из вас об этом слышал?
Форматирование – это процесс разметки диска, когда на диске выделяются концентрические дорожки, которые в свою очередь, делятся на секторы. Каждой дорожке и каждому сектору присваивается свой порядковый номер.
В процессе форматирования диск разбивается на две области: область хранения файлов и каталог.
При форматировании вся информация, находящаяся на носителе информации, удаляется. Таким образом, после форматирования на диске не остаётся никаких файлов, хотя при некоторых условиях их и можно частично восстановить.
Существует два вида форматирования дисков: полное и быстрое.
Полное форматирование разбивает диск на дорожки и секторы, поэтому все хранившиеся на диске файлы уничтожаются.
Быстрое форматирование производит лишь очистку каталога диска (стирает имена файлов). Сами файлы сохраняются, и существует возможность их восстановления.
2). Каталог.
Каталог (папка) – это поименованная совокупность файлов и подкаталогов (вложенных каталогов).
Каталог, записанный в другой каталог иногда называют подкаталогом.
Каталог (папка), который не вложен в другой, называется корневым. Это каталог самого верхнего уровня.
Каталоги — это папки, которым соответствует некоторое место в файловой системе.
Задание 3.
Выберите верный ответ. Сколько папок хранится на диске E?
Е:\
Рыбы.xls
ОНЕЖСКОЕ
Кольчатая нерпа.doc
ЛАДОЖСКОЕ
Голомянка.bmp
РЫБЫ
БАЙКАЛ
Омуль.jpeg
Таймень.tif
Ответы:
5
4
9
3).Файловая система.
На каждом носителе информации (гибком, жестком или лазерном диске) может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется установленной файловой системой.
Файловая система – это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними. Каждый диск имеет логическое имя, обозначается латинской буквой со знаком двоеточия: А:, В: – гибкие диски, С:, D:, Е: – жесткие, оптические диски.
Папка (каталог) верхнего уровня для диска является корневой папкой или каталогом,которая обозначается добавлением к имени диска наклоненной влево косой чертой \ (обратного слеша), например С:\.
Файловые структуры бывают одноуровневыми и многоуровневыми (иерархическими).
Рассмотрим диск, на котором записаны одни файлы (продемонстрировать). Такая система расположения файлов называется одноуровневой(одноуровневая файловая система – это простая последовательность файлов).
Примеры одноуровневой файловой системы:
Многоуровневая (иерархическая) система представляет собой систему вложенных папок. В каждой папке могут храниться папки нижнего уровня и файлы.
Для того чтобы найти файл в иерархической файловой структуре необходимо указать путь к файлу.Путь к файлу в ОС Windows начинается с логического имени диска, затем записывается последовательность имён вложенных друг в друга папок, в последней из которых содержится нужный файл. Имена диска и папок записываются через разделитель \.
Е: \изображения\фото\Катунь.jpeg
Путь к файлу вместе с именем файла называют полным именем файла.
Задание 4.
Саша работал в каталоге:
D:\УРОКИ\ИНФОРМАТИКА\ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.
Он поднялся на два уровня вверх, затем спустился в подкаталог АЛГЕБРА и создал в нём файл Квур.txt.
Каково полное имя файла, который создал Саша?
Выберите правильный ответ, указывающий полное имя файла:
C:\basic\prog123.bas;
basic\C:\ prog123.bas;
prog123.bas \C:\ basic.
Как называются файлы, изображённые на картинке?
Файловый менеджер– программа, предназначенная для работы пользователя с файловой системой и файлами. позволяющая выполнять следующие операции с файлами:
создание
открытие/проигрывание/просмотр
перемещение
переименование
копирование
удаление
поиск и др.
Маска имени файла – последовательность букв, цифр и прочих допустимых в именах файлов символов, в том числе:
? (вопросительный знак) – означает ровно один произвольный символ;
* (звездочка) – означает любую (в том числе и пустую) последовательность символов произвольной длины.
Задание 5.
Из перечня имён выберите те, которые удовлетворяют маске ?l*ck.*t?
click.txt
blocker.htm
black.ppt
blocker.html
black.ppt
clock.tt
Укажите, какое из указанных ниже имён файлов удовлетворяют маске ?ese*ie.?t*
seseie.ttx
esenie.ttx
eseie.xt
sesenie.txt
Рефлексия и подведение итогов урока.
Оцените сегодняшний урок, ответив на вопросы в тетради: 0 – нет, 1 – да.
Вопросы:
Вам было интересно на уроке?
Был ли доступен изучавшийся материал?
Вы его поняли?
Сложно ли было определять свойства объектов файловой системы?
Научились ли вы упорядочивать содержимое папки – файлы и вложенные папки?
Готовы ли вы на следующих уроках применить сегодняшний материал на практике?